Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.

Заключение…
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Атаева Дж.docx

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Условие, которые вызывают гнев, остаются предметом дискуссии. Согласно одной влиятельной  точки  зрения, характер эмоционального опыта  зависит от когнитивного ярлыка, которым  помечается неспецифическое состояние возбуждения. В полном соответствии с этим утверждением Циллман обнаружил, что когда испытуемых провоцировали на гнев, дальнейшее возбуждение от внешних источников, таких как тренировка, жара, эротика,    неверно определялось (по своему источнику) и усиливало агрессию. Однако эти результаты были получены в лабораторных условиях, источники возбуждения в которых редко встречаются в реальной жизни. Противоположный точке зрения придерживается Лазарус, который долго доказывал, что характер эмоционального возбуждения сам обусловлен когнитивно процессами оценки, протекающими как на уровне физиологических схем, так и на сознательном уровне. Бек опирается на эту теорию и рассматривает специфические эмоции как результаты специфических когнитивных оценок. Так, тревога является результатом оценки опасности, тогда как гнев следует за оценкой незаконного вторжения в личные владения человека, которые наряду с личными отношениями и личной собственностью включают Я-концепцию и ценности. Новако тоже рассматривает гнев как следствие оценки физического нападения, словесной угрозы или оскорбления, сокращения ожидаемых подкрепителей или несправедливости и, подобно Беку, точно описывает источники необъективности в содержании и операциях когнитивных схем, способствующие дисфункциональному гневу.

 На более общем уровне, приверженцы теории атрибуции  предполагают, что гнев является  следствием специфических каузальных  атрибуций. Например, Фергюссон и Руле считают, что вызываемый гнев зависит не только от степени воспринимаемого аверсивного воздействия других, но и обсуждения о том, была ли аверсия намеренной, недоброжелательной предсказуемой и необоснованной. Такие умозаключения делают исходя  из того, что, по мнению индивидуума, должно быть на самом деле, и таким образом отражают личностные ценности, права и самооценку. В этом смысле у гнева есть значимое нравственное измерение.

1.3.  Возрастные особенности агрессивного поведения

Характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям личности и встречающимися противоречивыми ситуациями нередко  сопровождается агрессивным поведением. Кризисные, переходные периоды сопровождаются  с неудовлетворённостью своим положением, протестными настроениями, капризностью и неуравновешенностью.  Возрастные кризисы сопровождаются естественным ростом агрессивности, которые связанны с появлением новых потребностей, и в противовес, не удовлетворяются  существующими отношениями и  умениями.  Так если взрослые люди переживают кризисные моменты жизни  раз в семь – десять лет, то в  детском возрасте кризисные явления  наблюдаются на много чаще.

Многообразие исследований проводимых в области психоанализа свидетельствуют о частых проявлениях  гнева переживаемых в младенческом возрасте. Это обостряется такими ситуациями, когда потребности детей  недостаточно удовлетворяются или  учитываются. Общепринят и известен тот факт, что маленькие дети дабы сохранить любовь матери склонны  проявлять жестокость к новорожденному брату или сестре. 

Адаптируясь к требованиям  детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство и отказы (говорить, есть), кусание ногтей или губ.

Некоторые исследования показали, что уровень агрессивности и  неуступчивости снижается в дошкольном возрасте. Пик неуступчивости у мальчиков  и девочек приходится на два года, а уровня агрессивности в три. Если у ребенка закрепились такие привычки и модели поведения, то после тринадцатилетнего возраста скорректировать их будет проблематично.

Конечно, не стоит забывать и о том факторе влияющем на проявление агрессивности, как семья. Поведение ребенка существенно влияет от эмоционального климата и отношений с родителями в особенности с матерью в младенческом и раннем детстве.

По исследованиям Эйнсворт, 68% годовалых детей надежно привязаны к матеря в последующем, проявляю дружелюбие и отзывчивость. Эти дети лучше учатся, более сговорчивы и готовы к сотрудничеству. 32% младенцев настроены по отношению к матери враждебно, избегающе или амбивалентно. У них проявляется враждебность в последующем его развитии, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми. Они хуже учатся, испытывают чувство неуверенности в себе и хуже  адаптируются в обществе. Так жестокое обращение или хладнокровное исполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует склонность к вспышкам гнева и проявлению агрессивности. Так многие лица с криминальным поведением испытали травму в детском возрасте в связи с материнско депривацией.

Агрессивные дети вырастают  в тех семья, где мало интересуются потребностями развития ребенка, предпочитают наказание терпеливому объяснению и заботе.

 В целом проявление  агрессии в детском возрасте  является обратной стороной беззащитности  и закомплексованности. Если ребенок  испытывает чувство незащищённости, вследствие неудовлетворенности  потребности в безопасности и  любви, то  в его душе рождаются  многочисленные страхи. Стремясь, справится со своими страхами ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страхов может стать агрессия направленная на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в робости и само разрушительных фантазиях и идеях самонаказания.

В дошкольном возрасте основными  формами проявления агрессивности  является порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое и жестокое обращение с животными, пассивно-агрессивные  реакции протеста, неуступчивость и  проявления упрямства.

В школьном возрасте агрессия направлена на более слабых  учеников, в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Нередко проявление агрессии направленной друг на друга является серьезной проблемой. И негативное отношение взрослых к такого рода ситуациям не только не уменьшает агрессивности детей, но и усиливает ее, поскольку служит доказательством силы и независимости последних.

Подростковый возраст  сам по себе считается сложным  и проблематичным. Чувство взрослости сопровождается противоречивой этому  чувству ситуацией отношениями  социального окружения. Все это  само собой приводит к повышению  уровня агрессивности в подростковом возрасте.

Специфической особенностью  агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость  от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться быть сильнее». Любая подростковая группа имеет свои  ритуалы и  мифы, поддерживаемые лидером.  Мифы широко используются для оправдания внутригрупповой и внешней жестокости. Насилие, одухотворённое мифами принятыми  группой, переживается подростком как  утверждение своей силы, героизма и преданности группе.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения являются подростки- аутсайдеры, дезадаптированные  в силу различных причин. Агрессия ими понимается как способ достижения определенной  цели, а именно самоутверждения в группе. О.И. Шляхтина  показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе.  Так наиболее высокий уровень агрессивности проявляется у лидеров или отшельников (отверженных). Лидеры с помощью агрессивных проявлений укрепляет свое положение в группе, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.

Отрочество является периодом острого кризиса взросления и  часто сопровождается рискованным  поведением и девиациями. Если родители проявляют чуткость и понимание  к чувствам подростка, предоставляют  ему возможность проявления самостоятельности  и независимости, формировать с  ними равноправные и сотрудничающие, то кризис проходит легче и быстрее.

Подросток стоит перед  задачей формирования собственных  взглядов на жизнь и нуждается  в мудром и ненавязчивом совете взрослых.

Наблюдая за подростками проявляющими агрессивный характер в поведении, психологи выделили наиболее часто встречаемые типы подосковой агрессивности:

Агрессия при гиперактивности. Проявляется в виде приставании к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости и т.д. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребенка к среде, которая предъявляет к нему  слишком высокие требования. Подросток не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить смысл. Для него мир – хаос и он откликается на любые стимулы, возможно носящие негативный характер. В этом случае необходимо сотрудничество учителя, родителей, психолога и психоневролога, ведь он нуждается в правильном понимании его проблем и поддержке со стороны.

Агрессия лидерства характеризуется  эгоцентричным стремлением подростка  к лидерству и к власти. Выражается в соперничестве, попытками подавления соперника вызывающим агрессивным  поведением и нарушением дисциплины. Воспитательное воздействие, при данном типе поведения, должно быть направлено на развитие эмпатии, понимании того, что лидер не тот кто громче командует, а тот кто может взять на себя ответственность, вызывая уважение и доверие.  

Агрессия демонстративной  проявляется в попытках привлечь внимания, причем любой ценой, включая  агрессивные выходки. Вызывающее поведение  явно рассчитано на зрителя. Этот тип  агрессивного поведения может быть следствием реальным или субъективным ощущением недостатка любви и  внимания в детском возрасте.

Агрессия страха. Страхи застваляют ребенка или подростка быть готовым отразить нападение или другую опасность. Часто наличие опасности придумано или же преувеличено. Агрессивные реакции нередко бывает чрезмерной и опережающей. Обычно повышенная агрессивность сочетается с трусостью, поэтому коррекционно-воспитательная работа первоначально должна быть направлена на борьбу со страхами.

Агрессия вины. Чувство  вины всегда вызывает душевные страдания, и человек, пытаясь избавиться от этого чувства, старается искупить вину поступком либо направляет агрессию на источник страданий. Если это родители и он не может направить свою агрессию на них, то ребенок может позволить агрессию по отношению к младшим (брату или сестре). Но чаще всего объектом становится самый слабый ученик в классе. Агрессия может быть направлена и внутрь – а самого себя.  Аутоагрессия принимают форму самобичевания, самообвинения, саморазрушения.

Агрессия мести проявляется  во враждебности, мстительности. Подозрительности и недоверия. Это способ восстановления справедливости, желания защитить себя от недоброжелателей (врагов). Такое поведение может быть обусловлено тем, что ребенок растет в неблагополучной семье и чувствует себя отверженным и не нужным. Эти дети  обычно не верят в доброту, но при этом очень нуждаются в ней. Поэтому отношение к ним взрослых должно быть заботливым и внимательным.

Агрессия низкой самооценки выражается в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости и ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется  в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек  и издевок. Эти дети чувствительны к оценке других, особенно если оно исходит от значимых ему людей. Такие дети нуждаются в чутком и тактическом отношении.

Агрессия завышенной самооценки выражается в высокомерии, в уверенности  своей значимости, избранности и  гениальности. При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают и не справедливо к ним относятся. Такие дети могут быть чрезвычайно  агрессивными, и порой испытывают удовольствие, унижая тех кто слабее. В основе лежат глубокие причины,  как нарушение отношений со значимыми им людьми. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и профессиональной поддержке педагога и психолога. Причинами агрессивных проявлений детей, в этом возрасте могут выступать следующие:

• Характерологические особенности самого ребенка (гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам);

• Средства массовой информации. За школьные годы дети проводятся у телевизора боле пятнадцати тысяч часов, и из них тринадцать тысяч часов наблюдается насилие, смерть и жестокость, что «заражает» агрессивностью «в серьез и надолго»;

• При недостатке любви и внимания со стороны близких, у ребенка возникает ощущение враждебности окружающего мира и в ответ в характере формируется безжалостность и жестокость;

• На унижение, оскорбление (или неверно выбранная форма поведения) со стороны педагогов и вожатых тоже могут служить причиной возникновения агрессии у ребенка;

• Так же в заключении хотелось бы обратить внимание на «золотые правила» педагогики, которые подойдут к любому характерологическому типу:

  не фиксировать внимание всех на не желательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние;

  наиболее адекватное поведение взрослых обсуждение агрессивного поведения, но без жестоких наказаний в случаи проступка;

  старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить;

  дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснув агрессию через игры и релаксационный тренинг;

  старайтесь лишний раз приласкать ребенка, показав что его тоже ценят, что он вам нужен;

  реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка ели даже они не значительны.

Если рассмотреть агрессивные  проявления детей под углом  полового (гендерного) фактора, то можно сказать, что мальчики демонстрируют более  высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки косвенный  и вербальный. Как подчеркивают многие специалисты систематическое наблюдение детей 3-6 лет больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребенка, перинатальная энцефалопатия) и преимущественными нарушениями эмоционально-волевой сфере, а так же ранней эмоциональной депривации.  Напротив, систематическая физическая агрессия детей 7-11 лет была сильнее связана с неблагоприятным микросоциальным окружением (негативная роль отца, родительская агрессия), в то время как биологические факторы играют второстепенную роль.

Информация о работе Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием