Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В двадцать первом веке обществу нужна личность, которая будет высоконравственной, творческой, компетентным гражданином России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому и был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, который и направлен на формирование и воспитания такой личности. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно - нравственного развития и воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………..7
Характеристика коммуникативной компетентности в теоретической, методической, психолого-педагогической литературе………………….7
Классификация проективных методов, используемых во внеурочной деятельности с младшими школьниками…………………………………16
Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании коммуникативной компетентности……………………………………….22
Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………………………………………27

Глава 2. Организация формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности в школе………………...33
2.1 Изучение и анализ уровня сформированности коммуникативной
компетентности младших школьников…………………………………...33
2.2 Реализация проекта «Умей общаться», направленная на формирование
коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной
деятельности………………………………………………………………..44
2.3 Сравнительный анализ результатов апробации проекта «Умей общаться»,
направленный на формирование коммуникативной компетентности во
внеурочной деятельности у младших школьников……………………….51

Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

люба.docx

— 192.97 Кб (Скачать файл)

Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, с другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Еще больше установки детей их личностные особенности проявляются при конфликтном общении. Коммуникативная компетентность подразумевает понимание той роли, позиции, которую он сам занимает в конфликтном общении. Например, если его общение строится с позиции Ребенка (безответственного, растерянного, неуверенного), тогда как его партнер занимает позицию Родителя (категоричного, безапелляционного, навязывающего свои интересы), скорее конфликт не решится в его пользу. Конструктивное решение конфликта влияет: представление о себе, понимание другого – способность поставить себя на его место, понимание ситуации в целом.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Для детей наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них является важным: умение познакомится с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для его группы, ощущать, что при этом не теряет индивидуальность, может высказать свои мысли и выражать чувства.

Часто дети не умеют давать обратную связь, - наблюдение за поведением детей часто создает впечатление, что их несет неведомая сила, что ими руководит в данный момент.

Дети не осознают различных частей своего Я, которые определяют их поведение. Д. Мидом была предложена концепция о том, что ребенок видит себя глазами других людей. Внешнее отклонение других людей к ребенку постепенно переходит во внутренний план, становится собственными представлениями ребенка о самом себе. Если с детства к ребенку не относятся с должным уважением, поддержкой, а в школе постоянно подчеркивают, что он двоечник и ничего путнего из него не получится, ребенок может внутренне согласиться с этим и в будущем «оправдать» этот образ.

          Э. Эриксон, так же занимающийся разработкой Я – концепции, отмечал, насколько важно выработать у ребенка еще в младенчестве базовое доверие. Он подчеркивал, что базовое доверие это не только способность полагаться на тех, кто обеспечивает твою жизнь извне, но и веры в себя, это ощущение, что все в порядке, что ты станешь, кем хочешь стать. Это доверие к другим людям, спокойное, доброжелательное, отношение к социуму в дальнейшем и  определит высокий уровень притязаний ребенка, даст ощущение, что ему многое «по плечу».

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.

Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативной компетентности, следует уточнить видение таких основных понятий, как компетентность и коммуникативная компетентность.

Компетентность (от лат. Competentis – способный) – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, и проявляемых, как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач [10,124].

Компетентностью можно назвать постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация (от лат. сommunicatio от communicare - делать общим, сообщать, беседовать). Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

          Наиболее употребительным в последние годы стал термин «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность предполагает владение лингвистической компетентностью, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

По другой трактовке, коммуникативная компетентность – это:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
  • совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств, для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации [6,126].

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда школьник способен  оценить свою позицию в соответствии с позицией партнера. Необходимо, чтобы у школьника были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так  и  невербальными средствами общения.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (включает  эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает

способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

В 1980 году М. Кэнэл и М. Свейн предложили структуру коммуникативной компетентности, состоящую из четырех компонентов (видов компетенции):

  1. дискурсивная компетентность — способность объединять отдельные предложения в связное устное или письменное сообщение – дискурс, используя для этого различные синтаксические и семантические средства;
  2. социолингвистическая компетентность — способность понимать и продуцировать словосочетания и предложения в такой форме и таком значение, которые соответствуют определенному социолингвистическиму контексту иллокутивного акта коммуникации; (иллокутивний акт — воплощение в высказывании, порождаемого в ходе речи, определенной коммуникативной цели, целеустремленность, функция влияния на собеседника);
  3. стратегическая компетентность — способность эффективно участвовать в общении, выбирая для этого верную стратегию дискурса, если коммуникации грозит разрыв из-за шума, недостаточной компетентности и др., а также адекватную стратегию для повышения эффективности коммуникации;
  4. лингвистическая компетентность — способность понимать и продуцировать изученные или аналогичные им высказывания, а также потенциальная способность понимать новые, неизученные высказывания.

Н.И. Гез считает, что составляющими коммуникативной компетентности являются:

  • вербально-коммуникативная компетентность;
  • лингвистическая компетентность;
  • вербально-когнитивная компетентность;
  • метакоммуникативная компетентность.

В. М. Топалова предлагает такую модель коммуникативной компетентности:

  • страноведческая компетентность;
  • социолингвистическая компетентность;
  • лингвистическая компетентность;
  • дискурсивная компетентность;
  • стратегическая компетентность;
  • иллокутивная компетентность (речевая).

Анализ приведённых моделей коммуникативной компетентности свидетельствует о том, что все они построены на основе системного подхода, который предусматривает исследование коммуникативной компетентности как системы, определение ее внутренних качеств, связей и отношений.

На системном принципе построена модель коммуникативной компетентности, представленная в «Проекте государственного образовательного стандарта», где отмечается, что «коммуникативная компетентность» состоит из трех главных видов компетенции: речевой, языковой и социокультурной, которые, в свою очередь, также включают целый ряд компетенций [3,15]. Эта модель коммуникативной компетентности, как и большинство существующих моделей, построенная на основе двухуровневого подхода, который можно свести к взаимодополнению «знания – реализация».

Коммуникативная компетентность может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетентностей. Коммуникативную компетентность сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников).

       Таким образом, коммуникативная компетентность – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению; ее необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

 

 

1.2 Классификация  проективных методов, используемых  во внеурочной деятельности с младшими школьниками.

       Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.

       В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

       При организации внеурочной деятельности педагог решает  определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования.

       За последнее время появилось, много новых организационных форм. Одна из таких форм - конкурс проектов.

       Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация [7,13].

       Метод проектов – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [7,15].

       Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [7,15].

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов