Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.

Заключение…
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Атаева Дж.docx

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Изучая особенности детско агрессивности, мы выявили,  что она  является  механизмом защиты или  средством адаптации к новым  условиям жизни. В целом проявление агрессии в детском возрасте является обратной стороной беззащитности и  закомплексованности. Если ребенок  испытывает чувство незащищённости, вследствие неудовлетворенности потребности  в безопасности и любви, то  в  его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь, справится, со своими страхами ребенок прибегает к  защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления  страхов может стать агрессия, направленная на самого себя.

Агрессия зависит от социального  статуса личности. Так многочисленные исследователи выявили, что большую  агрессивность проявляют лидеры и аутсайдеры. Агрессия лидерства  характеризуется эгоцентричным  стремлением подростка к лидерству  и к власти. Выражается в соперничестве, попытками подавления соперника  вызывающим агрессивным поведением и нарушением дисциплины. Лидеры с  помощью агрессивных проявлений укрепляет свое положение в группе, а отверженные группой проявляют  неудовлетворенность своим положением.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения являются подростки - аутсайдеры, дезадаптированные  в силу различных причин. Агрессия ими понимается как способ достижения определенной  цели, а именно самоутверждения в группе.

Агрессия может выражаться в демонстративной  форме, проявляется  в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая агрессивные  выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Этот тип агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением  недостатка любви и внимания в  детском возрасте.

 Так же, можно сказать,  характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями. Каждый возрастной  этап имеет специфическую ситуацию  развития и выдвигает определенные  требования к личности. Адаптация  к возрастным требованиям личности  и встречающимися противоречивыми  ситуациями нередко сопровождается  агрессивным поведением. Кризисные,  переходные периоды сопровождаются  с неудовлетворённостью своим  положением, протестными настроениями, капризностью и неуравновешенностью.  Возрастные кризисы сопровождаются  естественным ростом агрессивности,  которые связанны с появлением  новых потребностей, и в противовес, не удовлетворяются существующими  отношениями и умениями.

Мы так же рассмотрели  достоинства и недостатки всех существующих в настоящее средств массой коммуникации, но какими бы не были его недостатки средств массовой информации неотъемлемой частью нашей жизни и мы являемся свидетелем беспрецедентного развития средств массовой коммуникации во всем мире.

Как говорилось выше мы так  же провели исследование на зависимость  от телевидение, и представив респондентам опросник на изучение телезависимости, путем подсчета баллов-ответов, данных на наши опросы из опросника выявили что один из 25 опрошенных в 5 классах имеет низкую степень зависимости от телевидения, 8 средней, 11 высокой и 5 с очень высокой степенью зависимости от телевизора. Представим это следующим образом:

 Посмотрим какая обстановка  в девятых классах. Итак исследование проводилось на 24 респондентах, который включало в себя 1 с низким, 11 со средним, 9 с высоким и 3 с осень высоким уровнем зависимости от телевидения.

 Из подведённых итогов  видно, что в пятых классах  наблюдается большее количество  опрошенных с высоким и очень  высоким уровнями зависимости  от телевидения и телевизора.

Кроме зависимости от телевидения  было проведено исследование на выявление  зависимости и от интернета.

Данные, полученные подсчитав  ответы, мы представим в виде графика:

 Если высокая зависимость  от телевизора наблюдается у  учеников пятых классов, то  увлеченность интернетом, а следовательно высокая степень зависимости наблюдается у учеников девятых классов. Может это связанно с большей свободой интернета, обезличенностью, большей обратной связью и в тоже время меньшей ответственность.

Наблюдая за тем, как и  что любят смотреть ученики 9 класса школы интернат, можно сделать вывод о том что при просмотре сцен насилия испытуемые проявляют в реальной жизни больше агрессивных проявлений, чем при просмотре спокойных, умиротворенных сцен.

Так же нами проводилось  исследование, в котором мы изучали  зависимость уровня агрессивности  от средств массовой информации, а  именно телевизора, т.е. как влияют сцены  насилия на экране телевизора на уровень  агрессивных проявлений. В эксперименте участвовало шесть учеников девятого класса школы интернат для слабослышащих  и позднооглохших детей:  Ибрагимова С., Магомедов Р., Исаков Ш., Корнилова  В., Саид-Ахмедова М., Темиржанов  М.

Исследование проводилось  в течении четырех недель. Наше исследование было разделено на два этапа, которые продолжались в течении двух недель. На первом этапе фиксировались акты агрессивного поведения ребят при просмотре фильмов носящих агрессивный, насильственный характер. При анализе данных мы выявили средний бал проявления агрессивности среди респондентов, так у  Ибрагимовой С. средний  балл составляет  7-8 актов проявления агрессии в день. У Магомедова Р. – 6-7, у Исакова Ш. – 5-6, у  Корниловой В. – 3, у Саид-Ахмедовой М. – 2-3, и у Темиржанова  М. – 4 среднеарифметических балла проявления агрессивных проявлений.

А при просмотре же фильмов, не носящих агрессивный характер или этот характер минимизирован  среднеарифметический балл агрессивных  проявлений составляет: у  Ибрагимовой  С. – 3-4, у Магомедова Р. –4-5, у Исакова  Ш. –5, у  Корниловой В. – 1-2, у Саид-Ахмедовой М. –1-2, и у Темиржанова  М. – 3

Все это можно представить  в виде графика:

 

Как мы видим, при просмотре  сцен насилия и жестокости уровень  проявления агрессивных реакций  у большинства повышается, чем  при просмотре фильмов без  них. Приведенные выше числа являются среднеарифметическими выведенными  из общего числа данных проведенных  нами за пару недель. Эти показатели являются примерными значениями и не стабильными переменными и в  большинстве случаев ситуативными.

Проведя экспериментальную  часть, мы пришли к выводу, что уровень  агрессивных проявлений прямо пропорционален частоте наблюдаемых сцен агрессивного поведения, не только в реальной жизни, но и на  голубом экране. Так  же проведённые нами исследования так  же доказывают зависимость уровня агрессивности  от возрастных особенностей. Так уровень  агрессивности в девятом классе выше, чем в пятом и первых классах, так же в пятом выше, чем в  первом и ниже чем в девятом. В  нашем исследовании мы так же мы проводили сравнительный анализ между полноценными детьми гимназии №4 и слабослышащими детьми интерната. Данные полученные в ходе исследования примерно одинаковы, т.е. и у детей  гимназии и детей интерната слабослышащих существенно не отличаются,  что говорит о том, что слабое развитие в речевой сфере не существенно влияет на уровень агрессивности, как возрастные особенности.  У слабослышащих детей уровень агрессивности так же повышается с возрастанием класса, т.е. в девятом самый высокий, а в первом самый низкий уровень агрессивности проведённого нами исследования.

В графике мы так же видим, что высокий уровень агрессивности  отмечен у Ибрагимой Симисхан и у Магомедова Рамазана. Если проанализировав ситуацию в классе, статусы, занимаемые в классе и в школе целом, можно сказать, что Симисхан пользуются авторитетом в группе, является лидером, к ее мнению прислушиваются не только девочки в школе, но и ребята. Она является лидером, за которым готова идти группа. И как мы уже говорили в теоретической части, агрессивные проявления в большей степени проявляют лидеры. Агрессивность является средством поддержания своего авторитета и инструментом управления. В школьном возрасте агрессия направлена на более слабых  учеников, в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Нередко проявление агрессии направленной друг на друга является серьезной проблемой. И негативное отношение взрослых к такого рода ситуациям не только не уменьшает агрессивности детей, но и усиливает ее, поскольку служит доказательством силы и независимости последних.

Подростковый возраст  сам по себе считается сложным  и проблематичным. Чувство взрослости сопровождается противоречивой этому  чувству ситуацией отношениями  социального окружения. Все это  само собой приводит к повышению  уровня агрессивности в подростковом возрасте и это проявляется в  спорах, ругани, обгрызание, физическом насилии и т.д.   В Ибрагимовой  сочетается два вида агрессивного поведения: агрессия лидерства и агрессия демонстративная. Агрессия лидерства характеризуется  эгоцентричным стремлением подростка  к лидерству и к власти. Выражается в соперничестве, попытками подавления соперника вызывающим агрессивным  поведением и нарушением дисциплины. Агрессия демонстративной проявляется в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Этот тип агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением недостатка любви и внимания в детском возрасте. Хоть Симисхан и является лидером, она очень зависит от мнения окружающих, быть признанным в группе, и в центре внимания являются ее целевыми установками. Для достижения этой цели она часто проявляет свою агрессию по отношению к окружающим людям, предметам и т.д.

Так же высокий уровень  агрессивности был отмечен у  Магомедова Рамазана – он менее коммуникабельнее, менее общителен, так как у него серьёзные нарушения в речевом развитии, вызванные слуховым дефектом.  Контактирование с другими людьми дается ему не легко, многие его не понимают, что вызывает у него огорчение, и попытки объяснения расцениваются как непослушание и не подчинение. Непонимание со стороны окружающих, не способность полноценного общения со сверстниками делают его уязвимым  и не защищенным, и поэтому с помощью агрессии он стремится защитить себя. Так агрессивные проявления с его стороны являются механизмом защиты.

Исследование проводилось  в течении четырех недель. Наше исследование было разделено на два этапа, которые продолжались в течении двух недель. На первом этапе фиксировались акты агрессивного поведения ребят при просмотре фильмов носящих агрессивный, насильственный характер. При анализе данных мы выявили средний бал проявления агрессивности среди респондентов, так у Ибрагимовой С. средний балл составляет  7-8 актов проявления агрессии в день. У Магомедова Р. – 6-7, у Исакова Ш. – 5-6, у Корниловой В. – 3, у Саид-Ахмедовой М. – 2-3, и у Темиржанова  М. – 4 среднеарифметических балла проявления агрессивных проявлений.

А при просмотре же фильмов, не носящих агрессивный характер или этот характер минимизирован  среднеарифметический балл агрессивных  проявлений составляет: у  Ибрагимовой  С. – 3-4, у Магомедова Р. –4-5, у Исакова Ш. –5, у Корниловой В. – 1-2, у Саид-Ахмедовой М. –1-2, и у Темиржанова  М. – 3

Все это можно представить  в виде графика:

Как мы видим, при просмотре  сцен насилия и жестокости уровень  проявления агрессивных реакций  у большинства повышается, чем  при просмотре фильмов без  них. Приведенные выше числа являются среднеарифметическими выведенными  из общего числа данных проведенных  нами за пару недель. Эти показатели являются примерными значениями и не стабильными переменными и в  большинстве случаев ситуативными.

Проведя экспериментальную  часть, мы пришли к выводу, что уровень  агрессивных проявлений прямо пропорционален частоте наблюдаемых сцен агрессивного поведения, не только в реальной жизни, но и на  голубом экране. Так  же проведённые нами исследования так  же доказывают зависимость уровня агрессивности  от возрастных особенностей. Так уровень  агрессивности в девятом классе выше, чем в пятом и первых классах, так же в пятом выше, чем в  первом и ниже чем в девятом. В  нашем исследовании мы так же мы проводили сравнительный анализ между полноценными детьми гимназии №4 и слабослышащими детьми интерната. Данные полученные в ходе исследования примерно одинаковы, т.е. и у детей  гимназии и детей интерната слабослышащих существенно не отличаются,  что говорит о том, что слабое развитие в речевой сфере не существенно влияет на уровень агрессивности, как возрастные особенности.  У слабослышащих детей уровень агрессивности так же повышается с возрастанием класса, т.е. в девятом самый высокий, а в первом самый низкий уровень агрессивности проведённого нами исследования.

В графике мы так же видим, что высокий уровень агрессивности  отмечен у Ибрагимой Симисхан и у Магомедова Рамазана. Если проанализировав ситуацию в классе, статусы, занимаемые в классе и в школе целом, можно сказать, что Симисхан пользуются авторитетом в группе, является лидером, к ее мнению прислушиваются не только девочки в школе, но и ребята. Она является лидером, за которым готова идти группа. И как мы уже говорили в теоретической части, агрессивные проявления в большей степени проявляют лидеры. Агрессивность является средством поддержания своего авторитета и инструментом управления. В школьном возрасте агрессия направлена на более слабых  учеников, в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Нередко проявление агрессии направленной друг на друга является серьезной проблемой. И негативное отношение взрослых к такого рода ситуациям не только не уменьшает агрессивности детей, но и усиливает ее, поскольку служит доказательством силы и независимости последних.

Подростковый возраст  сам по себе считается сложным  и проблематичным. Чувство взрослости сопровождается противоречивой этому  чувству ситуацией отношениями  социального окружения. Все это  само собой приводит к повышению  уровня агрессивности в подростковом возрасте и это проявляется в спорах, ругани, обгрызание, физическом насилии и т.д.   В Ибрагимовой сочетается два вида агрессивного поведения: агрессия лидерства и агрессия демонстративная. Агрессия лидерства характеризуется эгоцентричным стремлением подростка к лидерству и к власти. Выражается в соперничестве, попытками подавления соперника вызывающим агрессивным поведением и нарушением дисциплины. Агрессия демонстративной проявляется в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Этот тип агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением недостатка любви и внимания в детском возрасте. Хоть Симисхан и является лидером, она очень зависит от мнения окружающих, быть признанным в группе, и в центре внимания являются ее целевыми установками. Для достижения этой цели она часто проявляет свою агрессию по отношению к окружающим людям, предметам и т.д.

Информация о работе Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием