Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В двадцать первом веке обществу нужна личность, которая будет высоконравственной, творческой, компетентным гражданином России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому и был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, который и направлен на формирование и воспитания такой личности. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно - нравственного развития и воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………..7
Характеристика коммуникативной компетентности в теоретической, методической, психолого-педагогической литературе………………….7
Классификация проективных методов, используемых во внеурочной деятельности с младшими школьниками…………………………………16
Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании коммуникативной компетентности……………………………………….22
Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………………………………………27

Глава 2. Организация формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности в школе………………...33
2.1 Изучение и анализ уровня сформированности коммуникативной
компетентности младших школьников…………………………………...33
2.2 Реализация проекта «Умей общаться», направленная на формирование
коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной
деятельности………………………………………………………………..44
2.3 Сравнительный анализ результатов апробации проекта «Умей общаться»,
направленный на формирование коммуникативной компетентности во
внеурочной деятельности у младших школьников……………………….51

Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

люба.docx

— 192.97 Кб (Скачать файл)
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 263–269.

  1. Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. –М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

  1. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.

  1. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: 2005г.- С.110-123.

  1. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 2004. - 32с.

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.

  1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007

  1. Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2004, с.45-47.

  1. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение./А.И. Ковалева – М.: 2002 – 115 с.

  1. Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. – М.: 2001.С. 25

  1. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005.- №1.- С.30-34

  1. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.

  1. Мурик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2006

  1. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся / Е.Д. Павлова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2007. - N5. - С. 52-60.

  1. Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2011.

  1. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии, 2006. №7-С.32

  1. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника – М.: Знание, 2000. С.81-85.

  1. Интернет-ресурсы:

- Хабаровский краевой институт развития образования: http://www.ippk.ru/

-      Сайт ФГОС: http://standart.edu.ru/

  

Приложение 1

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор. В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

1+. 2-. 3+. 4-. 5+. 6-. 7+. 8-. 9+. 10-.

                                       

11

+

. 12

-

. 13

+

. 14

-

. 15

+

. 16

-

. 17

+

. 18

-

. 19

+

. 20-.

 

 

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле

К= С/В,

где

С  количество совпадающих с дешифратором ответов,

В Количество положительных ответов, совпадающих с дешифратором.

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.

Критерии оценивания:

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

1. Много ли у вас  друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит  чувство обиды, причиненной вам  кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам  приятнее и проще проводить  время с книгами или за каким-либо  занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете  контакт с людьми, которые старше  Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь  в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы  при удобном случае познакомиться  и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас  окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы  чувство затруднения, неудобства  или стеснения, если приходится  проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы  чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что  вам не представляет особого  труда внести оживление в малознакомую  компанию?

16. Стремитесь ли вы  ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы  себя непринужденно, попав в незнакомую  для вас компанию?

18. Правда ли, что вы  не чувствуете себя достаточно  уверенно и спокойно, когда приходится  говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас  очень много друзей?

20. В компании вы редко  оказываетесь в центре внимания?

 

 

Приложение 2

Диагностика “Рисунок человека”

Цель: выявить показатели особенностей сферы общения.

Инструкция: “пожалуйста нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать его как можно лучше – так, как ты умеешь ”. Если ребенок задает уточняющие вопросы (“Мальчика или девочку?”, “А можно, чтобы  у него в руке был шарик?”), то ему говорят: “Рисуй так, как ты хочешь”. Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее повторить (частично). Например, если ребенок спрашивает: “А можно нарисовать только лицо?”, - то ему отвечают: “Нет, нарисуй его всего, целиком”. Если он предлагает нарисовать вместо человека что–нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: “ Это потом. А сейчас нарисуй человека.” Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание,  утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае  надо сказать ему, что бы он рисовал так как умеет, даже если получиться не очень хорошо; что вам (проводящему) интересны любые детские рисунки; не очень хороший лучше чем ничего.

Приложение 3

Проект «Эти любопытные сороки»

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

I. Описание внешности и характерных особенностей сороки………………..5

1. Описание сороки………………………..…………………………………….5

2. Местообитание сорок………………………………………………………....5

3. Питание сорок…………………………………………………………………6

4. Любопытные сороки…………………………………………………………..6

II. Наблюдение за поведением сорок в естественной среде…………………..7

Заключение……………………………………………………………………….8

Литература……………………………………………………………………….9

Приложение

 

Введение

   Сорока хорошо  известная птица, которую можно  везде встретить, будь это не  далеко от человеческого жилища  или в парке, в саду, в лесу. Её легко отличить от других  птиц, благодаря узнаваемому чёрно-белому  окрасу, длинному хвосту, громкому  стрекочущему голосу. Яркая дерзкая  птица крайне хитра и любопытна. Она всегда там, где что-то происходит, сидит высоко на дереве и  комментирует всё происходящие. Об этой её черте характера  рассказывается во многих сказках  и рассказах.

   Я выбрала эту  тему, потому что она показалась  наиболее интересной. Мне захотелось узнать, правдиво ли высказывание «любопытная сорока», всё ли мне известно об этой птице?

   Цель исследования: сопоставление физиологических особенностей сороки с выражением «любопытные » путём изучения научной, художественной литературы и наблюдения в естественной среде.

   Задачи:

1. Найти, изучить научную  и художественную литературу  с упоминанием сороки.

2. Наблюдение за сороками  в естественных природных условиях.

3. Сбор фото и видеоматериалов  о различных этапах наблюдения.

4. Обобщить результаты  наблюдений и представить в  виде доклада и презентации.

   Гипотеза: я предполагаю, что выражение «Любопытные сороки» соответствуют действительности.

   Сороки очень сообразительны, наблюдательны и любопытны. При  своих достоинствах и недостатках  нельзя не любить её. Сорока  – настоящие украшение природы, её не спутаешь ни с одной  птицей!

   Всестороннее её  изучение способствует развитию  кругозора. Ведь далеко не все  школьники знают, что птицы в  городах являются санитарами, уничтожая  пищевые остатки, грызунов, спасают  зеленые насаждения от насекомых.Пение птиц благотворно влияет на нервную систему человека, способствует отдыху, помогает справиться с болезнями и стрессами.

   Объект  исследования: сорока.

   Предмет  исследования: поведение в естественной среде.

   Методы  исследования:

1. Поисковый метод 

2. Изучение и анализ  литературы.

3. Наблюдение.

5.Фото и видеосьемка.

6. Обобщение материала.

7. Выводы

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

(Теоретическая основа)

1. Описание внешности  и характерных особенностей сороки.

   Сорока – всем  хорошо известная птица с громким  и резким голосом. Голова, шея, спина, хвост и крылья с металлическим  блеском, брюхо, грудь и широкие  полосы на плечах - белые. Главное  украшение  птицы – длинный  ступенчатый хвост, он служит  рулём при резких движениях  на земле и в полёте. Ноги  невысокие, четырёхпалые, с загнутыми  коготками. Сорока грациозно и  важно передвигается по земле  небольшими шажками или начинают  прыгать большими скачками, волоча  за собой хвост подобно шлейфу. Длина тела этой птицы 45 - 46 см, весит 160 - 260 г.

   Как и вороны, сорока  на редкость умная и сообразительная  птица. Название «воровка» получила  за пристрастие к присвоению  небольших блестящих предметов  из стекла и металла. Она с  интересом исследует незнакомые  предметы и иногда их утаскивает.

   Сорока очень осторожна  и не даёт застать себя врасплох. В лесу своим криком предупреждает  об опасности своих сородичей  и всех лесных обитателей.

   При содержании  в неволе она так же, как  и скворец или ворона, может  научится «говорить» - отдельные  слова. [1.35]

   Сорока единственная  птица, которая может узнавать  своё отражение в зеркале. Считается, что она обладает высоким интеллектом.

   Изучив особенности  внешнего вида сороки, переходим  к изучению материала о том, где живёт эта птица.

2. Местообитание  сорок.

   Сороки обитают  в зарослях кустарников в долинах  рек, по оврагам, на окраинах лесопарков, селятся на дачных и садовых  участках.  Она предпочитает держаться на открытой местности среди отдельно стоящих деревьев и живых изгородей и избегает густых лесных зарослей. [2.32] Их можно встретить на территории города, в жилых кварталах.

   Распространена эта  птица от Атлантического до  Тихого океана, в северно-западной  Африке и северной Америке. Везде  ведёт оседлый образ жизни, совершая  небольшие местные перелёты зимой.

   Гнездо сороки  – очень крупная и сложная  постройка из довольно длинных  и толстых сухих сучьев. Обычно  располагается на деревьях и  кустарниках, можно так е увидеть  на высоких высоковольтных столбах. Весной, когда на деревья не  покрыты листьями, эти сооружения  видны издалека.

В гнёздах, начиная с апреля сороки оставляют кладки из 6 – 8 яиц. Насиживают их только самки, а самец кормит её. Через 17 -18 дней появляются на свет сорочата. На 22-27-й день птенцы покидают гнезда. Но родители ещё довольно долго, около трёх недель, продолжают их подкармливать.

3. Питание сорок.

   Меню сороки чрезвычайно  разнообразно, она всеядная птица. Летом она поедает различных  насекомых (жуков, клопов-черепашек, крупных  кузнечиков, а также мелких грызунов). Сорока не прочь полакомится  яйцами и птенцами мелких птиц, иногда они разоряют гнёзда  крупных птиц, например уток. Их  часто считают виновниками сокращения  популяции певчих птиц. [3.150]

   Сороки часто воруют  пищу у других птиц, в частности  у чаек, и могут даже стащить  что-нибудь у людей из дома, причём не только пищу, но и  понравившийся им блестящий предмет.

   В конце лета  поедает семена хлебных злаков. В зимнее время большое значение  для сороки имеют пищевые останки, которые они находят на помойках.

4. Любопытные сороки

   Сороки всегда  любопытны, они всегда там, где  что-то происходит. Они сидят высоко  на деревьях, наклоняя головы  в разные стороны и громким  голосом комментируя случившиеся. Эти птицы очень сообразительны, наблюдательны и хитры. Они внимательно  отслеживают обстановку вокруг, чётко реагируют на её изменения  и немедленно оповещают об этом своих сородичей. Хотя в целом сороки ведут себя осторожно, но голос подают охотно. Интересно, что на голос этих птиц реагируют не только представители своего вида, но и другие птицы и звери. Для обитателей леса эти сигналы означают близость хищника или человека, и при звуках сорочьего голоса все стараются скрыться. Поэтому поговорка о том, что «сорока известие на хвосте принесла» вполне справедлива. Убеждение, что сороки воруют блестящие вещи сильно преувеличено. Необычный предмет способен заинтересовать птицу только в том случае, если она чувствует себя в безопасности и ее не беспокоят, в другой ситуации она предпочтет не рисковать.

II. Наблюдение за сорокой в природе.

(Практическая часть)

   Для начала было  выбрано место, где можно было  удобно наблюдать за сороками.

  Около школы ребята  развесили кормушки где подкармливают  зимующих птиц. Сюда прилетают воробьи, синички, голуби. Несколько раз прилетали даже вороны, своим криком разогнав других маленьких птичек.

   Часто можно было заметить и сорок. Своим поведением они очень отличались от других птиц. Сороки перемещались с ветки на ветку, с дерева на дерево, с интересом наблюдая за происходящим внизу. Вели себя крайне осторожно. Некоторые из них подлетали очень близко, но стоило только вытащить телефон, чтобы сфотографировать их, как они быстро улетали.

   К кормушкам сороки  слетали только тогда, когда люди  уходили. Тогда они начинали скакать по крыше, перепархивали с деревьев на забор, и затем спускались,  высоко подняв хвост, прыгая по земле. Разгоняли небольших птиц, хватали угощение, выбирая куски побольше и улетали. Все остальное время они сидели на деревьях и с интересом наблюдали за происходящим.

Заключение.

   В ходе работы  было прочитано и изучено научная  и художественная литература  по теме исследования. Проведены  наблюдения в естественных природных  условиях, отсняты фото. Результаты  исследования оформлены в виде  презентации и предложены в  докладе.

   Были сделаны выводы: выражение «любопытные сороки»  соответствует действительности.

Литература:

1. Бабенко В.Г. Птицы дач и садовых участков /В.Г. Бабенко т- М.: мир энциклопедий Аванта+, Астрель. 2012. – 96с.: ил.

2. Всемирная энциклопедия  животных / Пер. М. Авдониной. – М. Эскимо, 2006. – 256 с.:ил.

3. Элдертон Д. Птицы. Визуальная энциклопедия / Дэвид Элдертон; пер. с англ. К. Мольков

Приложение 4

                                                                                                                                             

Проект «Умей общаться»

       Общая характеристика проекта:

       В основе  реализации проекта лежит теоретическая  модель групповой работы с  младшими школьниками, которая включает  три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический  и потребностно-мотивационный:

  • Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
  • Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
  • Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
  • Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

       Проект  направлен на формирование и  сохранение психологического здоровья  младших школьников, т.к. способствует  развитию интереса ребёнка к  познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы  преодоления трудностей, способствует  установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и  описывать свои чувства и чувства  других людей. Всё это в комплексе  повышает ресурсы психологического  противостояния негативным факторам  реальности и создаёт условия  для полноценного развития личности  ребёнка, основой которого как  раз и является психологическое  здоровье, предполагающее, по мнению  большинства ведущих исследователей  в этой области, наличие динамического  равновесия между индивидом и  средой. Проект предназначен для  обучающихся 1-4 классов.

      Проект направлен на формирование у младших школьников следующих умений и способностей:

  • осознание себя с позиции школьника
  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях
  • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
  • способность справляться со страхами, обидами, гневом
  • умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
  • умение справляться с негативными эмоциями
  • стремление к изучению своих возможностей и способностей
  • успешная адаптация в социуме.

       Цель проекта «Умей общаться»: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  школьной жизни.

       Задачи:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.
  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  • Формировать адекватную установку преодоления в отношении школьных трудностей.
  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
  • Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

 

       Ожидаемые результаты проекта.

  1. Освоение норм поведения в окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  2. Проявление активного отношения к окружающим (действенной заботы, умения оценивать действия других людей).

       Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проблемы.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом). 
4 этап. Подведение итогов (презентация).

       Содержание проекта:

       1.Умение владеть собой

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит  «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

       2.Фантазия характеров.

 Оценка человеческих  поступков и отношений

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными,  а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

       3.Культура общения

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения?  Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине.  Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

       4.Что такое сотрудничество?

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

-из умения понять другого; 

- из умения договориться;

- из умения уступить, если  это нужно для дела;

--из умения правильно  распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно  этому научиться?

 Как научиться договариваться  с людьми?

Что такое коллективная работа?

 

Реализация проекта

 

Внеклассное мероприятие «Дружба-главное чудо»

Цель мероприятия: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Игра «волшебный магазин»

Эта игра позволяет ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить свои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учебой и школой. Дети учатся понимать, что люди могут иметь разные ценности в жизни, разные человеческие качества, а также, что те или иные качества оказывают определенное влияние на формирование характера, личности.

Продолжительность игры вместе с обсуждением 40 минут.

Ход игры:

Ведущий предлагает школьникам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем просит представить волшебный магазин, где каждый является продавцом. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т.д. Все желающие могут побывать в любой из ролей.

Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.

В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но также учатся выражать свои мысли, доказывать свое мнение, слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Важная роль отводится ведущему, так как его главная задача – направляющая и анализирующая. Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим.

Короли общения

(Тренинг знакомства)

     Цель: обучение свободному общению, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков культуры поведения. Выявление уровня представлений учащихся о культуре общения. Сообщение необходимых знаний в организации практики общения.

 

 

Приложение 5

Экологический проект  «Красота своими руками»

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».

Цель.

  • знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;
  • формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;
  • развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
  2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
  3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
  4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
  6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта.

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проблемы.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом). 
4 этап. Подведение итогов (презентация).

Содержание проекта:

  • Комнатные растения.
  • Садовые цветы.
  • Луговые цветы.
  • Лесные цветы.
  • Лекарственные растения.
  • Бал цветов.
  • Выставка плакатов «Сохраним окружающий мир».

Реализация проекта

Специально-организованная деятельность

Путешествие в царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Весенние первоцветы (интегрированное занятие).

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Растения лечат.

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора: 
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей; 
- развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном объеме мнениями; 
- вызывать положительный экономический настрой.

Одуванчик и растения луга.

Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Красная книга – сигнал опасности.

Цель 1: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Цель 2: составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Дидактические игры.

  • «Найди растение»
  • «Найди, что опишу»
  • «Отгадай, что за растение»
  • «К названному растению беги»
  • «Собери цветок»
  • «Найди такое же растение»
  • «Какого цветка не стало?»
  • «Отгадай по загадке»
  • «Собери букет»
  • «Четвертый лишний»
  • «Украсим комнату»
  • «Найди такой же»
  • «Что изменилось?»
  • «Где спряталась матрешка?»
  • «Найди растение по названию»
  • «Продайте то, что назову»
  • «Где спрятано растение?»
  • «Узнай растение»
  • Магазин «Цветы»
  • «Найди о чем расскажу»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

  • «Я садовником родился»
  • «Опиши цветок»
  • «Загадай, мы отгадаем»

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Коллаж «Цветочное царство».

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.

Аппликация «Астра из ниток».

Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Лепка «А мы по лугу гуляли…».

Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.

Рисование «Мой любимый цветок».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Оригами «Тюльпан».

Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги; развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

  • «Солнышко и дождик»
  • «Цветы и ветер»
  • «Растения»

Цель. Уточнить знания детей о цветах, их особенностях; развивать воображение, умение вести диалог от лица цветка; развивать эмпатию.

Мини-развлечение.

Цель. Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о цветах.

Содержание:

  1. Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов».
  2. Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу».
  3. Чтение стихов о цветах.
  4. Складывание цветов из элементов.
  5. Импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
  6. Исполнение песен о цветах.

Трудовая деятельность.

Поливка комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Поливка клумб с многолетниками.

Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Пересадка комнатных растений.

Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.

Наблюдения.

Наблюдение за одуванчиком.

Цель. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.

Литература:

  1. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  2. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
  3. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  5. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

                                                                                                    

Приложение 6

Внеклассное мероприятие «Дружба-главное чудо»

Цель мероприятия: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Оборудование к мероприятию:

На доске пословицы:

Друга иметь – себя не жалеть;

Друга ищи, а найдешь - береги;

Друг за друга держаться – ничего не бояться

Друг познается в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Альбомные листы, фломастеры, краски, веревочки.

Ход мероприятия

I. Приветствие. Звучит музыка (“Голубой вагон” - сл. Э.Успенского, муз. В. Шаинского).

- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

II. Сообщение темы занятия.

На доске эпиграф:

Дружба – главное чудо всегда, 
Сто открытий для всех нас таящее, 
И любая беда – не беда, 
Если рядом друзья настоящие!

- Дорогие, ребята! Сегодня  мы с вами собрались здесь  для того, чтобы поговорить о  том, что такое дружба, узнать,   какими качествами должен обладать  настоящий друг, который умеет  сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на  себя, уступать другому; будет учиться  замечать и ценить положительное  в окружающих людях, друзьях и  в конце мероприятия мы должны  будем вывести правила дружбы.

III. Наша группа.

Начинаем со стихотворений, подготовленных детьми:

1 чтец:

Крепко-накрепко дружить, 
С детства дружбой дорожить 
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2 чтец:

Там, где трудно одному, 
Справлюсь вместе с вами! 
Где чего-то не пойму, 
Разберем с друзьями! 
Что мне снег, что мне зной, 
Когда мои друзья со мной!

 

   - Как мы учимся?

   - Трудимся? 

   - Друг другу помогаем?  

   - Друг друга уважаем?

- Что, по вашему мнению, лучше для человека: иметь одного  настоящего друга или множество  знакомых и приятелей?

- Давайте, ребята, обсудим, какие  взаимоотношения у нас сложились , как вы себя чувствуете в  нашей группе? (идут высказывания  детей).

IV. Тренинг.

- А сейчас, мы с вами  потренируемся. (Работа в парах).

- Выразите одобрение по поводу успеха друга в какой-то области (учебе, спорте, изучении языков…)

- Утешьте в связи с  какой-то неудачей. Поддержите.

- А закончить можно  словами С.Михалкова:

Когда живется дружно, 
Что может лучше быть? 
И ссориться не нужно, 
И можно всех любить.

V. Анализ ситуаций.

- Послушайте ситуации  и выскажите свое мнение.

1. Послушайте рассказ  “Друзья”.

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился  Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! –  гордо сказал он. – Я буду  с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! –  опять произнес он. – Будем  вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал  Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера  говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня  я с Денисом дружу!

--Считаете ли вы Максима  настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

2. Послушайте рассказ  “Одинаковые”.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем  одинаковые! – с гордостью говорили  девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике  пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже.

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила  не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела, а ты обрадовалась – и это значительно хуже.

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.

3. Рассказ “До первого  дождя”

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы  накроемся вместе, - крикнула на  бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши  платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно  мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а  я шла в одном платье, - сказала  Таня.

- Так вы могли бы  укрыться одним плащом, сказала  учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша  дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.

Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

Почему обе девочки густо покраснели?

4. Рассказ “Так или  не так?”

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.

В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

- Ты еще ни с кем  не дружишь?

- Нет, - ответила Нюра.

- И я ни с кем не  дружу, - вздохнула Галя. – Плохие  у нас классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем  ты можешь подружиться у нас?!

- Не волнуйся, - ответила  Нюра. – С кем я подружусь, я  еще не знаю. Зато знаю, с кем  мне не надо дружить.

- Так или не так!

Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?

Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?

Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?

VI. Мимическая гимнастика.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение  лица, какое должно быть у дружелюбно  настроенного человека.

- А какое выражение  лица бывает у враждебно настроенного  человека?

VII. Могут ли руки подружиться?

- Какими бывают наши  руки? (добрыми, злыми)

- Потрогайте руки друг  друга. Что о них можно сказать?

- Пожмите дружески руки  друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это  понимаете? (поддержка друга)

VIII. Как пахнет дружба? (ваши ощущения)

- Какая она на ощупь?

- На вкус?

- С какой погодой вы  бы сравнили дружбу?

- С какими животными  можно связать слово дружба?

- Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

IX. Рисунки дружбы (фломастеры, карандаши, краски).

- А теперь, ребята, нарисуйте  то, какой вы видите дружбу  в нашем классе на этих звёздочках (раздаются бумажные звездочки).

X. Правила дружбы.

– А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет довести друзей.

- Кто этот герой?

- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

- Но ведь у героев  этой книги была замечательная  мысль: построить Дом Дружбы. Хотели  бы вы жить в таком доме?

- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и  по каким законам жить в  Доме Дружбы.

А) работа в микрогруппах

- Постарайтесь продолжить  перечень качеств, которые характеризуют  людей.

Друзья должны быть: добрыми, справедливыми,

Друзья не должны быть: злыми, лживыми,

Б) Игра “Волшебный стул”.

Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть в человеке хорошее.

На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства:

присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный);

дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой);

говорят о внешних достоинствах (красивые волосы).

В) Давайте с вами выработаем правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся эти правила соблюдать:

Не выдавать чужие секреты.

Всегда быть откровенным с другом.

Не бояться попросить прощения.

Не грубить. Быть порядочным во всём!

Не надо менять друзей.

Надо быть постоянным в дружбе.

Не ябедничать. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

Мальчикам не бить девочек, пропускать их вперед, помогать нести тяжелые вещи.

Никогда не обзывать друзей.

Уважать мнение другого, мнение друга и товарища.

Быть терпеливым и внимательным по отношению к другим.

Финальная игра -  «Обвяжи кулачок» (веревочки) + мои слова о единении класса.

 

XI. Подведение итогов занятия.

- Кого мы называем другом?

- Каких друзей нам хотелось  бы иметь?

- А каким другом является  каждый из вас? (мысленно ответим  сами себе)

- Что же в дружбе  важно, о чем надо всегда помнить?

Звучит песня “Как здорово!” (сл. и муз. О.Митяева).

 


 

 

Приложение 7

Внеклассное мероприятие: «Умники и умницы».

Цели:

Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа.

Учить правильному грамматическому оформлению предложений;

Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;

Развивать интонационную выразительность речи, учить различать стилистические оттенки слов;

Развивать коммуникабельность и умение формулировать свою мысль;

Воспитывать интерес к чтению и любовь к книге.

Оборудование: грамзапись, иллюстрации персонажей сказок, костюмы, "сказочные" предметы (горошина, скорлупа грецкого ореха, синий воздушный шарик, туфелька), разрезные фразы цитаты А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"; плакат со словами; поощрительные медали "Лучшему сказочнику", колпак "Главный сказочник"

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

(грамзапись "Сказки гуляют  по свету")

2. Вступление.

Учитель:

- Я знаю, вы любите игры, 
Песни, загадки и пляски! 
Но нет ничего интересней, 
Чем наши волшебные сказки!

- Друзья! Мы начинаем увлекательное  путешествие по дорогам сказки. Все люди любят сказки. Волшебные, весёлые и даже страшные - они  всегда интересны!

Учитель: - Но не только интерес есть в сказках. Если мы сложим из разрезных фраз предложение, мы сумеем узнать ещё одну особенность сказки.

(Дети составляют: "Сказка  ложь, да в ней намёк - добрым  молодцам урок!" А.С.Пушкин)

Учитель: - Как можно объяснить слова А.С.Пушкина? (Дети отвечают)

Учитель:- Действительно, в сказке всегда есть урок, но он очень мягкий, добрый, чаще это - совет.

Учитель:- Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать её может настоящий поэт и мастер. Вечные сказки - народные сказки. В них спрятана волшебная сила.

3. Работа со сказочными  персонажами.

Учитель: - Посмотри на эту дорогу сказок (иллюстрации персонажей). Угадайте из каких сказок пришли к нам гости? (Дети определяют героев и отвечают, самому активному участнику вручается медаль).

Следующий конкурс проводят дети из логопедической группы:

Дети: - Мы будем задавать вопросы, а вы постарайтесь грамотно отвечать на них:

- чем угощала лиса журавля? (кашей)

- чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

- что обещали купить  родители дочке в сказке "Гуси-лебеди"? (платочек)

- из чего варил кашу  солдат? (из топора)

- кого заморозил Мороз-Синий  нос? (купца)

(правильно ответившему  вручается медаль)

Учитель: - Узнайте сказку по предмету:

горошина ("Принцесса на горошине")

скорлупа грецкого ореха ("Дюймовочка")

синий воздушный шарик ("Вини Пух и его друзья")

туфелька ("Золушка")

золотой ключик ("Приключения Буратино")

(активному участнику  вручается медаль)

4. Сценка.

Учитель: - Мы решили пригласить героев из этой сказки (Дети из логопедической группы в костюмах Мальвины и Буратино). Буратино представляет:

Буратино: - А вот и мы! Здесь Марвина! Ой!:

Учитель: - Дети, помогите Буратино, поправьте его. (Мальвина).

Буратино: - А я- Булатино! Ой! (Буратино)

Мальвина: - Опять ты звуки перепутал, Буратино! Как ты будешь выполнять задание? Дети, придётся вам контролировать его ответы. (Из написанных слов на плакате надо составить название сказки, учитывая род, число и падеж слов. Буратино называет неправильные варианты, а ученики его исправляют):

два

поросёнка

жадная

орёл

деревянный

кольцо

волшебное

старуха

три

мороза


Мальвина: - Вы отлично справились, ребята, молодцы! Самый грамотный получает медаль!

5. Физминутка. - Чтобы вы немного отдохнули, мы предлагаем сделать небольшую зарядку, которую так любит Буратино:

Буратино потянулся, 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, 
Три - нагнулся, 
Руки в стороны развёл, 
Ключик, видно, не нашёл. 
Чтобы ключик нам достать, 
Надо на носочки встать!

- А теперь мы вас  покинем, до свидания! (Звучит музыка "Буратино").

Конкурс "Звуки сказки"

Учитель: - Назовите сказку, музыку из которой вы услышите. (звучат мелодии: песня почтальона Печкина, "Улыбка", "Бременские музыканты").

- По мелодии вы хорошо  определяете сказку.

6. Конкурс "Умники и  Умницы".

Учитель: - Какие вы молодцы! Как много знаете о сказках! Настоящие умники и умницы. И я предлагаю провести конкурс, который так и называется "Умники и Умницы".

Вопросы команде "Умники":

- жилище Бабы-Яги?

- кто смастерил Буратино?

- кто из обитателей  болота стал женой Ивана-царевича?

- как начинается сказка  К.И.Чуковского "Федорино горе"? ("Скачет сито по полям, а корыто по лугам:")

- сколько лет рыбачил  старик?

- какими словами начинается  русская народная сказка?

Вопросы команде "Умницы":

- кого вынул старик  неводом?

- что потеряла Золушка?

- имя главного героя  сказки ""По щучьему велению"?

- сколько голов у Горыныча?

- какими словами заканчивается  русская народная сказка?

Учитель: - Наш конкурс тоже закончился, и победители получают медали.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов