Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 17:09, дипломная работа
Актуальность исследования. В двадцать первом веке обществу нужна личность, которая будет высоконравственной, творческой, компетентным гражданином России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому и был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, который и направлен на формирование и воспитания такой личности. В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно - нравственного развития и воспитания.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………..7
Характеристика коммуникативной компетентности в теоретической, методической, психолого-педагогической литературе………………….7
Классификация проективных методов, используемых во внеурочной деятельности с младшими школьниками…………………………………16
Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании коммуникативной компетентности……………………………………….22
Использование проективных методов во внеурочной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников…………………………………………………………………27
Глава 2. Организация формирования коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности в школе………………...33
2.1 Изучение и анализ уровня сформированности коммуникативной
компетентности младших школьников…………………………………...33
2.2 Реализация проекта «Умей общаться», направленная на формирование
коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной
деятельности………………………………………………………………..44
2.3 Сравнительный анализ результатов апробации проекта «Умей общаться»,
направленный на формирование коммуникативной компетентности во
внеурочной деятельности у младших школьников……………………….51
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………
Методики, направленные на изучение уровня сформированности коммуникативной компетентности:
Цель методики: составить словесную характеристику со слов учителя, наблюдения за деятельностью детей.
При выявлении коммуникативных способностей школьников мы опросили учителей для выявления факторов и причин нарушений поведения детей. По результатам опроса установлено, что конфликты среди детей возникают часто, дети общаются между собой в основном только в школе, вгруппе есть ребята, с которым дети не хотят общаться.
Ученики,принимающие участие в экспериментальном исследовании и их характеристика представлены ниже.
№ |
Имя Фамилия испытуемых |
Возраст |
Характеристика коммуникативности и социализации по результатам наблюдения, беседы с учителем. |
1 |
Витя Ш. |
9 лет |
Общительный, охотно вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
2 |
Егорова С. |
7 лет |
Общительная, активно участвует во внеурочной и урочной деятельности |
3 |
Биктаева Р. |
8 лет |
Недостаточно развито общение, языковой барьер, неохотно идет на контакт, проявляет агрессию. |
4 |
Ксюша Ф. |
11 лет |
Недостаточно развито общение, замкнутая в себе. |
5 |
Денис Д. |
11 лет |
Общительный, легко находит общий язык с другими детьми. |
6 |
Юля Л. |
8 лет |
Общительная, коммуникабельная. |
7 |
Алеша Д. |
8 лет |
Общительный, свободно вступает в контакт со сверстниками. |
8 |
Артем П. |
8 лет |
Недостаточно развито общение, стеснителен. |
9 |
Алена К. |
11 лет |
Недостаточно развито общение, замкнута в себе. |
10 |
Ваня Р. |
8 лет |
Интроверт, не общается со сверстниками, иногда проявляет агрессию, со взрослыми эпизодично контактирует. |
11 |
Богдан К. |
8 лет |
Интроверт, не общается со сверстниками, агрессивный. |
12 |
Эля В. |
11 лет |
Общительная, адекватно реагирует на просьбу учителя, вступает в контакт со сверстниками. |
2.Тест на выявление уровня коммуникативных компетентностей детей.
Цель теста: выявить уровень коммуникативных компетентностей испытуемых.
Было проведено диагностирование коммуникативных компетентностей детей Уровень коммуникативных компетентностей детей определялись с помощью теста «Оценка уровня коммуникативной компетентности детей» методика В.Ф. Ряховского (Приложение 1 ).
Дети должны ответить на 20 вопросов. Ответами были «Да» или «Нет». С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень коммуникативной компетентности.
Фамилия, имя учащихся |
Оценка коммуникативных умений |
Уровень речевой коммуникации |
Витя Ш. |
2 |
Средний |
Соня Е. |
3 |
Высокий |
Рита Б. |
3 |
Высокий |
Ксюша Ф. |
3 |
Высокий |
Денис Д. |
2 |
Средний |
Юля Л. |
1 |
Низкий |
Алеша Д. |
3 |
Высокий |
Артем П. |
2 |
Средний |
Алена К. |
3 |
Высокий |
Ваня Р. |
3 |
Высокий |
Богдан К. |
1 |
Низкий |
Эля В. |
1 |
Низкий |
Исходя
из предложенной выше
№ |
Имя Фамилия испытуемых |
Эстравертированность, интровертированность |
Удовлетворенность, неудовлетворенность общением |
+ или -потребность и мотивация в социальных контактах |
1 |
Витя Ш. |
Эстравертированность |
- |
+ |
2 |
Соня Е. |
- |
Удовлетворенность |
+ |
3 |
Рита Б. |
интровертированность |
- |
+ |
4 |
Ксюша Ф. |
- |
неудовлетворенность |
+ |
5 |
Денис Д. |
Эстравертированность |
- |
+ |
6 |
Юля Л. |
Эстравертированность |
- |
+ |
7 |
Алеша Д. |
- |
Удовлетворенность |
+ |
8 |
Артем П. |
- |
Удовлетворенность |
+ |
9 |
Алена К. |
интровертированность |
- |
+ |
10 |
Ваня Р. |
- |
неудовлетворенность |
- |
11 |
Богдан К. |
- |
неудовлетворенность |
- |
12 |
Эля В. |
Эстравертированность |
- |
+ |
Обобщив и проанализировав данные мы условно выделяем три уровня сформированности коммуникативной компетентности:
Таблица 4
Общий результат диагностики сформированности коммуникативной компетентности учеников 1-4 классов
№ |
Ф.И. |
Наблюдение, характеристика |
Методика 2 |
Методика 3 |
Общий вывод |
1 |
Витя Ш. |
Высокий |
Средний (достаточный) |
Высокий |
Высокий |
2 |
Соня Е. |
Высокий |
Высокий |
Средний (достаточный) |
Высокий |
3 |
Рита Б. |
Средний (достаточный) |
Высокий |
Средний (достаточный) |
Средний (достаточный) |
4 |
Ксюша Ф. |
Средний (достаточный) |
Высокий |
Средний (достаточный) |
Средний (достаточный) |
5 |
Денис Д. |
Высокий |
Средний (достаточный) |
Высокий |
Высокий |
6 |
Юля Л. |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
7 |
Алеша Д. |
Высокий |
Высокий |
Средний (достаточный) |
Высокий |
8 |
Артем П. |
Средний (достаточный) |
Средний (достаточный) |
Средний (достаточный) |
Средний (достаточный) |
9 |
Алена К. |
Средний (достаточный) |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
10 |
Ваня Р. |
Низкий |
Высокий |
Средний (достаточный) |
Средний (достаточный) |
11 |
Богдан К. |
Низкий |
Низкий |
Средний (достаточный) |
Низкий |
12 |
Эля В. |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Рис. 1 Общий результат диагностики сформированности коммуникативной компетентности учеников 1-4 классов
Исходя из диаграммы, можно сказать,
что 59% учеников 1-4 классов имеют
высокий уровень
Полученные показатели коммуникативных компетентностей, в ходе диагностирующего эксперимента, для детей младшего школьного возраста средние. Мы считаем, что в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети должны быть более общительны.
Первый этап диагностики позволил нам выделить детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики детей. Причиной нарушения поведения детей является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения является средний уровень коммуникативных компетентностей, который проявляется в недостаточном умении детей оценить создавшуюся ситуацию и при этом определить для себя адекватный стиль поведения.
Основные проблемы заключаются в неумении детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими.
В МБОУ СОШ п. Солонцовый во
внеурочной деятельности
Приведем краткую
Краткосрочный социальный проект “Умей общаться”
(01.11.2013г. – 01.12.2013г.)
Тип проекта: краткосрочный, социальный.