Гендетная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты проблемы гендерных различий в межличностном понимания;
- охарактеризовать особенности юношеского возраста;
- провести эмпирическое исследование – анализ гендерных различий в межличностном понимании.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания в юношеском возрасте
1.1 Социальная перцепция и межличностное понимание
1.2 Психические особенности юношеского возраста
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании
Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

гендер.идентичность.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

 Ряд авторов  пишут, что существующие в социуме  полоролевые стереотипы оказывают  сильное влияние на процесс  социализации детей, во многом  определяя его направленность. Так,  например, воспитатели, исходя из  представлений о типичных качествах  мужчины и женщины, сами того  не осознавая, поощряют проявление  именно этих полоспецифичных  черт. Таким образом, гендерные  различия между мужчинами и  женщинами проявляются во многих  сферах человеческого жизни, оказывая  подчас негативное влияние на  взаимодействие между представителями  двух полов. Одной из составляющих  этой проблемы является недостаток  взаимопонимания. 

 Ситуации общения  человека с представителями группы, по отношению которой уже есть  сложившийся стереотип, порождают  возникновение стереотипов понимания.  Так, от женщин ожидается, что  они будут более заботливы,  относительно чувствительны и  более экспрессивны, в то время  как мужчины - настойчивы, авторитарны  и более настроены на соперничество. 

 Проверяя связи  половых стереотипов и концепции  Я у студентов, выделены личностные  характеристики, которые чаще всего  предписываются мужчинами и женщинам. Среди первых были названы  агрессивность, независимость, неэмоциональность  и способность скрывать свои  чувства, целенаправленность, стремление  к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность (direct), склонность  к приключениям, легкость в принятии  решений, самоуверенность, амбициозность,  малая значимость собственной  внешности, предпочтение науки  искусствам. Среди вторых - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами. 

 Среди работ  на тему влияния гендерных  различий на понимание, которые  легли в основу экспериментальной  части этой работы, можно выделить  следующие. Edwards (1998) исследовал интерпретацию  сообщений как мыслительного  процесса, обязательно сопровождающего  общение. Результаты исследования  показали, что мужчины более склонны,  по сравнению с женщинами, интерпретировать  сообщения в терминах контроля, в то время как женщины - в терминах поддержки. Об этом  же пишет и Таннен: женщины  склонны интерпретировать сообщение  в соответствии уровня солидарности, предъявляемый ими к сообщению,  мужчины же - согласно воспринятому  использованию власти (the perceived use of power). 

 Формирование  и развитие межличностных связей  происходит в процессе общения,  которое можно определить как  форму взаимодействия субъектов  и которая изначально мотивирует  их стремление выявить психические  качества друг друга. Важным  условие взаимопонимания в процессе  общения является не столько  умение адекватно определить  психологические особенности партнера, а сколько способность увидеть  как именно эти особенности  преломляются через призму его  системы ценностей. Преломление  этих способностей раскрывается  при анализе условий, соблюдение  которых необходимо для установления  взаимопонимания: 

 мнемическое (для  понимания необходимы предварительные  знания о понимаемом, причем эти  знания должны иметь сходные  запасы сведений) 

 целевое (в  совместной деятельности, какой  и является общение, каждый  ее участник делает прогнозы, выдвигает гипотезы, относящиеся  к системе ценностей, психологическим  качествам: различные антиципации,  рефлексии и т.п.) 

 эмпатическое 

 нормативное (для  достижения взаимопонимания субъекты  должны исходить из похожих  принципов общения). 

 Различия в  целевых условиях можно обнаружить  в ситуациях, когда мужчины  и женщины делятся значимыми  переживаниями. Многие мужчины  представляют себя в роли человека, готового разрешить любые проблемы (когнитивная сторона общения). Женщинам  же чаще необходимо не это  при решении эмоциональных проблем:  им нужно понимание и выражение  симпатий (подход Я-Понимаю или Я-Сожалею, а не Я-Знаю-Как-Решить-Проблем), т. е. большая эмпатия, процесс сопереживания (эмпатийная сторона), а не действие и не результат. 

 Итак, гендерные  различия являются одним из  существенных факторов, обеспечивающих  понимание в межличностном общении. 
 

Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания 
 

2.1 Организация исследования  и характеристика выборки 
 

 В данном исследовании  нами ставилась цель изучить  влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение подростков в группе  сверстников (показатель процесса  социализации в целом). 

 При проведении  гендерных исследований, первоначально  проводят исследование гендерной  идентичности – ролевых позиций,  которые люди занимают в общении  независимо от пола. Различают  людей с преобладанием маскулинных  черт, фемининных, андрогинов (сильно  выражены обе черты), полонедифференцированных (обе черты не выражены). 

 Различия в  ценностных ориентациях: маскулинность  – независимость, социальная  успешность, высокий уровень достижения, фемининность – любовь, семья,  человеческие отношения. 

 С целью изучения  особенностей гендерной социализации  и влияния гендера на общую  структуру общения подростков  и установления отношений в  группе нами было проведено  обследование 52 старших подростков. 

 Экспериментальной  базой исследования явилась общеобразовательная 

 школы № 155г.  Челябинска. В исследовании приняли  участие 52 учащихся 9–11 классов,  в возрасте 15–17 лет. 

 Методики исследования: 

 – методика  полового дифференциала В.Е. Кагана (см. Приложение 1); 

 – вопросник  С.Бем – для диагностики маскулинности–фемининности (см. Приложение 2); 

 – методика  определения индекса групповой  сплоченности Сишора – для  определения степени интеграции  группы, ее сплочения в единое  целое (см. Приложение 3); 

 – тест на  оценку самоконтроля в общении  М.Снайпера – для изучения  коммуникативного контроля в  различных жизненных ситуациях  (см.Приложение 4); 

 – методика  «Потребность в общении» –  для диагностики потребности  подростков в общении (см.Приложение 5); 
 
 

2.2 Анализ результатов  эмпирического исследования 
 

 Данные, полученные  в ходе исследования, показывают  преобладание среди подростков  андрогинного типа личности, диагностированного  у 62% испытуемых в нашей выборке  (из них юноши – 53%, девушки  – 47%). Фемининный тип личности  выявлен у 25% подростков, а маскулинный  – только у 13%. 

 При этом нами  не было выявлено ни маскулинных  девушек, ни фемининных юношей. Также в обследованной выборке  не обнаружено подростков, чей  гендерный портрет можно было  бы отнести к недифференцированному  типу. 

 Самооценка склонности  к лидерству у подростков в  зависимости от гендерного типа  личности различна. Чаще всего  оценивали себя низко с точки  зрения способности к лидерству  (1 балл по шкале «лидерство«)  фемининные подростки (23%). Они  же реже всего давали себе  высокий балл – только 7%. Увереннее  всего заявляли о своем лидерстве  маскулинные подростки – максимальную  оценку дали себе 86%. Андрогинные  подростки более чем в половине  случаев оценили свою склонность  к лидерству в 3 балла (56%), а  средний балл поставили в трети  случаев (34%). 

 Значение индекса  групповой сплоченности у подростков  в зависимости от гендерного  типа отличается. Фемининные и  андрогинные подростки, процентное  количество которых в группах  с низким, высоким и средним  значениями индекса групповой  сплоченности практически совпадает,  продемонстрировали достаточно  высокий уровень включенности  в группу и взаимного единства. Среди маскулинных подростков  гораздо больше тех, кто показал  низкие значения индекса групповой  сплоченности (29% против аналогичного  показателя у андрогинных и  фемининных подростков – 31%). А  средние значения маскулинные  подростки демонстрировали существенно  реже – в 43% случаев против 63% у андрогинных подростков и  61% – у фемининных (см. рис.1). 
 
 
 

Рисунок 1. Соотношение  гендерного типа личности и индекса  групповой сплоченности 
 

 Подростки с  преобладанием фемининных и андрогинных  черт личности в своем большинстве  имеют высокие показатели потребности  в общении, выраженное стремление  к поддержанию общения и расширению  сферы общения, для них важны  межличностные взаимоотношения  в целом, доброжелательность и  отзывчивость. Подростки с маскулинным  типом личности проявляют среднюю  и низкую потребность в поддержании  общения. По результатам видно,  что эта потребность не является  доминирующей, они не стремятся  к новым контактам и не зависят  от этих контактов. Гендерная  идентичность оказывается взаимосвязанной  с потребностью в общении подростков, а именно, фемининность и андрогинность  определяют высокую и среднюю  потребность в желании поддерживать  межличностные отношения и расширять  сферу общения подростков. Максимального  уровня потребность в общении  достигает у фемининных подростков (см.рис.2). 
 
 
 

Рисунок 2. Соотношение  гендерного типа личности и потребности  в общении 
 

 Далее по методике  на оценку самоконтроля в общении  М.Снайпера все маскулинные подростки  (100%) показали ориентацию на индивидуалистические  отношения, что хорошо согласуется  с выявленным ранее у этих  подростков нейтральным восприятием  своего класса и отсутствием  стремления к совместным формам  деятельности. Если посмотреть на  распределение фемининных подростков  по типам отношений, то очевидны  доминирование коллективистических  отношений (77%) и минимальная представленность  индивидуалистических отношений  (15%). Подростки андрогинного типа  личности балансируют между ориентацией  на коллективистические отношения  (44%) и индивидуалистические (53%). 

 Подростки, имеющие  маскулинный тип личности, демонстрируют  высокий уровень делового лидерства,  они готовы брать на себя  ответственность и организовывать  деятельность класса. Эти подростки  пользуются уважением среди сверстников,  что нашло значимое подтверждение  в нашем исследовании (p < 0,05). Маскулинные  подростки используют соперничество  как модель реагирования в  конфликтных ситуациях, они способны  конкурировать и принимать решения  в ущерб другим. Эта зависимость  между маскулинностью и выбором  соперничества как способа реагирования  в ситуации конфликта получила  математическое подтверждение (p < 0,05). Подростки с маскулинной  идентичностью имеют среднюю  и низкую потребность в общении,  не стремятся к новым контактам  и, несмотря на собственную  лидирующую позицию, не ориентированы  на насыщенное взаимодействие. В  исследовании обнаружена отрицательная  корреляция между степенью проявления  маскулинных черт личности и  потребностью в общении (–0,298; p < 0,05). Для подростков, вошедших  в эту группу, характерен индивидуалистический  тип восприятия отношений, отсутствие  стремления к совместным формам  деятельности. Маскулинные подростки  характеризуются средним или  высоким уровнем самоконтроля  в общении. Для подростков с  выраженными маскулинными чертами  личности не обнаружено однозначно  выраженной связи с уровнем  групповой сплоченности. 

 Гендерная социализация  фемининных подростков разворачивается  в условиях высокой потребности  в общении и преимущественной  ценности коллективистического  типа восприятия группы. Подростки  с фемининными чертами личности  проявляют средний и низкий  уровни лидерства, а в целом  характеризуются самыми низкими  показателями в отношении статуса  в группе как в самооценках,  так и в социометрических исследованиях  делового и эмоционального лидерства.  Фемининные подростки не готовы  брать на себя ответственность  за принятие решений, за деятельность  и судьбу группы, но, с другой  стороны, эти подростки и не  стремятся к лидерству. Большинство  подростков с фемининным типом  личности имеют средний уровень  самоконтроля в общении, реагируют  на изменения ситуаций взаимодействия  и готовы подстраиваться под  партнера в большинстве случаев.  Это девушки, которые воспринимают  свой класс как самостоятельную  ценность, проблемы группы как  собственные проблемы и обладают  в своем большинстве коллективистическим  типом восприятия группы. Эти  подростки имеют высокую потребность  в общении, о чем свидетельствует  и корреляционная зависимость  между фемининным гендером и потребностью в общении (p < 0,05). Ученики с фемининными чертами выбирают компромисс как тип реагирования в конфликтной ситуации, то есть готовы искать и находить решения путем частичных уступок. Эта зависимость также нашла математическое подтверждение (p < 0,05). 

Информация о работе Гендетная идентичность