Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.

Заключение…
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Атаева Дж.docx

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее значимыми показателями риска агрессии у подростков мужского пола общей популяции были микросоциальные  факторы: увлечения связанные с  насилием и жестокостью, общение  с ранее судимыми лицами, употребление психоактивных веществ, родительская агрессия. При этом защитным фактором тормозящим развитие агрессивного поведенческого стереотипа, являются такие личностные характеристики, как застенчивость, нерешительность, повышенная тревожность. У девочек преобладают биологически факторы риска. Агрессивные девочки  отличались раздражительностью, обидчивостью, имели в анамнезе черепно-мозговые травмы и признаки раннего органического  поражения головного мозга;  часто  предъявляли жалобы соматического  и неврозоподобного характера имели  отклонения в полоролевом поведении. Одним из факторов риска повышенной агрессивности девочек был период 12-15 лет. 

Физическая агрессия девочек  значительно чаще была направлена на противоположный пол и членов семьи, провоцировалась оскорблением ил угрозой изнасилования, часто  сочеталась с аутоагрессией и  смешанной агрессией. У мальчиков  физическая агрессия достоверно значительно  была направлена против лиц своего пола, не знакомых прохожих и мотивировалась желанием поддержать самооценку и статус среди сверсников.

Изучив  и рассмотрев понятие  и типы агрессивного поведения, можно  сказать, что они нуждаются в  поддержке и понимании со стороны  взрослых и лишь тактичность и  забота и внимание поможет исцелить душу ребенка и изменить его поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности

2.1 Средства массовой  информации, их содержание и структура

Ранее нами были рассмотрены  разнообразные подходы к определению  агрессии, такие как: этологический, социобиологический, генетика поведения, фрейдовский психоанализ, фрустрационная теория, когнетивный несоциализм, модель переноса возбуждения, модель социального взаимодействия и теория научения. Последнее вызвало наибольший интерес и имеет ярко выраженную природу, т.к. ребенок на первых порах своего развития обучается посредством наблюдения и подражания моделей поведения взрослых. Но у взрослых не хватает времени и ребенок остается один на один с экраном телевизора или компьютера.

  Безусловно, информационная  эпоха диктует свои законы  и выдвигает свои требования. СМИ сопровождает жизнь не  только взрослых, но и детей.  Телевизор, компьютер, видео давно  и прочно вошли в обиход  малышей с первых лет жизни.  Во многих семьях, как только  ребенок научится сидеть, его  усаживают перед экраном, который  заменяет живое общение с близкими  взрослыми, бабушкины сказки, мамины  колыбельные, папины прибаутки  и присказки. Сидение перед  экраном, кажущееся безобидным  на первый взгляд, вполне устраивает  всех, прежде всего родителей.  В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается  риску и в то же время  получает впечатления, узнает  что-то новое, приобщается к  совместной жизни. Покупая малышу  видеокассеты или компьютерные  игры, родители заботятся о его  развитии, стремятся занять его  чем-то интересным. Однако если  взрослые не будут активно  включаться в совместный просмотр  телепередач и в компьютерные  игры может привлечь за собой  весьма печальные последствия.  Причем  не только для здоровья  ребенка (нарушение зрения, дефиците движений, нарушения осанки и т.д.), но и для его психического развития.

В то же время нельзя полностью  исключить средства массовой коммуникации из нашей общественной жизни, ведь СМИ  становятся основным источником, формирующим  представления человека о религии  и окружающем мире. А массовая информация становится одним из основных инструментов социального регулирования. Так, распространяя  те или иные сообщения и материалы, СМИ создают определенное общественное мнение, настроение, формирует взгляды  и поведение отдельных личностей, социальных групп, а в конечном счете – и всего общества. 

СМИ представляет собой одно из самых крупных, сложных, мобильных, активно действенных и одновременно противоречивых явлений, которое требует  специального всестороннего изучения.

В настоящее время понятия  «массовая коммуникация» и «массовая  информация» все больше входят в  наш повседневный обиход. Что  они  означают? Рассмотрим их, начнем с термина  «массовая коммуникация». По своему происхождению, он является буквальным переводом английского термина  «mass communication», который , в сущности, можно было бы перевести как «массовое общение», то есть общение, в котором участвует большое количество людей. Однако имеется в виду не массовое общение вообще, а только то, которое опосредованно техническими средствами, прежде всего такими как печать, радио, телевидение и сейчас интернет (их называют «средства массовой коммуникации»). Впервые этот термин получил права гражданства официальных документах после включения его в преамбулу устава в ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1946году.

Одна из важнейших функций  средств массовой коммуникации заключается  в том, чтобы осуществлять оперативную  информацию широких масс населения во всех областях жизни, т.е. «массовую информацию». Важность этой функции послужила причиной того, что на ряду с терминами «массовая коммуникация» и соответственно «средства массовой коммуникации» еще шире используются близкие понятия «массовая информация» и «средства массовой информации».

В нашей стране сложилась  традиция употреблять термин «массовая  коммуникация» в основном в таких  науках, как психология, социология, лингвистика, в то время термин «средства  массовой коммуникации» - главным образом  журналистики и общественно-политической литературе.

Преимущество термина  «массовая информация» заключается  в его общедоступности, а так  же в большей благозвучности и  однозначности аббревиатуры СМИ  по сравнению с СМК (средства массовой коммуникации). Поэтому термину «средства  массовой информации естественно, отдают предпочтение в материалах, предназначенных  для массового читателя, слушателя, зрителя и пользователя интернета. Однако с научной точки зрения термин «массовая коммуникация»  более точен, потому что включает не только функцию информации, но и  такие функции общения, как осуществления  социальной связи, взаимодействия между  различными социальными группами общества. Вместе с тем надо иметь в виду, что оба термина – и «массовая  коммуникация», и «массовая информация» - зачастую употребляют как синонимы, такая практика сохранится и в  этом учебном пособии. При этом следует  отметить, что кроме двух рассмотренных  наиболее употребительных терминов в качестве синонимов понятия  «средства массовой коммуникации»  все чаще начинают использоваться термины  «массовые коммуникации» и «массмедия».

Современные СМИ можно  разделить на два основных типа –  печатные (газеты и журналы) и электронные (радио, телевидение и интернет –  СМИ). Печатные СМИ более долговечны, чем электронные,  и обычно предназначены  для более подробного освещения событий. 

Особенности функционирования и восприятия различных СМИ связанны, прежде всего с их техническими характеристиками.  Большое значение имеет то, на какие органы чувств рассчитано то или иное техническое средство, т.е. «сенсорность» (от лат sensus – чувство) канала массовой коммуникации. Например, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации (визуальный канал), радио – только на слуховое восприятие (аудиальный канал), а телевидение воспринимается и слухом и зрением одновременно (аудиовизуальный канал), также к аудиовизуальным каналам можно отнести интернет - СМИ.

Основными функциями СМИ  являются: [42, с.37]

1) коммуникативная - функция  общения, налаживания контакта, которая  называется исходной функцией;

2) непосредственно - организаторская  (в которой наиболее наглядно  проявляется роль СМИ,  в роли "четвертой власти" в обществе);

3) идеологическая (социально  - ориентирующая), связанная со стремлением  оказать глубокое влияние на  мировоззренческие основы и ценностные  ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4) культурно-образовательная,  заключающаяся, в том, чтобы,  будучи одним из институтов  культуры общества, участвовать  в пропаганде и распространении  в жизни общества высоких культурных  ценностей, воспитывать людей  на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему  развитию человека;

5) рекламно – справочная  –  удовлетворение  утилитарных  запросов, в связи с миром увлечений  разных слоев аудитории (сад,  огород, туризм, коллекционирование, шахматы  и т.д. и т.п.);

6) рекреативная – развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия.

Отличительные черты СМИ - это:

1) публичность, т.е. неограниченный  круг пользователей;

2) наличие специальных  технических приборов, аппаратуры;

3) непостоянный объем  аудитории, меняющейся в зависимости  от проявленного интереса к  той или иной передаче, сообщению  или статье [42, с.79].

Следует отметить две основные закономерности в развитии различных  каналов массовой коммуникации. Первая   закономерность заключается в том, что каждое новое средство, внося  свою специфику в массовую коммуникацию, в тоже время наследует и многие черты своих предшественников.

Так, радио переняло от газеты четкий ритм информации, оперативность  и в тоже время значительно  повысило эту оперативность в  частности за счет «прямых передач» с места событий. Вместо зрительного  восприятия текста и иллюстраций  радио сделало возможным слуховое восприятие  информации,  что значительно  расширило его аудиторию. Телевидение, в свою очередь, унаследовав все  выше изложенные характеристики радио, добавило к звуковому восприятию и зрительное.  Тем самым оно  значительно приблизило массовую коммуникацию к привычным формам повседневного межличностного общения. Оно способна перенести жилище телезрителям любой самый удаленный уголок земного шара и даже космический корабль. Все это сделало телевидение наиболее привлекательным средство массовой коммуникации для большей части аудитории СМИ. Что касается Интернета, то в нем представлены практические все традиционные СМИ, хотя в разной степени, и в разной форме. Одной из важных причин особой популярности Интернета можно считать то, что он впервые в истории человечества соединил в себе возможность использовать одно и тоже техническое средство как для межличностного, так и для массового общения в форме СМИ.

     Вторая закономерность  развития средств массовой коммуникации  заключается в том, что новые  СМИ не «отменяют» старые. Каждая  новое средство массовой коммуникации, обогащают структуру человеческого  общения, не уничтожает старые  СМИ, а продолжает со существовать вместе с ними. Почему так происходит? Скорее всего потому, что новые СМИ наследуют не все, а лишь отдельные характеристики старых СМИ, а их новые качества не в состоянии полностью заменить все качества прежних СМИ. Благодаря этому старые средства массовой коммуникации продолжают сохранять ряд своих преимуществ по сравнению с новыми повседневном общении. Рассмотрим, какими преимуществами и ограничениями обладают каждая из современных средств массовой коммуникации.  

Печать. Начнем с анализа  ограничений  печати. Она с точки  зрения восприятия информации более  сложна по сравнению с радио и  телевидением. Чтение газеты требует  значительных интеллектуальных усилий, поскольку предполагает  определенный образовательный уровень аудитории. Надо как минимум уметь читать. Газета менее оперативна, чем радио, телевидение и интернет-СМИ, так как может сообщать о событиях только после того, как они произойдут. Печать значительно дальше отстоит от обычных форм восприятия информации в межличностном общении по сравнению с радио и телевидением. Все это можно условно отнести к ограничениям, минусам периодической печати как средству массовой коммуникации.

Однако у печати есть свои достоинства, которые не смогли перекрыть  ни одно радио, ни телевидение, ни Интернет. Во-первых, это возможность для  читателя быстрее ориентироваться  во всех материалах газеты и журнала  и самостоятельно выбирать интересующую читателя информацию. Во-вторых, это  возможность легко вернуться  к прочитанному материалу, если он нуждается  в дополнительном осмыслении или  использовании. В-третих, газету или журнал можно читать практически везде, в любое время, прерывая и возобновляя ее чтение. Кроме того, газетно-журнальные тексты успешно удовлетворяют неизменную потребность современного человека в комментариях, разъяснениях по поводу лавины событий, известных ему из оперативных сообщений радио и телевидения.

Именно в силу такого рода преимуществ периодической печати  перед другими каналами она продолжает оставаться  важными средствами массовой коммуникации, и по сей  день, не смотря на конкуренцию радио, телевидения и интернета.

Радио. Если аналогичным  образом проанализировать особенности  радио, то мы обнаружим следующую  картину. С точки зрения восприятия передаваемой информации радио является более простым для человека каналом, чем периодическая печать. Слушание радио  требует меньших интеллектуальных усилий. В этом смысле оно ближе  по форме к личностному общению, чем чтение прессы. Для восприятия сообщений передаваемых по радио, не надо обладать грамотностью, как при  чтении  газеты.

Радио информирует аудиторию  значительно оперативнее, чем газета, в большей степени из-за того, что оно может осуществлять «прямые передачи» с места событий. Причем прямые передачи не только повышают оперативность информации, но, что очень важно, могут создавать «эффект присутствия». Суть этого психологического эффекта заключается в том, у радиослушателя  может создаваться впечатление, будто они сами присутствуют при совершении  того события, которое освещается в прямом репортаже.  Благодаря этому значительно повышается степень доверия  к передаваемой информации, а следовательно, восприятие аудиторной информации, а следовательно, возрастает и сила ее воздействия, поскольку человек психически склонен больше всего доверять своему опыту восприятия аудиальной информации. Другое существенное преимущество радио перед печатью заключается в том, что,  слушая радио,  можно заниматься другими делами. Весьма существенно и то, что в современных условиях радио является так же наиболее доступным СМИ как по цене, так и по простоте пользования.

Но у радио есть и  свои ограничения. Так, при пользовании  радио у его аудитории меньше свободы в выборе поочередного ознакомления с той или иной информации для того, чтобы проверить, правильно ли она была понята или же что бы глубже вникнуть в ее содержание. Кроме того, при восприятии информации только на слух аудитория лишена возможности увидеть того, кто говорит, и то, о чем идет речь.

Информация о работе Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием