Готовность гиперактивных детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей интеллектуальной и личностной готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.
3. Организация и проведение эмпирического исследования.
4. Обработка полученных данных.
5. Выявление особенностей готовности к школе гиперактивных детей.
6. Формулировка выводов и рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Соотношение окружности головы и длины тела становится почти  таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина  рук и ног.

В существующей схеме  комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа –  дети без каких-либо функциональных отклонений с физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20 – 25%.

Вторая группа - дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, ещё не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35 %.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30 – 35%;. Раннее обучение в школе (с 6 лет) и повышенные школьные нагрузки противопоказаны.

Четвёртую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения  и диспансеризации и постоянного  наблюдения у врача специалиста. Таких детей рекомендуется обучать  на дому, в санаториях, либо предлагается временная отсрочка поступления  в школу.

У детей пятой  группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие  возможность обучения в массовой школе.

Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному  обучению учитывается состояние  основных физиологических систем организма  ребёнка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную ёмкость  лёгких и мышечную силу рук.

В 6 – 7 лет организм ребёнка растёт и активно развивается. Повышается надёжность и резервные  возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются  дыхательная и эндокринная системы.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс  окостенения ещё не завершён, а  в некоторых отделах ещё только начинается. В том числе не закончено  окостенение костей запястья и фаланг пальцев. 

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы  туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание  на коньках. В то же время мелкие мышцы рук, обеспечивающие точные движения при письме, развиты ещё не достаточно.

o     Социальная или личностная готовность детей к обучению в школе

Социальная или  личностная готовность к обучению в  школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему  миру и самому себе, обусловленным  ситуацией школьного обучения.

Для того чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, нужно  рассматривать старший дошкольный возраст через призму кризиса 7 лет.

В психологии под  кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают  на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа  развития и началом следующего. Трудно определить начало и конец кризиса.

·          Во-первых, в кризисные периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка.

·          Во-вторых, развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок не столько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям; нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребёнок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т.п.

·          В-третьих, в кризисные периоды всякий ребёнок становится трудным.

Наиболее ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер проявляются в симптомах  кризиса. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

Одним из важнейших  достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального  «Я», формирование внутренней социальной позиции. Именно в этом возрасте начинается формирование личности ребёнка.

Определяющую роль в личностной составляющей психологической  готовности к школе играет мотивация  дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формировании личности ребёнка уделено в теоретических  работах Л.И.Божович. С этих же позиций  рассматривалась психологическая  готовность к школе, т.е. наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов  учения [19;36; 38].

1.         Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений».

2.         Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками знаниями».

Личностная готовность также предполагает определённый уровень  развития эмоциональной сферы ребёнка. Ребёнок осваивает социальные нормы  выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется  эмоциональное предвосхищение, чувства  становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства –  нравственные, интеллектуальные, эстетические [8; 12; 37.]. Таким образом, к началу школьного  обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хороша эмоциональная  устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной  деятельности [12; 15; 23.].

o     Психологическая готовность детей к обучению в школе

Готовность ребёнка  к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В  зависимости оттого, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и  в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать  с педагогом и одноклассниками  и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего  обучения уровень развития психических  функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической  готовности ребёнка к началу школьного  обучения [1; 3.].

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе - готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное  структурно – системное образование, которое охватывает все стороны  детской психики. Оно включает: личностно  – мотивационную и волевые  сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые  учебные навыки, способности и  др. это не сумма изолированных  психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее  определённую структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру  готовности, образуют сложные взаимосвязи  и оказывают неодинаковое влияние  на успешность школьного обучения.

В результате многолетних  экспериментальных и теоретических  исследований, анализа процессов  усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов  были выявлены учебно-важные качества, образующие структуру психологической  готовности детей к обучению в  школе, и их взаимосвязи. Количество и характер взаимосвязей каждого  УВК определяют его вес в структуре  готовности (таблица 4). Чем выше вес  УВК, тем оно важнее, тем большее  влияние уровень развития этого  качества оказывает на успешность школьного  обучения. 

 

Психологическая структура готовности детей к обучению в школе

Таблица 4

блока

Функциональный блок структурыготовности

Учебно-важные

качества

Вес

УВК

1.

Личностно-мотивационный

o   Мотивы учения

o   Отношение к школе и учению

o   Отношение к взрослому

o   Отношение к детям

o   Отношение к себе

25

12

1

13

11


 

Продолжение таблицы 4

2.

Представление о целях

деятельности, принятие

учебной задачи.

o     Принятие задачи

o     Уровень притязаний

16

10

3.

Представление о содержании

и способах выполнения

учебной деятельности.

o     Представление о содержании учебной деятельности

o     Вводные навыки

o     Графический навык

 

20

15

4.

Информационная  основа деятельности

o     Вербальная механическая слуховая память (объём)

o     Вербальная логическая слуховая память (точность)

o     Зрительная образная память

o     Слуховое восприятие ритмически организованных структур

o     Зрительный анализ геометрических фигур

o     Зрительное восприятие прстранственно-ориентировочных структур

o     Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук

o     Уровень обобщений

12 

 

 

3

5

 

17 

 

 

11

17

5.

Управление  деятельностью и принятие решений.

o     Произвольная регуляция деятельности

o     Произвольное внимание

o     Функциональная асимметрия двигательной системы рук

o     Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).

15 

 

5

 

15


 

 

Качества, имеющие  наибольшее количество связей с другими  УВК, и, следовательно, больший вес  в структуре готовности, называются базовыми УВК. Они играют интегрирующую  роль в структуре готовности, объединяя  другие качества в соответствии с  целями обучения. Высокий уровень  развития базовых УВК является основой  для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической  готовности к школе в начале обучения:

·          Мотивы учения;

·          Зрительный анализ (образное мышление);

·          Уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

·          Способность принимать учебную задачу;

·          Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

·          Графический навык;

·          Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

·          Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе, и только в  учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуально-психологических  качеств учащегося происходят значительные изменения, которые можно назвать  настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного  обучения. Успешность обучения на этом этапе во многом зависит от «организации»  учебных качеств учащегося, т.е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний.

При подготовке ребёнка  к школе недостаточно просто развивать  память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребёнка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т.е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. [17;19 и др.].

Таким образом, исходя из анализа психолого – педагогической литературы по проблеме гиперактивных  детей, мы сформулировали следующую гипотезу нашего эмпирического исследования.

Психологическая готовность гиперактивных  детей к школьному обучению обладает определенными особенностями; гиперактивные  дети обладают более низким уровнем  готовности к школе.

Информация о работе Готовность гиперактивных детей к школе