Ряд авторов
пишут, что существующие в социуме
полоролевые стереотипы оказывают
сильное влияние на процесс
социализации детей, во многом
определяя его направленность. Так,
например, воспитатели, исходя из
представлений о типичных качествах
мужчины и женщины, сами того
не осознавая, поощряют проявление
именно этих полоспецифичных
черт. Таким образом, гендерные
различия между мужчинами и
женщинами проявляются во многих
сферах человеческого жизни, оказывая
подчас негативное влияние на
взаимодействие между представителями
двух полов. Одной из составляющих
этой проблемы является недостаток
взаимопонимания.
Ситуации общения
человека с представителями группы,
по отношению которой уже есть
сложившийся стереотип, порождают
возникновение стереотипов понимания.
Так, от женщин ожидается, что
они будут более заботливы,
относительно чувствительны и
более экспрессивны, в то время
как мужчины - настойчивы, авторитарны
и более настроены на соперничество.
Проверяя связи
половых стереотипов и концепции
Я у студентов, выделены личностные
характеристики, которые чаще всего
предписываются мужчинами и женщинам.
Среди первых были названы
агрессивность, независимость, неэмоциональность
и способность скрывать свои
чувства, целенаправленность, стремление
к доминированию, активность, соревновательность,
прямолинейность (direct), склонность
к приключениям, легкость в принятии
решений, самоуверенность, амбициозность,
малая значимость собственной
внешности, предпочтение науки
искусствам. Среди вторых - тактичность,
нежность, забота о чувствах других, религиозность,
спокойность, сильная потребность в защите,
аккуратность, общительность, любовь к
литературе и искусству. Интересно, что
маскулинные черты воспринимались как
более социально желательные обеими полами.
Среди работ
на тему влияния гендерных
различий на понимание, которые
легли в основу экспериментальной
части этой работы, можно выделить
следующие. Edwards (1998) исследовал интерпретацию
сообщений как мыслительного
процесса, обязательно сопровождающего
общение. Результаты исследования
показали, что мужчины более склонны,
по сравнению с женщинами, интерпретировать
сообщения в терминах контроля,
в то время как женщины -
в терминах поддержки. Об этом
же пишет и Таннен: женщины
склонны интерпретировать сообщение
в соответствии уровня солидарности,
предъявляемый ими к сообщению,
мужчины же - согласно воспринятому
использованию власти (the perceived use of power).
Формирование
и развитие межличностных связей
происходит в процессе общения,
которое можно определить как
форму взаимодействия субъектов
и которая изначально мотивирует
их стремление выявить психические
качества друг друга. Важным
условие взаимопонимания в процессе
общения является не столько
умение адекватно определить
психологические особенности партнера,
а сколько способность увидеть
как именно эти особенности
преломляются через призму его
системы ценностей. Преломление
этих способностей раскрывается
при анализе условий, соблюдение
которых необходимо для установления
взаимопонимания:
мнемическое (для
понимания необходимы предварительные
знания о понимаемом, причем эти
знания должны иметь сходные
запасы сведений)
целевое (в
совместной деятельности, какой
и является общение, каждый
ее участник делает прогнозы,
выдвигает гипотезы, относящиеся
к системе ценностей, психологическим
качествам: различные антиципации,
рефлексии и т.п.)
эмпатическое
нормативное (для
достижения взаимопонимания субъекты
должны исходить из похожих
принципов общения).
Различия в
целевых условиях можно обнаружить
в ситуациях, когда мужчины
и женщины делятся значимыми
переживаниями. Многие мужчины
представляют себя в роли человека,
готового разрешить любые проблемы
(когнитивная сторона общения). Женщинам
же чаще необходимо не это
при решении эмоциональных проблем:
им нужно понимание и выражение
симпатий (подход Я-Понимаю или Я-Сожалею,
а не Я-Знаю-Как-Решить-Проблем), т. е. большая
эмпатия, процесс сопереживания (эмпатийная
сторона), а не действие и не результат.
Итак, гендерные
различия являются одним из
существенных факторов, обеспечивающих
понимание в межличностном общении.
Глава 2 Эмпирическое
исследование проблемы гендерных различий
как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования
и характеристика выборки
В данном исследовании
нами ставилась цель изучить
влияние гендерной идентичности
(показатель гендерной социализации)
на общение подростков в группе
сверстников (показатель процесса
социализации в целом).
При проведении
гендерных исследований, первоначально
проводят исследование гендерной
идентичности – ролевых позиций,
которые люди занимают в общении
независимо от пола. Различают
людей с преобладанием маскулинных
черт, фемининных, андрогинов (сильно
выражены обе черты), полонедифференцированных
(обе черты не выражены).
Различия в
ценностных ориентациях: маскулинность
– независимость, социальная
успешность, высокий уровень достижения,
фемининность – любовь, семья,
человеческие отношения.
С целью изучения
особенностей гендерной социализации
и влияния гендера на общую
структуру общения подростков
и установления отношений в
группе нами было проведено
обследование 52 старших подростков.
Экспериментальной
базой исследования явилась общеобразовательная
школы № 155г.
Челябинска. В исследовании приняли
участие 52 учащихся 9–11 классов,
в возрасте 15–17 лет.
Методики исследования:
– методика
полового дифференциала В.Е. Кагана
(см. Приложение 1);
– вопросник
С.Бем – для диагностики маскулинности–фемининности
(см. Приложение 2);
– методика
определения индекса групповой
сплоченности Сишора – для
определения степени интеграции
группы, ее сплочения в единое
целое (см. Приложение 3);
– тест на
оценку самоконтроля в общении
М.Снайпера – для изучения
коммуникативного контроля в
различных жизненных ситуациях
(см.Приложение 4);
– методика
«Потребность в общении» –
для диагностики потребности
подростков в общении (см.Приложение
5);
2.2 Анализ результатов
эмпирического исследования
Данные, полученные
в ходе исследования, показывают
преобладание среди подростков
андрогинного типа личности, диагностированного
у 62% испытуемых в нашей выборке
(из них юноши – 53%, девушки
– 47%). Фемининный тип личности
выявлен у 25% подростков, а маскулинный
– только у 13%.
При этом нами
не было выявлено ни маскулинных
девушек, ни фемининных юношей.
Также в обследованной выборке
не обнаружено подростков, чей
гендерный портрет можно было
бы отнести к недифференцированному
типу.
Самооценка склонности
к лидерству у подростков в
зависимости от гендерного типа
личности различна. Чаще всего
оценивали себя низко с точки
зрения способности к лидерству
(1 балл по шкале «лидерство«)
фемининные подростки (23%). Они
же реже всего давали себе
высокий балл – только 7%. Увереннее
всего заявляли о своем лидерстве
маскулинные подростки – максимальную
оценку дали себе 86%. Андрогинные
подростки более чем в половине
случаев оценили свою склонность
к лидерству в 3 балла (56%), а
средний балл поставили в трети
случаев (34%).
Значение индекса
групповой сплоченности у подростков
в зависимости от гендерного
типа отличается. Фемининные и
андрогинные подростки, процентное
количество которых в группах
с низким, высоким и средним
значениями индекса групповой
сплоченности практически совпадает,
продемонстрировали достаточно
высокий уровень включенности
в группу и взаимного единства.
Среди маскулинных подростков
гораздо больше тех, кто показал
низкие значения индекса групповой
сплоченности (29% против аналогичного
показателя у андрогинных и
фемининных подростков – 31%). А
средние значения маскулинные
подростки демонстрировали существенно
реже – в 43% случаев против
63% у андрогинных подростков и
61% – у фемининных (см. рис.1).
Рисунок 1. Соотношение
гендерного типа личности и индекса
групповой сплоченности
Подростки с
преобладанием фемининных и андрогинных
черт личности в своем большинстве
имеют высокие показатели потребности
в общении, выраженное стремление
к поддержанию общения и расширению
сферы общения, для них важны
межличностные взаимоотношения
в целом, доброжелательность и
отзывчивость. Подростки с маскулинным
типом личности проявляют среднюю
и низкую потребность в поддержании
общения. По результатам видно,
что эта потребность не является
доминирующей, они не стремятся
к новым контактам и не зависят
от этих контактов. Гендерная
идентичность оказывается взаимосвязанной
с потребностью в общении подростков,
а именно, фемининность и андрогинность
определяют высокую и среднюю
потребность в желании поддерживать
межличностные отношения и расширять
сферу общения подростков. Максимального
уровня потребность в общении
достигает у фемининных подростков
(см.рис.2).
Рисунок 2. Соотношение
гендерного типа личности и потребности
в общении
Далее по методике
на оценку самоконтроля в общении
М.Снайпера все маскулинные подростки
(100%) показали ориентацию на индивидуалистические
отношения, что хорошо согласуется
с выявленным ранее у этих
подростков нейтральным восприятием
своего класса и отсутствием
стремления к совместным формам
деятельности. Если посмотреть на
распределение фемининных подростков
по типам отношений, то очевидны
доминирование коллективистических
отношений (77%) и минимальная представленность
индивидуалистических отношений
(15%). Подростки андрогинного типа
личности балансируют между ориентацией
на коллективистические отношения
(44%) и индивидуалистические (53%).
Подростки, имеющие
маскулинный тип личности, демонстрируют
высокий уровень делового лидерства,
они готовы брать на себя
ответственность и организовывать
деятельность класса. Эти подростки
пользуются уважением среди сверстников,
что нашло значимое подтверждение
в нашем исследовании (p < 0,05). Маскулинные
подростки используют соперничество
как модель реагирования в
конфликтных ситуациях, они способны
конкурировать и принимать решения
в ущерб другим. Эта зависимость
между маскулинностью и выбором
соперничества как способа реагирования
в ситуации конфликта получила
математическое подтверждение (p
< 0,05). Подростки с маскулинной
идентичностью имеют среднюю
и низкую потребность в общении,
не стремятся к новым контактам
и, несмотря на собственную
лидирующую позицию, не ориентированы
на насыщенное взаимодействие. В
исследовании обнаружена отрицательная
корреляция между степенью проявления
маскулинных черт личности и
потребностью в общении (–0,298;
p < 0,05). Для подростков, вошедших
в эту группу, характерен индивидуалистический
тип восприятия отношений, отсутствие
стремления к совместным формам
деятельности. Маскулинные подростки
характеризуются средним или
высоким уровнем самоконтроля
в общении. Для подростков с
выраженными маскулинными чертами
личности не обнаружено однозначно
выраженной связи с уровнем
групповой сплоченности.
Гендерная социализация
фемининных подростков разворачивается
в условиях высокой потребности
в общении и преимущественной
ценности коллективистического
типа восприятия группы. Подростки
с фемининными чертами личности
проявляют средний и низкий
уровни лидерства, а в целом
характеризуются самыми низкими
показателями в отношении статуса
в группе как в самооценках,
так и в социометрических исследованиях
делового и эмоционального лидерства.
Фемининные подростки не готовы
брать на себя ответственность
за принятие решений, за деятельность
и судьбу группы, но, с другой
стороны, эти подростки и не
стремятся к лидерству. Большинство
подростков с фемининным типом
личности имеют средний уровень
самоконтроля в общении, реагируют
на изменения ситуаций взаимодействия
и готовы подстраиваться под
партнера в большинстве случаев.
Это девушки, которые воспринимают
свой класс как самостоятельную
ценность, проблемы группы как
собственные проблемы и обладают
в своем большинстве коллективистическим
типом восприятия группы. Эти
подростки имеют высокую потребность
в общении, о чем свидетельствует
и корреляционная зависимость
между фемининным гендером и потребностью
в общении (p < 0,05). Ученики с фемининными
чертами выбирают компромисс как тип реагирования
в конфликтной ситуации, то есть готовы
искать и находить решения путем частичных
уступок. Эта зависимость также нашла
математическое подтверждение (p < 0,05).