Готовность гиперактивных детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей интеллектуальной и личностной готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.
3. Организация и проведение эмпирического исследования.
4. Обработка полученных данных.
5. Выявление особенностей готовности к школе гиперактивных детей.
6. Формулировка выводов и рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.15 Кб (Скачать файл)

Ø семьи, ведущие  асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ  жизни, совершают правонарушения).

В семьях высокого социального  риска детям практически не уделяют  внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в  психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень  интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У  этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации - эмоционального "голода", вследствие недостатка материнской ласки и нормального  человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который  проявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто попадают в  асоциальные компании.

Причиной гиперактивности  ребенка может стать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях (Л.С.Алексеева,1997).

Характерно, что  и как гиперактивные дети предают  в рисунке своей семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву, только потом  переходят к изображению людей. А, изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей место  для себя. На вопрос: "Почему же тебя нет на рисунке?" - ребенок обычно отвечает: "А я на кухне", "А  я в детском саду", "А я  на улице". То есть через рисунок  семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего от матери [15, c.13].

Вообще для всех гиперактивных детей любовь матери (любит? - не любит?), ее проявление в  разных ситуациях не просто актуальная, а доминирующая тема среди всех других. Это свидетельствует о том, что  присущая малышу потребность в эмоциональном  контакте с близким взрослым не удовлетворена. Хорошо, если ребенок "достучится" до взрослого, а взрослый услышит  этот "крик" души.

Можно дополнить  картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым еще  некоторыми особенностями. Так, обследований детей показывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся  под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо  развиваются чувства независимости  и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы  к детям, мало поощряют и хвалят их.[15,c.56]

Результатом же этого  становится чаще всего неумеренное  ужесточение режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности  или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация, когда  в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных, чем  позитивных, воздействий. Его часто  наказывают, начинают сомневаться в  его способностях, постоянно указывают  на ошибки, и иногда начинают считать  неполноценными (Е.К.Лютова, 2000).

В некоторых случаях  дети с гиперактивностью могут провоцировать  родителей к резко агрессивным  реакциям, особенно если сами родителя неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность  у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного  воспитания, а с другой стороны, ребенок  с гиперактивность сам создает  условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического  и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются  в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают  нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Чтобы убедиться  в значимости эмоционального контакта матери и ребенка, достаточно присмотреться  к взаимодействию мам со своими детьми в кабинете психолога во время  выполнения задания, например, совместного  рисунка на свободную тему. Одну маму, можно определить как отвергающую, "эмоционально-безразличную", другую - как подавляющую, "сверхдинамичную" [13, c.15].

В паре "эмоционально-безразличная мама и ребенок" инициатива в определении  сюжета для рисования исходит  от самого ребенка, а мама пассивно дает свое согласие. Сам же процесс  деятельности совместным назвать трудно, поскольку мама и ребенок "поделили" работу: каждый из участников рисует на своей половине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают в основном молча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могут  перекинуться несколькими фразами, касающимися в большей степени  технической стороны дела, например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдруг ощутивший комфорт от новизны  ситуации взаимодействия, начинает активизировать маму, реакция которой выражается либо явным безразличием, либо отказом  рисовать. Чаще всего мама первая определяет объем работы, ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок. Вся  деятельность проходит при явной  угнетенности состояния матери, что  в итоге приводит к угасанию интереса и у ребенка.

Взаимодействие "сверхпедантичной", гиперопекающей мамы с ребенком выглядит совсем иначе. Инициатором начала деятельности чаще всего выступает мама. Но если ребенок все же предлагает тему или  сюжет, мама обязательно его уточник  своим "последним словом". Мама и ребенок работают каждый на своей  половине листа. Попытки же ребенка  превратить совместную деятельность в  игру, в общение (ведь это не запрещено!) часто завершаются для него неудачей: "Не заглядывай!" - говорит мама сыну, когда тот пытается получше  разглядеть, что же она нарисовала на своей половине листа. Через некоторое  время мама первая заканчивает работу, объясняя это, усталостью и неумением  рисовать, а пока ребенок продолжает работать, она выполняет функцию  контролера. В данном случае взаимодействие мамы и ребенка эмоционально богаче предыдущего, но эти эмоции не создают  более радостную и комфортную обстановку, а чаще выполняют функции  оценки и контролера: "Что это  у тебя сова на орла похожа, разве  это сова?" или "Не вертись, вот  сделаешь все, потом будешь вертеться!" - хмурится мама.

Мы считаем, что  эти два примера, лишь частичка реальных отношений между мамой и ребенком, однако и они уже дают основания  для некоторых прогнозов[13, 15,22,24].

Однако вышеописанные  особенности поведения все же не дают полной характеристики этого  типа детей, хотя и лежат на поверхности  в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь  ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно  большое значение и для понимания  природы гиперактивного поведения  детей, и для коррекции отдельных  ее проявлений являются разнообразные  симптомы и нарушения эмоциональной  сферы. Мы уже говорили о них. И  все же напомним снова. Во-первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Во-вторых, обследования подтверждают, что эти  дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны  и поверхностны образы; беден эмоциональный  отклик на музыкальные, художественные произведения, не глубоки эмоциональные  проявления по отношению с другими  людьми. В-третьих, чему следует уделить  особое внимание, подобная картина  эмоционального поведения школьника  младших классов может быть существенно  дополнена изучением эмоциональной  взаимосвязи между ребенком и  близким взрослым, в первую очередь  между ребенком и матерью. 

 

1.3 Опасности первых  лет жизни

Мозг человека формируется  на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому  призываем родителей быть, в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда  мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все время, плохо  спит, отказывается от еды. При осмотре  малыша, казалось бы, все в порядке: никаких признаков простуды, желудок, сердце - все в норме. После расспросов - где гулял, с кем, как играет и  т. д. - выясняется, что несколько  дней назад (она даже обычно не помнит точно, когда) малыш упал и, видимо, сильно ударился головой. За этим следует немедленная  госпитализация, многочисленные диагностические  исследования и длительное лечение. Не всегда, к сожалению, оно приносит максимальный эффект. А ведь все  могло бы быть куда проще, обратись родители немедленно к врачу. 

Следует помнить, что  травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в  период созревания, то есть до 12 лет, они  особенно опасны. Отрицательно сказываются  на формировании мозга и любые  заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой  температурой, а также прием некоторых  сильнодействующих препаратов. Невропатологи  считают, что целый ряд хронических  заболеваний, таких как бронхиальная астма (тяжелая), нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также  частые пневмонии, нефропатии, нередко  становятся факторами, негативно влияющими  на нормальную работу мозга.

Когда ребенок подрастает (где-то после двух лет), на развитие и становление его психики  начинает оказывать серьезнейшее влияние  окружающая обстановка, в первую очередь, естественно, в семье, характер отношений  с взрослыми. Безусловно, если малыш  живет среди людей, постоянно  конфликтующих друг с другом, отголоски  этих конфликтов (как бы взрослые ни старались их скрыть, а зачастую они не очень-то и скрывают) обязательно  доносятся до него и каждый раз  больно ранят его душу. Даже если ребенок и не очень вникает  в ситуацию, обстановка раздора и  вражды всегда очень пагубна и  болезненна. Совсем плохо, когда все  это проходит на фоне бесконечных  попоек и бражничества. Из этих наблюдений можно сделать вывод, что значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических  моментов, и, прежде всего семейной обстановки.

Причиной развития психопатологии может стать и  другая крайность, когда ребенок  становится в доме центром Вселенной, когда все подчинено его желаниям, когда с ним носятся, постоянно  опекают, стараются угодить. Какими бы ни были биологические задатки  малыша, при таком воспитании он теряет чувство реальности и контроля. А вот разумное, правильное воспитание может в таком возрасте компенсировать даже серьезную патологию.

К интересному выводу пришли западные ученые Р.Кинг и Д. Ношпич. Оказывается, не последнюю роль в  том, как ребенок преодолеет наметившиеся в его психике проблемы, играет материальная обеспеченность и бытовые условия. Они установили, что у многих детей из семей, где достаток выше, последствия патологии, возникшей в течение беременности или во время родов, исчезают к моменту поступления в школу, тогда как у детей из неблагополучных в этом отношении семей они продолжают сохраняться.

1.4 Особенности развития гиперактивных детей 

 

Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго  сидеть на одном месте, молчать, подчиняться  инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные  предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто  обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психологи  В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно  говорлив, может раздражать манерой  своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный  мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать  свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" [24; 28 и др.].

Гиперактивные дети не способны сосредоточится даже на короткое время на определённом объекте. Они  как бы постоянно «опуганы» раздражителями, среди которых не могут выделить главные и существенные. Они останавливают  внимание на побочных явлениях, концентрируются  на них и уже не могут реагировать  на основные.

Память этих детей  характеризуется определёнными  особенностями, которые во многих отношениях связаны с нарушением внимания, повышенной утомляемостью, незрелостью ЦНС  и с другими отклонениями, влияющими, прежде всего, на фиксирование событий  и предметов в памяти.

Специфические особенности  имеет и моторика гиперактивного ребёнка. Эти дети выделяются своей  неловкостью, неуклюжестью. Наиболее часто  нарушенными оказывается тонкая моторика (что проявляется в неровности почерка, растянутости букв) и сенсомоторная  координация (неловкость в движениях  рук). Часто наблюдаются излишнее мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

Гиперактивное поведение  детей отличается следующими признаками [4; 10; 13.]:

·          Невротические привычки в виде сосания большого пальца;

·          Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится.

·          Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

·          Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

·          Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

·          Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".

·          Часто бывает болтлив.

·          Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

Информация о работе Готовность гиперактивных детей к школе