Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа
Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.
Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.
Заключение…
Список литературы………
Наиболее значимыми
Физическая агрессия девочек значительно чаще была направлена на противоположный пол и членов семьи, провоцировалась оскорблением ил угрозой изнасилования, часто сочеталась с аутоагрессией и смешанной агрессией. У мальчиков физическая агрессия достоверно значительно была направлена против лиц своего пола, не знакомых прохожих и мотивировалась желанием поддержать самооценку и статус среди сверсников.
Изучив и рассмотрев понятие и типы агрессивного поведения, можно сказать, что они нуждаются в поддержке и понимании со стороны взрослых и лишь тактичность и забота и внимание поможет исцелить душу ребенка и изменить его поведение.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура
Ранее нами были рассмотрены
разнообразные подходы к
Безусловно, информационная
эпоха диктует свои законы
и выдвигает свои требования.
СМИ сопровождает жизнь не
только взрослых, но и детей.
Телевизор, компьютер, видео
В то же время нельзя полностью
исключить средства массовой коммуникации
из нашей общественной жизни, ведь СМИ
становятся основным источником, формирующим
представления человека о религии
и окружающем мире. А массовая информация
становится одним из основных инструментов
социального регулирования. Так, распространяя
те или иные сообщения и материалы,
СМИ создают определенное общественное
мнение, настроение, формирует взгляды
и поведение отдельных
СМИ представляет собой одно
из самых крупных, сложных, мобильных,
активно действенных и
В настоящее время понятия
«массовая коммуникация» и «
Одна из важнейших функций средств массовой коммуникации заключается в том, чтобы осуществлять оперативную информацию широких масс населения во всех областях жизни, т.е. «массовую информацию». Важность этой функции послужила причиной того, что на ряду с терминами «массовая коммуникация» и соответственно «средства массовой коммуникации» еще шире используются близкие понятия «массовая информация» и «средства массовой информации».
В нашей стране сложилась традиция употреблять термин «массовая коммуникация» в основном в таких науках, как психология, социология, лингвистика, в то время термин «средства массовой коммуникации» - главным образом журналистики и общественно-политической литературе.
Преимущество термина
«массовая информация»
Современные СМИ можно разделить на два основных типа – печатные (газеты и журналы) и электронные (радио, телевидение и интернет – СМИ). Печатные СМИ более долговечны, чем электронные, и обычно предназначены для более подробного освещения событий.
Особенности функционирования и восприятия различных СМИ связанны, прежде всего с их техническими характеристиками. Большое значение имеет то, на какие органы чувств рассчитано то или иное техническое средство, т.е. «сенсорность» (от лат sensus – чувство) канала массовой коммуникации. Например, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации (визуальный канал), радио – только на слуховое восприятие (аудиальный канал), а телевидение воспринимается и слухом и зрением одновременно (аудиовизуальный канал), также к аудиовизуальным каналам можно отнести интернет - СМИ.
Основными функциями СМИ являются: [42, с.37]
1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;
2) непосредственно - организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ, в роли "четвертой власти" в обществе);
3) идеологическая (социально
- ориентирующая), связанная со стремлением
оказать глубокое влияние на
мировоззренческие основы и
4) культурно-образовательная,
заключающаяся, в том, чтобы,
будучи одним из институтов
культуры общества, участвовать
в пропаганде и
5) рекламно – справочная – удовлетворение утилитарных запросов, в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
6) рекреативная – развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия.
Отличительные черты СМИ - это:
1) публичность, т.е.
2) наличие специальных технических приборов, аппаратуры;
3) непостоянный объем
аудитории, меняющейся в
Следует отметить две основные закономерности в развитии различных каналов массовой коммуникации. Первая закономерность заключается в том, что каждое новое средство, внося свою специфику в массовую коммуникацию, в тоже время наследует и многие черты своих предшественников.
Так, радио переняло от газеты
четкий ритм информации, оперативность
и в тоже время значительно
повысило эту оперативность в
частности за счет «прямых передач»
с места событий. Вместо зрительного
восприятия текста и иллюстраций
радио сделало возможным
Вторая закономерность
развития средств массовой
Печать. Начнем с анализа
ограничений печати. Она с точки
зрения восприятия информации более
сложна по сравнению с радио и
телевидением. Чтение газеты требует
значительных интеллектуальных усилий,
поскольку предполагает определенный
образовательный уровень
Однако у печати есть свои достоинства, которые не смогли перекрыть ни одно радио, ни телевидение, ни Интернет. Во-первых, это возможность для читателя быстрее ориентироваться во всех материалах газеты и журнала и самостоятельно выбирать интересующую читателя информацию. Во-вторых, это возможность легко вернуться к прочитанному материалу, если он нуждается в дополнительном осмыслении или использовании. В-третих, газету или журнал можно читать практически везде, в любое время, прерывая и возобновляя ее чтение. Кроме того, газетно-журнальные тексты успешно удовлетворяют неизменную потребность современного человека в комментариях, разъяснениях по поводу лавины событий, известных ему из оперативных сообщений радио и телевидения.
Именно в силу такого рода
преимуществ периодической
Радио. Если аналогичным
образом проанализировать особенности
радио, то мы обнаружим следующую
картину. С точки зрения восприятия
передаваемой информации радио является
более простым для человека каналом,
чем периодическая печать. Слушание
радио требует меньших
Радио информирует аудиторию значительно оперативнее, чем газета, в большей степени из-за того, что оно может осуществлять «прямые передачи» с места событий. Причем прямые передачи не только повышают оперативность информации, но, что очень важно, могут создавать «эффект присутствия». Суть этого психологического эффекта заключается в том, у радиослушателя может создаваться впечатление, будто они сами присутствуют при совершении того события, которое освещается в прямом репортаже. Благодаря этому значительно повышается степень доверия к передаваемой информации, а следовательно, восприятие аудиторной информации, а следовательно, возрастает и сила ее воздействия, поскольку человек психически склонен больше всего доверять своему опыту восприятия аудиальной информации. Другое существенное преимущество радио перед печатью заключается в том, что, слушая радио, можно заниматься другими делами. Весьма существенно и то, что в современных условиях радио является так же наиболее доступным СМИ как по цене, так и по простоте пользования.
Но у радио есть и свои ограничения. Так, при пользовании радио у его аудитории меньше свободы в выборе поочередного ознакомления с той или иной информации для того, чтобы проверить, правильно ли она была понята или же что бы глубже вникнуть в ее содержание. Кроме того, при восприятии информации только на слух аудитория лишена возможности увидеть того, кто говорит, и то, о чем идет речь.