Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.

Заключение…
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Атаева Дж.docx

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Исследования проводились  на 98 респондентах, составляющих из учеников первого, пятого и девятого класса. Эти классы были выбраны нами, так  как они являются переходными  – кризисными в развитии человека. Этот адаптивные периоды перехода не только  в следующие классы, но и в новую ступень развития сознания, формирования новых, взглядов, идей и интересов. Эмпирические исследования были проведены в гимназии №4, по адресу Советская 4, в котором участвовало 74  респондента: 25 учеников в первом классе, 24 в пятом и 25 в девятом классах. А так же в школе интернат слабослышащих и позднооглохших детей на О.Кашевого 34а, в котором приняло участия 24 ученика: 5 ученика в 1, 8 в 5 и 11 в 9 классах. Как вы уже заметили респондентов в школе интернат значительно меньше, чем в обычной школе, это объясняется за счет малой наполняемостью классов.

Тесты помогли нам быстро получить данные определяющие уровень  агрессивности и зависимость  от средств массовой информации. Общей  чертой этих тестов является доступность  и легкость использования.

«Опросник Почебук» выявляет обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Он включает в себя сорок вопросов, который позволяет нам судить об уровнях и видах агрессивного отношения. Он выделил пять шкал в зависимости от направленности агрессивного поведения и отношений:

Вербальная агрессия –  человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому  человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия –  человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия –  человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия –  у человека возникает эмоциональное  отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью  по отношению к нему.

Самоагрессия – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Суммировав данные полученного  теста, мы выявляем уровень агрессивности  и его адаптивные возможности  личности.

Тест на зависимость от телевидения предназначен для выявления  уровня зависимости от телевизора и  телевидения. Он состоит из двадцати прямых и косвенных вопросов позволяющих  нам выявить эту зависимость  у ребят пятых и девятых  классов. Автор методики выявил четыре уровня зависимости от телевизора, которые можно определить, пройдя методику:

a) свободный от телевидения;

b) средний (нормальный) результат;

c) высокий уровень зависимости;

d) сверх высокий уровень зависимости.

Наряду с телезависимотью  уже  довольно прочно вошла в нашу жизнь интернет и следовательно и ее зависимость. Поэтому нами было проведено еще одно исследование на выявление интернет зависимости. Он позволяет нам выявить как много времени человек сидит в виртуальном мире и какое место оно занимает в его жизни, какое влияние оно оказывает на личность.

Тест на интернет-зависимость  С.А. Кулакова  позволяет выделить степени зависимости от интернета  в зависимости от мнения и взглядов респондента. Опросник состоит из двадцати вопросов, из ответов на которые  мы можем судить о зависимости  наших школьников такой сферой средств  массовой информации как интернет. Полученные данные в ходе проведения данной методики позволит нам судить о серьезности влияния интернета  на жизнь респондентов и стоит ли принимать меры по уменьшению этой зависимости.

 Так же нами проводилось  наблюдение с малой долей эксперимента.  Оно заключалось в том, что  в течении двух недель ученики девятых классов наблюдали сцены насилия на экране телевизора. Это были такие кинокадры, как: «Зеленый фонарь»,  «Война хищников», «Халк» и другие.

В течении такого же времени, т.е. в течении двух недель им были представлены фильмы которые не имеют за собой агрессивного подтекста или имеет его в меньших количествах- это сериал «Любовь и наказание»,  «Гордость и предубеждения», «Эту пару создал Бог» и т.д.

В течении этого времени делались замеры актов агрессии, оказываемого юношами и девушками в день. Так наблюдение проводилось в девятом классе школы интернат слабослышащих детей. Так как они живут в закрытом пространстве, в стенах школы, мы можем почти целый день наблюдать отношения и общение респондентов со взрослыми и со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ и  оценка результатов исследования

Первоначальным этапом проведения исследования является проведение проективных  методик. Они были проведены на всех участниках исследования. Эти методики особо актуальны при изучении первоклашек, так как их навыки чтения и словарный запас не достаточно развиты для проведения тестирования и поэтому лучшим решением является анализ рисунка, сделанный ребенком. Методика наиболее ярко и образно  помогает понять внутренний мир ребенка, его настроения и стремления. Методика будит воображение и вызывает интерес и энтузиазм у них.

Проанализировав, рисунки  детей первого класса, мы выделили следующие уровни агрессивности: высокий, средний и низкий.

Так у детей первого  класса гимназии номер 4, общее число  которых 25 человек. Отмечено:  2 ученика   с низким, 15 со средним и 8 с высоким уровнями агрессивности. Это можно выделить следующим образом:

 Так же исследования  проводились в школе интернат  слабослышащих и позднооглохших  детей. Тут в первом классе  обучается 5 человек, из которых  2 с высоким, 2 со средним и 1 с низким уровнем агрессивности,  которое мы можем выразить  следующим образом:

 Проводя проективные  методики  мы проводили с детьми  беседы, выявляли  что они любят смотреть по телевизору, какие мультфильмы им нравятся. Они отметили следующие мультипликации: «Человек – паук», «Соник Х», «Винкс», «Аватар – повелитель молнии», «Повелитель стихий», «Маша и медведь», «Том и Джерри», «Ну-погоди» и .д.

Проведя анализ этих мультфильмов, можно сказать, что в основном они носят характер агрессивности  и жестокости. Анализ мы начали с  анализа рисунка героев изображенных на обложке диска. Даже не зная проективных  методик, такой как «Несуществующее  животное», можно заметить черты  враждебности и агрессивности. Жестокость проявляется в изображении оружия, злости во взгляде, угловатости и колючести персонажей, демонстрации злобной улыбки, изображении огня, молний и тому подобное.

Поведение детей при просмотре  таких мультфильмов так же меняется. Ведь в этом возрасте дети как «губка впитывают» манеры и шаблоны поведения, то и агрессивное поведение ими  усваивается как должное. Во время  просмотра дети с первых минут  анализируют красочность и яркость  картины. После они выделяют главного героя  и принимают его, как  положительного персонажа, принимают  не только образ, но и модели поведения, переживают за него и иногда повторяют  движения, мимику, начинают прыгать, размахивать  руками. Если же герой начинает действовать  неправильно. То и это поведение  ими принимается как должное, и копируют модель поведения своего любимчика, не понимая этого. Они  еще не понимают таких понятий  как «добро» и «зло», и считают  раз герой «хороший» и поступки его хорошие. Так как принято  в их возрасте, согласно возрастным особенностям. Они стараются подрожать  и копировать модель поведения персонажа  мультипликации.

Так при просмотре таких  сцен насилия у детей увеличивается  уровень агрессивности, они больше, чем обычно, ругаются, спорят, кричат, ломают игрушки. Степень актов агрессивности  увеличивается с десяти до пятнадцати актов агрессии в день, чем при  просмотре спокойных мультфильмов.

Тест Люшера не выявил ярких состояний агрессивности и жестокости, но у восьмерых учеников первого класса наблюдалось негативное состояния и повышенное возбуждение.

Проективные методики были проведены не только в первом классе, но и в пятом и девятом классах. Рассмотрим и их по подробнее в последовательном порядке.

Методику «Несуществующее  животное» прошли 28 ученика школы  гимназии №4 и 8 учеников школы интернат слабослышащих и позднооглохших детей. Проводя методику, мы отметили высокую активность, интерес и  стремление к сотрудничеству со стороны  детей. 

Здесь мы так же выделили три уровня агрессивности: высокий, средний и низкий. Так среди учеников пятого класса  школы – гимназии было отмечено, согласно методики «несуществующее животное», 9 человек с высоким, 13 со средним и 6 человек с низким уровнями агрессивности. Это можно так же представить в виде гистограммы:

А среди учеников школы - интернат слабослышащих в исследовании участвовало 8 человек, из которых  6  с высокой  и 2 со средней степенью агрессии. Если преобразить в гистограмму  это выглядит так:

Примерна такая же обстановка в девятых классах школ – гимназии и интерната. Из 21 ученика гимназии 3 с низкой, 7 средней и 11 с высокой  агрессией. В интернате   участвовало 11 респондентов: 7 с высоким уровнем  агрессии и 4 со средним.

Тест Люшера проводимый нами так же как проективная методика не выявил среди респондентов патологических форм агрессивности и жестокости и жестокости в личности учеников. Конечно, среди них были  отмечены такие состояния: напряжение у 7, сильное возбуждение у 4, состояние стресса у 2 и т.д.

Итак,  проанализировав  ответы данные согласно опроснику Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., состоящему из 20 вопросов, позволяет нам  представить  в виде следующего графика.

В этом графики отображены ответы, полученные по методике Г.П.Лаврентьева, изучения агрессивности детей гимназии №4. На графики изображены уровни агрессивности учеников первого, пятого и девятого классов, которые нам наглядно поможет проанализировать данную ситуацию.

Из графика видно что высокий уровень агрессии больше приходится на девятый класс. Первый же класс оказался наименее агрессивным. И золотую середину занимают пятые классы. Это может говорить о том что с развитием человека, с приобщением его к социальным нормам и правилам, увеличением институтов социализации прямо пропорционально увеличению уровня агрессии. Рассмотрим это в дальнейшем.

Кроме гимназии методики Лаврентьева  Г.П. были так предложены воспитателям первого, пятого и девятого класса школы - интернат слабослышащих детей, тех  же на которых были проведены ранее  проективные методики, и в дальнейшем опросные методы и эксперимент. Мы так  же на основе ответов и подсчета результатов составим ранжированные  ряды, на основе которых построим график, который более наглядно позволит нам проанализировать ситуацию в  школе интернат. Результаты могут  быть иными, ведь дети в интернате  отстают в речевом развитии и  вербальная агрессия у них развита  в основном в парочке простых  и общепонятных слов, которые часто встречаются в их лексиконе. И так посмотрим на следующий график:

Судя по графику, мы видим, что полученные данные в школе  интернат слабослышащих детей не сильно отличаются от данных полученных в обычной школе. Тут, как и  в прежних, выше указанных выводах  проведенной методики. Видно, что  девятиклассники являются более  агрессивными, чем младшие школьники. Данные полученные от пятых классов  колеблется между высоким и средним  уровнями агрессии. А младшие стабильно  занимают свои положения на низком и среднем уровнях шкалы агрессивности. Таким образом. гипотеза о том что уровень агрессии возрастает с развитием и взрослением детей может оправдать себя.

Во время беседы проведенной  во время заполнения анкет. Мы выявили  предпочтения учеников в выборе форм средств массовой информации. На первом месте «любимчиков» среди СМИ  традиционно занимает телевидение, но с развитием компьютерных технологий, конкуренцию телевидению составляет интернет, который, в последнее время  приобрел большую популярность среди  населения.

Хотя газетами и журналами   пользуются население, но оно утратило свою популярность, особенно среди  школьников. Хотя и встречаются среди  них, но носят в основном развлекательный  характер. Они слушают музыку по радио, который может включать и зарубежных, и национальную эстраду. В зависимости от жанра музыки и внешней привлекательности у них есть свои предпочтения «любимчики – не любимчики». О своих любимчиках они знают многое, изучают его биографию, увлечения, интересы и мнения. Это все они находят в основном в журналах и газетах. Особо модными на нынешний момент для девочек являются журналы изданные  нашем Дагестане, которые носят эстетический характер, рассказывает о модных тенденциях в одежде и макияже, а так же людях нашей эстрады. Это такие журналы как: «Свадебный Дагестан», «Свадебная легенда», «Мода М» и т.д.

Мальчиков же в периодической  печати привлекают в основном газеты спортивного характера, особенно в  нашей республике Дагестан, почти  каждый представитель мужского пола (иногда встречаются и среди женского) заядло болеют за нашу футбольную команду  «Анжи». Они знают всех футболистов, спорят об их технике и мастерстве, прогнозируют возможности команды  и т.д. Кроме футбола они так же увлекаются и борьбой. Ведь в нашей республике достаточно представителей этого вида спорта, добившихся высоких результатов в нем не только в республике и в Российском масштабе, но даже и в Мировом спорте.

Но поговорим о более  популярном институте СМИ – телевидение. С раннего возраста детей знакомят с ним, порой он является своего рода воспитателем,  т.к. родителям с  «погоней за заработком». Что бы содержать  семью, не хватает времени на общение  с детьми и это общение им заменяет телевизор. Просмотр трансляций телевизионных  программ у детей школьного возраста в основном носит развлекательный  характер. Политика, экономика страны для них носит какой-то абстрактный  характер, в котором они ничего не понимают. Научные же им кажутся  скучными и не интересными, есть конечно исключения, если затронуты интересные тематики.

Информация о работе Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием