Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.
Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.
Заключение…
Список литературы………
Условие, которые вызывают гнев, остаются предметом дискуссии. Согласно одной влиятельной точки зрения, характер эмоционального опыта зависит от когнитивного ярлыка, которым помечается неспецифическое состояние возбуждения. В полном соответствии с этим утверждением Циллман обнаружил, что когда испытуемых провоцировали на гнев, дальнейшее возбуждение от внешних источников, таких как тренировка, жара, эротика, неверно определялось (по своему источнику) и усиливало агрессию. Однако эти результаты были получены в лабораторных условиях, источники возбуждения в которых редко встречаются в реальной жизни. Противоположный точке зрения придерживается Лазарус, который долго доказывал, что характер эмоционального возбуждения сам обусловлен когнитивно процессами оценки, протекающими как на уровне физиологических схем, так и на сознательном уровне. Бек опирается на эту теорию и рассматривает специфические эмоции как результаты специфических когнитивных оценок. Так, тревога является результатом оценки опасности, тогда как гнев следует за оценкой незаконного вторжения в личные владения человека, которые наряду с личными отношениями и личной собственностью включают Я-концепцию и ценности. Новако тоже рассматривает гнев как следствие оценки физического нападения, словесной угрозы или оскорбления, сокращения ожидаемых подкрепителей или несправедливости и, подобно Беку, точно описывает источники необъективности в содержании и операциях когнитивных схем, способствующие дисфункциональному гневу.
На более общем уровне,
приверженцы теории атрибуции
предполагают, что гнев является
следствием специфических
1.3. Возрастные особенности агрессивного поведения
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям личности и встречающимися противоречивыми ситуациями нередко сопровождается агрессивным поведением. Кризисные, переходные периоды сопровождаются с неудовлетворённостью своим положением, протестными настроениями, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы сопровождаются естественным ростом агрессивности, которые связанны с появлением новых потребностей, и в противовес, не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Так если взрослые люди переживают кризисные моменты жизни раз в семь – десять лет, то в детском возрасте кризисные явления наблюдаются на много чаще.
Многообразие исследований проводимых в области психоанализа свидетельствуют о частых проявлениях гнева переживаемых в младенческом возрасте. Это обостряется такими ситуациями, когда потребности детей недостаточно удовлетворяются или учитываются. Общепринят и известен тот факт, что маленькие дети дабы сохранить любовь матери склонны проявлять жестокость к новорожденному брату или сестре.
Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство и отказы (говорить, есть), кусание ногтей или губ.
Некоторые исследования показали, что уровень агрессивности и неуступчивости снижается в дошкольном возрасте. Пик неуступчивости у мальчиков и девочек приходится на два года, а уровня агрессивности в три. Если у ребенка закрепились такие привычки и модели поведения, то после тринадцатилетнего возраста скорректировать их будет проблематично.
Конечно, не стоит забывать и о том факторе влияющем на проявление агрессивности, как семья. Поведение ребенка существенно влияет от эмоционального климата и отношений с родителями в особенности с матерью в младенческом и раннем детстве.
По исследованиям Эйнсворт, 68% годовалых детей надежно привязаны к матеря в последующем, проявляю дружелюбие и отзывчивость. Эти дети лучше учатся, более сговорчивы и готовы к сотрудничеству. 32% младенцев настроены по отношению к матери враждебно, избегающе или амбивалентно. У них проявляется враждебность в последующем его развитии, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми. Они хуже учатся, испытывают чувство неуверенности в себе и хуже адаптируются в обществе. Так жестокое обращение или хладнокровное исполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует склонность к вспышкам гнева и проявлению агрессивности. Так многие лица с криминальным поведением испытали травму в детском возрасте в связи с материнско депривацией.
Агрессивные дети вырастают
в тех семья, где мало интересуются
потребностями развития ребенка, предпочитают
наказание терпеливому
В целом проявление
агрессии в детском возрасте
является обратной стороной
В дошкольном возрасте основными формами проявления агрессивности является порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое и жестокое обращение с животными, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и проявления упрямства.
В школьном возрасте агрессия направлена на более слабых учеников, в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Нередко проявление агрессии направленной друг на друга является серьезной проблемой. И негативное отношение взрослых к такого рода ситуациям не только не уменьшает агрессивности детей, но и усиливает ее, поскольку служит доказательством силы и независимости последних.
Подростковый возраст сам по себе считается сложным и проблематичным. Чувство взрослости сопровождается противоречивой этому чувству ситуацией отношениями социального окружения. Все это само собой приводит к повышению уровня агрессивности в подростковом возрасте.
Специфической особенностью
агрессивного поведения в подростковом
возрасте является его зависимость
от группы сверстников на фоне крушения
авторитета взрослых. В данном возрасте
быть агрессивным часто означает
«казаться быть сильнее». Любая подростковая
группа имеет свои ритуалы и
мифы, поддерживаемые лидером. Мифы
широко используются для оправдания
внутригрупповой и внешней
В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения являются подростки- аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин. Агрессия ими понимается как способ достижения определенной цели, а именно самоутверждения в группе. О.И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Так наиболее высокий уровень агрессивности проявляется у лидеров или отшельников (отверженных). Лидеры с помощью агрессивных проявлений укрепляет свое положение в группе, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.
Отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями. Если родители проявляют чуткость и понимание к чувствам подростка, предоставляют ему возможность проявления самостоятельности и независимости, формировать с ними равноправные и сотрудничающие, то кризис проходит легче и быстрее.
Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром и ненавязчивом совете взрослых.
Наблюдая за подростками проявляющими агрессивный характер в поведении, психологи выделили наиболее часто встречаемые типы подосковой агрессивности:
Агрессия при гиперактивности. Проявляется в виде приставании к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости и т.д. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребенка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие требования. Подросток не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить смысл. Для него мир – хаос и он откликается на любые стимулы, возможно носящие негативный характер. В этом случае необходимо сотрудничество учителя, родителей, психолога и психоневролога, ведь он нуждается в правильном понимании его проблем и поддержке со стороны.
Агрессия лидерства
Агрессия демонстративной проявляется в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Этот тип агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением недостатка любви и внимания в детском возрасте.
Агрессия страха. Страхи застваляют ребенка или подростка быть готовым отразить нападение или другую опасность. Часто наличие опасности придумано или же преувеличено. Агрессивные реакции нередко бывает чрезмерной и опережающей. Обычно повышенная агрессивность сочетается с трусостью, поэтому коррекционно-воспитательная работа первоначально должна быть направлена на борьбу со страхами.
Агрессия вины. Чувство вины всегда вызывает душевные страдания, и человек, пытаясь избавиться от этого чувства, старается искупить вину поступком либо направляет агрессию на источник страданий. Если это родители и он не может направить свою агрессию на них, то ребенок может позволить агрессию по отношению к младшим (брату или сестре). Но чаще всего объектом становится самый слабый ученик в классе. Агрессия может быть направлена и внутрь – а самого себя. Аутоагрессия принимают форму самобичевания, самообвинения, саморазрушения.
Агрессия мести проявляется во враждебности, мстительности. Подозрительности и недоверия. Это способ восстановления справедливости, желания защитить себя от недоброжелателей (врагов). Такое поведение может быть обусловлено тем, что ребенок растет в неблагополучной семье и чувствует себя отверженным и не нужным. Эти дети обычно не верят в доброту, но при этом очень нуждаются в ней. Поэтому отношение к ним взрослых должно быть заботливым и внимательным.
Агрессия низкой самооценки выражается в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости и ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек и издевок. Эти дети чувствительны к оценке других, особенно если оно исходит от значимых ему людей. Такие дети нуждаются в чутком и тактическом отношении.
Агрессия завышенной самооценки выражается в высокомерии, в уверенности своей значимости, избранности и гениальности. При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают и не справедливо к ним относятся. Такие дети могут быть чрезвычайно агрессивными, и порой испытывают удовольствие, унижая тех кто слабее. В основе лежат глубокие причины, как нарушение отношений со значимыми им людьми. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и профессиональной поддержке педагога и психолога. Причинами агрессивных проявлений детей, в этом возрасте могут выступать следующие:
• Характерологические особенности самого ребенка (гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам);
• Средства массовой информации. За школьные годы дети проводятся у телевизора боле пятнадцати тысяч часов, и из них тринадцать тысяч часов наблюдается насилие, смерть и жестокость, что «заражает» агрессивностью «в серьез и надолго»;
• При недостатке любви и внимания со стороны близких, у ребенка возникает ощущение враждебности окружающего мира и в ответ в характере формируется безжалостность и жестокость;
• На унижение, оскорбление (или неверно выбранная форма поведения) со стороны педагогов и вожатых тоже могут служить причиной возникновения агрессии у ребенка;
• Так же в заключении хотелось бы обратить внимание на «золотые правила» педагогики, которые подойдут к любому характерологическому типу:
не фиксировать внимание всех на не желательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние;
наиболее адекватное поведение взрослых обсуждение агрессивного поведения, но без жестоких наказаний в случаи проступка;
старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить;
дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснув агрессию через игры и релаксационный тренинг;
старайтесь лишний раз приласкать ребенка, показав что его тоже ценят, что он вам нужен;
реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка ели даже они не значительны.
Если рассмотреть агрессивные
проявления детей под углом полового
(гендерного) фактора, то можно сказать,
что мальчики демонстрируют более
высокий уровень прямой и физической
агрессии, а девочки косвенный
и вербальный. Как подчеркивают многие
специалисты систематическое