Гендетная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты проблемы гендерных различий в межличностном понимания;
- охарактеризовать особенности юношеского возраста;
- провести эмпирическое исследование – анализ гендерных различий в межличностном понимании.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания в юношеском возрасте
1.1 Социальная перцепция и межличностное понимание
1.2 Психические особенности юношеского возраста
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

гендер.идентичность.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

 Из этого методологического  соображения следует, что эмпирическое  изучение понимания и взаимопонимания  должно по возможности учитывать  разные переменные: знания и отношения  субъектов по поводу друг друга  и ситуации общения; знания  и отношения каждого из них  по поводу предмета обсуждения; личностные, мотивационные и когнитивно-стилевые  черты субъектов, способные влиять  на взаимопонимание[18]. 

 Предметную сторону  микроединиц общения позволяет  выделить и так называемый  «квадрат высказывания», визуальная  модель, используемая для анализа  психологической структуры высказывания. Одну сторону квадрата представляет  предмет высказывания, т.е. пропозициональная  составляющая. Вторая сторона представляет  аспект отношения «ты-я», третья  сторона квадрата – аспект  самопрезентации, т.е. выражение  своего «Я». И замыкает квадрат  аппелятивный аспект высказывания, или побудительная сторона. В  силу психологической диспозиции  партнер может реагировать на  одну из четырех сторон высказывания. 

 Так, большинство  женщин предпочитают интерпретировать  высказывание со стороны отношения,  а большинство мужчин ориентированы  на предметную сторону высказывания. Личности, сверхчувствительные к  аспекту отношения в высказывании, все относят к себе лично.  Если кто-то сердится, то другой  чувствует себя виноватым, если  кто-либо смеется, то другой  чувствует себя осмеянным. 

 Одно и тоже  поведение может восприниматься  как сигнал отношения или как  самораскрытие. На уровне самораскрытия  процесс взаимопонимания зависит  от степени открытости или  сокрытия своего актуального  «Я». Чем более открыто выражает  свои чувства и мысли говорящий,  тем меньше насторожен слушающий,  фокус его внимания переносится  с необходимости анализировать  контексты на собственно предмет  беседы. Кто не насторожен, тот  может слушать более внимательно  и вовлеченно. Получая такую обратную  связь говорящий чувствует себя  понятым. Это способствует большей  конгруэнтности поведения коммуникантов. 

 Сходство социальных  установок и ценностей является  безусловно важным условием взаимопонимания.  Сложность исследований данного  фактора взаимопонимания заключается  в том, что ценностные ориентации  личности, хоть и считаются многими  психологами осознанными, не всегда  отражают действительную ценностную  линию, которую реализует человек  и которая по большей части  может быть познана лишь ретроспективно. 

 Другая проблема  заключается в том, что, даже  имея сходные ценностные ориентации (что относится к содержательным, а не формальным аспектам психики), люди не всегда легко понимают  друг друга из-за несходства  формы, стиля поведения и высказываний  друг друга. Для того чтобы  узнать базовые ценности другого  по неслучайным признакам, по  поступкам, требуется время. 

 Одной из существенных  потребностей человека является  поиск подтверждений Я-концепции.  Усиление и интеграция этого  центра сознания является условием  психофизической стабильности. Многие  ищут общения с такими людьми, которые способствуют уменьшению  существующих диссонансов в собственной  Я-концепции. Такие партнеры как  бы поддерживают извне работу  известных защитных механизмов, которые позволяют сохранять  положительный образ Я, несмотря  на девальвирующее воздействие  информации, проникающей как из  бессознательного, так и из социальных ситуаций. Когда два человека представляют друг для друга источник уменьшения своего диссонанса, можно говорить о взаимопонимании. Но чрезмерное стремление к комплементарной коммуникации, когда ожидания обоих коммуникантов оправдываются, характерно для невротичных личностей. 

 Известно, что  из широкого спектра впечатлений  об окружающем мире каждый  человек выбирает и осваивает  определенную информацию, акцентируя  свое внимание на одних аспектах  и пренебрегая другими. Эта  избирательность и стиль усвоения  информации являются важной предпосылкой  формирования разных личностей  при одинаковых средовых условиях. На избирательность восприятия, а, следовательно, и на взаимопонимание,  влияют также и гендерные стереотипы. 

 Социальная эффективность  и субъективная ценность общения  зависит от «видения» предмета  общения его участниками, от  отношения к этому предмету. Степень  подобия у субъектов общения  предпочитаемых способов осмысления  и структурирования реальности  и связанного с этим стиля  выражения своих мыслей один  из авторов данной статьи предложил  называть когнитивной совместимостью. Она связана преимущественно  со стилевыми проявлениями личности  в общении, хотя во многом  отражает и ее содержательные  аспекты - субъективные представления  о мире и человеке, ценностные  ориентации, мотивационные черты  личности. 

 Более подробно  остановимся на исследовании, в  котором осуществлялась проверка  гипотезы о влиянии особенностей  категориальных структур сознания, используемых людьми для межличностного  восприятия и оценивания, на их  взаимопонимание. Сначала выявлялись  особенности категориальных структур  на выборке студентов. Полученная  структура факторов отразила  систему общих категорий, которые  они используют при восприятии, оценке других людей и себя. Половая специфика (сравнивались  юноши и девушки) проявилась  в размещении «женских» и «мужских»  объектов в общем семантическом  пространстве[18]. Но сами основания  категоризации как факторы восприятия  и оценки «других» у мужчин  и женщин вряд ли являются  одинаковыми. Результаты раздельной  факторизации мужской и женской  матрицы продемонстрировали различия  в строении семантических пространств.  Количество значимых интерпретируемых  факторов оказалось одинаковым. Но их содержание, состав шкал  отличались. Главное отличие в  том, что фактор «чувствительность,  эмоциональность» Другого, выделенный  в общем семантическом пространстве, в данном случае получил разное  воплощение. 

 У девушек он  разделился на два фактора.  Один из них отражал чувствительность  как сензитивность, тонкость переживаний,  эстетическую впечатлительность  (по составу шкал он оказался  связан также с гуманным и  открытым стилем отношений с  окружающими). Другой, более мощный  по объясняемой дисперсии фактор, отражал спонтанность, романтический  поиск, увлекаемость. В отличие  от предыдущего, он не включал  характеристики отношений с другими,  а описывал скорее характеристики  состояния сознания. 

 В мужском семантическом  пространстве столь тонкой дифференцировки  при восприятии данных качеств  не обнаружилось. Тонкий, эмоционально  чувствительный человек для юношей  одновременно является несколько  неадаптированным к реалиям жизни  романтиком с недостаточным самоконтролем.  В то же время у юношей  лучше дифференцировано восприятие  и оценка социальной активности, практичности и социальной приспособленности.  В сознании девушек эти качества  образуют один фактор, но в  мужской матрице отдельно выделился  фактор «социальная активность, практичность, деловитость» наряду  с другим фактором, отражающим  «социальную приспособленность  – неприспособленность, принятие  – отрицание ценности социальных  норм». Заметим, что «мужской»  и женский» тип – это условные  названия некоторых возможных  вариантов структурирования социоперцептивного  образа, не обязательно связанных  с половой принадлежностью. 

 Процесс межличностного  понимания обусловлен гендерными  различиями. Так, понимание другого  человека у мальчиков происходит  через интеллектуальное сходство, у девочек – через эмоциональное  сочувствие, переживание. 
 

1.2 Психологические  особенности юношеского возраста 
 

 Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном  смысле слова "третий мир", существующий между детством  и взрослостью. К концу этого  периода основные процессы биологического  созревания в большинстве случаев  завершены, так что дальнейшее  физическое развитие можно рассматривать  как принадлежащее к циклу  взрослости. Социальный статус юношества  неоднороден. Юность – завершающий  этап социализации. Деятельность  и ролевая структура личности  на этом этапе уже приобретают  ряд новых, взрослых качеств. 

 Главная социальная  задача этого возраста – выбор  профессии. Выбор профессии и  типа учебного заведения неизбежно  дифференцирует жизненные пути  девушек и юношей, со всеми  вытекающими отсюда социально-психологическими  последствиями. Расширяется диапазон  общественно-политических ролей  и связанных с ними интересов  и ответственности. 

 Промежуточность  общественного положения и статуса  юношества определяет и некоторые  особенности его психики. Юношей  еще остро волнуют проблемы, унаследованные  от подросткового этапа, - собственная  возрастная специфика, право на  автономию от старших и т.д.  Но социальное и личностное  самоопределение предполагает не  столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку  и определение своего места  во взрослом мире. 

 Юность – завершающий  этап созревания и формирования  личности. Становление личности  включает в себя также становление  относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления  о самом себе. 

 Образ "Я"  включает 3 компонента: 

1. Познавательный  – знание себя, представление  о своих качествах и свойствах. 

2. Эмоциональный  – оценка этих качеств и  связанное с ней самолюбие,  самоуважение и т.д. 

3. Поведенческий  – практичное отношение к себе. 

 Юноша страстно  хочет знать, кто он такой,  чего он стоит, на что он  способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы  соизмерить уровень своих притязаний  с достигнутым результатом. Второй  путь самооценки – социальное  сравнение, сопоставление мнений  о себе окружающих. 

 Образы собственного "я", как известно, сложны и  неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный  момент), и динамическое "я" (каким  я стараюсь стать), и идеальное  "я" (каким я должен стать,  исходя из своих моральных  принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если  бы все было возможным), и целый  ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности  не свободно от противоречий  и не все самооценки адекватны. 

 Адекватность  самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное  следствие роста самосознания  и необходимая предпосылка целенаправленного  самовоспитания. 

 Исключительно  важной чертой личности, во многом  закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная  самооценка, степень принятия или  неприятия себя как личности. На формирование самоуважения  влияют многие факторы – отношение  родителей, положение среди сверстников  и другие 

 Одной из важных  потребностей переходного возраста  становится потребность в освобождении  от контроля и опеки родителей,  учителей, старших вообще, а также  от установленных ими правил  и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. 

 Существует несколько  относительно автономных психологических  механизмов, посредством которых  родители влияют на своих детей. 

1) подкрепление: поощряя  поведение, которое взрослые считают  правильным, и, наказывая за нарушение  установленных правил, родители  внедряют в сознание ребенка  определенную систему норм, соблюдение  которых постепенно становится  для ребенка привычкой и внутренней  потребностью; 

2) идентификация:  ребенок подражает родителям,  ориентируется на их пример, старается  стать таким же, как они; 

3) понимание: зная  внутренний мир ребенка и чутко  откликаясь на его проблемы, родители  тем самым формируют его самосознание  и коммуникативные качества; 

4) механизм психологического  противодействия: юноша, свободу  которого жестко ограничивают, может  выработать повышенную тягу к  самостоятельности, а тот, кому  все разрешают, вырасти зависимым. 

Информация о работе Гендетная идентичность