Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В двадцать первом веке обществу нужна личность, которая будет высоконравственной, творческой, компетентным гражданином России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому и был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, который и направлен на формирование и воспитания такой личности. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно - нравственного развития и воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………..7
Характеристика коммуникативной компетентности в теоретической, методической, психолого-педагогической литературе………………….7
Классификация проективных методов, используемых во внеурочной деятельности с младшими школьниками…………………………………16
Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании коммуникативной компетентности……………………………………….22
Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………………………………………27

Глава 2. Организация формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности в школе………………...33
2.1 Изучение и анализ уровня сформированности коммуникативной
компетентности младших школьников…………………………………...33
2.2 Реализация проекта «Умей общаться», направленная на формирование
коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной
деятельности………………………………………………………………..44
2.3 Сравнительный анализ результатов апробации проекта «Умей общаться»,
направленный на формирование коммуникативной компетентности во
внеурочной деятельности у младших школьников……………………….51

Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

люба.docx

— 192.97 Кб (Скачать файл)

Таблица 6

Итоги защиты проекта «Умей общаться»

Название группы

Оригинальность (б)

Ценность информации (б)

Подача информации (б)

итог (б)

1

Фантазеры

11б

2

Непоседы

14б

3

Звезды


 

После защиты проектов жюри подводят итоги и говорят результаты проекта, награждают грамотами и похвальными листами.

     На следующий день проводиться заключительный четвертый этап – самоанализа и самооценивания, где участники могут самостоятельно проанализировать свою деятельность и дать оценку своей работе. На этом этапе четко видна деятельность каждого ученика и сотрудничества между собой. Каждый участник говорит свое мнение о такой форме работы, учитывая все плюсы и минусы.

     Исходя из проведения такого вида работы, можно сказать, что проектную деятельность можно применять в работе по формированию коммуникативной компетентности.

     В работе с текстом по сказке «О ленивой звездочке» все дети охотно принимали участие. Они составляли словесный портрет, инсценировали сказку, дома рисовали портрет звездочки.

    В игре «Изобрази ситуацию» ребята проявили свои театральные способности. Степень творчества здесь была очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки являлась игровая. Каждый из учеников изображал свою ситуацию и у многих это получилось так, что ребята догадались какую ситуацию перед ними разыгрывали. Так же они предлагали свои ситуации, в которые попадали сами и даже предлагали пути решения. Особенно в данной игре выделилась Алена К.

     В тренинге знакомства «Короли общения», хотя ребята и живут в одном поселке, они узнали о друг друге много нового и интересного. В конце игры мы попытались вспомнить то выражение лица, которое было у партнера, когда рассказывали ему о себе

     И упражнение – “А напоследок я скажу...”. С помощью этого упражнения можно увидеть, как каждый из учеников относится друг к другу, через пожелания.

Результаты проведения игр представлены ниже.

 

 

 

Таблица 7

Показатели активности учащихся во время игр

Ф. И. участников

итог

1

2

3

4

итог

1

Витя Ш.

2

Соня Е.

3

Рита Б.

4

Ксюша Ф.

5

Денис Д.

6

Юля Л.

7

Алеша Д.

8

Артем П.

9

Алена К.

10

Ваня Р.

11

Богдан К.

12

Эля В.



              - высокий уровень активности


             - средний уровень


                - низкий уровень

 

     Таким образом, после проведения проекта и игр, мы можем сделать следующий вывод: активные методы в обучении и воспитании (тренинги, игры, экскурсии, ролевые игры) положительно влияют на уровень сформированности коммуникативной компетентности.

     Рекомендации, которые можно дать учителям и педагогам для преодоления трудностей коммуникативной компетентности учителя и ученика:

    - Владение коммуникативной культурой, культурой общения дается ребенку нелегко. Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил формирования коммуникативной компетентности.

    - Целесообразно планировать в системе воспитательной работы специальные занятия по формированию у младших школьников коммуникативной компетентности.

   -   В воспитательной работе с детьми назрела необходимость проведения специальных уроков-практикумов по этикету, где ученик мог бы постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах общения, осуществлять выбор собственных действий и, главное - почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических норм и правил.

    - Уроки - практикумы включают в себя следующие логически взаимосвязанные компоненты: диалогическое общение; упражнения - тренинги; анализ поведенческих действий с позиции нравственных норм и правил; диагностику и рефлексию, этические игры, направленные на общение.

    - Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, т.е. проигрыванию различных ситуаций общения. Они способствуют развитию умений и навыков выбора нужных этических выражений, удобных и красивых.

   -   Занятия ставят своей задачей развивать умения анализировать этические ситуации, вести поиск допущенных речевых ошибок, определять уровень коммуникативной компетентности, понимания эмоционального состояния людей.

    - Воспитанность - интегральное качество личности, проявляющееся в его отношениях с другими людьми. Главное на занятиях - пробуждение в личности понимания того, что все правила ориентированы на проявление нравственных качеств личности и, прежде всего доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.

     - Использование опросников и тестовых заданий имеет целью привитие детям потребности в самопознании и самовоспитании, побуждение к самоанализу своих действий, самооценке и самоконтролю собственных переживаний, ощущений, мыслей, размышлений над ними.

    - Возрастные особенности требуют, чтобы занятия проводились в увлекательной форме, были насыщены игровыми действиями - стимуляторами активности учащихся. Чем ярче и композиционно разнообразнее каждое занятие, тем больше внимания оно оказывает на эмоциональную сферу личности, тем эффективнее оно для нравственного развития учащихся. Поэтому практически на каждом занятии рекомендуется проводить игры.

 

Вывод по второй главе

     В данной главе мы представили диагностические методики на выявление формирования коммуникативной компетентности, дали анализ результатам проведенных диагностик и методик на выявление сформированности коммуникативной компетентности младших школьников.  Приняли участие во фрагменте реализации краткосрочного проекта «Умей общаться». Составлены рекомендации для учителей для урегулирования взаимодействия с социумом младших школьников.

 

Заключение

     Актуальность данного исследования подтверждена в ходе изучения  педагогической литературы (А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана), по проблеме формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Для самореализации себя в обществе необходимо уметь взаимодействовать с социумом, правильно презентовать свои идеи, мысли, это  главные воспитательные задачи в соответствии с модернизацией российского образования.

     На основе анализа теоретических источников определили формы, методы, направление осуществления воспитательного воздействия на формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста.

     К методам и формам относятся проективные и тренинговые занятия – разговорные; диалогические, монологические, деловые, дискуссионные; творческие работы: рисунки презентации.

     Мы рассмотрели основные понятия: компетентность, коммуникативная компетентность. Определили влияние возрастных особенностей личности младшего школьника, влияющих на формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия.

     Практическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ п. Солонцовый района имени Лазо. Всего было обследовано двенадцать школьников в возрасте 7-11 лет.

     Для диагностики  уровня сформированности коммуникативной компетентности были использованы такие методики, как: проективная методика “Рисунок человека”, тест на выявление коммуникативных компетентностей детей и методика наблюдения за взаимодействием детей во внеурочной деятельности.

     В результате проведенной работы мы добились некоторых положительных результатов: младшие школьники стали более дружелюбны в игровой деятельности, проявляли желание общаться друг с другом.

     Таким образом, цель нашего исследования – теоретически изучить методы проектной деятельности и практически апробировать их во внеурочной деятельности младших школьников - достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение: были составлены и апробированы проект и игры, направленные на общение и формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

     Работа над дипломным исследованием позволила нам повысить уровень профессиональной компетентности:

  • познакомились с теоретическими подходами ученых к проблеме формирования коммуникативной компетентности младших школьников;
  • практические материалы мы будем применять в нашей практической работе как один из подходов к формированию коммуникативных компетенций у учеников начальной школы.
  • приобрели навыки работы над научно-исследовательской работой.

 

 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

  1. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В.; Под редакцией С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008.-160 с.

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 2005.

  1. Брыкова О.В. Методическое пособие. Практическая деятельность в учебном процессе. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт-Петербург, 2005. – С.102-105.

  1. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе – М.: просвещение, 2009. – С. 13-15.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов