Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 17:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В двадцать первом веке обществу нужна личность, которая будет высоконравственной, творческой, компетентным гражданином России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому и был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, который и направлен на формирование и воспитания такой личности. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно - нравственного развития и воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………..7
Характеристика коммуникативной компетентности в теоретической, методической, психолого-педагогической литературе………………….7
Классификация проективных методов, используемых во внеурочной деятельности с младшими школьниками…………………………………16
Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании коммуникативной компетентности……………………………………….22
Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………………………………………27

Глава 2. Организация формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности в школе………………...33
2.1 Изучение и анализ уровня сформированности коммуникативной
компетентности младших школьников…………………………………...33
2.2 Реализация проекта «Умей общаться», направленная на формирование
коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной
деятельности………………………………………………………………..44
2.3 Сравнительный анализ результатов апробации проекта «Умей общаться»,
направленный на формирование коммуникативной компетентности во
внеурочной деятельности у младших школьников……………………….51

Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

люба.docx

— 192.97 Кб (Скачать файл)

       Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, наше задание выполнять, нашим правилам подчиняться и т.д.

       С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста эта взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

       В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

       Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

       Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе.

       Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.

       Первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

       К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом месте также стоит общественная активность и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников [26,84].

       Таким образом, изучив возрастные особенности младших школьников, можно сделать вывод, что младший школьный возраст оптимальный период для активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В этом возрасте еще не исчез интерес к общественной и коллективной работе; школьники с удовольствием посещают различные мероприятия, кружки, спортивные секции.

 

 

1.4 Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников.

       Стратегия работы над формированием коммуникативных навыков через метод проектов.

       1 этап – аналитический («Предшкола» и 1 класс). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои коммуникативные способности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах  2 и 3 ступени.

       2 этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка коммуникативных способностей ребенка через специально организованные групповые виды деятельности: учебную и внеклассную.

       3 этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы».

       Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимая  для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

       Использование проективных методов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта. Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включится в учебное общение на своем уровне развития, обученности, воспитанности» [26].

       Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на формирование коммуникативных навыков потенциала учащихся, являются школьные декады. Театрализованные праздники «Театральный фестиваль» - особая форма работы с проектами, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует развитию коммуникативных компетентностей, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, старшими школьниками, родителями и кропотливой работе по самосовершенствованию.

       Основным методом развития коммуникативных способностей во внеурочной деятельности было и остается – решение познавательных, нестандартных задач с помощью метода проектов, исследовательской деятельности. Осуществление метода проектов может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.

       Мотивационный этап или погружение в проект. На этом этапе  ставится проблема, выход из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукта деятельности. На нем решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагается план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

       Планирующий – подготовительный этап. На этом этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

       Информационно – оперативный этап. Дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

       Контрольно – коррекционный этап. На этом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.

       Защита проекта или презентация.

       Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания [2,141].

       В рамках проекта любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Развитие коммуникации требует системно – деятельного подхода. Методическое обеспечение системы работы над формированием коммуникативных навыков через проектную деятельность.

       В процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый  уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности  ниже среднего, уменьшится по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличится. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличится. Предполагаемые результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияет на формирование коммуникативной компетентности.

       Таким образом, основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

 

Выводы по теоретической главе исследования

       В данной  главе были рассмотрены определения  компетентности, коммуникативной компетентности; выявлены возрастные особенности  младших школьников

       Мы пришли к заключению,что включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания будет способствовать повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли.

       Теоретическая  глава исследования частично  позволила достичь целей, это  дало перейти к практической  главе.

 

Глава 2. Организация формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности в школе.

2.1 Изучение и  анализ уровня сформированности  коммуникативной компетентности младших школьников.

       Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы поселка Солонцовый в 1-4 классах. В эксперименте участвовало 12 человек.

       Цель педагогического эксперимента: проверить эффективность разработанных с учетом педагогических условий воспитательных мероприятий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

       Гипотеза педагогического эксперимента: проведение воспитательного мероприятия с целью формирования коммуникативной компетенции младших школьников будет эффективным, если при его разработке и проведении будут учтены следующие педагогические условия:

    • организация проявления младшими школьниками коммуникативной компетенции в практической деятельности;
    • использование игровой деятельности в формировании коммуникативной компетенции младших школьников;
    • индивидуальный и дифференцированный подход к коммуникативной компетенции младших школьников.

         Время проведения 1 этапа – с 01.10.2013г. по 15.10.2013г.

Нами было организовано опытно – экспериментальное исследование по выявлению коммуникативных способностей школьников.

В методическом пособии “Психологическая диагностика дошкольников и младших школьников” представлены методики психодиагностики, наиболее часто использованные в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Пособие предназначено для педагогов, воспитателей, практических психологов образовательных учреждений.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности у младших школьников с использованием проективных методов