Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.
Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.
Заключение…
Список литературы………
Изучая особенности детско
агрессивности, мы выявили, что она
является механизмом защиты или
средством адаптации к новым
условиям жизни. В целом проявление
агрессии в детском возрасте является
обратной стороной беззащитности и
закомплексованности. Если ребенок
испытывает чувство незащищённости,
вследствие неудовлетворенности
Агрессия зависит от социального
статуса личности. Так многочисленные
исследователи выявили, что большую
агрессивность проявляют лидеры
и аутсайдеры. Агрессия лидерства
характеризуется эгоцентричным
стремлением подростка к
В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения являются подростки - аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин. Агрессия ими понимается как способ достижения определенной цели, а именно самоутверждения в группе.
Агрессия может выражаться в демонстративной форме, проявляется в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Этот тип агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением недостатка любви и внимания в детском возрасте.
Так же, можно сказать,
характер агрессивного
Мы так же рассмотрели достоинства и недостатки всех существующих в настоящее средств массой коммуникации, но какими бы не были его недостатки средств массовой информации неотъемлемой частью нашей жизни и мы являемся свидетелем беспрецедентного развития средств массовой коммуникации во всем мире.
Как говорилось выше мы так же провели исследование на зависимость от телевидение, и представив респондентам опросник на изучение телезависимости, путем подсчета баллов-ответов, данных на наши опросы из опросника выявили что один из 25 опрошенных в 5 классах имеет низкую степень зависимости от телевидения, 8 средней, 11 высокой и 5 с очень высокой степенью зависимости от телевизора. Представим это следующим образом:
Посмотрим какая обстановка в девятых классах. Итак исследование проводилось на 24 респондентах, который включало в себя 1 с низким, 11 со средним, 9 с высоким и 3 с осень высоким уровнем зависимости от телевидения.
Из подведённых итогов
видно, что в пятых классах
наблюдается большее
Кроме зависимости от телевидения было проведено исследование на выявление зависимости и от интернета.
Данные, полученные подсчитав ответы, мы представим в виде графика:
Если высокая зависимость от телевизора наблюдается у учеников пятых классов, то увлеченность интернетом, а следовательно высокая степень зависимости наблюдается у учеников девятых классов. Может это связанно с большей свободой интернета, обезличенностью, большей обратной связью и в тоже время меньшей ответственность.
Наблюдая за тем, как и что любят смотреть ученики 9 класса школы интернат, можно сделать вывод о том что при просмотре сцен насилия испытуемые проявляют в реальной жизни больше агрессивных проявлений, чем при просмотре спокойных, умиротворенных сцен.
Так же нами проводилось исследование, в котором мы изучали зависимость уровня агрессивности от средств массовой информации, а именно телевизора, т.е. как влияют сцены насилия на экране телевизора на уровень агрессивных проявлений. В эксперименте участвовало шесть учеников девятого класса школы интернат для слабослышащих и позднооглохших детей: Ибрагимова С., Магомедов Р., Исаков Ш., Корнилова В., Саид-Ахмедова М., Темиржанов М.
Исследование проводилось в течении четырех недель. Наше исследование было разделено на два этапа, которые продолжались в течении двух недель. На первом этапе фиксировались акты агрессивного поведения ребят при просмотре фильмов носящих агрессивный, насильственный характер. При анализе данных мы выявили средний бал проявления агрессивности среди респондентов, так у Ибрагимовой С. средний балл составляет 7-8 актов проявления агрессии в день. У Магомедова Р. – 6-7, у Исакова Ш. – 5-6, у Корниловой В. – 3, у Саид-Ахмедовой М. – 2-3, и у Темиржанова М. – 4 среднеарифметических балла проявления агрессивных проявлений.
А при просмотре же фильмов, не носящих агрессивный характер или этот характер минимизирован среднеарифметический балл агрессивных проявлений составляет: у Ибрагимовой С. – 3-4, у Магомедова Р. –4-5, у Исакова Ш. –5, у Корниловой В. – 1-2, у Саид-Ахмедовой М. –1-2, и у Темиржанова М. – 3
Все это можно представить в виде графика:
Как мы видим, при просмотре
сцен насилия и жестокости уровень
проявления агрессивных реакций
у большинства повышается, чем
при просмотре фильмов без
них. Приведенные выше числа являются
среднеарифметическими
Проведя экспериментальную часть, мы пришли к выводу, что уровень агрессивных проявлений прямо пропорционален частоте наблюдаемых сцен агрессивного поведения, не только в реальной жизни, но и на голубом экране. Так же проведённые нами исследования так же доказывают зависимость уровня агрессивности от возрастных особенностей. Так уровень агрессивности в девятом классе выше, чем в пятом и первых классах, так же в пятом выше, чем в первом и ниже чем в девятом. В нашем исследовании мы так же мы проводили сравнительный анализ между полноценными детьми гимназии №4 и слабослышащими детьми интерната. Данные полученные в ходе исследования примерно одинаковы, т.е. и у детей гимназии и детей интерната слабослышащих существенно не отличаются, что говорит о том, что слабое развитие в речевой сфере не существенно влияет на уровень агрессивности, как возрастные особенности. У слабослышащих детей уровень агрессивности так же повышается с возрастанием класса, т.е. в девятом самый высокий, а в первом самый низкий уровень агрессивности проведённого нами исследования.
В графике мы так же видим,
что высокий уровень
Подростковый возраст
сам по себе считается сложным
и проблематичным. Чувство взрослости
сопровождается противоречивой этому
чувству ситуацией отношениями
социального окружения. Все это
само собой приводит к повышению
уровня агрессивности в подростковом
возрасте и это проявляется в
спорах, ругани, обгрызание, физическом
насилии и т.д. В Ибрагимовой
сочетается два вида агрессивного поведения:
агрессия лидерства и агрессия демонстративная.
Агрессия лидерства характеризуется
эгоцентричным стремлением
Так же высокий уровень агрессивности был отмечен у Магомедова Рамазана – он менее коммуникабельнее, менее общителен, так как у него серьёзные нарушения в речевом развитии, вызванные слуховым дефектом. Контактирование с другими людьми дается ему не легко, многие его не понимают, что вызывает у него огорчение, и попытки объяснения расцениваются как непослушание и не подчинение. Непонимание со стороны окружающих, не способность полноценного общения со сверстниками делают его уязвимым и не защищенным, и поэтому с помощью агрессии он стремится защитить себя. Так агрессивные проявления с его стороны являются механизмом защиты.
Исследование проводилось в течении четырех недель. Наше исследование было разделено на два этапа, которые продолжались в течении двух недель. На первом этапе фиксировались акты агрессивного поведения ребят при просмотре фильмов носящих агрессивный, насильственный характер. При анализе данных мы выявили средний бал проявления агрессивности среди респондентов, так у Ибрагимовой С. средний балл составляет 7-8 актов проявления агрессии в день. У Магомедова Р. – 6-7, у Исакова Ш. – 5-6, у Корниловой В. – 3, у Саид-Ахмедовой М. – 2-3, и у Темиржанова М. – 4 среднеарифметических балла проявления агрессивных проявлений.
А при просмотре же фильмов, не носящих агрессивный характер или этот характер минимизирован среднеарифметический балл агрессивных проявлений составляет: у Ибрагимовой С. – 3-4, у Магомедова Р. –4-5, у Исакова Ш. –5, у Корниловой В. – 1-2, у Саид-Ахмедовой М. –1-2, и у Темиржанова М. – 3
Все это можно представить в виде графика:
Как мы видим, при просмотре
сцен насилия и жестокости уровень
проявления агрессивных реакций
у большинства повышается, чем
при просмотре фильмов без
них. Приведенные выше числа являются
среднеарифметическими
Проведя экспериментальную часть, мы пришли к выводу, что уровень агрессивных проявлений прямо пропорционален частоте наблюдаемых сцен агрессивного поведения, не только в реальной жизни, но и на голубом экране. Так же проведённые нами исследования так же доказывают зависимость уровня агрессивности от возрастных особенностей. Так уровень агрессивности в девятом классе выше, чем в пятом и первых классах, так же в пятом выше, чем в первом и ниже чем в девятом. В нашем исследовании мы так же мы проводили сравнительный анализ между полноценными детьми гимназии №4 и слабослышащими детьми интерната. Данные полученные в ходе исследования примерно одинаковы, т.е. и у детей гимназии и детей интерната слабослышащих существенно не отличаются, что говорит о том, что слабое развитие в речевой сфере не существенно влияет на уровень агрессивности, как возрастные особенности. У слабослышащих детей уровень агрессивности так же повышается с возрастанием класса, т.е. в девятом самый высокий, а в первом самый низкий уровень агрессивности проведённого нами исследования.
В графике мы так же видим,
что высокий уровень
Подростковый возраст сам по себе считается сложным и проблематичным. Чувство взрослости сопровождается противоречивой этому чувству ситуацией отношениями социального окружения. Все это само собой приводит к повышению уровня агрессивности в подростковом возрасте и это проявляется в спорах, ругани, обгрызание, физическом насилии и т.д. В Ибрагимовой сочетается два вида агрессивного поведения: агрессия лидерства и агрессия демонстративная. Агрессия лидерства характеризуется эгоцентричным стремлением подростка к лидерству и к власти. Выражается в соперничестве, попытками подавления соперника вызывающим агрессивным поведением и нарушением дисциплины. Агрессия демонстративной проявляется в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Этот тип агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением недостатка любви и внимания в детском возрасте. Хоть Симисхан и является лидером, она очень зависит от мнения окружающих, быть признанным в группе, и в центре внимания являются ее целевыми установками. Для достижения этой цели она часто проявляет свою агрессию по отношению к окружающим людям, предметам и т.д.