Гендетная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты проблемы гендерных различий в межличностном понимания;
- охарактеризовать особенности юношеского возраста;
- провести эмпирическое исследование – анализ гендерных различий в межличностном понимании.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания в юношеском возрасте
1.1 Социальная перцепция и межличностное понимание
1.2 Психические особенности юношеского возраста
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

гендер.идентичность.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

 Наилучшие взаимоотношения  старшеклассников с родителями  складываются обычно тогда, когда  родители придерживаются демократического  стиля воспитания. Этот стиль  в наибольшей степени способствует  воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. 

"Значимость" для  юношей и девушек их родителей  и сверстников принципиально  не одинакова в разных сферах  деятельности. Наибольшая автономия  от родителей при ориентации  на сверстников наблюдается в  сфере досуга, развлечений, свободного  общения, потребительских ориентаций. 

 Юношеский возраст  выделяется в качестве сензитивного  периода для проявления смысла  жизни как психологического новообразования,  которое развивается на основе  становления главного мотива (жизненной  цели), выявления и формулирования  главной задачи, связанной с отдалённым  будущим. Подчеркивается, что в  этом возрасте внутренний мир  и индивидуальные смысловые ориентации  приобретают самодостаточность,  переходящую в сверхценность.  Здесь формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности – системы, основанной на логике свободного выбора. 

 Главное психологическое  приобретение ранней юности - это  открытие своего внутреннего  мира. Для ребенка единственной  осознаваемой реальностью является  внешний мир, куда он проецирует  и свою фантазию. Вполне осознавая  свои поступки, он еще не осознает  собственных психических состояний.  Если ребенок сердится, он объясняет  это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический  мир - только одна из возможностей  субъективного опыта, средоточием  которого является он сам. Обретая  способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо  открывает целый мир эмоций, красоту  природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего  мира - очень важное, радостное и  волнующее событие, но оно вызывает  и немало тревожных, драматических  переживаний. Оказывается, «внутреннее  Я» может не совпадать с  внешним поведением, актуализируя  проблему самоконтроля. Не случайно  жалобы на слабоволие - самая распространенная  форма подростковой и юношеской  самокритики. Вместе с сознанием  своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит  чувство одиночества. Это порождает  острую потребность в общении  и одновременно повышение его  избирательности, потребность в  уединении, в тишине природы,  в молчании, в том, чтобы услышать  свой внутренний голос, не заглушенный  суетливой будничной повседневностью. 

 Главным измерением  времени в самосознании юноши  является будущее, к которому  он себя готовит. Мечты о  будущем занимают центральное  место в его переживаниях. 
 

1.3 Гендерные различия  в межличностном понимании 
 

 Существует несколько  подходов к изучению различий  между представителями двух полов,  которые условно можно разделить  на биологический, этологический,  антропологический, и социальный  и психологический. В каждом  из этих подходов выделяют  определенные детерминанты, влияющие  на появление этих различий: это,  соответственно, влияния, оказываемые  на генном уровне; происходящие  из общих закономерностей поведения  живых существ; возникшие в  следствии культурно-исторических  взаимодействий народов, особенностей  их быта и культуры; берущие  начало при включении в социальные  отношения, возникающие под влиянием  социальных институтов, групп, закономерностей  массового поведения и процессов,  происходящих в обществе. Коротко  остановимся на некоторых из  них. 

 В начале 50-х  - середине 60-х гг. XX в. было проведено  несколько антропологических исследований  и выдвинут ряд гипотез посвященных  половым различиям. Среди них  можно выделить следующие: 

D’Andrade R. (1966) анализируя  кросс-культурные доказательства, обратил  внимание, что определенные различия  в темпераменте мужчин и женщин  являются универсальными во многих  культурах; 

Rabban M (1950): более ранее  и более четкое понимание полоролевых  стереотипов наблюдается у детей  родителей, принадлежащих к рабочему  классу, по сравнению со средним  классом. 

Sears R.R.(1957): чем старше  и образованнее мать, тем менее  она требовательна к тому, чтобы  ее дети строго придерживались  полотипичного поведения (маскулинного  или феминного). 

Linton R. (1936) предположил,  что превосходство особей мужского  пола, в комбинации с разными  ролями двух полов в репродукции  и заботе о потомстве, привело  к делегированию мужчинам задач,  связанных с охотой, защитой. 

 Целью исследования H. Barry III (1957) было желание понять, что влияет на появление половых  различий - биологические или социальные  основы. Предметом исследования  стали 110 культур. Различные аспекты  социализации детей были проранжированы  по 7-ми бальной шкале. За переменные  были взяты ответственность и  сложность обучения, обучение заботе  о потомстве (nurturance training), обучение  опоры на свои силы (self-reliance training), обучение послушанию, обучение достижению  цели (achievement training). Проанализированные  данные показали, что в 92 % культур  не было обнаружено половых  различий в социализации в  младенческом возрасте. Сильные  различия появляются в детском  возрасте. Девочки подвергаются  значительному давлению в сторону  обучению заботе о потомстве,  послушанию, а также ответственности.  Мальчики же - достижению цели  и опоры на свои силы. Также  было выдвинуто предположение,  что сообщества, характеризующиеся  большими, cooperative семьями склонны  преувеличивать значение полоролевых  стереотипов в воспитании детей,  а небольшие (нуклеарные) семьи  - наоборот, т.к. и мать и отец  могут взять на себя функции  друг друга в случае необходимости. 

 Этологи накопили  массу данных, которые показывают  комплексное построение у животных  гендерных проявлений (gender display), ухаживания  и поведения, связанного со  спариванием (mating behavior). Это поведение  рассматривается как механический  и инстинктивный ответ на генетически  заложенные программы. Однако  на его реализацию влияет также  и процесс онтогенеза. Ray L. Birdwhistell (1970), относя человека к видам  со слабым половым диморфизмом,  пишет, что таким видам для  продолжения рода необходима  организация поведения, направленная  на узнавание возможного партнера  с помощью движений, различных  положений тела и т.п. Patrick C. Lee (1976), суммируя несколько исследований, замечает, что поведение, связанное со спариванием имеет адаптивное значение, т.к. оно связанно с экономией репродукции. Состоя из полоспецифичных сигналов, приобретших определенное значение в процессе эволюции для членов определенной группы, эти сигналы последовательные и реципрокно организованны для того, чтобы привести особей мужского и женского пола к становлению партнерами. 

 В психологии  было проведено множество исследований  на эту тему. Они проводились  в рамках четырех подходов, сложившихся  при изучении гендерных различий  на Западе: 

1) исследования проводившиеся  с помощью теста на Маскулинность  - Феминность, разработанного Terman & Miles, а также тест Vocational Interest Inventory составленный Strong; 

2) подход связанный  с психологией развития: начался  с исследований G. Stanley Hall, которые  были продолжены его учеником A. Gessell. Последний, вместе с Ilg, провели широкое наблюдение над  детьми и разработал связанные  с возрастом (age-linked) нормы развития (Normative-Maturational Aproach). 

3) связанный с  теорией когнитивного развития (Cognitive - Developmental Theory) 

4) связанный с  теорией социального научения (Social - Learning Theory). 

 Отличительной  особенностью этих исследований  является их противоречивость, что  может быть связанно с тем,  что физические различия очевидны  и универсальны, в отличии от  психологических. 

 Для того, чтобы  найти подобные стереотипы Eleanor Emmons & Carol Nagy Jackln (1974) просмотрели около  двух тысяч источников по половым  различиям в сфере мотиваций,  социального поведения и умственных  способностей. Целью исследования  было подтверждение (или наоборот  опровержение в случае отсутствия  необходимых научных доказательств)  существующих стереотипов. Разделив  полученные данные на три категории,  авторы получили следующую картину. 

 Мифы, не нашедшие  экспериментального подтверждения: 

 Девушки более  "социальны" чем юноши (различия  скорее относятся к типам чем  к степеням) 

 Девушки имеют  самооценку, ниже чем у мальчиков  (девочки ранжируют себя выше  в области социальных навыков,  в то время как мальчики  чаще видят сильным и обладающими  властью) 

 Юноши более  способны к анализу чем девушки  (юноши более способны лишь  при выполнении задач, требующих  зрительного различения или манипулирования  с объектами, заданными в большем  контексте) 

 У девушек наблюдается  недостаток мотивации для достижений 

 Юноши менее  подвержены социальному влиянию,  чем девушки 

 У девушек более  развита слуховая сенсорная система,  чем у юношей - зрительная 

 Подтвердившиеся  взгляды: 

 Мужчины более  агрессивны (как физически, так  и вербально) 

 У девушек гораздо  лучше развиты вербальные способности 

 Юноши превосходят  в пространственно - зрительной  способности 

 Различия для  обоснования которых доказательств  либо недостаточно либо являются  неоднозначными: 

 в тактильной  чувствительности 

 в переживании  страха, застенчивости, тревожности 

 в уровне активности 

 в склонности  доминировать 

 в большей пассивности  или активности 

 Приведем еще  несколько исследований на эту  тему. Farrise (1977) доказал связь гендерных  различий с каузальным предъявлением  успеха и неудачи. В целом,  мужчины более склонны предъявлять  свой успех больше своим способностям, чем женщины, считающие причиной  своих успехов удачу. Темой  изучения Horner (1974) стал мотив устранения  успеха у женщин, который является  стабильной личностной диспозицией.  Она, в сочетании с полоролевыми  стандартами, приобретается рано  и является ингибитором в женской  мотивации достижения. 

 Женщины продуцируют  негативную воображаемую боязнь  успеха в 65% ситуаций, создавая themes социального отвержения, потери  женственности и отклоненных  советов (cue denied). У мужчины подобное  отношение (negative, imaginary to the same-sex cues) наблюдается  менее чем в 10% . 

 Автор предположил,  что женщины научаются ожидать  негативные последствия от успеха  из-за несоответствия полоролевых  стандартов и поэтому испытывают  страх в ситуациях соревнования. Интересно, что мотив боязни  успеха (fear of success) хорошо прослеживается  у женщин. с высокой ориентацией  на достижения (high-achiving) при соревновании  с мужчинами. Следует также  отметить, что боязнь успеха, позитивно  коррелирует с возрастом: : он  наиболее силен в пубертатном  периоде. Horner обнаружил, что девушки  (66%) были более склонны преуменьшать  свою академическую успеваемость, говорить, что они имеют средние  оценки, перед своим партнерами  мужского пола. 

 Ряд авторов  связывают гендерные различия  со стереотипами. Первые исследования  полоролевой стереотипизации связанны  с попытками вычленить типичные  различия, относящиеся к представлениям  мужчин и женщин о себе и  друг друге. 

 Типично мужской  образ это набор черт, связан  с социально неограниченным стилем  поведения, компетенцией и рациональными  способностями, активностью и  эффективностью. 

 Типично женский  - социальные и коммуникативные  умения, теплота и эмоциональная  поддержка. Они также выявили,  что в целом мужчинам приписывается  больше положительных качеств, чем женщинам. Была также найдено известная доля предубежденности женщин против самих себя в научной сфере. 

 Другие интерпретируют  это с помощью теории каузальной  атрибуции, согласно которой,  успех или неудача объясняется  по-разному в зависимости от  того были ли они неожиданными  или вероятными. Поэтому, в случае  если мужчина хорошо выполняет  задание, то это скорее приписывается  его способностям, с женщинами  - наоборот. 

 В реальном  межличностном взаимодействии компетентность  оказывается отрицательным качеством  для женщин: высокая компетентность  женщин не пользуется расположением  ни мужчин ни женщин, т. к.  она подрывает существующие стереотипы. Эти данные были подтверждаются  и при экспериментах когда  мужчины и женщины пытались  устранить из своей группы  компетентных женщин, причем как  в условиях как кооперативного, так и соревновательного взаимодействия. 

 Другой теорией,  в рамках которой объясняют  происхождение гендерных различий, является теорией социального  научения. Согласно ей дети перенимают  типы мужского и женского поведения  у родителей, взрослых, а также  сверстников. 

Информация о работе Гендетная идентичность