Наилучшие взаимоотношения
старшеклассников с родителями
складываются обычно тогда, когда
родители придерживаются демократического
стиля воспитания. Этот стиль
в наибольшей степени способствует
воспитанию самостоятельности, активности,
инициативы и социальной ответственности.
"Значимость" для
юношей и девушек их родителей
и сверстников принципиально
не одинакова в разных сферах
деятельности. Наибольшая автономия
от родителей при ориентации
на сверстников наблюдается в
сфере досуга, развлечений, свободного
общения, потребительских ориентаций.
Юношеский возраст
выделяется в качестве сензитивного
периода для проявления смысла
жизни как психологического новообразования,
которое развивается на основе
становления главного мотива (жизненной
цели), выявления и формулирования
главной задачи, связанной с отдалённым
будущим. Подчеркивается, что в
этом возрасте внутренний мир
и индивидуальные смысловые ориентации
приобретают самодостаточность,
переходящую в сверхценность.
Здесь формируются предпосылки для
становления высшей системы регуляции,
характерной для зрелой автономной личности
– системы, основанной на логике свободного
выбора.
Главное психологическое
приобретение ранней юности - это
открытие своего внутреннего
мира. Для ребенка единственной
осознаваемой реальностью является
внешний мир, куда он проецирует
и свою фантазию. Вполне осознавая
свои поступки, он еще не осознает
собственных психических состояний.
Если ребенок сердится, он объясняет
это тем, что кто-то его обидел.
Напротив, для юноши внешний, физический
мир - только одна из возможностей
субъективного опыта, средоточием
которого является он сам. Обретая
способность погружаться в себя,
в свои переживания, юное существо
открывает целый мир эмоций, красоту
природы, звуки музыки, новые краски.
«Открытие» своего внутреннего
мира - очень важное, радостное и
волнующее событие, но оно вызывает
и немало тревожных, драматических
переживаний. Оказывается, «внутреннее
Я» может не совпадать с
внешним поведением, актуализируя
проблему самоконтроля. Не случайно
жалобы на слабоволие - самая распространенная
форма подростковой и юношеской
самокритики. Вместе с сознанием
своей уникальности, неповторимости,
непохожести на других приходит
чувство одиночества. Это порождает
острую потребность в общении
и одновременно повышение его
избирательности, потребность в
уединении, в тишине природы,
в молчании, в том, чтобы услышать
свой внутренний голос, не заглушенный
суетливой будничной повседневностью.
Главным измерением
времени в самосознании юноши
является будущее, к которому
он себя готовит. Мечты о
будущем занимают центральное
место в его переживаниях.
1.3 Гендерные различия
в межличностном понимании
Существует несколько
подходов к изучению различий
между представителями двух полов,
которые условно можно разделить
на биологический, этологический,
антропологический, и социальный
и психологический. В каждом
из этих подходов выделяют
определенные детерминанты, влияющие
на появление этих различий: это,
соответственно, влияния, оказываемые
на генном уровне; происходящие
из общих закономерностей поведения
живых существ; возникшие в
следствии культурно-исторических
взаимодействий народов, особенностей
их быта и культуры; берущие
начало при включении в социальные
отношения, возникающие под влиянием
социальных институтов, групп, закономерностей
массового поведения и процессов,
происходящих в обществе. Коротко
остановимся на некоторых из
них.
В начале 50-х
- середине 60-х гг. XX в. было проведено
несколько антропологических исследований
и выдвинут ряд гипотез посвященных
половым различиям. Среди них
можно выделить следующие:
D’Andrade R. (1966) анализируя
кросс-культурные доказательства, обратил
внимание, что определенные различия
в темпераменте мужчин и женщин
являются универсальными во многих
культурах;
Rabban M (1950): более ранее
и более четкое понимание полоролевых
стереотипов наблюдается у детей
родителей, принадлежащих к рабочему
классу, по сравнению со средним
классом.
Sears R.R.(1957): чем старше
и образованнее мать, тем менее
она требовательна к тому, чтобы
ее дети строго придерживались
полотипичного поведения (маскулинного
или феминного).
Linton R. (1936) предположил,
что превосходство особей мужского
пола, в комбинации с разными
ролями двух полов в репродукции
и заботе о потомстве, привело
к делегированию мужчинам задач,
связанных с охотой, защитой.
Целью исследования
H. Barry III (1957) было желание понять,
что влияет на появление половых
различий - биологические или социальные
основы. Предметом исследования
стали 110 культур. Различные аспекты
социализации детей были проранжированы
по 7-ми бальной шкале. За переменные
были взяты ответственность и
сложность обучения, обучение заботе
о потомстве (nurturance training), обучение
опоры на свои силы (self-reliance training),
обучение послушанию, обучение достижению
цели (achievement training). Проанализированные
данные показали, что в 92 % культур
не было обнаружено половых
различий в социализации в
младенческом возрасте. Сильные
различия появляются в детском
возрасте. Девочки подвергаются
значительному давлению в сторону
обучению заботе о потомстве,
послушанию, а также ответственности.
Мальчики же - достижению цели
и опоры на свои силы. Также
было выдвинуто предположение,
что сообщества, характеризующиеся
большими, cooperative семьями склонны
преувеличивать значение полоролевых
стереотипов в воспитании детей,
а небольшие (нуклеарные) семьи
- наоборот, т.к. и мать и отец
могут взять на себя функции
друг друга в случае необходимости.
Этологи накопили
массу данных, которые показывают
комплексное построение у животных
гендерных проявлений (gender display), ухаживания
и поведения, связанного со
спариванием (mating behavior). Это поведение
рассматривается как механический
и инстинктивный ответ на генетически
заложенные программы. Однако
на его реализацию влияет также
и процесс онтогенеза. Ray L. Birdwhistell
(1970), относя человека к видам
со слабым половым диморфизмом,
пишет, что таким видам для
продолжения рода необходима
организация поведения, направленная
на узнавание возможного партнера
с помощью движений, различных
положений тела и т.п. Patrick C. Lee (1976), суммируя
несколько исследований, замечает, что
поведение, связанное со спариванием имеет
адаптивное значение, т.к. оно связанно
с экономией репродукции. Состоя из полоспецифичных
сигналов, приобретших определенное значение
в процессе эволюции для членов определенной
группы, эти сигналы последовательные
и реципрокно организованны для того,
чтобы привести особей мужского и женского
пола к становлению партнерами.
В психологии
было проведено множество исследований
на эту тему. Они проводились
в рамках четырех подходов, сложившихся
при изучении гендерных различий
на Западе:
1) исследования проводившиеся
с помощью теста на Маскулинность
- Феминность, разработанного Terman & Miles,
а также тест Vocational Interest Inventory составленный
Strong;
2) подход связанный
с психологией развития: начался
с исследований G. Stanley Hall, которые
были продолжены его учеником
A. Gessell. Последний, вместе с Ilg,
провели широкое наблюдение над
детьми и разработал связанные
с возрастом (age-linked) нормы развития
(Normative-Maturational Aproach).
3) связанный с
теорией когнитивного развития (Cognitive
- Developmental Theory)
4) связанный с
теорией социального научения (Social
- Learning Theory).
Отличительной
особенностью этих исследований
является их противоречивость, что
может быть связанно с тем,
что физические различия очевидны
и универсальны, в отличии от
психологических.
Для того, чтобы
найти подобные стереотипы Eleanor Emmons
& Carol Nagy Jackln (1974) просмотрели около
двух тысяч источников по половым
различиям в сфере мотиваций,
социального поведения и умственных
способностей. Целью исследования
было подтверждение (или наоборот
опровержение в случае отсутствия
необходимых научных доказательств)
существующих стереотипов. Разделив
полученные данные на три категории,
авторы получили следующую картину.
Мифы, не нашедшие
экспериментального подтверждения:
Девушки более
"социальны" чем юноши (различия
скорее относятся к типам чем
к степеням)
Девушки имеют
самооценку, ниже чем у мальчиков
(девочки ранжируют себя выше
в области социальных навыков,
в то время как мальчики
чаще видят сильным и обладающими
властью)
Юноши более
способны к анализу чем девушки
(юноши более способны лишь
при выполнении задач, требующих
зрительного различения или манипулирования
с объектами, заданными в большем
контексте)
У девушек наблюдается
недостаток мотивации для достижений
Юноши менее
подвержены социальному влиянию,
чем девушки
У девушек более
развита слуховая сенсорная система,
чем у юношей - зрительная
Подтвердившиеся
взгляды:
Мужчины более
агрессивны (как физически, так
и вербально)
У девушек гораздо
лучше развиты вербальные способности
Юноши превосходят
в пространственно - зрительной
способности
Различия для
обоснования которых доказательств
либо недостаточно либо являются
неоднозначными:
в тактильной
чувствительности
в переживании
страха, застенчивости, тревожности
в уровне активности
в склонности
доминировать
в большей пассивности
или активности
Приведем еще
несколько исследований на эту
тему. Farrise (1977) доказал связь гендерных
различий с каузальным предъявлением
успеха и неудачи. В целом,
мужчины более склонны предъявлять
свой успех больше своим способностям,
чем женщины, считающие причиной
своих успехов удачу. Темой
изучения Horner (1974) стал мотив устранения
успеха у женщин, который является
стабильной личностной диспозицией.
Она, в сочетании с полоролевыми
стандартами, приобретается рано
и является ингибитором в женской
мотивации достижения.
Женщины продуцируют
негативную воображаемую боязнь
успеха в 65% ситуаций, создавая themes
социального отвержения, потери
женственности и отклоненных
советов (cue denied). У мужчины подобное
отношение (negative, imaginary to the same-sex cues) наблюдается
менее чем в 10% .
Автор предположил,
что женщины научаются ожидать
негативные последствия от успеха
из-за несоответствия полоролевых
стандартов и поэтому испытывают
страх в ситуациях соревнования.
Интересно, что мотив боязни
успеха (fear of success) хорошо прослеживается
у женщин. с высокой ориентацией
на достижения (high-achiving) при соревновании
с мужчинами. Следует также
отметить, что боязнь успеха, позитивно
коррелирует с возрастом: : он
наиболее силен в пубертатном
периоде. Horner обнаружил, что девушки
(66%) были более склонны преуменьшать
свою академическую успеваемость,
говорить, что они имеют средние
оценки, перед своим партнерами
мужского пола.
Ряд авторов
связывают гендерные различия
со стереотипами. Первые исследования
полоролевой стереотипизации связанны
с попытками вычленить типичные
различия, относящиеся к представлениям
мужчин и женщин о себе и
друг друге.
Типично мужской
образ это набор черт, связан
с социально неограниченным стилем
поведения, компетенцией и рациональными
способностями, активностью и
эффективностью.
Типично женский
- социальные и коммуникативные
умения, теплота и эмоциональная
поддержка. Они также выявили,
что в целом мужчинам приписывается
больше положительных качеств, чем
женщинам. Была также найдено известная
доля предубежденности женщин против
самих себя в научной сфере.
Другие интерпретируют
это с помощью теории каузальной
атрибуции, согласно которой,
успех или неудача объясняется
по-разному в зависимости от
того были ли они неожиданными
или вероятными. Поэтому, в случае
если мужчина хорошо выполняет
задание, то это скорее приписывается
его способностям, с женщинами
- наоборот.
В реальном
межличностном взаимодействии компетентность
оказывается отрицательным качеством
для женщин: высокая компетентность
женщин не пользуется расположением
ни мужчин ни женщин, т. к.
она подрывает существующие стереотипы.
Эти данные были подтверждаются
и при экспериментах когда
мужчины и женщины пытались
устранить из своей группы
компетентных женщин, причем как
в условиях как кооперативного,
так и соревновательного взаимодействия.
Другой теорией,
в рамках которой объясняют
происхождение гендерных различий,
является теорией социального
научения. Согласно ей дети перенимают
типы мужского и женского поведения
у родителей, взрослых, а также
сверстников.