Готовность гиперактивных детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей интеллектуальной и личностной готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.
3. Организация и проведение эмпирического исследования.
4. Обработка полученных данных.
5. Выявление особенностей готовности к школе гиперактивных детей.
6. Формулировка выводов и рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.15 Кб (Скачать файл)

·          Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

·          Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

·          Повышенная утомляемость, особенно психическая. Гиперактивный ребёнок при плановой работе не может сосредоточиться, часто бывает бледным и сонным;

·          Нарушение сна и аппетита;

·          Навязчивые тики;

Высокая частота  распространения у мальчиков  обусловлена более высокой уязвимостью  плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария  головного мозга менее специализированы из-за большого количества межполушарных  связей, поэтому они имеют больший  резерв компенсанаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении  ЦНС.

Дети с СДВГ имеют  трудности не только в поведении, но и в учёбе. Они не в состоянии  в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся  у них хороший общий уровень  интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться  с предлагаемыми заданиями, так  как они не могут сами организовать и завершить работу. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно  ниже, чем у сверстников, и не соответствуют  его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняют неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты  предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности  формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного  восприятия, речевого развития.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Поведение гиперактивных  детей может быть внешне похожим  на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и  родителям важно знать основные отличия поведения одной категории  детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме  того, поведение тревожного ребенка  социально не разрушительно, а гиперактивный  часто является источником разнообразных  конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии  гиперактивности (схема наблюдения за ребенком)

Дефицит активного внимания

1.         Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2.         Не слушает, когда к нему обращаются.

3.         С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4.         Испытывает трудности в организации.

5.         Часто теряет вещи.

6.         Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.         Часто бывает забывчив.

Двигательная  расторможенность

1.         Постоянно ерзает.

2.         Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.         Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4.         Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен  дождаться своей очереди, часто  вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает  внимание.

5.         Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

6.         При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть  из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что  ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен (см. табл.1).

 

Таблица 1

Критерии первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности  у ребенка

Критерии  оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

 

Контроль  поведения

Постоянно импульсивен

Способен  контролировать поведение.

Двигательная  активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях. 

Характер  движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

         

 

 

Основные проявления гиперактивности можно разделить  на три блока:

·            дефицит активного внимания,

·            двигательная расторможенность,

·            импульсивность.

1.5 Возрастная  динамика гиперактивного поведения

Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и  младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом  отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, мы считаем, что пик проявления синдрома приходится на период подготовки к  школе и начало обучения [4, c.29].

Это обусловлено  динамикой развития высшей нервной  деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические  периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет  Д.А. Фарбер [1991], происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются  условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции  деятельности.

В 6—7 лет дети с  синдромом не готовы к обучению в  школе в связи с замедлением  темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические  школьные нагрузки могут привести к  срыву компенсаторных механизмов центральной  нервной системы и развития дезадаптационного  школьного синдрома, усугубляемого  учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных  детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим  ребенка врачом.

Всплеск гиперактивности  в 12-15 лет в группе риска, а в  группе с синдромом в 14 лет совпадает  с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток (а именно к этой категории относится большинство  детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой [27, с. 313].

К концу периода  полового созревания гиперактивность  и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются  другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение  внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания  синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Здесь может решаться вопрос и  о расставании со школой [4, с.30]

К концу периода  полового созревания гиперактивность  и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются  другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется (О.В.Халецкая, В.М.Трошин). Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и  прогноз заболевания.

Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются  в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение  составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек [22, c.7].

Преобладание мальчиков  — это не только следствие субъективного  мнения респондентов, отвечающих на вопросы  анкеты. Хотя учителя чаще всего  именно в мальчиках видят нарушителей  порядка. Высокая частота симптомов  заболевания у мальчиков может  быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой  уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У  девочек большие полушария головного  мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший  резерв компенсаторных функций по сравнению  с мальчиками при поражении центральной  нервной системы [Корнев А.Н., 1986].

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре  и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности  и другие нарушения поведения  появляются с 3—4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу  ещё до поступления ребёнка в  школу.

Среди девочек гиперактивность  встречается реже, заболевание у  них чаще проявляется, в виде нарушений  внимания отклонения проявляются более  скрыто.

1.6 Виды  готовности ребенка к школьному  обучению 

 

o     Физиологическая готовность детей к школе

Физиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основной для формирования психологической  и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем  развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической  готовности к систематическому школьному  обучению проводят медики по определённым критериям. При формировании и диагностике  психологической готовности к школе  необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребёнка, так как они составляют фундамент  школьной деятельности. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как  правило, испытывают трудности в  обучении.

В медицинской карте  будущих первоклассников содержаться  достаточно подробные сведения о  соматическом развитии ребёнка (рост, вес, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически  ничего не говорится о состоянии  нервной системы.

Многочисленные  исследования физиологов говорят о  том. Что в возрасте 5 – 7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических  систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка ещё не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому  учёные делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам  организм ребёнка 6 – 7 летнего возраста готов к систематическому школьному  обучению, в то время он очень  чувствителен к неблагоприятным  воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и  физическому напряжению. Чем младше ребёнок, тем труднее ему справляться  со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Все дети развиваются  по-разному, фактический возраст  ребёнка не всегда соответствует  биологическому: один ребёнок в 6 лет  по своему физическому развитию готов  к систематическому обучению, а другому  и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам. 

Все дети, поступающие  в 1 класс, обязательно проходят медицинское  обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребёнок  считается готовым к школьному  обучению, если по физическому и  биологическому развитию и соответствует  формальному возрасту или опережает  его и не имеет медицинских  противопоказаний.

Критерии  физиологической готовности детей  к обучению в школе:

1.         Уровень физического развития;

2.         Уровень биологического развития;

3.         Состояние здоровья.

При определении  физического развития обычно проводят оценку трёх основных показателей: длины  тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. По показателям физического развития современные 6 – 7 летние дети существенно  отличаются от своих сверстников  в 70 – 89 годы, значительно опережая их по росту и общему развитию. [14; 19; 25; 27.].

Старшие дошкольники  очень быстро растут, прибавляя в  росте по 7 – 10см в год. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2 – 2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается  на 2,0 – 2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает  более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6 – 7 летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными  перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической  выносливости и повышение риска  возникновения заболеваний. 

В качестве критериев  биологического возраста служат количество прорезавшихся молочных зубов (табл.2), достижение определенных пропорций  – отношение окружности головы к  длине тела (табл. 3). [1; 13.] 

 

Таблица 2

 

Возраст ребёнка

Количество  постоянных зубов

мальчики

Девочки

5, 0

5,5

6,0

6,5

7,0

0 – 1

0 – 3

1 – 4

2 – 8

6 – 10

0 – 2

0 – 4

1 – 5

3 – 9

6 – 11


Таблица 3

 

Возраст ребёнка

Отношение окружности головы

к длине  тела.

мальчики

девочки

5,0

49,4 – 45,0

48,1 – 44,5

5,5

6,0

6,5

7,0

47,9 – 44,3

46,6 – 43,1

45,4 – 41,9

44,7 – 41,3

46,7 – 43,2

45,7 – 42,1

44,9 – 41,6

43,9 – 39,7

Информация о работе Готовность гиперактивных детей к школе