Исследование группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной разработанностью таких направлений, как совместимость внутри группы, в частности практически отсутствуют теоретические подходы к её изучению, не определенны эмпирические референты, отсутствует валидный диагностический инструментарий.

Особый интерес в данной связи представляет изучение степени влияния межличностной совместимости и срабатываемости членов группы на психологический климат в коллективе.

Таким образом, изучение межличностной совместимости весьма актуально как для развития социально-психологического знания, так и для его практического применения в конкретных областях общественной практики.

Цель исследования: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива.

Объект исследования: коллектив технологического отдела проектного института (инженерный состав); обследована 1 рабочая группа, общий объем выборки составил 21 человек.

Предмет исследования: влияние уровня межличностной совместимости на срабатываемость и психологический климат коллектива.

Содержание работы

Введение

1. Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе

1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы

1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе

1.3 Социально-психологический климат группы

Выводы

2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива

2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Выводы

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

псих-диплом.docx

— 134.78 Кб (Скачать файл)

Конкретные  задачи практической работы заключаются  в том, чтобы с  помощью определенных методик выявить  у контингента:

-типы  поведения в конфликтной  ситуации;

-направленность  личности;

-особенности  построения межличностных  отношений.

  Практическая  работа проводилась в течение 2-х  месяцев. Отбор коллектива для исследования проводился с помощью предварительной  беседы с сотрудниками входящими  в одну производственную группу (технологический  отдел). В результате беседы была отобрана группа, в состав которой входит 21 человек разного возраста, пола и семейного положения. Все сотрудники, входящие в данный коллектив имеют  одинаковую степень и категорию  образования (высшее инженерно-техническое), примерно одинаковый стаж работы в  данном коллективе и имеющие схожие социально-психологической ориентировки (что обусловлено социальным уровнем  жизни). Для проведения исследования использовались определенные психологические  методики.

  Описание  используемых методик.

  1) Социометрия

  Метод направлен на изучение социометрического  статуса каждого члена группы, особенностей взаимоотношений в  группе. Может проводиться как  индивидуально, так и в группе. Важным моментом является участие всех членов группы.

  Данный  метод содержит вопросы или критерии социометрии, отвечая на которые  каждый испытуемый выбирает тех или  иных членов группы в зависимости  от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению  с другими, симпатией или антипатией [19, 33, 42].

  На  основе подсчета положительных и  отрицательных выборов строится социоматрица, по которой определяется положение социометрического статуса.

  В данной работе применялась параметрическая  процедура выбора, которая характеризуется  ограничение числа ответов, с  помощью чего снижается возможность  случайного выбора. Испытуемый может  выбрать только строго ограниченное число людей. Подобное ограничение  заставляет испытуемых более серьезно и внимательно относиться к своим  ответам, выбирать только тех людей, которые действительно считают  подходящими для роли, предложенной в опросе.

  Процедура проведения социометрии в данном коллективе проводилась по деловому критерию и была следующая:

  Каждому респонденту предлагается ответить на вопросы приведенные в опросном листе по средствам выбора того или  иного члена коллектива. Для нашего исследования были составлены следующие  вопросы:

  I. Если бы Ваш коллектив разделили  на два:

  1) С кем из сотрудников Вы  бы хотели остаться в одном  отделе?

  2) Кого из сотрудников Вы бы  не хотели видеть в своем  новом отделе?

  II. 1) С кем из ваших коллег легко  и приятно работать?

  2) С кем из коллег вы бы  не хотели работать в паре?

  III. Если у Вас что-то не получается, Вы что-то не успеваете:

  1) Кого из коллег Вы попросите  помочь?

  2) К кому из коллег Вы не  обратитесь за помощью?

  В соответствии с количеством полученных выборов определяется социометрический статус срабатываемости каждого  сотрудника в группе при помощи следующей  формулы:

  C = (К/ n-1 ) х 100%

  где: С – статус в группе, относительно степени срабатываемости с данной личностью;

  К – количество полученных выборов  от сотрудников;

  N –  количество респондентов в тестируемой  группе.

  Основанием  для выводов о статусе личности служат количественные данные, т.е. показатель С.

  2) Методика диагностики направленности  личности Б. Баса (ориентационная  анкета)

  Анкета  состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому  из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам  направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который  в наибольшей степени выражает его  мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные  по всем 27 пунктам, суммируются для  каждого вида направленности отдельно [19, 42].

  С помощью методики выявляются следующие  направленности:

  - Направленность  на себя (Я) — ориентация на  прямое вознаграждение и удовлетворение  безотносительно работы и сотрудников,  агрессивность в достижении статуса,  властность, склонность к соперничеству,  раздражительность, тревожность,  интровертированность.

  - Направленность  на общение (О) — стремление  при любых условиях поддерживать  отношения с людьми, ориентация  на совместную деятельность, но  часто в ущерб выполнению конкретных  заданий или оказанию искренней  помощи людям, ориентация на  социальное одобрение, зависимость  от группы, потребность в привязанности  и эмоциональных отношениях с  людьми.

  - Направленность  на дело (Д) — заинтересованность  в решении деловых проблем,  выполнение работы как можно  лучше, ориентация на деловое  сотрудничество, способность отстаивать  в интересах дела собственное  мнение, которое полезно для достижения  общей цели.

  Опросный  лист состоит из 27 пунктов. По каждому  из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

  3) Методика К. Томаса. Предрасположенность  к конфликтному поведению (Адаптация  Н. В. Гришиной)

  Для описания типов поведения людей  в конфликтных ситуациях К.Томас  считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими  измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием  человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. В  соответствии с этими двумя основными  измерениям К.Томас выделяет следующие  способы урегулирования конфликтов:

  1) соревнование (конкуренция) как стремление  добиться удовлетворения своих  интересов в ущерб другому;

  2) сотрудничество, когда участники  ситуации приходят к альтернативе  в результате совместного поиска  решения проблемы, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон.

  3) компромисс, как нахождение решения  путем частичных уступок;

  4) избегание, для которого характерно  как отсутствие стремления к  кооперации, так и отсутствие  тенденции к достижению собственных  целей;

  5) приспособление, оно в противоположность  соперничеству, означает принесение  в жертву собственных интересов  ради другого;

  К. Томас считает, что при взаимном избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; а при таких  формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или  оказывается в выигрыше только один из участников, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как  идут на компромиссные уступки, посредством  частичного отказа от своих интересов. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в  выигрыше.

  В своем опроснике по выявлению  типичных форм поведения К.Томас  описывает каждый из пяти перечисленных  возможных вариантов поведения  индивида в конфликтной ситуации 12 суждениями. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать только одно суждение, которое  является наиболее типичным для характеристики его поведения.

  Количество  баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у данного испытуемого тенденции  к появлению соответствующих  форм поведения в конфликтных  ситуациях [19, 42].

  4) Методика диагностики межличностных  отношений Т. Лири

  Методика  предназначена для исследования представлений субъекта о себе, а  также для изучения взаимоотношений  в малых группах. С помощью  данной методики выявляется преобладающий  тип отношений к людям в  самооценке и взаимооценке.

  При исследовании межличностных отношений  наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессах  межличностного восприятия.

  В данной работе будет использоваться метод интерпретации результатов  с помощью октант, которые отражают направленность типов отношений: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.

  Опросник  содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Они группируются особым образом по 4 и повторяются  через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

  Максимальная  оценка уровня – 16 баллов, но она разделена  на четыре степени выраженности отношения  по двум типам поведения.

  1) адаптивное поведение:

  0-4 балла – низкая выраженность, 5-8 баллов – умеренная;

  2) экстремальное до патологии поведение:

  9-12 баллов – высокая выраженность, 13-16 баллов – экстремальная.

  В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.

  По  специальным формулам определяется выраженность показателей основных факторов: доминирование и дружелюбие.

  Доминирование = (I – V) + 0,7 (VIII + II – V – VI) ,

  Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 (VIII – II – IV + VI).

  5) Методика самооценки уровня развития  группы А.Н. Лутошкина (психологический  климат группы)

  Методика  направлена на оценку некоторых основных проявлений психологического климата  коллектива, отражение на эмоциональном  уровне сложившихся в коллективе взаимоотношений, характера делового сотрудничества, отношения к значимым явлениям жизни [28, 42].

  Методика  представляет собой карту-схему  из 14 утверждений, где в левой  стороне листа описаны качества коллектива, характеризующие благоприятный  психологический климат, а в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным  климатом. Степень выраженности тех  или иных качеств определяется с  помощью шкалы, помещенной в центре листа от +3 до –3, где +3 – качество, указанное слева, проявляется в  данном коллективе всегда; +2 – качество проявляется в большинстве случаев; +1 – качество проявляется достаточно часто; 0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются  достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени; -1 –достаточно часто проявляется  противоположное качество (указанное  справа); - 2 – качество проявляется  в большинстве случаев; - 3 – качество проявляется всегда.

  Используя схему, следует прочесть сначала  предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует  истине.

  Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо высчитать  средний показатель по каждому члену  группы и по всей группе в целом. Полученный результат может служить  условной характеристикой психологического климата большей или меньшей  степени благоприятности, чем больше сумма, набранная в процессе анкетирования, тем лучше климат в коллективе.

  Данный  опросник позволяет за короткое время  определить направленность (положительная  или отрицательная) настроений в  трудовом коллективе. Позволяет диагностировать  проблемы на ранней стадии.

  Методы  математико-статистической обработки  данных.

  В процессе проведения исследования, по результатам обработанных данных полученных в ходе тестирований по соответствующим  методикам, вычислялись средние  значения показателей, рассчитывалось квадратичное отклонение (х2) и для выявления наличия корреляционных связей рассчитывался коэффициент корреляции Пирсона [43].

  Квадратичное  отклонение Пирсона рассчитывалось по формуле:

  

  где: k - число разрядов наблюдаемых признаков;

  ni¢ - теоретические частоты соответствующих значений;

  ni - эмпирическая частота по i-тому разряду признака;

  i - порядковый номер разряда.

  Теоретическая частота вычислялась по формуле:

Информация о работе Исследование группы