Курсовая работа:
Гендерные различия как фактор межличностного
понимания в юношеском возрасте
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретический
анализ проблемы гендерных различий
как фактора межличностного понимания
в юношеском возрасте
1.1 Социальная перцепция
и межличностное понимание
1.2 Психические особенности
юношеского возраста
1.3 Гендерные различия
в межличностном понимании
Глава 2 Эмпирическое
исследование проблемы гендерных различий
как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования
и характеристика выборки
2.2 Анализ результатов
эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Феномен понимания
многогранен. Каждая отрасль знания
применяет свои критерии для
его описания и оценки. Анализ
феномена может проводиться с
разных сторон философами, психологами,
лингвистами, логиками, специалистами
по искусственному интеллекту, рассматриваться
с точки зрения генезиса, структуры
и функции, интерпретироваться
в различных интервалах абстракции
– общефилософском, конкретно-научном
и операционально-методическом.
Актуальность
изучения гендерных различий
в рамках межличностного понимания
и взаимопонимания в юношеском
возрасте обусловлена необходимостью
поиска путей более эффективной
психологической помощи юношам
и девушкам, остро переживающим
жизненные проблемы, связанные с
налаживанием межличностного взаимопонимания
с окружающими.
Термин «гендер»,
как известно, отражает социальные,
культурные, психологические и иные
особенности взаимоотношений между
полами, их статусами, особыми
интересами, запросами, потребностями,
стратегиями. Гендер характеризуется
как «сложный социокультруный
конструкт», включающий в себя
ролевые, поведенческие, ментальные
и эмоциональные отличия между
мужчинами и женщинами. Гендер,
понимаемый как организованная
модель социальных отношений
между полами в рамках основных
институтов общества, является одним
из базовых измерителей социальных
структур и одновременно - показателем
их развитости или неразвитости.
В психологии
гендер это социально биологическая
характеристика, с помощью которой
люди дают определение понятиям
мужчина и женщина.
Изучение психологии
мужчины и женщины, их отличий
друг от дру- га имеет непосредственное
отношение не только к человеку
как к таковому, но так же
ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные
с особенностями пола человека
и его психологическими различиями,
в последнее время часто входят
в число наиболее активно обсуждаемых
в обществе. Ведь роль мужчины
и женщины в общественной среде
сегодня претерпевает значительные
изменения.
Социальная психология
гендера является огромным полем
для изучения установок, предрассудков,
дискриминации, социального восприятия
и самовосприятия, самоуважения, возникновения
социальных норм и ролей.
Необходимо также
отметить, что в отечественной
психологии и педагогике проблема
межличностного взаимопонимания
традиционно решается в рамках
деятельностного подхода посредством
социально-психологических методов.
При всей состоятельности этих
методов, они имеют ряд ограничений,
связанных с использованием манипулятивных
технологий, которые только усугубляют
непонимание между людьми.
Гендерные исследователи,
как правило, ставят в своих
работах вполне конкретные вопросы,
и пытаются добиться их адекватного
изучения.
Так в данной
работе целью становится исследование
гендерных различий в качестве
фактора межличностного понимания.
Объект исследования:
межличностное взаимопонимание.
Предмет исследования:
гендерные различия в общении
юношей и девушек.
Гипотеза исследования:
гендерные различия являются
фактором различий в межличностном
понимания юношей и девушек.
Задачи:
- рассмотреть теоретические
аспекты проблемы гендерных различий
в межличностном понимания;
- охарактеризовать
особенности юношеского возраста;
- провести эмпирическое
исследование – анализ гендерных
различий в межличностном понимании.
Методы исследования:
– методика
полового дифференциала В.Е. Кагана
– опросник
С.Бем – для диагностики маскулинности–фемининности
– методика
определения индекса групповой
сплоченности Сишора – для
определения степени интеграции
группы, ее сплочения в единое
целое
– тест на
оценку самоконтроля в общении
М.Снайпера – для изучения
коммуникативного контроля в
различных жизненных ситуациях
– методика
«Потребность в общении» –
для диагностики потребности
подростков в общении
Экспериментальной
базой исследования явилась общеобразовательная
школа № 155
г. Челябинска. В исследовании
приняли участие 52 учащихся 9–11 классов,
в возрасте 15–17 лет.
Глава 1 Теоретический
анализ проблемы гендерных различий
как фактора межличностного понимания
в юношеском возрасте
1.1 Социальная перцепция
и межличностное понимание
Перцепция социальная
(от лат. perceptio — восприятие и
socialis — общественный) — восприятие,
понимание и оценка людьми
социальных объектов (других людей,
самих себя, групп, социальных
общностей и т.п.). Термин социальная
перцепция ввел американский
психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения
факта социальной обусловленности
восприятия, его зависимости не
только от характеристик стимула
— объекта, но и прошлого
опыта субъекта, его целей, намерений,
значимости ситуации и т. д.
Позже под социальной
перцепцией стали понимать целостное
восприятие субъектом не только
предметов материального мира, но
так называемых социальных объектов
(других людей, групп, классов,
народностей и т. д.), социальных
ситуаций и т. п. Было установлено,
что восприятие социальных объектов
обладает рядом специфических
черт, качественно отличающих его
от восприятия неодушевленных
предметов.
Во-первых, социальный
объект (индивид, группа и т.
д.) не пассивен и не безразличен
по отношению к воспринимающему
субъекту, как это имеет место
при восприятии неодушевленных
предметов. Воздействуя на субъекта
восприятия, воспринимаемый человек
стремится трансформировать представление
о себе в благоприятную для
своих целей сторону.
Во-вторых, внимание
субъекта социальной перцепции
сосредоточено прежде всего не
на моментах порождения образа
как результата отражения воспринимаемой
реальности, а на смысловых и
оценочных интерпретациях объекта
восприятия, в том числе причинных.
В-третьих, восприятие
социальных объектов характеризуется
большей слитностью познавательных
компонентов с эмоциональными (аффективными)
компонентами, большей зависимостью
от мотивационно-смысловой структуры
деятельности воспринимающего субъекта.
В этой связи термин «перцепция»
приобретает в социальной психологии
расширенное толкование.
Вначале под
социальной перцепцией понималась
социальная детерминация перцептивных
процессов. Позже исследователи,
в частности в социальной психологии,
придали понятию несколько иной
смысл: социальной перцепцией
стали называть процесс восприятия
так называемых социальных объектов,
под которыми подразумевались
другие люди, социальные группы,
большие социальные общности. Именно
в этом употреблении термин
закрепился в социально-психологической
литературе. Поэтому восприятие
человека человеком относится,
конечно, к области социальной
перцепции, но не исчерпывает
ее.
Социальная перцепция
- восприятие человека человеком.
В понятие социальной перцепции
относится и процесс восприятия
социальной действительности.
Идентификация
- уподобление, отождествление - понимается
эмоционально когнитивный процесс,
как правило, неосознанного отождествления
себя с другим человеком, с
другой группой (это не проекция).
Рефлексия –
1) процесс осознания человеком
того, как человек воспринимается
другими людьми.
2) понимается самосознание
человека собственного внутреннего
мира
3) понимается взаимоотражение,
содержанием которого является
восроизводство субъектом состояния,
внутреннего мира другого человека,
при этом в этом отраженном
внутреннем мире человека представлено
собственное я.
В рамках данной
работы целесообразно говорить
не вообще о социальной перцепции,
а о межличностной перцепции,
или межличностном восприятии, о
восприятии человека человеком.
Восприятие социальных
объектов обладает такими многочисленными
специфическими чертами, что само
употребление слова "восприятие"
кажется здесь не совсем точным.
Во всяком случае ряд феноменов,
имеющих место при формировании
представления о другом человеке,
не укладывается в традиционное
описание перцептивного процесса,
как он дается в общей психологии.
Поэтому в социально-психологической
литературе до сих пор продолжается
поиск наиболее точного понятия
для характеристики описываемого
процесса. Основная цель этого
поиска состоит в том, чтобы
включить в процесс восприятия
другого человека в более полном
объеме некоторые другие познавательные
процессы. Многие исследователи
предпочитают в этом случае
обратиться к французскому выражению
"connaissanse d'autrui", что означает
не столько "восприятие другого",
сколько "познание другого".
В отечественной литературе также
весьма часто в качестве синонима
"восприятие другого человека"
употребляется выражение "познание
другого человека"[8].
Это более широкое
понимание термина обусловлено
специфическими чертами восприятия
другого человека, к которым относится
восприятие не только физических
характеристик объекта, но и
поведенческих его характеристик,
формирование представления о
его намерениях, мыслях, способностях,
эмоциях, установках и т.д. Кроме
того, в содержание этого же
понятия включается формирование
представления о тех отношениях,
которые связывают субъект и
объект восприятия. Именно это
придает особенно большое значение
ряду дополнительных факторов, которые
не играют столь существенной
роли при восприятии физических
объектов. Так, например, такая характерная
черта, как селективность (избирательность)
восприятия здесь проявляется весьма
своеобразно, поскольку в процесс селекции
включается значимость целей познающего
субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт,
что новые впечатления об объекте восприятия
категоризуются на основе сходства с прежними
впечатлениями, дает основание для стереотипизации.
Хотя все эти явления были экспериментально
зарегистрированы и при восприятии физических
объектов, значимость их в области восприятия
людьми друг друга в огромной степени
возрастает.
Другой подход
к проблемам восприятия, который
также был использован в социально-психологических
исследованиях по межличностной
перцепции, связан со школой
так называемой транзакционной
психологии, отдельные положения
которой были уже рассмотрены
в предыдущей главе. Здесь особенно
подчеркнута мысль о том, что
активное участие субъекта восприятия
в транзакции предполагает учет
роли ожиданий, желаний, намерений,
прошлого опыта субъекта как
специфических детерминант перцептивной
ситуации, что представляется особенно
важным, когда познание другого
человека рассматривается как
основание не только для понимания
партнера, но для установления
с ним согласованных действий,
особого рода отношений.