Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-методологическоеизучение и эмпирический анализ проблем становления системы государственного военного образования в России.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Определить теоретико-методологические основы изучения системы государственного военного образования.
2. Провести изучение и анализ системы высшего военного образования: определить институциональное положение системы, провести исторический анализ развития системы, определить функциональную структуру системы в разные периоды становления, состав и базовые социально-ценностные ориентации, провести типологический анализ режима управления в системе военного образования в разные периоды истории страны.
Таким образом, в СССР сформировалась трехуровневая система военного образования.
На первом уровне находилось военное училище, по гражданской классификации вуз – образовательное учреждение высшего профессионального образования. Оно давало фундаментальные знания посредством факультетов и кафедр по одной основной специальности (командная – тактическая) и одной профильной (в отличие от института) гражданской специальности (инженер по эксплуатации или переводчик, или юрист).
Второй уровень – это военная академия, по гражданской классификации – университет, высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу специальностей (не менее семи направлений). Военная академия давала фундаментальные высшие военные знания в течение трёх лет по нескольким специальностям (командная – оперативно-штабная), готовя специалистов командного и штабного профиля.
Третий уровень – Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. По гражданской квалификации – академия, специализирующаяся на подготовке кадров в рамках одного направления. И в советское, и в постсоветское время ВАГШ в течение двух лет готовила элиту для армии и флота, а также государственных структур. В эту категорию входили генералы от всех силовых структур, старшие офицеры Генштаба, военные дипломаты и гражданские руководители регионов, министерств и ведомств. [4]
На сегодняшний день военное образование в Российской Федерации представляет собой трёхступенчатую систему получения среднего общего и высшего профессионального образования. Подготовка учащихся по стандартам среднего общего образования производится в кадетских корпусах и училищах, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах. В них проходят обучения учащиеся школьного возраста в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования с профессиональной ориентацией по военно-учетным специальностям.
В настоящее время в Российской Федерации действуют 8 суворовских училищ, 7 кадетских корпусов, два кадетских училища, а также пансион воспитанниц Министерства обороны. В этих учебных заведениях осуществляется подготовка к поступлению в высшие учебные заведения. Военные высшие учебные заведения в России условно делятся на две основных категории.
К первой категории относятся училища и академии, выпускникам которых присваивается первичное воинское звание «лейтенант». Поступление в эти учебные заведения возможно при получении среднего (полного) общего образования в школе или в военных учебных заведениях среднего общего образования. Продолжительность обучения в этих учебных заведениях составляет в большинстве случаев 5 лет. [10]
Ко второй категории относятся те академии, к обучению в которых допускаются офицеры с минимальной выслугой. Для поступления в них также необходимо пройти вступительные испытания, а также иметь положительную рекомендацию командования. Продолжительность обучения в них варьируется от 2 до 3 лет, существует возрастной ценз для поступающих. К таким учебным заведениям относятся:
- Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляет подготовку офицеров командного и инженерного профилей для общевойсковых частей и соединений и для других родов войск и специальных войск;
- Военно-дипломатическая академия осуществляет подготовку офицеров военной разведки;
- Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации — высшее военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку и повышение квалификации старших и высших офицеров Вооружённых Сил.