Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.
Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.
Заключение…
Список литературы………
Исследования проводились на 98 респондентах, составляющих из учеников первого, пятого и девятого класса. Эти классы были выбраны нами, так как они являются переходными – кризисными в развитии человека. Этот адаптивные периоды перехода не только в следующие классы, но и в новую ступень развития сознания, формирования новых, взглядов, идей и интересов. Эмпирические исследования были проведены в гимназии №4, по адресу Советская 4, в котором участвовало 74 респондента: 25 учеников в первом классе, 24 в пятом и 25 в девятом классах. А так же в школе интернат слабослышащих и позднооглохших детей на О.Кашевого 34а, в котором приняло участия 24 ученика: 5 ученика в 1, 8 в 5 и 11 в 9 классах. Как вы уже заметили респондентов в школе интернат значительно меньше, чем в обычной школе, это объясняется за счет малой наполняемостью классов.
Тесты помогли нам быстро получить данные определяющие уровень агрессивности и зависимость от средств массовой информации. Общей чертой этих тестов является доступность и легкость использования.
«Опросник Почебук» выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Он включает в себя сорок вопросов, который позволяет нам судить об уровнях и видах агрессивного отношения. Он выделил пять шкал в зависимости от направленности агрессивного поведения и отношений:
Вербальная агрессия –
человек вербально выражает свое
агрессивное отношение к
Физическая агрессия – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
Предметная агрессия – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
Эмоциональная агрессия – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
Самоагрессия – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Суммировав данные полученного теста, мы выявляем уровень агрессивности и его адаптивные возможности личности.
Тест на зависимость от телевидения предназначен для выявления уровня зависимости от телевизора и телевидения. Он состоит из двадцати прямых и косвенных вопросов позволяющих нам выявить эту зависимость у ребят пятых и девятых классов. Автор методики выявил четыре уровня зависимости от телевизора, которые можно определить, пройдя методику:
a) свободный от телевидения;
b) средний (нормальный) результат;
c) высокий уровень зависимости;
d) сверх высокий уровень зависимости.
Наряду с телезависимотью уже довольно прочно вошла в нашу жизнь интернет и следовательно и ее зависимость. Поэтому нами было проведено еще одно исследование на выявление интернет зависимости. Он позволяет нам выявить как много времени человек сидит в виртуальном мире и какое место оно занимает в его жизни, какое влияние оно оказывает на личность.
Тест на интернет-зависимость
С.А. Кулакова позволяет выделить
степени зависимости от интернета
в зависимости от мнения и взглядов
респондента. Опросник состоит из двадцати
вопросов, из ответов на которые
мы можем судить о зависимости
наших школьников такой сферой средств
массовой информации как интернет.
Полученные данные в ходе проведения
данной методики позволит нам судить
о серьезности влияния
Так же нами проводилось
наблюдение с малой долей
В течении такого же времени, т.е. в течении двух недель им были представлены фильмы которые не имеют за собой агрессивного подтекста или имеет его в меньших количествах- это сериал «Любовь и наказание», «Гордость и предубеждения», «Эту пару создал Бог» и т.д.
В течении этого времени делались замеры актов агрессии, оказываемого юношами и девушками в день. Так наблюдение проводилось в девятом классе школы интернат слабослышащих детей. Так как они живут в закрытом пространстве, в стенах школы, мы можем почти целый день наблюдать отношения и общение респондентов со взрослыми и со сверстниками.
3.2 Анализ и
оценка результатов
Первоначальным этапом проведения исследования является проведение проективных методик. Они были проведены на всех участниках исследования. Эти методики особо актуальны при изучении первоклашек, так как их навыки чтения и словарный запас не достаточно развиты для проведения тестирования и поэтому лучшим решением является анализ рисунка, сделанный ребенком. Методика наиболее ярко и образно помогает понять внутренний мир ребенка, его настроения и стремления. Методика будит воображение и вызывает интерес и энтузиазм у них.
Проанализировав, рисунки детей первого класса, мы выделили следующие уровни агрессивности: высокий, средний и низкий.
Так у детей первого класса гимназии номер 4, общее число которых 25 человек. Отмечено: 2 ученика с низким, 15 со средним и 8 с высоким уровнями агрессивности. Это можно выделить следующим образом:
Так же исследования
проводились в школе интернат
слабослышащих и
Проводя проективные методики мы проводили с детьми беседы, выявляли что они любят смотреть по телевизору, какие мультфильмы им нравятся. Они отметили следующие мультипликации: «Человек – паук», «Соник Х», «Винкс», «Аватар – повелитель молнии», «Повелитель стихий», «Маша и медведь», «Том и Джерри», «Ну-погоди» и .д.
Проведя анализ этих мультфильмов, можно сказать, что в основном они носят характер агрессивности и жестокости. Анализ мы начали с анализа рисунка героев изображенных на обложке диска. Даже не зная проективных методик, такой как «Несуществующее животное», можно заметить черты враждебности и агрессивности. Жестокость проявляется в изображении оружия, злости во взгляде, угловатости и колючести персонажей, демонстрации злобной улыбки, изображении огня, молний и тому подобное.
Поведение детей при просмотре
таких мультфильмов так же меняется.
Ведь в этом возрасте дети как «губка
впитывают» манеры и шаблоны поведения,
то и агрессивное поведение ими
усваивается как должное. Во время
просмотра дети с первых минут
анализируют красочность и
Так при просмотре таких
сцен насилия у детей увеличивается
уровень агрессивности, они больше,
чем обычно, ругаются, спорят, кричат,
ломают игрушки. Степень актов агрессивности
увеличивается с десяти до пятнадцати
актов агрессии в день, чем при
просмотре спокойных
Тест Люшера не выявил ярких состояний агрессивности и жестокости, но у восьмерых учеников первого класса наблюдалось негативное состояния и повышенное возбуждение.
Проективные методики были проведены не только в первом классе, но и в пятом и девятом классах. Рассмотрим и их по подробнее в последовательном порядке.
Методику «Несуществующее животное» прошли 28 ученика школы гимназии №4 и 8 учеников школы интернат слабослышащих и позднооглохших детей. Проводя методику, мы отметили высокую активность, интерес и стремление к сотрудничеству со стороны детей.
Здесь мы так же выделили три уровня агрессивности: высокий, средний и низкий. Так среди учеников пятого класса школы – гимназии было отмечено, согласно методики «несуществующее животное», 9 человек с высоким, 13 со средним и 6 человек с низким уровнями агрессивности. Это можно так же представить в виде гистограммы:
А среди учеников школы - интернат слабослышащих в исследовании участвовало 8 человек, из которых 6 с высокой и 2 со средней степенью агрессии. Если преобразить в гистограмму это выглядит так:
Примерна такая же обстановка в девятых классах школ – гимназии и интерната. Из 21 ученика гимназии 3 с низкой, 7 средней и 11 с высокой агрессией. В интернате участвовало 11 респондентов: 7 с высоким уровнем агрессии и 4 со средним.
Тест Люшера проводимый нами так же как проективная методика не выявил среди респондентов патологических форм агрессивности и жестокости и жестокости в личности учеников. Конечно, среди них были отмечены такие состояния: напряжение у 7, сильное возбуждение у 4, состояние стресса у 2 и т.д.
Итак, проанализировав ответы данные согласно опроснику Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., состоящему из 20 вопросов, позволяет нам представить в виде следующего графика.
В этом графики отображены ответы, полученные по методике Г.П.Лаврентьева, изучения агрессивности детей гимназии №4. На графики изображены уровни агрессивности учеников первого, пятого и девятого классов, которые нам наглядно поможет проанализировать данную ситуацию.
Из графика видно что высокий уровень агрессии больше приходится на девятый класс. Первый же класс оказался наименее агрессивным. И золотую середину занимают пятые классы. Это может говорить о том что с развитием человека, с приобщением его к социальным нормам и правилам, увеличением институтов социализации прямо пропорционально увеличению уровня агрессии. Рассмотрим это в дальнейшем.
Кроме гимназии методики Лаврентьева Г.П. были так предложены воспитателям первого, пятого и девятого класса школы - интернат слабослышащих детей, тех же на которых были проведены ранее проективные методики, и в дальнейшем опросные методы и эксперимент. Мы так же на основе ответов и подсчета результатов составим ранжированные ряды, на основе которых построим график, который более наглядно позволит нам проанализировать ситуацию в школе интернат. Результаты могут быть иными, ведь дети в интернате отстают в речевом развитии и вербальная агрессия у них развита в основном в парочке простых и общепонятных слов, которые часто встречаются в их лексиконе. И так посмотрим на следующий график:
Судя по графику, мы видим,
что полученные данные в школе
интернат слабослышащих детей не
сильно отличаются от данных полученных
в обычной школе. Тут, как и
в прежних, выше указанных выводах
проведенной методики. Видно, что
девятиклассники являются более
агрессивными, чем младшие школьники.
Данные полученные от пятых классов
колеблется между высоким и средним
уровнями агрессии. А младшие стабильно
занимают свои положения на низком
и среднем уровнях шкалы
Во время беседы проведенной
во время заполнения анкет. Мы выявили
предпочтения учеников в выборе форм
средств массовой информации. На первом
месте «любимчиков» среди СМИ
традиционно занимает телевидение,
но с развитием компьютерных технологий,
конкуренцию телевидению
Хотя газетами и журналами пользуются население, но оно утратило свою популярность, особенно среди школьников. Хотя и встречаются среди них, но носят в основном развлекательный характер. Они слушают музыку по радио, который может включать и зарубежных, и национальную эстраду. В зависимости от жанра музыки и внешней привлекательности у них есть свои предпочтения «любимчики – не любимчики». О своих любимчиках они знают многое, изучают его биографию, увлечения, интересы и мнения. Это все они находят в основном в журналах и газетах. Особо модными на нынешний момент для девочек являются журналы изданные нашем Дагестане, которые носят эстетический характер, рассказывает о модных тенденциях в одежде и макияже, а так же людях нашей эстрады. Это такие журналы как: «Свадебный Дагестан», «Свадебная легенда», «Мода М» и т.д.
Мальчиков же в периодической печати привлекают в основном газеты спортивного характера, особенно в нашей республике Дагестан, почти каждый представитель мужского пола (иногда встречаются и среди женского) заядло болеют за нашу футбольную команду «Анжи». Они знают всех футболистов, спорят об их технике и мастерстве, прогнозируют возможности команды и т.д. Кроме футбола они так же увлекаются и борьбой. Ведь в нашей республике достаточно представителей этого вида спорта, добившихся высоких результатов в нем не только в республике и в Российском масштабе, но даже и в Мировом спорте.
Но поговорим о более популярном институте СМИ – телевидение. С раннего возраста детей знакомят с ним, порой он является своего рода воспитателем, т.к. родителям с «погоней за заработком». Что бы содержать семью, не хватает времени на общение с детьми и это общение им заменяет телевизор. Просмотр трансляций телевизионных программ у детей школьного возраста в основном носит развлекательный характер. Политика, экономика страны для них носит какой-то абстрактный характер, в котором они ничего не понимают. Научные же им кажутся скучными и не интересными, есть конечно исключения, если затронуты интересные тематики.