Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 17:09, дипломная работа
Описание работы
Актуальность исследования. В двадцать первом веке обществу нужна личность, которая будет высоконравственной, творческой, компетентным гражданином России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому и был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, который и направлен на формирование и воспитания такой личности. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно - нравственного развития и воспитания.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………..7 Характеристика коммуникативной компетентности в теоретической, методической, психолого-педагогической литературе………………….7 Классификация проективных методов, используемых во внеурочной деятельности с младшими школьниками…………………………………16 Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании коммуникативной компетентности……………………………………….22 Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………………………………………27
Глава 2. Организация формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности в школе………………...33 2.1 Изучение и анализ уровня сформированности коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………...33 2.2 Реализация проекта «Умей общаться», направленная на формирование коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………………………………..44 2.3 Сравнительный анализ результатов апробации проекта «Умей общаться», направленный на формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников……………………….51
Заключение……………………………………………………………………….57 Список литературы………………………………………………
Формирование коммуникативной
компетентности во внеурочной деятельности
у младших школьников с использованием
проективных методов
Выпускная квалификационная
работа
Выполнила: Данилова
Любовь Николаевна
Специальность 050709
Преподавание в начальных классах
Курс 4, группа 941
Заочная форма обучения
Научный руководитель:
Шулик Ирина Викторовна
ВКР защищена
«____»__________2014г.
Оценка______________
Хабаровск, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы
изучения формирования коммуникативной
компетентности младших школьников………………………………………..7
Характеристика коммуникативной
компетентности в теоретической, методической,
психолого-педагогической литературе………………….7
Классификация проективных
методов, используемых во внеурочной деятельности с младшими школьниками…………………………………16
Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании коммуникативной компетентности……………………………………….22
Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………………………………………27
Глава 2. Организация формирования
коммуникативной компетентности младших
школьников во внеурочной деятельности
в школе………………...33
2.1 Изучение и анализ уровня
сформированности коммуникативной
2.2 Реализация проекта «Умей
общаться», направленная на формирование
коммуникативной
компетентности младших школьников во
внеурочной
деятельности………………………………………………………………..44
2.3 Сравнительный анализ
результатов апробации проекта «Умей
общаться»,
направленный
на формирование коммуникативной компетентности
во
внеурочной
деятельности у младших школьников……………………….51
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………………59
Приложение………………………………………………………………………62
Введение
Актуальность исследования. В двадцать первом веке обществу
нужна личность, которая будет высоконравственной,
творческой, компетентным гражданином
России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорённый
в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации. Поэтому
и был разработан новый федеральный государственный
образовательный стандарт общего образования
второго поколения, который и направлен
на формирование и воспитания такой личности.
В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно
- нравственного развития и воспитания.
В условиях начала реализации
Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения наиболее
актуально звучит проблема: как научить
школьника учиться и применять полученные
знания, умения и навыки в реальной жизни.
Федеральный государственный образовательный
стандарт направлен на развитие у учащихся
таких компетентностей, которые способствовали
бы самореализации его личного потенциала.
То есть школьник, обладая правом являться
субъектом образования, кроме знаний,
должен овладеть универсальными учебными
действиями, которые определят его готовность
к жизни в современном обществе. В широком
смысле термин «универсальные учебные
действия» означает саморазвитие и самосовершенствование
путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. Коммуникативные
“универсальные учебные действия” обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнера по общению или
деятельности, умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми.
В современных условиях развития
школы и общества необходимо понять противоречия
между требованиями современного общества
к выпускнику современной школы, способному
к компетентному взаимоотношению, адекватному
выражению себя в учебе, в труде, с товарищами,
с учителями, друзьями и родителями и недостаточным
уровнем владения коммуникативных компетенций
у обучающихся. Недостаточно выраженный
ориентир в организации внеурочной деятельности,направленный
на развитие компетенции, индивидуальное
развитие ребенка в общении.
Разрешения этого противоречия мы видим
в современной модели организации внеурочной
деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Теоретические основы формирования
коммуникативных умений личности в философском
аспекте рассматривались в трудах А.А.
Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского,
И.А. Зимней, М.С. Кагана,
Во время работы над темой исследования
был определен следующий методологический
аппарат:
Объект – процесс развития коммуникативной
компетентности у младших школьников.
Предмет – проективные методы как фактор
формирования коммуникативной компетентности
младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель работы: теоретически изучить методы
проектной деятельности и практически
апробировать их во внеурочной деятельности
младших школьников.
С учетом цели, объекта и предмета
исследования выдвигается гипотеза исследования: научно обоснованная
и педагогически организованная проектная
деятельность будет способствовать успешному
формированию коммуникативной компетентности
младших школьников.
Исходя из проблемы, объекта,
гипотезы и цели были определены следующие задачи:
Уточнить структуру, определить
содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетентность».
Дать классификацию проектных методов, используемых во внеурочной деятельности.
Выявить специфику развития
в формировании коммуникативной компетентности у младших школьников.
Охарактеризовать проектную
деятельность как фактор эффективности
коммуникативной компетентности младших
школьников.
Методологической
основой исследования являются:
концепция духовно – нравственного
развития и воспитания гражданина России
(ФГОС второго поколения А. Я. Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А, Тишков);
концепция о единстве личности,
сознания, деятельности (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев);
психологическое развитие общения
(Н.А. Добрович, М.И. Лисина).
Для решения поставленных задач
и проверки исходных предположений были
использованы следующие методы исследования:
Опытно-экспериментальная база
исследования. Поставленные задачи исследования
решались на базе 1-4 классов МБОУ СОШ п.
Солонцовый района имени Лазо. В эксперименте
участвовало 12 человек.
Краткое содержание работы.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность
рассматриваемой темы, определены цель,
объект, предмет исследования, в соответствии
с которыми поставлены задачи и гипотеза
исследования.
В первой главе “Теоретические основы
изучения формирования коммуникативной
компетентности младших школьников» дан
анализ теоретических источников, освещены
основные аспекты данной проблемы, определено
направление диагностического исследований.
Во второй главе “Организация
формирования коммуникативной компетентности
младших школьников при помощи проекта
«Умей общаться” содержится анализ методов
изучения уровня общения, анализ результатов.
В заключении представлены
выводы по дипломному исследованию.
Глава 1. Теоретические
основы изучения формирования коммуникативной
компетентности младших школьников.
1.1 Характеристика
коммуникативной компетентности
в теоретической, методической, психолого-педагогической
литературе.
В данной главе необходимо дать
определение понятиям “компетентность”;
“коммуникативная компетентность”.
Существование человечества
немыслимо вне коммуникативной деятельности.
Независимо от пола, возраста, образования,
социального положения, территориальной
и национальной принадлежности и многих
других данных, характеризующих человеческую
личность, мы постоянно запрашиваем, передаем
и храним информацию, т.е. активно занимаемся
коммуникативной деятельностью. Другими словами, общение будет
эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие
друг с другом, компетентны в данной ситуации.
Палитра общения весьма богата
разнообразием видов, форм, используемых
средств. И это понятно: в социально-психологическом
смысле саму суть человеческой жизни можно
определить как общение, ибо все пространство
жизнедеятельности человека межличностно
по своему характеру. Человек всегда дан
в контексте с другим - партнером реальности,
воображаемым, выбранным и т.п. С этой точки
зрения трудно переоценить вклад компетентного
общения в качество человеческой жизни,
в судьбу в целом. Вероятно, не случайно
в становлении практической социальной
идеологии направление оказания помощи
в развитии коммуникативной компетентности
– одно из первоначальных.
Д. А. Махотин говорил что, компетентность
– это интегрированная характеристика
качеств личности, результат подготовки
человека, который выражается в готовности
к осуществлению какой-либо деятельности
в конкретных ситуациях в определенных
областях.
А. В. Хуторской отмечал, что
компетентность - состоявшееся личностное
качество или совокупность качеств человека,
минимально необходимый опыт деятельности
в заданной сфере.
С точки зрения практики развития
коммуникативной компетентности, важно
различать такие виды общения, как служебно-деловое
или ролевое и интимно-личное. Деловое
общение – психологически отстраненное,
это Я-Вы контакт. Для интимно-личностного
общения характерна близкая психологическая
дистанция между партнерами, это Я-Ты контакт.
Здесь каждый человек обретает психологический
статус ближнего, а общение становится
доверительным в глубоком, сокровенном
смысле, поскольку речь идет о доверии
партнеру себя, своего внутреннего мира,
а не только «внешних» сведений.
Компетентность в общении предполагает
готовность и умение строить контакт на
разной психологической дистанции – и
отстраненной, и близкой. Трудности порой
могут быть связаны с инерционностью позиции
– владением какой-либо из них и ее реализацией
повсеместно, независимо от характера
партнера и своеобразия ситуации.
В целом компетентность в общении
обычно связанна с овладением не какой-либо
одной позицией в качестве наилучшей,
а с адекватным приобщением к их спектру.
Умение вовлекать, использовать всю палитру
возможностей, как бы играя на всех психологических
инструментах, - один из возможных показателей
психологической зрелости. Существует
много классификаций возможных позиций
в общении [6,146].
В психологическом понимании
природы общения могут быть выделены разные
подходы: как бы крайними среди них являются
бихевиористкий и гумманистический. В
первом случае акцентируется богатство
поведенческого репертуара как показатель,
эквивалент компетентности, а во втором
– соответствующий ценный гуманистический
потенциал участников. В практике в настоящее
время распространены не только, а подчас
не столько «чистые» подходы, сколько
смешанные, дополнение друг друга.
Коммуникативная компетентность
– способность устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми.
Для эффективной коммуникации характерно:
достижение взаимопонимания партнеров,
лучшее понимание ситуации и предмета
общения (достижение большей определенности
в понимании ситуации способствует разрешению
проблем, обеспечивает достижение целей
с оптимальным расходованием ресурсов).
Коммуникативная компетентность рассматривается
как система внутренних ресурсов, необходимых
для построения эффективной коммуникации
в определенном круге ситуаций межличностного
взаимодействия.
Общение может быть разноуровневым:
поверхностным, глубоким, конфликтным.
Совсем иначе строится общение при «задевающем»
и «манипулятивном» взаимодействии. Вступая
в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать
социумом. Им приходится обращаться к
незнакомым людям за справкой, получать
информацию, необходимую им. Это и постоянные
контакты с продавцами в магазинах, пассажирами
в транспорте. Хотя это и поверхностный
уровень общения, он требует хороших коммуникативных
навыков (навыков уверенного поведения).