В основу метода
проектов положена идея, составляющая
суть понятия "проект", его прагматическая
направленность на результат, который
можно получить при решении той или иной
практически или теоретически значимой
проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической
деятельности. Чтобы добиться такого результата,
необходимо научить детей самостоятельно
мыслить, находить и решать проблемы, привлекая
для этой цели знания из разных областей,
умения прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения,
умения устанавливать причинно-следственные
связи [7,15].
Метод проектов,
обучение в сотрудничестве находят все
большее распространение в системах образования
разных стран мира. Причин тому несколько
и корни их не только в сфере собственно
педагогики, но, главным образом, в сфере
социальной:
- необходимость не столько передавать
ученикам сумму тех или иных знаний, сколько
научить приобретать эти знания самостоятельно,
уметь пользоваться приобретенными знаниями
для решения новых познавательных и практических
задач;
- значимость для развития человека умения
пользоваться исследовательскими методами:
собирать необходимую информацию, факты;
уметь их анализировать с разных точек
зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы
и заключения и пр.
Метод проектов всегда
ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся - индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени. Этот метод
органично сочетается с групповым подходом
к обучению.
Основные требования
к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения;
- Практическая, теоретическая, познавательная
значимость предполагаемых результатов;
- Самостоятельная (индивидуальная, парная,
групповая) деятельность учащихся;
- Структурирование содержательной части
проекта (с указанием поэтапных результатов).
Выбор тематики проектов
может быть различным. Тематика может
выдвигаться учителями с учетом учебной
ситуации по своему предмету, естественных
профессиональных интересов, интересов
и способностей учащихся, а также может
предлагаться и самими учащимися, которые
ориентируются собственные интересы познавательные,
творческие и прикладные.
Существует несколько
типов проектов. Их различают по типологическим
признакам, по которым определяется отношение
того или иного проекта к определенному
типу. Таковыми могут быть:
- Доминирующая в проекте деятельность:
исследовательская, поисковая, творческая,
ролевая, прикладная (практико-ориентированная),
ознакомительно-ориентировочная, пр.
- Предметно-содержательная область: монопроект
(в рамках одной области знания); межпредметный
проект.
- Характер координации проекта: непосредственный
(жесткий, гибкий), скрытый (неявный).
- Характер контактов (среди участников
одной школы, класса, города, региона, страны,
разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
В соответствии с
первым признаком выделяют следующие
типы проектов
- Исследовательские. Такие проекты требуют
хорошо продуманной структуры, обозначенных
целей, актуальности предмета исследования
для всех участников, социальной значимости,
продуманных методов, в том числе экспериментальных
и опытных работ, методов обработки результатов.
Такие проекты полностью подчинены логике
исследования, и имеют структуру, приближенную
или полностью совпадающую с подлинным
научным исследованием.
- Творческие проекты предполагают соответствующее
оформление результатов. Такие проекты,
как правило, не имеют детально проработанной
структуры совместной деятельности участников,
она только намечается и далее развивается,
подчиняясь жанру конечного результата,
обусловленной этим жанром и принятой
группой логике совместной деятельности,
интересам участников проекта. Оформление результатов
такого проекта требует четко продуманной
структуры в виде сценария видео-фильма,
драматизации, программы праздника, плана
сочинения, статьи, репортажа, дизайна
и рубрик газеты, альманаха, альбома и
пр.
- Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая.
- Ознакомительно-ориентировочные или информационные
проекты. Этот тип проектов изначально
направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении; ознакомление участников
проекта с этой информацией, ее анализ
и обобщение фактов, предназначенных для
широкой аудитории. Такие проекты также,
как и исследовательские, требуют хорошо
продуманной структуры, возможности систематической
коррекции по ходу работы над проектом. Такие
проекты часто интегрируются в исследовательские
проекты и становятся их органичной частью,
модулем.
По характеру контактов,
проекты могут выступать:
- внутренними или региональными (в пределах
одной страны).Это проекты, организуются либо внутри
одной школы, либо между школами, классами
внутри региона, одной страны.
- международными (участники проекта являются
представителями разных стран)
По количеству участников
проектов, можно выделить проекты:
- личностные (между двумя партнерами,
находящимися в разных школах, регионах,
странах);
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников).
По продолжительности
проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой
проблемы или части более крупной проблемы)
проводятся на уроках по отдельному предмету,
иногда с привлечением знаний из другого
предмета;
- средней продолжительности (от недели
до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких
месяцев).
Проекты средней
и значительной продолжительности, как
правило, проводятся во внеурочное время,
хотя отслеживаться могут и на уроках
[23,32].
В работе над проектами,
не только исследовательскими, но и многими
другими, используются разные методы самостоятельной
познавательной деятельности учащихся.
Таким образом,
для формирования коммуникативной компетентности
требуется хорошо продуманная система
работы во внеурочной деятельности начальной
школы. Внеурочная деятельность оказывает
большое влияние на формирование коммуникативной
компетентности младших школьников, так
как личность развивается в общении, творчестве,
неформальной обстановке.
1.3 Учет возрастных
особенностей младшего школьника в формировании
коммуникативной компетентности.
Изучив теорию коммуникативной
компетенции в данной главе, мы определим
возрастные особенности формирования
коммуникативной компетентности.
Младшим школьным возрастом
принято считать возраст детей примерно
от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам
его обучения в начальных классах. Это
возраст относительно спокойного и равномерного
физического развития.
Младший
школьник – это человек, активно овладевающий
навыками общения. В этот период происходит
интенсивное установление дружеских контактов.
Приобретение навыков социального взаимодействия
с группой сверстников и умение заводить
друзей являются одной из важных задач
развития на этом возрастном этапе.
Если у
ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются
дружеские отношения с кем-либо из одноклассников,
то значит, что ребенок умеет наладить
тесный социальный контакт с ровесником,
поддерживать отношения продолжительное
время, это значит также, что общение с
ним тоже кому-то важно и интересно.
Для детей
5-7 лет друзья – это прежде всего те, с
кем ребенок играет, кого видит чаще других.
Выбор друга определяется, прежде всего,
внешними причинами: дети сидят за одной
партой, живут в одном доме. В этом возрасте
дети больше внимания обращают на поведение,
чем на качества личности. Дружеские связи
непрочны и недолговечны, они легко возникают
и довольно быстро могут оборваться.
Между 8
и 11 годами дети считают друзьями тех,
кто помогает им, отзывается на их просьбы
и разделяет их интересы[11,115].
Поступление
в школу вносит важнейшие изменения в
жизнь ребёнка. Резко изменяется весь
уклад его жизни, его социальное положение
в коллективе, семье. Основной, ведущей
деятельностью становится отныне учение,
важнейшей обязанностью – обязанность
учиться, приобретать знания. А учение
– это серьёзный труд, требующий организованность,
дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник
включается в новый для него коллектив,
в котором он будет жить, учиться, развиваться
целых 11 лет.
Основной
деятельностью, его первой и важнейшей
обязанностью становится учение – приобретение
новых знаний, умений и навыков, накопление
систематических сведений об окружающем
мире, природе и обществе.
Младший
школьный возраст – возраст достаточно
заметного формирования личности.
Для него
характерны новые отношения сo взрослыми
и сверстниками, включение в целую систему
коллективов, включение в новый вид деятельности
– учение, которое предъявляет ряд серьёзных
требований к ученику.
Всё это
решающим образом сказывается на формировании
и закреплении новой системы отношений
к людям, коллективу, к учению и связанным
с ними обязанностям, формирует характер,
волю, расширяет круг интересов, развивает
способности[11,120].
Помимо
учебы формирование жизненного мира
определяется в младшем школьном возрасте
и другими значимыми сторонами жизни.
Важную роль играет общение, прежде всего
общение с одноклассниками. Появившееся
в конце дошкольного детства осознание
переживаний выводит мотивы общения на
новый уровень, делает возможным становление
на их основе сущностных связей с миром.
Выше мы отметили, что уже в младшем школьном
возрасте могут закладываться основы
школьной дружбы – чувство общности с
теми, кто живет общей школьной жизнью.
Она рождается из совместных форм учебной
деятельности, групповой работы в классе,
из совместных внеурочных занятий. Школьная
дружба, психосоциальная тождественность
с одноклассниками для многих всегда остается
одной из важных сущностных сторон личности.
Именно благодаря ей школьные годы нередко
запоминаются как один из самых светлых
периодов жизни. И если даже через несколько
десятков лет происходит встреча одноклассников,
она всегда приносит радость общения всем
ее участникам.
Школьная
дружба, окончательно складывающаяся
в старших классах, дает начало всем будущим
уровням психосоциальной тождественности
– как в малых группах, так и в больших,
включая и возможное чувство общности
со всеми людьми Земли.
Продолжается
начавшееся в конце дошкольного детства
установление сущностных отношений с
близкими людьми. Наряду с привязанностью
к родителям и другим близким родственникам
уже в это время может зародиться дружба
с кем – либо из сверстников.
Большие
возможности предоставляет младший школьный
возраст для воспитания коллективистских
отношений. За несколько лет младший школьник
накапливает при правильном воспитании
важный для своего дальнейшего развития
опыт коллективной деятельности – деятельности
в коллективе и для коллектива. Воспитанию
коллективизма помогает участие детей
в общественных, коллективных делах. Именно
здесь ребёнок приобретает основной опыт
коллективной общественной деятельности.
Младший
школьный возраст оптимальный период
для активного обучения социальному поведению,
искусству общения между детьми разного
пола, усвоение коммуникативных, речевых
умений, способов различения социальных
ситуаций:
- С поступлением в школу ребенок
открывает для себя новое место в социальном
пространстве человеческих отношений.
- У младших школьников уже достаточно
развиты рефлексивные способности
- Школа предъявляет к ребенку
новые требования в отношении речевого
развития
- В младшем школьном возрасте
происходит перестройка отношений ребенка
с людьми.
- Осуществление учебной деятельности
возможно только в том случае, если ребенок
приучается управлять своими психическими
процессами и поведением в целом.
- У детей младшего школьного
возраста складываются предпосылки формирования
важных социальных качеств
- Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения [18,32].
Новое поведение
возникает сначала в совместной деятельности
со взрослым, который дает ребенку средства
организации такого поведения, и только
потом становится собственным индивидуальным
способом действия ребенка (Л.С. Выготский)
[8,263].
Что же
должны знать и понимать учителя и родители,
чтобы разумно строить процесс воспитания,
способствуя развитию ребенка как самостоятельной
личности, умеющей сознательно управлять
своим поведением?