Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.
Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.
Заключение…
Список литературы………
ФГБОУ ВПО « Дагестанский государственный педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
Атаева Дженнет Ильмутдиновна
Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
(на базе гимназии №4 и школы-интернат слабослышащих детей).
Магистерская диссертация
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент Даудова Д.М.
Работа допущена к защите __________
Заведующий кафедрой __________
Дата представления __________
Дата защиты
Оценка __________
Махачкала 2012г.
Содержание
Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.
Заключение…
Список литературы………
Введение
Актуальность исследования:
Сегодня не возможно себе представить
хотя бы один день на земном шаре, который
прошел бы без насилия и войн.
Агрессивное поведение
Проблема агрессии давно интересовало человечество. Труды многих ученных были посвящены данной проблеме, среди них можно назвать Р.Бэрон, Р.Ричардсон, А.Басс, А.Реан, З.Фрейд, Ч Дарвин и многие другие.
Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х.Дельгадо утверждал, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».
Ученные выделили следующие
факторы, влияющие на развитие агрессивного
поведения человека: биолого-генетические,
индивидуально-психологические
Наибольший интерес у меня вызвал последний, т.к. средства массовой информации глубоко укоренились в нашей жизни. Мы уже не можем представить свою жизнь без него. Идя по улице, мы слушаем радио, покупаем газеты, смотрим телевизор. Без средств массовой информации мы как без рук, чувствуем себя одинокими и отделенными от всего мира. Через них мы ежедневно получаем огромный поток информации, о событиях мира, политики, экономики и других сфер жизни. Среди всего этого потока, значительную часть составляет информация, носящая в себе агрессивный характер.
Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура (Albert Bandura) в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Другими словами, наблюдая образец, обучаемые приобретают символические образы моделируемой деятельности, которая является прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение».
Человек может научиться нежелательным и даже антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые способствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.
Наблюдая сцены хорошо
отрежесированной жестокости и насилия
в средствах массовой информации,
человек сам того не осознавая
попадает под влияние СМИ, перенимает
образцы поведения и проявляет
агрессию в реальной жизни. Это своего
рода психологическое
Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей и подростков вызывает острую критику у педагогов, психологов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким.
Противоречия:
– Между ценностями ненасилия индивидуального сознания личности и массовым тотальным фоном триллеров, фильмов ужасов, негативно эмоционально окрашенных мультфильмов и других атрибутов средств массовой информации;
– Между отсутствием
Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия
как следствие воздействия
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.
3. Уровень агрессивных проявлений не зависит от слуховых дефектов.
Задачами исследования являются:
• Изучить понятие агрессии, ее виды и причины возникновения
• Изучить направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;
• Изучить влияний СМИ на проявление агрессивности;
• Подготовить программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;
• Провести экспериментальное исследование и подвести итоги проведенной работы.
Методологической основой исследования выступают:
Этологический подход, социобиологическая теория, Фрейдовский психоанализ, теория фрустраций, когнитивный несоциализм, модель переноса возбуждения, социально-когнитивный подход, теории научения, модель социального взаимодействия
Теоретическую базу исследования составляют теория социального воспитания (А.В. Мудрик), совокупность идей социализации личности (А.В. Волохова, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, М.И. Рожков), теория ориентации личности в мире ценностей (А.В. Кирьякова). помимо вышеуказанных в исследовании были использованы работы Л. Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль», А. Бандуры и Р. Уолтерса «Подростковая агрессия», Г. Паренса «Агрессия наших детей» и т.д.
Методами исследования являются: анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и эксперимент.
Этапы исследования:
I Теоретический этап (2010-2011г.)
направлен на выявление
II Опытно-экспериментальный
этап (2011-2012г.) предполагает углубленное
изучение теоретических
III Обобщающий (2012г.) включает анализ, систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.
Теоретическая значимость исследования
состоит в раскрытии сущности,
содержания, характера и особенностей
социального формирования личности,
выявление основных факторов, средств,
методов и форм нравственной культуры,
их соотношения и
Уточнена социально-
Практическая значимость работы определяется хорошими перспективами внедрения полученных результатов в вузовские курсы по психологии, коррекционной психологии, дефектологии, педагогике теории коммуникации, психологии влияний, кроме того, полученные данные найдут применение в теории и практике массовой коммуникации.
Новизна исследования состоит
в изучении агрессивных проявлений
у слабослышащих детей, а так
же в сравнительном анализе уровня
агрессивности у детей с
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена.
Сам факт признания агрессивности и борьбы как вездесущего в природе процесса занимал умы ученных на протяжении многих и рассматривался с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии, религии. А ведь признать за агрессией помимо видосохраняющих, жизнеспособных функций — функцию разрушительную, посчитать ее наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития, хоть и самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем, но самый первый и самый необходимый.
Удивителен тот факт, что интерес к данной проблеме возник так поздно, ведь великий ученный - Фрейд, пересмотрев свою теорию, центральной идеей которой была идея сексуального влечения рассмотрел ее и с другой стороны. Вследствие которого возникла его следующая теория центральной идеей которой стала страсть разрушения ("инстинкт смерти") занимает точно такое же место, как и страсть любви ("жажда жизни"). Так его теория о стремлении к смерти, которая носила название «Tonates» стала основополагающей в развитии знаний в изучении агрессивного поведения людей.[9]
Необходимо внести ясность в понимание самого термина агрессии. В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение. для обозначения насильственных захватнических действий.
Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одного из которых не может быть признанно исчерпывающим и общеупотребительным.
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия которые вредят другому лицу или объекту.[13] Например, Х.Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть человеческая реакция характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
Агрессия, по мнению Марценковой, «деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе». Она направлена на причинение физического вреда людям, либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. [9]
Так Э.Фром разделяет агрессию на злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия, по его мнению способствует поддержанию жизни и является адаптивной к условиям существования. Работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, имеющие целью выполнение профессионального и гражданского долга и т.д. Биологически адаптивная агрессия, способствуют поддержанию жизни, связанной с сохранением жизни. Биологическая неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не является защитой от нападения или угрозы, она приносит биологический вред и социальное разрушение. В рамках доброкачественной агрессии Фромм выделяет оборонительную и инструментальную.
Оборонительная агрессия
является фактом биологической адаптации.
Эта форма агрессивного поведения
проявляется в моменты