Гендерная социализация
андрогинных подростков характеризуется
наибольшей вариативностью, гибкостью
и разнообразием выявленных моделей.
Подростки с андрогинным типом
личности демонстрируют высокий
уровень лидерства, они готовы
брать на себя ответственность
и организовывать деятельность
класса, они считают себя лидерами
в классе. Эти молодые люди
пользуются большим уважением
среди сверстников, их выбирают
в качестве «звезд» достаточно
часто как по деловому, так
и по эмоциональному критериям.
В конфликтных ситуациях они
демонстрируют различные типы
реагирования, не привязаны к
какому-то определенному типу
реагирования, проявляя при этом
наибольшее количество вариантов
стратегий. Подростки с андрогинным
типом личности имеют высокий
и средний уровни самоконтроля
в общении, они легко входят
в любую роль, гибко реагируют
на изменение ситуации, что также
обеспечивает благоприятные условия
для социализации. Ученики с андрогинной
идентичностью имеют высокий
и средний уровни групповой
сплоченности, ощущая себя членами
единого коллектива, осуществляют
активную деятельность внутри
класса и удовлетворены своим
пребыванием в нем. В своем
большинстве эти подростки имеют
выраженную потребность в общении
(высокий или средний уровни).
Андрогинные подростки совмещают
коллективистический и индивидуалистический
типы восприятия класса.
Исследование
структуры общения старших подростков,
потребности и самоконтроля в
общении, представлений о собственном
потенциале с точки зрения
лидерства и анализ структуры
группы на основании социометрической
структуры, групповой сплоченности
и типа отношений позволил
установить ряд закономерностей
в отношении характера гендерной
социализации подростков с различными
типами личности: маскулинным, фемининным
и андрогинным. Андрогинный тип
личности является наиболее адаптированным
и приспособленным к общению
и групповому взаимодействию, что
обеспечивает благоприятные условия
для социализации подростков
в целом. Кроме того, андрогинные
подростки обладают более высоким
самоуважением и социальной популярностью,
хотя и сталкиваются с некоторым
потенциальным риском отвержения
со стороны сверстников, ориентированных
на традиционные полоролевые
качества личности. Однако сглаживание
противопоставления мужской и
женской моделей социализации
в сознании и поведении подростков
таит в себе определенную угрозу
утраты позитивной социальной
идентичности, так как институты
семьи, школы, СМИ продолжают
ориентировать молодых людей
на жесткие полоролевые предписания.
Заключение
Мужчины лучше
понимают черты, связанные с
субъект-объектным взаимодействием.
Выделяют больше когнитивную,
интеллектуальную сторону.
Женщин – выделяют
межличностные отношения, эмпатийные
моменты. Женщины лучше понимают
волевые качества и те черты,
которые отражают отношение к
другим людям.
Часто во взаимодействии
в общении мужчины и женщины
нарушается взаимопонимание. Это
происходит по причине того, что
мужчины и женщины по-разному
понимают разные вещи.
Мужчины и женщины
по-разному понимают справедливость.
Мужчины –
это равенство и в поощрении
и в наказании
Женщины всегда
учитывают обстоятельства, в которые
попадает человек. Пытаются найти
оправдания.
Мужчины ориентированы
на обладание информацией, свободу
действия и независимы в суждениях.
Женщины стремятся к психологической
близости, осознанию того, что их
жизнь тесно взаимосвязана с
жизнью другого.
Мужчины и женщины
в общении по-разному относятся
к советам: для мужчины посоветоваться
– ограничить свободу, показать,
что ты зависим, для женщины
увеличить силу.
Разная логика:
склонность мужчин опираться
на обобщенные выводы, женщин
на конкретные примеры из личного
опыта. В общении многие женщины
в качестве аргументов приводят
личные примеры, логика строится
на личном опыте, интеграции
опыта окружающих.
Разная направленность
интересов. Мужчин интересует
информация о фактах и событиях,
у женщин интерес к эмоциям,
чувствах других. В психолингвистике:
у мужчин и женщин в разговоре
ориентация на разные слои
разговора. Стиль слушания мужчин
на информационном уровне, а женщин
на метаинформационном уровни (отношения).
Мужчины в общении
склонны ориентироваться на содержание
и прямые выводы, а женщины
на поиски косвенных выводов,
подтекста, тайного смысла.
В юношеский
период половое созревание выводит
задачу построения гендерной
идентичности в число самых
актуальных в общем процессе
становления целостной идентичности,
а, по мнению некоторых исследователей,
половая идентификация и присвоение
социального пола являются ведущей
линией развития в отрочестве.
Гендерная идентичность
юношей и девушек впитывает
в себя набор предписаний и
ожиданий, которые предъявляет общество
индивиду в контексте социальных
нормативов половых ролей. А
эти нормы, в свою очередь,
приобретают в общении со сверстниками
и в совместной деятельности
личностный смысл, который и
обеспечит юноше или девушке
осознание и принятие своей
половой принадлежности, включенности
в мужскую или женскую группу,
обеспечит выработку моделей
поведения и взаимодействия в
контексте гендерных ролей.
Гендерная идентичность,
трактуемая как одна из подструктур
социальной идентичности, представляет
своего рода рефлексивное отражение
половой идентичности, являющейся,
в свою очередь, подструктурой
персональной идентичности. Половая
принадлежность личности, осмысленная
и трансформированная для других,
через других и в общении
с другими, обрастает социальными
смыслами и развивается в гендерную
идентичность. Гендерная идентичность
включает в себя не только
ролевой аспект, поведенческие проявления
личности как индикаторы мужского
и женского, идентификацию с группой,
но и представления о себе
в целом.
Влияние агентов
гендерной социализации (семьи, сверстников,
школы, средств массовой информации)
различно и в результате приводит
к формированию разных типов
личности. В свою очередь, гендерные
характеристики личности, сформировавшись
к концу отрочества, начинают
определять структуру и направленность
общения подростков, выбор ценностей,
степень популярности подростка
в группе и ряд других параметров,
которые можно считать показателями
социализации.
Список литературы
Авдулова Т.П.
Гендерная социализация и структура
общения в отрочестве [Электронный
ресурс] // Психологические исследования:
электрон. науч. журн. 2009. N 5(7)
Агеев B.C. Психологические
и социальные функции полоролевых
стереотипов // Вопросы психологии.
- 1987. - № 2. - С. 152-158.
Алешина Ю.
Е., Волович А. С. Проблемы усвоения
ролей мужчины и женщины // Вопросы
психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-81.
Алешина Ю.Е:
Проблемы усвоения ролей мужчинами
и женщинами (Вопросы психологии
1991 No. 4)
Антология гендерной
теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии
Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой.
- Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.
Бендас Т.В.
Гендерная психология. Учеб. пособие.
- СПб.: Питер, 2005. - 431с.
Берн Ш. Гендерная
психология. - СПб., 2001.
Бодалев А.А:
Восприятие и понимание человека
человеком. – М.: МГУ, 1982. – 280 с.
Боричев А Теория
межличностных отношений и когнитивные
теории личности. – М.: Прайм-Еврознак,
2007. - 128 с.
Варданян Е.
Введение в гендерные исследования.
Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК,
2002. - 152 с.
Вариации на
тему гендера. - СПб.: Алетейя, 2004. - 316
с.
Введение в
гендерные исследования. - М.: Изд-во
МГУ, 2000. – 125с.
Введение в
гендерные исследования. Часть 1.
Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной.
- Харьков, СПб., 2001. - 707 с.
Введение в
гендерные исследования. Часть 2.
Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина.
- Харьков, СПб., 2001. - 991 с.
Введение в
гендерные исследования. Часть 3.
Программы учебных курсов североамериканских
и западноевропейских университетов
/ Под ред. С.Жеребкина. - Харьков:
ХЦГИ, 2001. - 412 с.
Введение в
гендерные исследования: Учеб. пособие
/ Под общ. ред. И.В. Костиковой.
- М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
Воронина О.А.
Социокультурные детерминанты развития
гендерной теории в России
и на Западе // ОНС. - 2000. - №4. - С.9-20.
Гаврилова Е.В.,
Лузаков А.А. Особенности межличностного
восприятия и оценивания у
мужчин и женщин (психосемантическое
исследование) // Человек. Сообщество.
Управление: Научно-информационный
журнал. – Краснодар, 1999. – №1. –
С. 81-89
Гендерные аспекты
бытия личности: Мат-лы Всероссийского
научно-практического семинара. Краснодар,
21-22 мая 2004. - Краснодар, 2004. - 104 с.
Дерманова И.Б.,
Сидоренко Е. В. Межличностные
отношения. – М.: «Речь», 2005. –
40 с.
Емельянов Ю.
Н. Учиться мастерству общения
// Психология в управлении. - Л., 1983.
145 с.
Знаков В.В
Понимание в познании общении.
– М.: Наука, 1994. – 200 с.
Знаков В.В.
Понимание в познании и общении.
– Самара, 1998. – 188
Ильин Е.П. Дифференциальная
психофизиология мужчины и женщины.
- СПб., 2002. – 650 с.
Ильин Е.П. Пол
и гендер. С-Пб.: Питер, 2010.
Клёцина И.С.
Гендерная психология и направления
ее развития // Практикум по гендерной
психологии / Под ред. И.С. Клёциной.
- СПб, 2003. - С.44-471.
Клёцина И.С.
Гендерная социализация: Учеб. пособие.
- СПб, 1998. – 450 с.
Клёцина И.С.
Психология гендерных отношений.
Автореферат дис. … доктора
психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с.
Клёцина И.С.
Психология гендерных отношений.
Теория и практика. - СПб., Алетейя,
2004. - 408 с.
Клёцина И.С.
Самореализация личности и гендерные
стереотипы // Психологические проблемы
самореализации личности. - СПб, 1998.
- Вып.2. – С. 28.
Кон И.С: Психология
половых различий // Вопросы психологии,
1980, №. 2. – С. 25-36.
Кочарян А.С.
Симтомокомплекс маскулинности
в норме и патологии. - Киев, 1996.
– 256 с.
Кошенова М.И.
Влияние гендерных стереотипов
на качество межличностного общения
// Практикум по гендерной психологии
/ Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003.
- С.185-195.
Леонтьев Д.А.
Психология смысла. – М.: Смысл, 1999.
– 487 с.
Рубинштейн С.Л.
Избранное. М.: Академия, 2008. С.186
Устьянцева С.И.
Уровни и критерии понимания
учащимися научного знания: Автореф.
дис... канд. психол. наук. – М., 1999
Чернова И.И.
Основы гендерных знаний: Учеб. пособие.
- Н.Новгород, 2000. - 113 с.
Приложение 1
Методика полового
дифференциала В.Е. Кагана
Эта методика
может быть рассмотрена как
вербальная модель поведенческого
реагирования на стимул. Показатели
факторов полового дифференциала
для каждого из оцениваемых
понятий представляют собой психологические
портреты в восприятии испытуемого
– свой портрет и портреты
типичных представителей мужского
и женского пола. Она дает одновременно
два показателя половой идентичности
– маскулинности (близость понятий
«Я» и «большинство мужчин»)
и феминности (близость понятий
«Я» и «большинство женщин»), что
отвечает модели маскулинности
и феминности как независимых
измерений.
Методика состоит
из 18 шкал, редставляющих 4 фактора.
Выделяются 6 шкал факторов С (сила,
доминантность, авторитарность) и
по 4 шаклы факторов О (оценка,
отношение), А (активность, коммуникативность)
и дополнительного четвертого
фактора, обозначаемого как фактор
предсказуемости – П.
Все испытуемые
шкалируют понятия «Я», «большинство
мужчин», «большинство женщин».