История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 124.91 Кб (Скачать файл)
  1. Античная психология.

В психологии античности можно  условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой  науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Первые психологические  теории античности

Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное обучение. Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души).

Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - ощущения и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и наконец умирает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зарождение психологических идей в Древней Греции.

 

Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относительно небольшой временной отрезок - VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

Сочинения ученых этого времени, как правило, носили одно и то же название: “О природе”. Их проблематика также была единой: начало, бог, мир, животные и т.д. Об их содержании, в  большинстве своем, мы можем судить лишь по “извлечениям” позднейших античных мыслителей и “отцов церкви”, по комментариям историков науки. Но и эти безвозвратно ушедшие от нашего современника труды были далеко не первыми попытками в объяснении душевных явлений человека. Свидетельство тому - “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” Гесиода, памятники героического эпоса VII - VIII веков до н.э.

В древнегреческих мистериях  и ритуалах видны восточные мотивы: переживание непосредственной связи  с божеством, проявляющимся в  природе. Но дистанция между людьми и богами уже существенно преуменьшена - человек “приближался” к ним, являясь их бессмертной частицей. Однородность их существования проявлялась  в том, что они имели общих  предков, более того, женщины имели  любовниками богов, а мужчины  пытались овладеть богинями. Вместе с  тем олимпийские боги не создавали  Вселенную и не могли распоряжаться  человеком как своим творением. Поэтому, в отличие от восточного прецедента, описываемые боги и Вселенная  интересуют древнегреческого мыслителя  как частного человека (что было неслыханно на Ближнем Востоке).

Более того, именно в мифологическом мировоззрении в хаотичности  и постоянном изменении мира подмечены  константы - бинарные оппозиции: свет и  тьма, правое и левое, мужское и женское, внешнее и внутреннее. Древние греки расширили список противоположностей, положив их в основу решения психологических проблем: божественное и природное, телесное и духовное, биологическое и социальное и т.д.

Реализуя научные потенции мифологии, ионийские мыслители (купцы, государственные деятели, географы) не искали “начала” (божественного  предка). Оно имело для них не временной смысл, а “онтологический принцип - первопричину”, непреходящую основу бытия. Проблемы, с которыми человек сталкивается в познании природы, переносятся из веры и поэтики в интеллектуальную сферу:

- появилась возможность  переосмысления и критической  оценки взгляда на душу человека;

- вместо безоговорочного  признания мифа о духе утверждается  постепенный и кумулятивный рост  психологических знаний;

- онтологический принцип  бытия, в том числе “первопричина”  души, должен быть рационально  постижим, даже если он открыт  во вспышке озарения. У античного  мыслителя уже не было проблемы  выбора: принять их или отвергнуть - они (принципы) могли быть только  проанализированы, видоизменены или  исправлены как предмет интеллектуального  действия.

Учения ранних греческих  философов отнюдь не изложены языком беспристрастной и систематической  рефлексии: они, скорее, вдохновенные оракулы, т.к. построены с самоуверенностью, порой противоречащей здравому смыслу, на основании абсолютно недоказанных допущений. Они исходили из предположения, что под хаосом наших ощущений лежит единый порядок и этот порядок  мы способны познать. И тем не менее следует отметить, что мыслителям древнегреческих колоний VI в. до н.э. принадлежит роль “пионеров” науки о душе, приоритет в формировании всех позднейших типов ее мировоззрения.

Милетская школа.

“Первого философа” Фалеса (625-547 до н.э.) считают родоначальником европейской науки. Воззрения одного из “семи мудрецов” были тесно связаны с естествознанием. Объяснение объективного мира, по его учению, следует искать в изучении реальной действительности. Он первым в истории человечества поставил вопрос:”Что есть все?” В основу миропонимания ученый положил материальное начало - воду как основу всего сущего.

 

  1. Развитие психологического знания в период расцвета античной Греции.

 

Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т. е. была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир – на природу, человеческое общество. Но все же основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя и предпринимаются попытки рационалистического объяснения этого понятия. Прежняя вера и легенды теряли свое значение, быстрыми темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся критический склад ума, а также стремление к самостоятельному и логическому обоснованию мнений. Появлялись первые философские трактаты, авторы которых берут за основу мира тот или иной вид материи: неопределенное бесконечное вещество «алейрон» (Анак-симандр), воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

Идеи Гераклита основывались на неразрывной связи души любого человека с космосом, на процессуальном характере  психических состояний в совокупности с допсихическими, на подчиненности всех психических явлений законам материального мира человека. В связи с утратой крупными торгово-промышленными центрами Милет и Эфес политической самостоятельно

сти восток древнегреческого мира перестает быть основой философского творчества. Новая основа – запад. Возникают учения Пармени-да (в конце VI в. до н. э.), Эмпедокла (в 490–430 гг. до н. э.). В Агригенте, расположенной на острове Сицилия, получает распространение философия Пифагора с острова Самос. Афины в V в. до н. э. являлись центром интенсивнейшей работы философской мысли. Тогда развернулась деятельность так называемых учителей мудрости – софистов. Возникали учреждения, в которых требовалось красноречие, образованность, искусство опровергать, убеждать, т. е. уметь эффективно воздействовать на человека не внешним принуждением, а путем психологического влияния на их интеллект и чувства. Против софистов выступал Сократ, который считал, что в понятиях и ценностях должно быть общее и незыблемое содержание. Крупные успехи того времени в философии и науке связаны с деятельностью Демокрита и Абдера, создавших атомистическую теорию. Два великих мыслителя, Платон и Аристотель, создали труды, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психо-логическую мысль человечества. Древний Рим выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций (I в. до н. э.) и Гален (II в. н. э.). Позднее, когда в Римской империи начались восстания рабов и гражданские войны, широкое распространение получили враждебные материализму взгляды (Платон, неоплатонизм).

 

  1. Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима.

 

По хронологическим рамкам эпоха  эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима.   Академия Платона. После смерти ее основателя школа Платона просуществовала много столетий (до VI в. н.э.) и прошла ряд ступеней, среди которых, как правило, выделяют древнюю, среднюю и новую академии. Проблематика их научного поиска очень обширна. Достойное место в ее разработке заняли психологические взгляды.Руководителем Академии после Платона стал его племянник - Спевсипп (409-339 до н.э.). Он первый обратился к общему в науках и их связи. “Научное мышление” он провозгласил критерием умопостигаемых предметов. Мерилом чувственных вещей, по его мнению, служит “научное восприятие”. Ценной представляется идея Спевсиппа о том, что при помощи упражнений, ”искусства”, можно добиться, чтобы органы чувств безошибочно улавливали различия между предметами.В психологической концепции Ксенократа (395-314 до н.э.) выделяются три вида сущности: умопостигаемая, чувственная и представляемая и соответственно три вида познания: мышление, восприятие, представление. Задача человеческой жизни - освобождение духа от оков чувственности. Но главным в разработанном им учении о благах души является вывод о том, что теоретической мудрости для блаженства недостаточно - ее необходимо дополнить мудростью практической.Книга представителя Древней Академии Крантора “О страдании” послужила образцом для дальнейшего подражания многих ученых. Первое место в ней отводится добродетели; второе - здоровью; третье - наслаждению; четвертое - богатству. Крантор выступал против кинической проповеди апатии и защищал умерение страстей. Психологической закономерностью звучит его вывод о том, что сама природа вложила в нас страсти, поэтому их следует не умерщвлять, а лишь обуздывать.

 

  1. Психологические взгляды мыслителей Средневековья.

 

Психологические взгляды Сократа  и Платона

Одним из самых замечательных мыслителей древнего мира является Сократ (470-399 до н. э.). Было очевидно, что невозможно совместить материалистическое объяснение души с такими явлениями, как способность человека мыслить в абстрактных понятиях, как его стремление к возвышенным целям, принятие решений в соответствии с голосом совести. Но ведь эти способности существуют реально. На них и сосредоточил свое внимание Сократ, понимая под душой, прежде всего, психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникло новое направление понимания души – идеалистическое.

Одним из важнейших положений Сократа  была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую  человек в своем размышлении  может познать и передать другим. Истина зафиксирована в общих  понятиях, в словах и в таком  виде передается от поколения к поколению. Т.о., он впервые связал мыслительный процесс со словом.

Сократ разработал метод, основанный на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая  ему осознать необходимые для  решения конкретной проблемы знания. Этот метод получил название метода сократической беседы. Сократ называл  себя «акушером мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной  душе.

Сократ заложил основы нового понимания  души и познания, связав душу не с  активностью, а с разумом и  нравственность человека. Это открывало  путь к теории объективного идеализма  Платона.

Платон представил первопричину вещей  как царство идей, душ, скрытых  за небосводом. Это идеальное царство  незыблемо и нетленно, тогда как  все чувственное – от звезд  до предметов – лишь сокращенные  и затемненные идеи, их несовершенные, слабые копии. Душа - не только идея, но и цель вещи, к которой вещь должна стремиться. Утверждая принцип первичности  вечных общих идей по отношению ко всему преходящему в тленном  телесном мире, Платон обращается к  общему понятию, слову, которого нет  в реальной жизни.

Душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая  и страстная часть души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным.

Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов. Эта идея Платона о внутреннем конфликте  души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

 

  1. Арабоязычная наука.

 

Переориентация философского мышления в направлении сближения  с эмпирией, с позитивным знанием  о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры - арабоязычной, расцветшей на Востоке в VIII— XII вв.После объединения в VII в. арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, приведшее к образованию Халифата, на территориях которого жили народы, обладавшие древней культурой.Государственным языком Халифата стал арабский, но культура, которая сложилась в огромном государстве, включала достижения многих населявших его народов, а также эллинов, народов Индии.В культурные центры Халифата прибывали караваны верблюдов, навьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках.В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки, на арабском Востоке закипела интеллектуальная жизнь. На Западе пропали сочинения Платона и Аристотеля. На Востоке их труды (как и других античных мыслителей) переводятся на арабский язык, переписываются и распространяются по всей огромной арабской державе — от Средней Азии до Пиренейского полуострова и Африки.Это стимулировало развитие пауки, прежде всего физико-математической и медицинской. Появляется множество астрономов, математиков, химиков, географов, ботаников, врачей. Они создали мощный культурно-научный слой, в котором зародились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической мысли. Среди них следует выделить прежде всего среднеазиатского ученого XI в. Ибн Сину (в латинской транскрипции - Авиценну). Созданный им «Канон медицинской науки» обеспечил ему - по свидетельству историка - «самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков».

Информация о работе История психологии