Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:20, дипломная работа
Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной разработанностью таких направлений, как совместимость внутри группы, в частности практически отсутствуют теоретические подходы к её изучению, не определенны эмпирические референты, отсутствует валидный диагностический инструментарий.
Особый интерес в данной связи представляет изучение степени влияния межличностной совместимости и срабатываемости членов группы на психологический климат в коллективе.
Таким образом, изучение межличностной совместимости весьма актуально как для развития социально-психологического знания, так и для его практического применения в конкретных областях общественной практики.
Цель исследования: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива.
Объект исследования: коллектив технологического отдела проектного института (инженерный состав); обследована 1 рабочая группа, общий объем выборки составил 21 человек.
Предмет исследования: влияние уровня межличностной совместимости на срабатываемость и психологический климат коллектива.
Введение
1. Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе
1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы
1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе
1.3 Социально-психологический климат группы
Выводы
2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Литература
Далее, по сути данной работы, следует рассмотреть вопрос о совместной деятельности группы. Определить какая деятельность является совместной, что её характеризует и входит в её структуру, какие разновидности взаимодействия выделяются внутри совместной деятельности и наконец, от чего зависит и на что может влиять слаженность и эффективность такой деятельности.
Совместная деятельность является целостным феноменом, в котором концентрируются и интегрируются основные социально-психологические явления.
По мнению А.В. Петровского, «Каждый тип деятельности обладает своим диапазоном опосредованности межличностных отношений и их социальной ценности и, тем самым, коллективообразующей силой»» [38, с. 205-206]. Он считает, что особенности совместной деятельности группы оказывают влияние и на детерминанты совместимости членов коллектива.
При рассмотрении психологической структуры совместной деятельности необходимо отметить следующее [41]:
1)
индивидуальные деятельности
2)
индивидуальную деятельность
3)
включение индивидуальной
К основным компонентам структуры совместной деятельности относятся:
1.
Общая цель совместной
2.
Общий мотив (обязательный
3.
Совместные действия, которые направлены
на реализацию текущих и
4.
Общий результат, полученный
Важно
подчеркнуть, что для раскрытия
психологической структуры
До настоящего времени пользуется популярностью одна из первых классификаций совместной деятельности составленная Л.И. Уманским на основе наблюдений и экспериментального исследования [44, с. 131]. Он выделил три основных типа.
Совместно-взаимодействующий
тип – характеризуется
Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерных именно для этого участка технологического процесса. Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.
Совместно-индивидуальный
тип деятельности отличается тем, что
взаимодействие между участниками
труда минимизируется. Каждый из исполнителей
выполняет свой объем работы, специфика
деятельности задается его индивидуальными
особенностями и
В
последнее время стали выделять
особый тип совместной деятельности
- совместно-творческий [16, с. 186]. Этот тип
организации коллективной деятельности
характерен для науки и искусства,
когда участники научного или
творческого проекта создают
нечто совершенно новое, зачастую уникальное,
чего нельзя создать по имеющимся
правилам и технологиям. В таких
коллективах создается особый тип
деятельности - сотворчество, когда
каждый участник процесса является равноправным
создателем нового. Законы творчества
требуют учета каждого, даже самого
"сумасшедшего" видения, потому что
в котле общего обсуждения из самой
абсурдной идеи может появиться
открытие. Этот тип совместной деятельности
характеризуется особой активностью
каждого из участников процесса взаимодействия
в плане повышения собственной
профессиональной компетентности за счет
участия в коллективной деятельности.
Важная особенность этого типа деятельности
состоит в том, что "следы" индивидуальных
вкладов участников принципиально
невычленимы. Такие группы обычно обладают
высокой гибкостью и
Описанные модели – крайние случаи разных форм организации совместной деятельности малой группы. В реальных условиях они могут существовать в чистом виде, но чаще выступают в своих разновидностях или комбинируются друг с другом. Та или иная форма может объективно и однозначно диктоваться технологией процесса деятельности и, следовательно, выполняться исключительно по типу только одной модели, а может быть субъективно выбрана одним из членов группы (например, руководителей, организатором) или группой в целом.
В качестве ещё одного примера можно привести классификацию типов совместной деятельности А.Л. Журавлева. Им были выделены 7 основных типов, получивших условные названия по видам ведущих связей в образовании коллективного субъекта [17]. Пять типов из них представляют собой наиболее четко выраженные варианты, когда лишь один из видов связей участников совместной деятельности является доминирующим.
«Технологический»
тип совместной деятельности представляет
собой технологическую «
«Функциональный»
тип совместной деятельности формируется
обычно в трудовых группах, выполняющих
сборочные операции при отсутствии
жестко задаваемой технологии. Последняя
должна позволять использование
различных форм организации труда,
как индивидуальное выполнение, так
и совместно-последовательное или
совместно-взаимодействующее, причем
выбор формы организации
«Экономический»
тип совместной деятельности характерен
для трудовых групп, члены которых
пространственно объединены, но технологически
слабо связаны между собой. Отсутствие
технологической и
«Социально-психологический» тип совместной деятельности формируется в коллективах, работающих на сложном оборудовании. Хотя технология производства продукции предполагает индивидуальную форму организации труда, однако, реально существует распределение функций (например, между операторами и наладчиками) на основе профессиональной специализации, требующей разной подготовки. Качество совместности в совместно-параллельной по форме деятельности достигается за счет осознания необходимости трудиться вместе, осознания необходимости сохранения своей коллективной целостности, и экономической, и психологической. Сотрудничество в коллективе является следствием не столько технологии, а сколько результатом развития психологических отношений.
«Формально-организационный» тип совместной деятельности возникает только в условиях индивидуальной организации производства продукции: каждый работник закреплен за своим рабочим местом и несет ответственность за выполнение своей работы. Объединение в трудовой коллектив происходит на основе внешних организационных связей, идущих через руководителя. Контролирующие и регулирующие функции, распределение заработка и т.д. выполняются лишь административными звеньями.
Необходимо подчеркнуть, что упомянутые формы организации совместной деятельности не определяют социальной ценности групповой деятельности по сути, так как последняя, определяется подструктурой направленности и сплоченностью группы.
Несмотря на все многообразие экспериментальных исследований совместной деятельности, их схема может быть в подавляющем большинстве случаев сведена к следующей: совместная деятельность задается как бы изначально — с помощью инструкции, задачи, разделения функций, т. е. организационных условий, а далее изучаются различные внутригрупповые феномены (в первую очередь взаимодействие в разных его формах), влияющие на успешность конечного результата деятельности.
1.3
Социально-психологический
совместимость срабатываемость группа
Условия,
в которых происходит взаимодействие
членов рабочей группы, а именно
характер взаимоотношений в группе,
доминирующее в ней настроение –
влияют на успешность совместной деятельности,
на удовлетворенность процессом
и результатами труда. Для обозначения
психологического состояния группы
используются такое понятия как
"социально-психологический