Из этого методологического
соображения следует, что эмпирическое
изучение понимания и взаимопонимания
должно по возможности учитывать
разные переменные: знания и отношения
субъектов по поводу друг друга
и ситуации общения; знания
и отношения каждого из них
по поводу предмета обсуждения;
личностные, мотивационные и когнитивно-стилевые
черты субъектов, способные влиять
на взаимопонимание[18].
Предметную сторону
микроединиц общения позволяет
выделить и так называемый
«квадрат высказывания», визуальная
модель, используемая для анализа
психологической структуры высказывания.
Одну сторону квадрата представляет
предмет высказывания, т.е. пропозициональная
составляющая. Вторая сторона представляет
аспект отношения «ты-я», третья
сторона квадрата – аспект
самопрезентации, т.е. выражение
своего «Я». И замыкает квадрат
аппелятивный аспект высказывания,
или побудительная сторона. В
силу психологической диспозиции
партнер может реагировать на
одну из четырех сторон высказывания.
Так, большинство
женщин предпочитают интерпретировать
высказывание со стороны отношения,
а большинство мужчин ориентированы
на предметную сторону высказывания.
Личности, сверхчувствительные к
аспекту отношения в высказывании,
все относят к себе лично.
Если кто-то сердится, то другой
чувствует себя виноватым, если
кто-либо смеется, то другой
чувствует себя осмеянным.
Одно и тоже
поведение может восприниматься
как сигнал отношения или как
самораскрытие. На уровне самораскрытия
процесс взаимопонимания зависит
от степени открытости или
сокрытия своего актуального
«Я». Чем более открыто выражает
свои чувства и мысли говорящий,
тем меньше насторожен слушающий,
фокус его внимания переносится
с необходимости анализировать
контексты на собственно предмет
беседы. Кто не насторожен, тот
может слушать более внимательно
и вовлеченно. Получая такую обратную
связь говорящий чувствует себя
понятым. Это способствует большей
конгруэнтности поведения коммуникантов.
Сходство социальных
установок и ценностей является
безусловно важным условием взаимопонимания.
Сложность исследований данного
фактора взаимопонимания заключается
в том, что ценностные ориентации
личности, хоть и считаются многими
психологами осознанными, не всегда
отражают действительную ценностную
линию, которую реализует человек
и которая по большей части
может быть познана лишь ретроспективно.
Другая проблема
заключается в том, что, даже
имея сходные ценностные ориентации
(что относится к содержательным,
а не формальным аспектам психики),
люди не всегда легко понимают
друг друга из-за несходства
формы, стиля поведения и высказываний
друг друга. Для того чтобы
узнать базовые ценности другого
по неслучайным признакам, по
поступкам, требуется время.
Одной из существенных
потребностей человека является
поиск подтверждений Я-концепции.
Усиление и интеграция этого
центра сознания является условием
психофизической стабильности. Многие
ищут общения с такими людьми,
которые способствуют уменьшению
существующих диссонансов в собственной
Я-концепции. Такие партнеры как
бы поддерживают извне работу
известных защитных механизмов,
которые позволяют сохранять
положительный образ Я, несмотря
на девальвирующее воздействие
информации, проникающей как из
бессознательного, так и из социальных
ситуаций. Когда два человека представляют
друг для друга источник уменьшения своего
диссонанса, можно говорить о взаимопонимании.
Но чрезмерное стремление к комплементарной
коммуникации, когда ожидания обоих коммуникантов
оправдываются, характерно для невротичных
личностей.
Известно, что
из широкого спектра впечатлений
об окружающем мире каждый
человек выбирает и осваивает
определенную информацию, акцентируя
свое внимание на одних аспектах
и пренебрегая другими. Эта
избирательность и стиль усвоения
информации являются важной предпосылкой
формирования разных личностей
при одинаковых средовых условиях.
На избирательность восприятия,
а, следовательно, и на взаимопонимание,
влияют также и гендерные стереотипы.
Социальная эффективность
и субъективная ценность общения
зависит от «видения» предмета
общения его участниками, от
отношения к этому предмету. Степень
подобия у субъектов общения
предпочитаемых способов осмысления
и структурирования реальности
и связанного с этим стиля
выражения своих мыслей один
из авторов данной статьи предложил
называть когнитивной совместимостью.
Она связана преимущественно
со стилевыми проявлениями личности
в общении, хотя во многом
отражает и ее содержательные
аспекты - субъективные представления
о мире и человеке, ценностные
ориентации, мотивационные черты
личности.
Более подробно
остановимся на исследовании, в
котором осуществлялась проверка
гипотезы о влиянии особенностей
категориальных структур сознания,
используемых людьми для межличностного
восприятия и оценивания, на их
взаимопонимание. Сначала выявлялись
особенности категориальных структур
на выборке студентов. Полученная
структура факторов отразила
систему общих категорий, которые
они используют при восприятии,
оценке других людей и себя.
Половая специфика (сравнивались
юноши и девушки) проявилась
в размещении «женских» и «мужских»
объектов в общем семантическом
пространстве[18]. Но сами основания
категоризации как факторы восприятия
и оценки «других» у мужчин
и женщин вряд ли являются
одинаковыми. Результаты раздельной
факторизации мужской и женской
матрицы продемонстрировали различия
в строении семантических пространств.
Количество значимых интерпретируемых
факторов оказалось одинаковым.
Но их содержание, состав шкал
отличались. Главное отличие в
том, что фактор «чувствительность,
эмоциональность» Другого, выделенный
в общем семантическом пространстве,
в данном случае получил разное
воплощение.
У девушек он
разделился на два фактора.
Один из них отражал чувствительность
как сензитивность, тонкость переживаний,
эстетическую впечатлительность
(по составу шкал он оказался
связан также с гуманным и
открытым стилем отношений с
окружающими). Другой, более мощный
по объясняемой дисперсии фактор,
отражал спонтанность, романтический
поиск, увлекаемость. В отличие
от предыдущего, он не включал
характеристики отношений с другими,
а описывал скорее характеристики
состояния сознания.
В мужском семантическом
пространстве столь тонкой дифференцировки
при восприятии данных качеств
не обнаружилось. Тонкий, эмоционально
чувствительный человек для юношей
одновременно является несколько
неадаптированным к реалиям жизни
романтиком с недостаточным самоконтролем.
В то же время у юношей
лучше дифференцировано восприятие
и оценка социальной активности,
практичности и социальной приспособленности.
В сознании девушек эти качества
образуют один фактор, но в
мужской матрице отдельно выделился
фактор «социальная активность,
практичность, деловитость» наряду
с другим фактором, отражающим
«социальную приспособленность
– неприспособленность, принятие
– отрицание ценности социальных
норм». Заметим, что «мужской»
и женский» тип – это условные
названия некоторых возможных
вариантов структурирования социоперцептивного
образа, не обязательно связанных
с половой принадлежностью.
Процесс межличностного
понимания обусловлен гендерными
различиями. Так, понимание другого
человека у мальчиков происходит
через интеллектуальное сходство,
у девочек – через эмоциональное
сочувствие, переживание.
1.2 Психологические
особенности юношеского возраста
Ранняя юность
(от 14-15 до 18 лет) – в буквальном
смысле слова "третий мир",
существующий между детством
и взрослостью. К концу этого
периода основные процессы биологического
созревания в большинстве случаев
завершены, так что дальнейшее
физическое развитие можно рассматривать
как принадлежащее к циклу
взрослости. Социальный статус юношества
неоднороден. Юность – завершающий
этап социализации. Деятельность
и ролевая структура личности
на этом этапе уже приобретают
ряд новых, взрослых качеств.
Главная социальная
задача этого возраста – выбор
профессии. Выбор профессии и
типа учебного заведения неизбежно
дифференцирует жизненные пути
девушек и юношей, со всеми
вытекающими отсюда социально-психологическими
последствиями. Расширяется диапазон
общественно-политических ролей
и связанных с ними интересов
и ответственности.
Промежуточность
общественного положения и статуса
юношества определяет и некоторые
особенности его психики. Юношей
еще остро волнуют проблемы, унаследованные
от подросткового этапа, - собственная
возрастная специфика, право на
автономию от старших и т.д.
Но социальное и личностное
самоопределение предполагает не
столько автономию от взрослых,
сколько четкую ориентировку
и определение своего места
во взрослом мире.
Юность – завершающий
этап созревания и формирования
личности. Становление личности
включает в себя также становление
относительно устойчивого образа
"Я", т.е. целостного представления
о самом себе.
Образ "Я"
включает 3 компонента:
1. Познавательный
– знание себя, представление
о своих качествах и свойствах.
2. Эмоциональный
– оценка этих качеств и
связанное с ней самолюбие,
самоуважение и т.д.
3. Поведенческий
– практичное отношение к себе.
Юноша страстно
хочет знать, кто он такой,
чего он стоит, на что он
способен. Есть два способа самооценки.
Один состоит в том, чтобы
соизмерить уровень своих притязаний
с достигнутым результатом. Второй
путь самооценки – социальное
сравнение, сопоставление мнений
о себе окружающих.
Образы собственного
"я", как известно, сложны и
неоднозначны. Тут и реальное "я"
(каким я вижу себя в реальный
момент), и динамическое "я" (каким
я стараюсь стать), и идеальное
"я" (каким я должен стать,
исходя из своих моральных
принципов), и фантастическое "я"
(каким я хотел бы быть, если
бы все было возможным), и целый
ряд других представляемых "я".
Даже самосознание зрелой личности
не свободно от противоречий
и не все самооценки адекватны.
Адекватность
самооценки с возрастом повышается.
Несовпадение реального и идеального
"Я" вполне естественное
следствие роста самосознания
и необходимая предпосылка целенаправленного
самовоспитания.
Исключительно
важной чертой личности, во многом
закладываемой в ранней юности,
является самоуважение, т.е. обобщенная
самооценка, степень принятия или
неприятия себя как личности.
На формирование самоуважения
влияют многие факторы – отношение
родителей, положение среди сверстников
и другие
Одной из важных
потребностей переходного возраста
становится потребность в освобождении
от контроля и опеки родителей,
учителей, старших вообще, а также
от установленных ими правил
и порядков. Значительное влияние на
личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений
с родителями, который лишь отчасти обусловлен
их социальным положением.
Существует несколько
относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых
родители влияют на своих детей.
1) подкрепление: поощряя
поведение, которое взрослые считают
правильным, и, наказывая за нарушение
установленных правил, родители
внедряют в сознание ребенка
определенную систему норм, соблюдение
которых постепенно становится
для ребенка привычкой и внутренней
потребностью;
2) идентификация:
ребенок подражает родителям,
ориентируется на их пример, старается
стать таким же, как они;
3) понимание: зная
внутренний мир ребенка и чутко
откликаясь на его проблемы, родители
тем самым формируют его самосознание
и коммуникативные качества;
4) механизм психологического
противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может
выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому
все разрешают, вырасти зависимым.