Гендетная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты проблемы гендерных различий в межличностном понимания;
- охарактеризовать особенности юношеского возраста;
- провести эмпирическое исследование – анализ гендерных различий в межличностном понимании.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания в юношеском возрасте
1.1 Социальная перцепция и межличностное понимание
1.2 Психические особенности юношеского возраста
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

гендер.идентичность.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

 Все исследования  в этой области можно разделить  на два больших класса: 1) изучение  содержания межличностной перцепции  (характеристики субъекта и объекта  восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной  перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов). 

 Содержание межличностного  восприятия зависит от характеристик  как субъекта, так и объекта  восприятия потому, что они включены  в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание  друг друга и изменение каких-то  характеристик друг друга благодаря  самому факту своего присутствия.  В первом случае взаимодействие  можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая  другого, стремится построить  определенную систему интерпретации  его поведения, в частности  его причин. Интерпретация поведения  другого человека может основываться  на знании причин этого поведения,  и тогда это задача научной  психологии. Но в обыденной жизни  люди сплошь и рядом не знают  действительных причин поведения  другого человека или знают  их недостаточно. Тогда, в условиях  дефицита информации, они начинают  приписывать друг другу как  причины поведения, так иногда  и сами образцы поведения или  какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо  на основе сходства поведения  воспринимаемого лица с каким-то  другим образцом, имевшимся в  прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных  мотивов, предполагаемых в аналогичной  ситуации (в этом случае может  действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает  целая система способов такого  приписывания (атрибуции). 

 Поскольку человек  вступает в общение всегда  как личность, постольку он воспринимается  и другим человеком – партнером  по общению – также как личность. На основе внешней стороны  поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем  значение его внешних данных.[35] 

 Впечатления,  которые возникают при этом, играют  важную регулятивную роль в  процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется  и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения"  другого человека зависит успех  организации с ним согласованных  действий. 

 Есть два партнера  А и Б. Между ними устанавливается  коммуникация А → Б и обратная  информация о реакции Б на  А, Б — А. 

 Кроме этого,  у А и Б есть представление  о самих себе А' и Б', а  также представление о "другом"; у А представление о Б –  Б" и у Б представление  об А – А". Взаимодействие  в коммуникативном процессе осуществляется  так: А говорит в качестве  А', обращаясь к Б". Б реагирует  в качестве Б' на А". Насколько  все это оказывается близко  к реальным А и Б, надо  еще исследовать, ибо ни А,  ни Б не знают, что имеются  несовпадающие с объективной  реальностью А', Б', А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б"  нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным  при минимальном разрыве в  линиях А — А' — А" и  Б — Б' — Б" 

 Значение этого  совпадения легко показать на  примере взаимодействия оратора  с аудиторией. Если оратор (А) имеет  неверное представление о себе (А'), о слушателях (Б") и, главное,  о том, как его воспринимают  слушатели (А"), то его взаимопонимание  с аудиторией будет исключено  и, следовательно, взаимодействие  тоже. Приближение всего комплекса  этих представлений друг к  другу – сложный процесс, требующий  специальных усилий. 

 Все сказанное  означает, что термин "социальная  перцепция", или, в более узком  смысле слова, "межличностная  перцепция", "восприятие другого  человека" употребляется в литературе  в несколько вольном, даже метафорическом  смысле, хотя последние исследования  и в общей психологии восприятия  характеризуются известным сближением  восприятия и других познавательных  процессов. В самом общем плане  можно сказать, что восприятие  другого человека означает восприятие  его внешних признаков, соотнесение  их с личностными характеристиками  воспринимаемого индивида и интерпретацию  на этой основе его поступков. 

 Межличностное  понимание-взаимопонимание 

 С позиций системного  подхода взаимопонимание можно  рассматривать как условие усиления  системы, ее устойчивости, например  системы межличностных общений  в юношеском возрасте. 

 На уровне социальной  метасистемы происходят процессы  ассоциации и диссоциации. Ассоциация  проявляется как процесс сближения,  приспосабливания, выравнивания, объединения  членов социума. Диссоциация проходит  ряд таких ступеней, как ослабление, выделение, отделение, разрыв  связи. 

 Взаимопонимание  на социальном уровне обеспечивается  согласованностью и конвенциональностью  социально-ролевых ожиданий, типичными  шаблонами межличностных взаимоотношений,  например, гендерными стереотипами. 

 Взаимопонимание  детерминировано культурно-историческими,  этническими, цивилизационными рамками.  Это обычно рассматривается как  проблема межкультурной коммуникации. Среди факторов, затрудняющих взаимопонимание  в межкультурной коммуникации, чаще  других упоминаются следующие:  стереотипы и предубеждения, ошибочная  интерпретация невербальных сигналов, допущение о естественной правильности  собственных ценностей и норм, недооценка языковых различий. 

 Факторы, ведущие  к повышению межкультурной коммуникативной  компетентности (и взаимопониманию  вообще) – мотивация, знания, навыки. К факторам мотивации относятся  само желание партнеров прийти  к взаимопониманию, значимость  контакта, взаимная симпатия, открытость  для новой информации. 

 Факторы знания  включают представления об объекте  и ситуации, знание сходства и  различий, допущение возможности  более чем одной точки зрения, знание альтернативных интерпретаций.  Среди навыков важны эмпатия,  навыки постоянного сбора и  обновления информации, создания  новых категорий, коррекции своего  поведения. Это те качества  коммуникантов, которые способствуют  взаимопониманию в общении. 

 Нишанов (1990) выделяет  пять признаков понимания: 

 у понимания  нет объекта, но есть предмет; 

 оно осуществляется  с помощью аппарата понимания,  основа которого: система понятий,  картина мира, принципы понимания  и т.п; 

 понимание - выявление  и выбор альтернатив; 

 ему присуща  способность видеть за данными  иное; 

 это уровневый,  иерархический процесс. 

 Понимая что-то, человек создает мысленные конструкции,  связывая их с одной стороны,  с объектом, а с другой, с имеющимися  у него знаниями о мире. Таким  образом, понимание - процесс построения  мысленных моделей отдельных  фрагментов внешнего, внутреннего  или воображаемого мира. 

 Существенной  стороной понимания является  эмоциональное отношение и оценка. Бодалев (1982), описывая понимание  людьми друг друга, отмечает, что  у каждого человека под влиянием  общества формируются нравственно-эстетические  требования, эталоны, используя которые  человек дает оценку окружающим. 

 Понимание является  необходимым аспектом познания  человека человеком, его внутреннего  мира. Поскольку мотивация заинтересованности  в этом познании проявляется  не в единичной ситуации, а  носит устойчивый характер, выделяют  межличностное понимание, противопоставляя  его взаимопониманию, носящему  ситуативный характер. 

 Понимание связанно  не столько с получением новых  знаний, а сколько с процедурами  его интерпретации, наделения  смыслом. Именно интерпретация  является важной психологической  составляющей понимания. Смыслом  для субъекта оказывается познавательное  отношение к содержанию познания. В то же время, знания являются  психологическим предпосылками  и основанием для его формирования. В связи с этим остро встает  проблема влияния гендерных различий  на межличностное понимание, поскольку  знания о них (о типичном  поведении, реакциях и способностях), трансформируют картину мира  и его восприятие, влияя на  эффективность понимания и взаимодействия  между людьми. 

 В психологической  литературе существует несколько  альтернативных подходов, различающихся  тем, какой аспект акцентируют  авторы. За основу берется, например, понимание индивидуальных особенностей  и мотивов поведения друг друга,  или взаимное принятие и поддержка  самооценки партнеров, или понимание  возможности или невозможности  вести себя определенным образом  в конкретной ситуации, или сходство  мировоззрения и ценностных ориентаций  как фактор взаимопонимания. Эти  и другие аспекты можно классифицировать  по основанию «содержание –  структура – процесс» или по  критериям эффективности взаимопонимания  – эмоциональным (удовлетворение  общением), когнитивным, поведенческим  (как предпосылке эффективности  совместной деятельности). 

 Различать взаимопонимание  и межличностное понимание предлагает  В.В. Знаков. Взаимопонимание предметно  обусловлено и имеет выраженный  ситуативный характер. Это понятие  он предлагает употреблять для  обозначения результата общения  людей, обсуждающих конкретные  вопросы. В этом случае понимание  партнерами личностных качеств  вторично, поскольку в значительной  степени опосредовано их пониманием  предмета общения. Термином «межличностное  понимание» характеризуются результаты  достаточно длительного взаимодействия  людей (понимание преподавателя  студентом, родителем своего ребенка,  начальником подчиненного и т.д.). На наш взгляд, такое различение  полезно, но с одним добавлением:  в качестве основного предмета  общения, а значит – взаимопонимания,  может выступать и сама личность  коммуниканта или третьего лица. [23] 

 Целесообразно  различать субъект-объектные и  субъект-субъектные аспекты понимания  и взаимопонимания. Объектом познания  и понимания для субъекта в  каждый момент времени может  являться и некоторый предмет,  явление действительности (например, научная закономерность), и другой  человек, партнер по общению,  или и первое, и второе одновременно. Для процессов первого типа, когда  опосредующая роль другого субъекта (например, преподавателя) остается  вне рассмотрения, допустима следующая  трактовка понимания. Это –  познавательный мыслительный процесс,  направленный на раскрытие свойств,  связей и отношений между предметами  и явлениями реального мира. Субъектом  понимания выступает человек,  а предметы и явления реального  мира являются его объектами,  их свойства, связи и отношения  можно рассматривать как предмет  (цель) процесса понимания, а когда  оно достигнуто, как содержание  понимания[36]. Но очень часто в  процессе познания участвует  «Другой» (наставник, преподаватель,  коллега) и возникает необходимость  понимания этого Другого. Известно, что восприятие и понимание  социальных объектов – других  людей и их групп – имеет  уже качественно иной характер. В ранних исследованиях познаваемый  другой мыслился как объект  со статичным набором качеств.  Понять его означало для субъекта  приписать объекту некоторые  качества с большей или меньшей  точностью и полнотой. Субъект-субъектный  подход, возникший позже, предполагает  анализ того поля смыслов, которое  возникает как результат встречной  активности двух субъектов, как  их общее достояние. То, насколько  правильно будет интерпретирован  другой, всегда зависит не только  от мотивов и навыков интерпретатора, но и от диспозиций и поведения  этого другого, который больше  не мыслится пассивным объектом  для понимания. Тогда взаимопонимание,  например, может трактоваться как  результат согласования целей  собеседников и применяемых ими  постулатов общения[22]. Но при  всем закономерном интересе к  субъект-субъектному измерению не  следует забывать, что общение  всегда происходит по поводу  чего-то, то есть объекта, который  представлен в сознании субъектов  часто очень различными знаниями  и отношениями. Объект опосредует  отношения «субъект-субъект», но  одновременно отношения «субъект-объект»  опосредуются вторым субъектом[34] 

Информация о работе Гендетная идентичность