Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.

Заключение…
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Атаева Дж.docx

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Так же высокий уровень  агрессивности был отмечен у  Магомедова Рамазана – он менее коммуникабельнее, менее общителен, так как у него серьёзные нарушения в речевом развитии, вызванные слуховым дефектом.  Контактирование с другими людьми дается ему не легко, многие его не понимают, что вызывает у него огорчение, и попытки объяснения расцениваются как непослушание и не подчинение. Непонимание со стороны окружающих, не способность полноценного общения со сверстниками делают его уязвимым  и не защищенным, и поэтому с помощью агрессии он стремится защитить себя. Так агрессивные проявления с его стороны являются механизмом защиты.

Для уменьшения агрессивности  этих ребят, я предполагаю, что   должно быть построена грамотная  психолого- педагогическая работа со стороны преподавателей, психологов и воспитателей. И не нужно забывать что все дети нуждаются в любви и заботе. И только понимая их детские души мы добьемся  результатов, и поможем им понять, что агрессия не единственный способ самореализации, и свое место под солнцем можно добиться и другими альтернативными способами.

 

Для уменьшения агрессивности  этих ребят, я предполагаю, что   должно быть построена грамотная  психолого- педагогическая работа со стороны преподавателей, психологов и воспитателей. И не нужно забывать что все дети нуждаются в любви и заботе. И только понимая их детские души мы добьемся  результатов, и поможем им понять, что агрессия не единственный способ самореализации, и свое место под солнцем можно добиться и другими альтернативными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги,  нашей  работы, вспомним, что в ней мы рассмотрели разнообразные теории изучения природы агрессии, которые  имели под собой биологические  и психологические объяснения. В  них раскрыты   разнообразные  точки зрения изучения агрессивного поведения и факторов возникновения.  Констатируя проделанную  нами работу, направленную на анализ этих подходов, мы пришли к выводу,  что в понимании  понятий «агрессия» и «агрессивность»  нет единой  теории, так же, как  и нет единой классификации относительно агрессивности.  Эти теории противоречивы  и взаимодополняемы.

Биологический подход изучения агрессивного поведения основан  на зависимости  от врожденных структурных  свойств мозга и мускулатуры, т.е. под контролем врожденных и  специфических нейрохимических  систем, и акцент делается скорее на сходстве между животными и человеком, чем на их различиях. В противовес ему выступает следующий подход (психологический), где акцент делается на задействованных в агрессивном  поведении  психологических механизмах.

Изучая особенности детско агрессивности, мы выявили,  что она  является  механизмом защиты или  средством адаптации к новым  условиям жизни. В целом проявление агрессии в детском возрасте является обратной стороной беззащитности и  закомплексованности. Если ребенок  испытывает чувство незащищённости, вследствие неудовлетворенности потребности  в безопасности и любви, то  в  его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь, справится, со своими страхами ребенок прибегает к  защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления  страхов может стать агрессия, направленная на самого себя.

Агрессия зависит от социального  статуса личности. Так многочисленные исследователи выявили, что большую  агрессивность проявляют лидеры и аутсайдеры. Агрессия лидерства характеризуется эгоцентричным стремлением подростка к лидерству и к власти. Выражается в соперничестве, попытками подавления соперника вызывающим агрессивным поведением и нарушением дисциплины. Лидеры с помощью агрессивных проявлений укрепляет свое положение в группе, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения являются подростки - аутсайдеры, дезадаптированные  в силу различных причин. Агрессия ими понимается как способ достижения определенной  цели, а именно самоутверждения в группе.

Агрессия может выражаться в демонстративной  форме, проявляется  в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая агрессивные  выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Этот тип агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением  недостатка любви и внимания в  детском возрасте.

 Так же, можно сказать,  характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями. Каждый возрастной  этап имеет специфическую ситуацию  развития и выдвигает определенные  требования к личности. Адаптация  к возрастным требованиям личности  и встречающимися противоречивыми  ситуациями нередко сопровождается  агрессивным поведением. Кризисные,  переходные периоды сопровождаются  с неудовлетворённостью своим  положением, протестными настроениями, капризностью и неуравновешенностью.  Возрастные кризисы сопровождаются  естественным ростом агрессивности,  которые связанны с появлением  новых потребностей, и в противовес, не удовлетворяются существующими  отношениями и умениями.

Мы так же рассмотрели  достоинства и недостатки всех существующих в настоящее средств массой коммуникации, но какими бы не были его недостатки средств массовой информации неотъемлемой частью нашей жизни и мы являемся свидетелем беспрецедентного развития средств массовой коммуникации во всем мире.

Современные средства массовой коммуникации дают возможность передавать огромные объемы информации на колоссальные по численности аудитории, преодолевая  при этом любые временные барьеры  и огромные расстояния, «не зная в принципе никаких границ своего действия – ни демографических и  социальных, ни национальных и государственных». Телевидение, радио и печатные средства массовой информации, вступив в коммуникационную связь со своими телезрителями, радиослушателями и читателями, с легкостью переносят  их из одной точки планеты в  другую. Как  бы упраздняя пространство и время, сближая всех жителей  огромной «глобальной деревни», возможностью не только лучше узнать друг друга, но и обсуждать одни и те же темы примерно в одни и те же дни и  часы. Будучи  связанными, в первую очередь, психическим взаимодействием  сознаний миллионов людей, вовлекая их в процесс коллективного мышления и «коллективной солидарности», когда речь идет о сочувствии или  осуждении.

Но mass media не только развлекают и просвещают. Они же взяли на себя манипуляторно-управленческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия». В этом своем качестве СМИ уже становятся средством «психологической монополии» и «духовного принуждения». И тогда все мы – жители «глобальной деревни», погрязнув в ее повседневных распрях и проблемах, не в силах сопротивляться манипулированию нашим сознанием, становимся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи СМИ нас пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения.

Проанализировав данные полученные при проведении теоретических и  эмпирических исследований, мы нашли  подтверждение гипотезы  о том, что агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих  учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом.  Так  как отмечалось раннее, статус личности и отношение ему окружающих влияет на уровень агрессивности, т.е. лидеры и отшельники проявляют большую  агрессивность, что является механизмом защиты и способом самореализации в  группе.  Слабослышащие дети чувствуют  себя ущемлёнными и не могут реализоваться  в группе сверстников не обладающих нарушениями слуха.  И агрессивное поведение, по их мнению, является способом  самореализации и самозащиты.

Проведенные нами исследования на группы школьников первых, пятых  и девятых классов показали, в  девятых классах уровень агрессивности  выше, чем в младших классах, в  пятых выше, чем в первом. Это  относится к ученикам гимназии №4 и ученикам школы интерната слабослышащих  детей. Этот сравнительный анализ подтверждает нашу вторую гипотезу  о том, что  агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического  развития.  То есть чем старше становится ученик в своем онтогенетическом развитии, тем выше уровень его  агрессивных проявлений.

И говоря о последней,  выдвинутой нами гипотезе о том, что  уровень агрессивных проявлений не зависит от слуховых дефектов, мы так же получили, проведя эмпирические исследования. Так сравнительный  анализ  дал нам схожие результаты уровня агрессивности в первом, пятом  и девятом классах у детей  обычной школы и слабослышащих  детей. Следовательно, выводом может  служить утверждение о том, что  уровень агрессивных проявлений не зависит от слуховых дефектов.

Так же проведенные исследования на зависимость от средств массовой информации, а именно от  телевидения  и интернет показали, что в старших  классах уровень вовлеченности выше, чем в младших. И продолжая наше исследование, мы выявили, что  при просмотре сцен насилия уровень агрессивных проявлений повышается. Так у учеников девятых классов школы интернат слабослышащих детей уровень агрессивности, при просмотре сцен жестокости и агрессии выше, чем при просмотре фильмов не носящих агрессивный характер.

Так же в заключении хотелось бы обратить внимание на «золотые правила» педагогики, которые подойдут к любому характерологическому типу:

§ не фиксировать внимание всех на не желательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние;

§ наиболее адекватное поведение взрослых обсуждение агрессивного поведения, но без жестоких наказаний в случаи проступка;

§ старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить;

§ дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснув агрессию через игры и релаксационный тренинг;

§ старайтесь лишний раз приласкать ребенка, показав что его тоже ценят, что он вам нужен;

§ реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка ели даже они не значительны.

И в заключении хочется  сказать, что дети  нуждаются в  поддержке и понимании со стороны  взрослых и лишь тактичность и  забота и внимание

 

Список литературы:

  1. Авдеева А.А., Фоминых Н.А.  «Психология воздействия телерекламы  на детей»  //Психологическая наука и образование  2002г. №4 С. 53-62
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 234с.
  3. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Академия, 2001 302с.
  4. Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование» - 7-е издание СПб ПИТЕР 2005г.  688с.
  5. Атаева Дж. И., Агрессия в средствах массовой информации. // республиканская научно-практическая конференция студентов и магистрантов. Выпуск 13
  6. Белановский С.А. «Метод фокус-групп»    М.: Издательство Магистр, 1996.-272 с.
  7. Березкина О.П. «Социально-психологическое воздействие средств массовой коммуникации» 233с.
  8. Берон Р. «Агрессия»    ПИТЕР    2001г. 330 с.
  9. Бестужева С. «Сомнительные блага цивилизации» // Народное образование №2   2007г. С. 255-258
  10. Блекборн Р. Психология криминального поведения. М.:ПИТЕР 2004г.  С.256-275
  11. Богомолова Н.Н «Социальная психология массовой коммуникации»   М:, 2008г. С. 73-85
  12. Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. Прохоров А.М.. – М.: «БРЭ», 1998 С 23
  13. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.: SVR-Аргус, 1994. 223с.
  14. Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М., 2003. 250с.
  15. Брайант Дж., Томпсон С. «Основы воздействия СМИ».: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2004. 350с.
  16. Броуди Р. «Психологические вирусы» М. 2007г. 289с.
  17. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995г., 190с.
  18. Бурлачук Л.Ф., Е.Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
  19. Бютнер К., Жить с агрессивными детьми.  Moсква "Педагогика" 1991.221с.
  20. Вайолет Оклендер «Окна мир в ребенка. Руководство по детской психотерапии» Издательство "Класс" 2005 г. 189с.
  21. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с
  22. Водолагин А.А. «Интернет - СМИ как арена политической борьбы»  //общественные науки и современность  2002г.  №1 С. 49-57
  23. Гранфильгель С.  «Все под контролем, кто и как следит за тобой» 221с.
  24. Грозов В.В. «Власть современной журналистики или СМИ на яву» Саратов 2004г. 192с.
  25. Густав Лебон «Психология народов и масс» 257с.
  26. Детская психология / В.С. Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.-352с.
  27. Дерябина А.М. Снятие агрессивности и тревожности в поведении детей.// Работа социального педагога в школе и микрорайоне №1 2010г. С.111-114
  28. Долгова А.Г. «Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция». М.:Генезис 2009г. 350с.
  29. Дремов С.В., Семемен И.Р. «Изменение состояния сознания» Новосибирск 2001г.360с.
  30. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // Социс. - №8/2001. - 62-68
  31. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». №483/2000. - с.51
  32. Енинолопов С.  «Агрессия против тебя» //Семья и школа 2007г. №10 44с.
  33. Журавлев А.А., А.Б. Крупнейченко «Проблемы экономической психологии» 2 том М:. 2005г.С. 344-396
  34. Журавлев А.Ю. Почему агрессивны подростки?// Социс №4 2003г.  С. 134-136
  35. Игры, снятие агрессии у детей  //Работа социального педагога в школе и микрорайоне №1  2010г. С. 32-40
  36. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
  37. Климов И. А. «Телевидение: модальности существования»  //Социс 2005 №10,  С. 93-99
  38. Кодушкина Е. «Дети и средства массовой коммуникации» // Дошкольное воспитание  2008г. №4 С. 116-118
  39. Козлова Л. «Осторожно  включен телевизор… Проблема телевидения для детей и подростков»  // народное образование №9  2006г. С. 246-250
  40. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224 с.
  41. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995, с.53-54.
  42. Крайг Г., Бокум Д. «Психология развития». — 9-е изд. СПб.: Питер, 2005г.
  43. Крейхи Б., Социальная психология агрессии ПИТЕР 2000г., 213с.
  44. Кудрявцева Л. «Типология агрессии у детей и подростков» // Народное образование 2007г. №8 с 193
  45. Купин А.Б.  «Советское прошлое и культура  настоящего» Екатеренбург 2005г. 311с.
  46. Л.К.Сафиуллин « Социология средств массовой информации»
  47. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991
  48. Лоренц К. «Агрессия так называемое зло»  М:. «Прогресс» 1994г. С. 30-62
  49. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, 617с.
  50. Матьяш О. И.  «Что такое коммуникация  и нужно ли нам коммуникативное образование» 2001г.  311с.
  51. Мерлуков  Д. «Телевидение - 80 лет    //Наука и жизнь №1   2006г. С.77-79
  52. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.  «Большой психологический словарь» 3-ее издание 2002г. 492с.
  53. Мижериков В.А «Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений»– Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1995г. 432с.
  54. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999г. 324с.
  55. Можлинский Ю.Б.  «Агрессия детей и подростков, Распознавание, лечение, профилактика» 2004г. 422с.
  56. Муратов С. «ТВ – эволюция нетерпимости. История и конфликты, этические представления»  М:. Логос 2001г. 235с.
  57. Мухин Ю,И. «Средства массовой брехни» М.: Алгоритм 2006г. 223с.
  58. Назарестян А.  «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи» ПИТЕР 2004г. 321с.
  59. Назарестян А.П. «Психология стихийного массового поведения» М. 2001г.
  60. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. 454с.
  61. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005. 123с.
  62. Немов Р. С. «Психология». В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004г. 212с.
  63. Никитина О.Н., Лыкова С.Н., Таскина Е.А., Ночевная Ю.С. «Молодое поколение и телевидение». 331с.
  64. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. «Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента». – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001г. 453с.
  65. Николай Стариков «Кризис: Как это делается» М 2004г. 343с.
  66. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.
  67. Нухова К.З. «Средства массовой коммуникации и национальная политика в Дагестане»  // Народы Дагестана №2  2006г. С. 46-48
  68. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 433с.
  69. Осипова Н.Н. «Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности»  //Психология обучения №5   2010г. С. 60-66
  70. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. 533с.
  71. Паренти М. Media. – М.:Юнити, 1992.- 213с.
  72. ПетровВ.П. , С.В. Петров «Реклама как институт манипуляции»   // ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности №4 апрель 2008г. С. 53-57
  73. Платонова Н.М. «Агрессия детей и подростков»  Санкт-Петербург    2000г. С. 7-70
  74. Почебут Л. Г., Чикер В. А. «Организационная социальная психология»: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь»-334с.
  75. Почепцов Г. «Информационные<span class="List_0020Paragraph__Char" styl

Информация о работе Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием