Гендетная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты проблемы гендерных различий в межличностном понимания;
- охарактеризовать особенности юношеского возраста;
- провести эмпирическое исследование – анализ гендерных различий в межличностном понимании.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания в юношеском возрасте
1.1 Социальная перцепция и межличностное понимание
1.2 Психические особенности юношеского возраста
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

гендер.идентичность.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

 Гендерная социализация  андрогинных подростков характеризуется  наибольшей вариативностью, гибкостью  и разнообразием выявленных моделей.  Подростки с андрогинным типом  личности демонстрируют высокий  уровень лидерства, они готовы  брать на себя ответственность  и организовывать деятельность  класса, они считают себя лидерами  в классе. Эти молодые люди  пользуются большим уважением  среди сверстников, их выбирают  в качестве «звезд» достаточно  часто как по деловому, так  и по эмоциональному критериям.  В конфликтных ситуациях они  демонстрируют различные типы  реагирования, не привязаны к  какому-то определенному типу  реагирования, проявляя при этом  наибольшее количество вариантов  стратегий. Подростки с андрогинным  типом личности имеют высокий  и средний уровни самоконтроля  в общении, они легко входят  в любую роль, гибко реагируют  на изменение ситуации, что также  обеспечивает благоприятные условия  для социализации. Ученики с андрогинной  идентичностью имеют высокий  и средний уровни групповой  сплоченности, ощущая себя членами  единого коллектива, осуществляют  активную деятельность внутри  класса и удовлетворены своим  пребыванием в нем. В своем  большинстве эти подростки имеют  выраженную потребность в общении  (высокий или средний уровни). Андрогинные подростки совмещают  коллективистический и индивидуалистический  типы восприятия класса. 

 Исследование  структуры общения старших подростков, потребности и самоконтроля в  общении, представлений о собственном  потенциале с точки зрения  лидерства и анализ структуры  группы на основании социометрической  структуры, групповой сплоченности  и типа отношений позволил  установить ряд закономерностей  в отношении характера гендерной  социализации подростков с различными  типами личности: маскулинным, фемининным  и андрогинным. Андрогинный тип  личности является наиболее адаптированным  и приспособленным к общению  и групповому взаимодействию, что  обеспечивает благоприятные условия  для социализации подростков  в целом. Кроме того, андрогинные  подростки обладают более высоким  самоуважением и социальной популярностью,  хотя и сталкиваются с некоторым  потенциальным риском отвержения  со стороны сверстников, ориентированных  на традиционные полоролевые  качества личности. Однако сглаживание  противопоставления мужской и  женской моделей социализации  в сознании и поведении подростков  таит в себе определенную угрозу  утраты позитивной социальной  идентичности, так как институты  семьи, школы, СМИ продолжают  ориентировать молодых людей  на жесткие полоролевые предписания. 
 

Заключение 
 

 Мужчины лучше  понимают черты, связанные с  субъект-объектным взаимодействием.  Выделяют больше когнитивную,  интеллектуальную сторону. 

 Женщин – выделяют  межличностные отношения, эмпатийные  моменты. Женщины лучше понимают  волевые качества и те черты,  которые отражают отношение к  другим людям. 

 Часто во взаимодействии  в общении мужчины и женщины  нарушается взаимопонимание. Это  происходит по причине того, что  мужчины и женщины по-разному  понимают разные вещи. 

 Мужчины и женщины  по-разному понимают справедливость. 

 Мужчины –  это равенство и в поощрении  и в наказании 

 Женщины всегда  учитывают обстоятельства, в которые  попадает человек. Пытаются найти  оправдания. 

 Мужчины ориентированы  на обладание информацией, свободу  действия и независимы в суждениях.  Женщины стремятся к психологической  близости, осознанию того, что их  жизнь тесно взаимосвязана с  жизнью другого. 

 Мужчины и женщины  в общении по-разному относятся  к советам: для мужчины посоветоваться  – ограничить свободу, показать, что ты зависим, для женщины  увеличить силу. 

 Разная логика: склонность мужчин опираться  на обобщенные выводы, женщин  на конкретные примеры из личного  опыта. В общении многие женщины  в качестве аргументов приводят  личные примеры, логика строится  на личном опыте, интеграции  опыта окружающих. 

 Разная направленность  интересов. Мужчин интересует  информация о фактах и событиях, у женщин интерес к эмоциям,  чувствах других. В психолингвистике: у мужчин и женщин в разговоре  ориентация на разные слои  разговора. Стиль слушания мужчин  на информационном уровне, а женщин  на метаинформационном уровни (отношения). 

 Мужчины в общении  склонны ориентироваться на содержание  и прямые выводы, а женщины  на поиски косвенных выводов,  подтекста, тайного смысла. 

 В юношеский  период половое созревание выводит  задачу построения гендерной  идентичности в число самых  актуальных в общем процессе  становления целостной идентичности, а, по мнению некоторых исследователей, половая идентификация и присвоение  социального пола являются ведущей  линией развития в отрочестве. 

 Гендерная идентичность  юношей и девушек впитывает  в себя набор предписаний и  ожиданий, которые предъявляет общество  индивиду в контексте социальных  нормативов половых ролей. А  эти нормы, в свою очередь,  приобретают в общении со сверстниками  и в совместной деятельности  личностный смысл, который и  обеспечит юноше или девушке  осознание и принятие своей  половой принадлежности, включенности  в мужскую или женскую группу, обеспечит выработку моделей  поведения и взаимодействия в  контексте гендерных ролей. 

 Гендерная идентичность, трактуемая как одна из подструктур  социальной идентичности, представляет  своего рода рефлексивное отражение  половой идентичности, являющейся, в свою очередь, подструктурой  персональной идентичности. Половая  принадлежность личности, осмысленная  и трансформированная для других, через других и в общении  с другими, обрастает социальными  смыслами и развивается в гендерную  идентичность. Гендерная идентичность  включает в себя не только  ролевой аспект, поведенческие проявления  личности как индикаторы мужского  и женского, идентификацию с группой,  но и представления о себе  в целом. 

 Влияние агентов  гендерной социализации (семьи, сверстников,  школы, средств массовой информации) различно и в результате приводит  к формированию разных типов  личности. В свою очередь, гендерные  характеристики личности, сформировавшись  к концу отрочества, начинают  определять структуру и направленность  общения подростков, выбор ценностей,  степень популярности подростка  в группе и ряд других параметров, которые можно считать показателями  социализации. 
 

Список литературы 
 

 Авдулова Т.П.  Гендерная социализация и структура  общения в отрочестве [Электронный  ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7) 

 Агеев B.C. Психологические  и социальные функции полоролевых  стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158. 

 Алешина Ю.  Е., Волович А. С. Проблемы усвоения  ролей мужчины и женщины // Вопросы  психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-81. 

 Алешина Ю.Е:  Проблемы усвоения ролей мужчинами  и женщинами (Вопросы психологии 1991 No. 4) 

 Антология гендерной  теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии  Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с. 

 Бендас Т.В.  Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с. 

 Берн Ш. Гендерная  психология. - СПб., 2001. 

 Бодалев А.А:  Восприятие и понимание человека  человеком. – М.: МГУ, 1982. – 280 с. 

 Боричев А Теория  межличностных отношений и когнитивные  теории личности. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с. 

 Варданян Е.  Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с. 

 Вариации на  тему гендера. - СПб.: Алетейя, 2004. - 316 с. 

 Введение в  гендерные исследования. - М.: Изд-во  МГУ, 2000. – 125с. 

 Введение в  гендерные исследования. Часть 1. Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков, СПб., 2001. - 707 с. 

 Введение в  гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков, СПб., 2001. - 991 с. 

 Введение в  гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских  и западноевропейских университетов  / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков:  ХЦГИ, 2001. - 412 с. 

 Введение в  гендерные исследования: Учеб. пособие  / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. 

 Воронина О.А.  Социокультурные детерминанты развития  гендерной теории в России  и на Западе // ОНС. - 2000. - №4. - С.9-20. 

 Гаврилова Е.В., Лузаков А.А. Особенности межличностного  восприятия и оценивания у  мужчин и женщин (психосемантическое  исследование) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный  журнал. – Краснодар, 1999. – №1. –  С. 81-89 

 Гендерные аспекты  бытия личности: Мат-лы Всероссийского  научно-практического семинара. Краснодар, 21-22 мая 2004. - Краснодар, 2004. - 104 с. 

 Дерманова И.Б., Сидоренко Е. В. Межличностные  отношения. – М.: «Речь», 2005. –  40 с. 

 Емельянов Ю.  Н. Учиться мастерству общения  // Психология в управлении. - Л., 1983. 145 с. 

 Знаков В.В  Понимание в познании общении.  – М.: Наука, 1994. – 200 с. 

 Знаков В.В.  Понимание в познании и общении.  – Самара, 1998. – 188 

 Ильин Е.П. Дифференциальная  психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. – 650 с. 

 Ильин Е.П. Пол  и гендер. С-Пб.: Питер, 2010. 

 Клёцина И.С.  Гендерная психология и направления  ее развития // Практикум по гендерной  психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.44-471. 

 Клёцина И.С.  Гендерная социализация: Учеб. пособие. - СПб, 1998. – 450 с. 

 Клёцина И.С.  Психология гендерных отношений.  Автореферат дис. … доктора  психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с. 

 Клёцина И.С.  Психология гендерных отношений.  Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. - 408 с. 

 Клёцина И.С.  Самореализация личности и гендерные  стереотипы // Психологические проблемы  самореализации личности. - СПб, 1998. - Вып.2. – С. 28. 

 Кон И.С: Психология  половых различий // Вопросы психологии, 1980, №. 2. – С. 25-36. 

 Кочарян А.С.  Симтомокомплекс маскулинности  в норме и патологии. - Киев, 1996. – 256 с. 

 Кошенова М.И.  Влияние гендерных стереотипов  на качество межличностного общения  // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.185-195. 

 Леонтьев Д.А.  Психология смысла. – М.: Смысл, 1999. – 487 с. 

 Рубинштейн С.Л.  Избранное. М.: Академия, 2008. С.186 

 Устьянцева С.И.  Уровни и критерии понимания  учащимися научного знания: Автореф.  дис... канд. психол. наук. – М., 1999 

 Чернова И.И.  Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. - Н.Новгород, 2000. - 113 с. 

Приложение 1 
 

Методика полового дифференциала В.Е. Кагана 
 

 Эта методика  может быть рассмотрена как  вербальная модель поведенческого  реагирования на стимул. Показатели  факторов полового дифференциала  для каждого из оцениваемых  понятий представляют собой психологические  портреты в восприятии испытуемого  – свой портрет и портреты  типичных представителей мужского  и женского пола. Она дает одновременно  два показателя половой идентичности  – маскулинности (близость понятий  «Я» и «большинство мужчин»)  и феминности (близость понятий  «Я» и «большинство женщин»), что  отвечает модели маскулинности  и феминности как независимых  измерений. 

 Методика состоит  из 18 шкал, редставляющих 4 фактора.  Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и  по 4 шаклы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность)  и дополнительного четвертого  фактора, обозначаемого как фактор  предсказуемости – П. 

 Все испытуемые  шкалируют понятия «Я», «большинство  мужчин», «большинство женщин». 

Информация о работе Гендетная идентичность