Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-методологическоеизучение и эмпирический анализ проблем становления системы государственного военного образования в России.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Определить теоретико-методологические основы изучения системы государственного военного образования.
2. Провести изучение и анализ системы высшего военного образования: определить институциональное положение системы, провести исторический анализ развития системы, определить функциональную структуру системы в разные периоды становления, состав и базовые социально-ценностные ориентации, провести типологический анализ режима управления в системе военного образования в разные периоды истории страны.
Все это подготовило базу для
дальнейшего развития высшего военного
образования в последующие
Николай I, обеспокоенный восстанием декабристов, не только жестоко расправился с ними, но и принял некоторые упреждающие меры, в частности отдал распоряжение о приведении к присяге на верноподданство кадет.
В России появилась первая военная академия сухопутных войск — академия генерального штаба. Это обстоятельство наложило свой отпечаток и на всю систему военного образования в России. В основу совершенствования системы военно-учебных заведений была положена идея необходимости придания единого начала обучению воспитанников данных учреждений.
С этой целью 9 апреля 1830 года учреждаются «Общие положения» и «Устав всех военно-учебных заведений 2-го класса». Цель создания военно-учебных заведений, указывалось в «Положении», заключается в том, чтобы «дать юному российскому дворянству приличное званию сему воспитание».
Военные учебные заведения разделялись на три класса:
1 класс
— губернские кадетские
2 класс
— Пажеский, 1-й, 2-й, Павловский, 1-й
Московский кадетские корпуса
и Школа гвардейских
3 класс — Артиллерийское и Инженерное училище и Морской кадетский корпус.
Согласно классу, устанавливались привилегии при выборе вакансий, а также льготы по финансированию и набору кадров.
21 мая
1830 года был восстановлен «Совет
о военно-учебных заведениях»,
учрежденный еще 29 марта 1805 года,
но затем упраздненный. А в
1832 году состоялось учреждение
Штаба по управлению военно-
В новом уставе указывались педагогические средства, которые рекомендовалось применять в деле образования кадетов. К поощрительным мерам устав относил: оценку нравственного достоинства воспитанников числом баллов за поведение; производство лучших воспитанников в унтер-офицеры и фельдфебели по окончании курса награждение офицерскими чинами; занесение имен и фамилий отличнейших воспитанников по выпуску в особую книгу; выдача похвальных листов, подарков, математических инструментов и т.д. Но особое значение обращалось на применение системы наказаний. Среди них: замечания и выговоры; стояние у классной доски или за штрафным столом; лишение права играть с товарищами и участвовать в прогулках; лишение одного или двух блюд за обедом; лишение права на отпуск; лишение темляка во время исполнения должности; арест на хлеб и воду; снятие погон; помещение имени виновного кадета на черную доску в классе; надевание серой, из толстого сукна, куртки, вместо кафтана; телесное наказание; выпуск из корпуса нижними чинами в армию. [12]
После вступления на престол Александра
II начальником над военно-
В октябре 1862 года Александр II утвердил основные положения будущей реформы. Дадим краткую характеристику новым типам военно-учебных заведений. [12]
Военные прогимназии. Они пришли на смену военно-начальным школам и имели 4-х летний срок обучения. В учебный план этого заведения входили: закон божий, русский язык, арифметика, начальная алгебра, низшая геометрия, черчение, история, география и рисование. Они готовили кадры для поступления в юнкерские училища в основном из недворянского контингента. По состоянию на 1870-1871 учебный год в России насчитывалось 10 прогимназий, рассчитанных на 3 тыс. учащихся.
Военные гимназии. Они организовывались за счет ликвидации кадетских корпусов. Гимназии имели подготовительный и 6 основных классов на 416 воспитанников. По сравнению с кадетскими корпусами, это заведение получило большую общеобразовательную программу и избавилось от изнуряющей строевой подготовки.
Военные училища. После преобразования кадетских корпусов в военные гимназии, их специальные классы были сведены в военные училища. К числу первых таких училищ принадлежат 1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Затем количество военных училищ увеличилось. Каждое пехотное училище было рассчитано на 800 юнкеров, а кавалерийское — на 250. Срок обучения — 2 года.
Помимо названных военно-
Другими словами, именно в этот период сложилась целостная система высшего военного образования.
Начало царствования Александра III связано с тем, что он принял на себя звание шефа Павловского и Александровского корпусов, подчеркнув тем самым значение системы подготовки офицеров. Приказом от 22 июля 1882 года были восстановлены кадетские корпуса. Данные преобразования сопровождались упразднением Педагогических курсов при 2-ой Петербургской военной гимназии и Учительской семинарии при военном ведомстве, что, естественно, имело негативные последствия для подготовки офицерских кадров.
Последний царь из династии Романовых, Николай II, находился у власти 23 года. К вступлению на престол его готовили основательно. В возрасте 9 лет престолонаследник приступил к организованному для него обучению на дому. В педагогическую коллегию вошли Н. Х. Бунге (преподавал статистику и политическую экономию), Г.А. Леер (история войн), О. Э. Штубендорф (топография), Н.Н. Бекетов (химия), Ц.А. Кюи (фортификация), А.В. Пузыревский, К.П. Победоносцев, Г.Г. Данилович. [15]
Выдающимся деятелем в области теории тактики во второй половине XIX века стал генерал М.И. Драгомиров. Его по праву считают создателем военной педагогики как науки. Взор Драгомирова был устремлен и на систему военно-учебных заведений. Он считал, что офицеры, выпускаемые из них, должны удовлетворять следующим требованиям:
1) быть
преданными Родине до
2) быть высокодисциплинированными, крепко верить в святость приказания;
3) быть
храбрым, решительным,
4) иметь чувство взаимной выручки;
5) любить военное дело, быть искренне преданным ему.
К сожалению, мысли и идеи генерала Драгомирова не нашли в полной мере благодатную почву: система царизма не приняла их.
С первых дней советской власти партия взяла под свой контроль все сферы жизни страны Под ее руководством и непосредственном участии немедленно были предприняты и необходимые меры в области военного дела. Среди них:
- ликвидация (или реорганизация) органов военного управления царской армией в центре и на местах, смещение реакционных военачальников и чиновников военного ведомства, замена их преданными революции людьми;
- демократизация старой армии, ее разоружение и демобилизация личного состава;
- укрепление Красной гвардии
и принятие мер по созданию
новой массовой армии
- осуществление системы мер, направленных на обеспечение армии и флота командными кадрами;
- введение института военных комиссаров и др.
Сразу же после 14 ноября 1917 года Н. И. Подвойский издал приказ по военному ведомству "О прекращении производства в офицеры", согласно которому закрывались все военно-учебные заведения, а юнкера откомандировывались в запасные полки. Кроме стационарных курсов, находившихся в ведении ГУВУЗа, Красная Армия в годы гражданской войны готовила командные кадры во фронтовых, армейских и дивизионных школах. На 14 декабря 1919 года приходится образование Учительского института Красной Армии имени Н. Г. Толмачева, преобразованной впоследствии в уникальное высшее военно-учебное заведение - Военно-политическую академию. [5]
Другими словами, в период гражданской войны закладывались основы советской системы военных школ. Знаменательным событием в военно-учебном строительстве было создание в конце 1920 года Высшего академического военно-педагогического совета (ВАВПС). Согласно приказа РВСР от 19 августа 1920 г. N1591 ВАВПС начал заниматься объединением и согласованием работы военных академий. Но впоследствии он распространил свою деятельность на все военно-учебные заведения.
Для разработки всех директив ВАВПС при нем был учрежден Малый академический совет (МАС) в составе председателя и членов-представителей ГУВУЗа, Полевого штаба, Всероглавштаба, академий и высших школ. Результатом работы MAC явился доклад о системе военного образования, который после его обсуждения ВАВПС был утвержден. Согласно этому докладу все военно-учебные заведения делились на три ступени.
Школы 1-ой ступени. Их задачи заключались в том, чтобы дать обучаемым:
а) общую теоретическую
б) основательное знакомство
в) полную практическую
Школы 2-ой ступени были разбиты на две категории: школы усовершенствования в специальности своего рода войск и школы усовершенствования во всех областях военного знания. Они имели задачей:
а) усовершенствование во всех областях военных знаний, не обходимое для самостоятельного руководства техническим соединением из трех родов оружия;
б) практическое умение
в) усовершенствование в
Школы 3-ей ступени. Их задача заключалась в том, чтобы:
а) дать высшую военную
б) дать высшую специализацию
в технических знаниях
в) вести научную разработку военных и военно-технических вопросов и подготовлять кадр ученых всех специальностей.
Именно во второй половине 20-х - начале 30-х годов складывается так называемая "сталинская педагогика", т.е. та отрасль педагогической науки, которая была призвана обслуживать интересы культа личности Сталина. Все это нужно было "вождю" для того, чтобы сформировать такую серую массу, которая бы безропотно подчинялась его указаниям, не роптала и жила надежной получить "пропуск" в "светлое будущее".
К началу 1941 года высший и старший начсостав готовился в 16 военных академиях и 10 военных факультетах при гражданских вузах. Кадры среднего начсостава готовили 63 сухопутных училища, 32 летные и летно-технические и 14 военно-морских училищ. Сразу после победы в апреле 1945 г. началось формирование Военно-педагогического института Советской Армии, произошло совершенствование сети военных академий и военных училищ. Всего к 1954 г. было вновь сформировано 32 высших военно-учебных заведения, в том числе 4 академии. Число слушателей и курсантов в них возросло вдвое. В военных учебных заведениях произошли значительные качественные изменения. Важными среди них были:
а) повышение удельного веса высших военно-учебных заведений инженерно-технического профиля;
б) увеличение доли высших
в) значительное расширение сети заочного военного обучения;
г) создание ряда военно-
Если до 1947 года учебные планы и программы разрабатывались для каждого набора отдельно, то с 1947 г. военные академии перешли к разработке стабильных учебных планов и программ. Они проходили войсковую экспертизу. [10]
Период, именуемый "застоем", знаменателен рождением "новой" педагогики - "брежневской". Главная задача названной "педагогики" заключалась в обеспечении застоя, т.е. такой системы общественных и экономических отношений, которые бы позволяли правящим силам (элите) безраздельно пользоваться присвоенными благами и привилегиями, предоставляя народу "право" обеспечивать их процветание своим трудом.