Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа
В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).
В начале 60-х гг. XIX в. в журнале для врачей
«Медицинский вестник» появилась статья,
вызвавшая большой общественный интерес.
Статья принадлежала Сеченову и называлась «Рефлексы головного мозга».
Применив хорошо известное слово «рефлекс»,Сеченов придал
ему совершенно новый смысл. Он сохранил
восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс
происходит объективно, машинообразно,
наподобие того как машинообразно работают
различные автоматизмы в нашем теле (например,
сердце). Слово «машина» было метафорой.
Оно указывало на то, что наши действия
совершаются по строгим законам, которые
не зависят от вмешательства какой-то
внешней, бестелесной силы. Они должны
быть безостаточно поняты из устройства
и работы «машины – тела».
Рефлекс состоит из трех главных звеньев.
Первое, начальное звено – внешний толчок
– раздражение центростремительного
нерва, которое передается в мозг (второе
звено), а оттуда отражается (слово «рефлекс»
и означает «отражение») по другому нерву
(центробежному) к мышцам (это, как считалось, –
третье, завершающее звено). Все три звена
(блока) были Сеченовым переосмыслены
и к ним добавлен четвертый.
Иван Петрович Павлов (1849–1936)создал огромный коллектив, к которому
примыкали ученые из многих стран. По существу
им была создана интернациональная, международная
школа, равной которой мировая наука не
знает.
С именем Павлова ассоциируется прежде
всего понятие об условном рефлексе. Термин «рефлекс»был паролем
научного объяснения поведения у Сеченова.
Павлов изобрел множество экспериментальных
моделей, на которых изучалось, каким образом
организм приобретает новые формы поведения,
перестраивает сложившиеся.
Живое существо действует в неразлучной
с ним среде, представляющей огромное
количество раздражителей, на которые
оно ориентируется и с которыми должно
совладать. Не все раздражители из этого
потока становятся для организма сигналами.
Есть раздражители, которые безусловно
вызывают ответную реакцию. Раздражители
этих рефлексов принято называть безусловными.
Но имеется и другая категория раздражителей.
Организм не остается безразличным к ним
только в том случае, если их действие
становится биологически значимым, т. е.
способным принести ему пользу или вред
– не своим воздействием на живое тело,
а сигнальной функцией. Эти раздражители
указывают на условия, которых следует
избегать или к которым нужно стремиться
путем соответствующих действий (рефлексов).
Эти рефлексы получили название условных.
Владимир Михайлович Бехтерев
(1857–1927),разрабатывая свою объективную психологию
как психологию поведения, основанную
на экспериментальном исследовании рефлекторной
природы человеческой психики, тем не
менее не отвергал сознание, включая, в
отличие от бихевиоризма, и его в предмет
психологии. Признавал он и субъективные
методы исследования психики, в том числе
и самонаблюдение. Он исходил из того,
что рефлексологические исследования,
в том числе рефлексологический эксперимент,
не заменяют, но дополняют данные, получаемые
при психологических исследованиях, при
анкетировании и самонаблюдении.
Принцип механической причинности, с его
точки зрения, опирается на закон сохранения
энергии. Согласно этой мысли все, в том
числе и самые сложные и тонкие формы поведения,
можно рассмотреть как частные случаи
действия общего закона механической
причинности, так как все они не что иное,
как качественные трансформации единой
материальной энергии. В таком стремлении
связать психическую деятельность с энергетическими
законами, в частности с законом сохранения
энергии, Бехтерев не был одинок.
Алексей Алексеевич Ухтомский
(1875–1942)– один из самых выдающихся русских физиологов.
Он разработал важнейшую категорию как
физиологической, так и психологической
науки – понятие о доминанте.Это понятие
позволило трактовать поведение организма
системно, в единстве его физиологических
и психологических проявлений.
Нераздельность пространства и времени
Ухтомский обозначил введенным им в широкий
научный оборот понятием о хронотопе.
«И в окружающей нас среде, и внутри нашего
организма конкретные факты и зависимости
даны нам как порядок и связи в пространстве
и времени между событиями».
Он делал основной акцент на центральной
фазе целостного рефлекторного акта, а
не на сигнальной, как первоначально И.П.
Павлов, и не на двигательной, как В.М. Бехтерев.
Но все три преемника сеченовской линии
прочно стояли на почве рефлекторной теории,
решая каждый под своим углом зрения поставленную
И.М. Сеченовым задачу детерминистского
объяснения поведения целостного организма.
Если целостного, а не половинчатого, то
непременно охватывая системой своих
понятий феномены, относящиеся столько
же к психологии.
Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял в России К.Н. Корнилов (1879–1957).Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию. В ней объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Став директором бывшего челпановского института, Корнилов предложил сотрудникам изучать психические процессы в качестве реакций. Он даже переименовал соответствующие лаборатории. Фактически же экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций.
Предложенный
Корниловым путь развития
Эта попытка
была сделана учеником
В первые годы советской власти появились новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения новой, марксистской детской психологии. Именно в этом видели свою цель А.Б. Залкинд, Л.П. Блонский, К.Н. Корнилов и др. Начало двадцатых годов связано с зарождением новой школы, формированием новых методов обучения.
Первый
педологический съезд
Кульминацией наступления на психологию на «идеологическом фронте» стал разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП(б) постановлением 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Нарком-просов». Трагические последствия этой акции сказывались на судьбах психологической науки многие годы и определили ее взаимоотношения с другими смежными отраслями знания.
В учебнике
«Педагогика» (1983) содержится следующее
утверждение: «В 1936 г. Центральный
комитет партии принял
Понять, как
происходило развитие
Возникнув в конце XIX в. на Западе (Стенли Холл, Прейер, Болдуин и др.), педология, или наука о ребенке, в начале XX в. распространяется в России как широкое педологическое движение, получившее значительное развитие в годы, непосредственно предшествовавшие Октябрю. В русле этого движения оказываются работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поварнина, а также педагогов (физиологов и гигиенистов) П.Ф. Лесгафта и Ф.Ф. Эрисмана. Вопросы педологии получили отражение на съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Об интересе к педологии свидетельствует организация педологических курсов и педологического института в Петербурге.
После 1917
г. педологическая работа
Можно сказать,
что в этот период вся работа
по изучению психологии детей
проводилась под эгидой
Педология
обладала как достоинствами,
Поток обвинений
и клеветы после постановления
ЦК обрушился на педологию.
Полностью были ликвидированы
все педологические учреждения
и факультеты, как, впрочем, и
сама эта специальность.
Последствия расправы над педологией были поистине трагическими.
Особенно
тяжелые последствия имели
1952 — в выступлении на Совещании по психологии П. Я. Гальперин дал первое изложение своей концепции психики как ориентировочной деятельности предмета психологии, метода формирования психических функций как нового метода психологического исследования.1955 — начал издаваться журнал «Вопросы психологии». Первый редактор А. А. Смирнов.1957 — учреждено Общество психологов при АПН РСФСР.1959 — I съезд Общества психологов (Москва); организована первая отечественная лаборатория инженерной психологии, возглавляемая Б. Ф. Ломовым.1963 — присуждение Ленинской премии А. Н. Леонтьеву за книгу «Проблемы развития психики».1966 — организация факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах.В развитии общественных и естественных наук можно выделить критические точки развития или же деградации, определивших дальнейшее движение мысли ученых. Если обратиться к истории общественной мысли и науки в нашей стране в 30-е - 50-е гг., то в ней легко обнаружить критические временные точки, выступающие в качестве аналога года “великого перелома” в СССР, которым, как известно, был 1929 г. Для философии в этой роли выступил 1931 г. - дата опубликования Постановления ЦК ВКП(б) “О журнале “Под знаменем марксизма”, после чего философская мысль от рекомендованного в 1922 гг. В.И. Лениным углубленного изучения гегелевской диалектики ускоренным темпом покатилась к уровню, задаваемому написанным И.В.Сталиным разделом “О диалектическом и историческом материализме” в четвертой главе “Краткого курса истории ВКП(б)”. Год 1938-ой, когда вышел в свет “Краткий курс”, был переломным не только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы “великого перелома” могут быть указаны и для других наук. К примеру, 1948 г. стал таким для всего цикла биологических наук после разгрома, который им учинил Т.Д.Лысенко на августовской сессии ВАСХНИЛ, а 1950 г. - для филологических наук, когда они насильственным образом оказались оплодотворены публикацией брошюры Сталина “Марксизм и вопросы языкознания”. Именно в 1950 г. произошел второй “великий перелом” в развитии психологической науки (первый следует отнести к 1936 г., когда были разгромлены педология и психотехника). Второй “перелом” осуществила Объединенная научная сессия АН и АМН СССР, посвященная учению И.П.Павлова. В дальнейшем ей присвоили имя “павловской”.
На сессии были сделаны два главных доклада. С ними выступили академик К.М.Быков и профессор А.Г.Иванов-Смоленский. С этого момента они обрели статус верховных жрецов культа Павлова. По тем временам всем было ясно, чья могущественная рука подсадила их на трибуну сессии. Уже не было необходимости сообщать, что доклад одобрен ЦК ВКП(б). Это разумелось само собой - на основе учета опыта августовской сессии ВАСХНИЛ, где информация об одобрении доклада ЦК была сообщена Т.Д.Лысенко уже после того, как некоторые выступающие в прениях неосторожно взяли под сомнение непогрешимость принципов “мичуринской” биологии. Подобного на “павловской” сессии дожидаться не стали, и начались славословия в адрес главных докладчиков, “верных павловцев”, наконец якобы открывших всем глаза на это замечательное учение. При этом почему-то подразумевалось, что до той поры никто об этом не догадывался. Таким образом, два человека оказались во главе целого куста наук: физиологии, психологии, психиатрии, неврологии, дефектологии, да и вообще всей медицины. Происходили трагические события (увольнения “антипавловцев”, глумление, вынужденные покаяния, инфаркты).