Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:20, дипломная работа
Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной разработанностью таких направлений, как совместимость внутри группы, в частности практически отсутствуют теоретические подходы к её изучению, не определенны эмпирические референты, отсутствует валидный диагностический инструментарий.
Особый интерес в данной связи представляет изучение степени влияния межличностной совместимости и срабатываемости членов группы на психологический климат в коллективе.
Таким образом, изучение межличностной совместимости весьма актуально как для развития социально-психологического знания, так и для его практического применения в конкретных областях общественной практики.
Цель исследования: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива.
Объект исследования: коллектив технологического отдела проектного института (инженерный состав); обследована 1 рабочая группа, общий объем выборки составил 21 человек.
Предмет исследования: влияние уровня межличностной совместимости на срабатываемость и психологический климат коллектива.
Введение
1. Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе
1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы
1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе
1.3 Социально-психологический климат группы
Выводы
2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Литература
Конкретные задачи практической работы заключаются в том, чтобы с помощью определенных методик выявить у контингента:
-типы поведения в конфликтной ситуации;
-направленность личности;
-особенности построения межличностных отношений.
Практическая
работа проводилась в течение 2-х
месяцев. Отбор коллектива для исследования
проводился с помощью предварительной
беседы с сотрудниками входящими
в одну производственную группу (технологический
отдел). В результате беседы была отобрана
группа, в состав которой входит
21 человек разного возраста, пола
и семейного положения. Все сотрудники,
входящие в данный коллектив имеют
одинаковую степень и категорию
образования (высшее инженерно-техническое),
примерно одинаковый стаж работы в
данном коллективе и имеющие схожие
социально-психологической
Описание используемых методик.
1) Социометрия
Метод направлен на изучение социометрического статуса каждого члена группы, особенностей взаимоотношений в группе. Может проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным моментом является участие всех членов группы.
Данный
метод содержит вопросы или критерии
социометрии, отвечая на которые
каждый испытуемый выбирает тех или
иных членов группы в зависимости
от большей или меньшей
На
основе подсчета положительных и
отрицательных выборов строится
социоматрица, по которой определяется
положение социометрического
В данной работе применялась параметрическая процедура выбора, которая характеризуется ограничение числа ответов, с помощью чего снижается возможность случайного выбора. Испытуемый может выбрать только строго ограниченное число людей. Подобное ограничение заставляет испытуемых более серьезно и внимательно относиться к своим ответам, выбирать только тех людей, которые действительно считают подходящими для роли, предложенной в опросе.
Процедура проведения социометрии в данном коллективе проводилась по деловому критерию и была следующая:
Каждому респонденту предлагается ответить на вопросы приведенные в опросном листе по средствам выбора того или иного члена коллектива. Для нашего исследования были составлены следующие вопросы:
I.
Если бы Ваш коллектив
1) С кем из сотрудников Вы бы хотели остаться в одном отделе?
2) Кого из сотрудников Вы бы не хотели видеть в своем новом отделе?
II. 1) С кем из ваших коллег легко и приятно работать?
2) С кем из коллег вы бы не хотели работать в паре?
III.
Если у Вас что-то не
1) Кого из коллег Вы попросите помочь?
2) К кому из коллег Вы не обратитесь за помощью?
В соответствии с количеством полученных выборов определяется социометрический статус срабатываемости каждого сотрудника в группе при помощи следующей формулы:
C = (К/ n-1 ) х 100%
где:
С – статус в группе, относительно
степени срабатываемости с
К – количество полученных выборов от сотрудников;
N –
количество респондентов в
Основанием для выводов о статусе личности служат количественные данные, т.е. показатель С.
2)
Методика диагностики
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно [19, 42].
С помощью методики выявляются следующие направленности:
- Направленность
на себя (Я) — ориентация на
прямое вознаграждение и
- Направленность
на общение (О) — стремление
при любых условиях
- Направленность
на дело (Д) — заинтересованность
в решении деловых проблем,
выполнение работы как можно
лучше, ориентация на деловое
сотрудничество, способность отстаивать
в интересах дела собственное
мнение, которое полезно для
Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
3)
Методика К. Томаса. Предрасположенность
к конфликтному поведению (
Для
описания типов поведения людей
в конфликтных ситуациях К.
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2)
сотрудничество, когда участники
ситуации приходят к
3) компромисс, как нахождение решения путем частичных уступок;
4)
избегание, для которого
5)
приспособление, оно в противоположность
соперничеству, означает
К. Томас считает, что при взаимном избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; а при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или оказывается в выигрыше только один из участников, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки, посредством частичного отказа от своих интересов. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В
своем опроснике по выявлению
типичных форм поведения К.Томас
описывает каждый из пяти перечисленных
возможных вариантов поведения
индивида в конфликтной ситуации
12 суждениями. В различных сочетаниях
они сгруппированы в 30 пар, в каждой
из которых респонденту
Количество
баллов, набранных по каждой шкале,
дает представление о выраженности
у данного испытуемого
4)
Методика диагностики
Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
В
данной работе будет использоваться
метод интерпретации
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Они группируются особым образом по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения по двум типам поведения.
1) адаптивное поведение:
0-4 балла – низкая выраженность, 5-8 баллов – умеренная;
2)
экстремальное до патологии
9-12 баллов – высокая выраженность, 13-16 баллов – экстремальная.
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.
По специальным формулам определяется выраженность показателей основных факторов: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 (VIII + II – V – VI) ,
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 (VIII – II – IV + VI).
5)
Методика самооценки уровня
Методика направлена на оценку некоторых основных проявлений психологического климата коллектива, отражение на эмоциональном уровне сложившихся в коллективе взаимоотношений, характера делового сотрудничества, отношения к значимым явлениям жизни [28, 42].
Методика
представляет собой карту-схему
из 14 утверждений, где в левой
стороне листа описаны качества
коллектива, характеризующие благоприятный
психологический климат, а в правой
– качества коллектива с явно неблагоприятным
климатом. Степень выраженности тех
или иных качеств определяется с
помощью шкалы, помещенной в центре
листа от +3 до –3, где +3 – качество,
указанное слева, проявляется в
данном коллективе всегда; +2 – качество
проявляется в большинстве
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Чтобы
представить общую картину
Данный опросник позволяет за короткое время определить направленность (положительная или отрицательная) настроений в трудовом коллективе. Позволяет диагностировать проблемы на ранней стадии.
Методы математико-статистической обработки данных.
В процессе проведения исследования, по результатам обработанных данных полученных в ходе тестирований по соответствующим методикам, вычислялись средние значения показателей, рассчитывалось квадратичное отклонение (х2) и для выявления наличия корреляционных связей рассчитывался коэффициент корреляции Пирсона [43].
Квадратичное отклонение Пирсона рассчитывалось по формуле:
где: k - число разрядов наблюдаемых признаков;
ni¢ - теоретические частоты соответствующих значений;
ni - эмпирическая частота по i-тому разряду признака;
i - порядковый номер разряда.
Теоретическая частота вычислялась по формуле: