История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 124.91 Кб (Скачать файл)

. В 1879 г. в Лейпциге  Вундтом была организована первая  в мире экспериментально-психологическая  лаборатория. Вундт стал основоположником  психологии как формальной академической  дисциплины. Его труд «Основания  физиологической психологии», вышедший  в 1874 г., положил начало психологии  как самостоятельной науки. За  годы научной и преподавательской  деятельности Вундта 17000 студентов  прослушали его лекции. Он учредил первый журнал по психологии, открыл Институт экспериментальной психологии, основал свою научную школу, где обучались и работали известные в дальнейшем ученые — Крепелин, Мюнстерберг, Кюльпе, Киршман, Мейсман, Марбе, Липпс, Крюгер (Германия), Титченер (Англия), Скрипчур, Энджелл, Г. С. Холл, Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия), — многие из которых считаются основателями клинической психологии.

 

  1. Формирование мировых школ психологии.

В начале десятых годов ХХ века психология вступила в период открытого  кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. По оценке Л.С.Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце ХVII - начале XIX века. Выход из кризиса определялся поиском как новых теоретических подходов к пониманию предмета психологии, так и новых экспериментальных методов исследования психики.

Радикальное изменение ориентации в психологической науке отражало как запросы логики научного познания (переход к биологической причинности), так и актуальные общественные потребности. Это ярко проявилось в поисках  факторов, обучающих организм эффективным  приспособительным действиям, и  в успехах психодиагностики.

Под влиянием их идей возникает мощное направление, утвердившее в качестве этого предмета поведение, понятое  как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием стимулов среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин “поведение” (англ. behaviour), а само оно было названо бихевиоризмом. Его “отцом” принято считать Дж. Уотсона (1878-1958), в статье которого “Психология, каковой ее видит бихевиорист” (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось “выбросить за борт” как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители. Ни Павлов, ни Бехтерев, на концепции которых опирался Уотсон, не придерживались столь радикальной точки зрения. Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на “муки сознания”.

Бихевиоризм стали называть “психологией без психики”. Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознания стимул - реактивные отношения.

Изменились схемы психологических  экспериментов. Они ставились преимущественно  на животных - белых крысах. В качестве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены различные типы лабиринтов и “проблемных ящиков”.  Запускаемые  в них животные научились находить из этих ящиков выход.

 

  1. Вюрцбургская школа.

В начале XX в. в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Освальд Кюльпе (1862–1915)в Вюрцбурге(Бавария). После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

      Известность Кюльпе принес «Очерк психологии» (1883),где излагались идеи, близкие к вундтовским.      Экспериментатора этой школы интересовало только одно – психические образы (хотя бы в виде наиболее элементарных качеств ощущений), т. е. эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты, в свою очередь, считались отражающими структуру интрапсихической сферы.

      В поисках новых  детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной модели. Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.

      Различные варианты  экспериментов показывали, что в  подготовительный период, когда  испытуемый получает инструкцию, у него установка – направленность  на решение задачи. Перед восприятием  раздражителя (например, слово, на  которое нужно ответить другим) эта установка регулирует ход  процесса, но не осознается. Что  касается функции чувственных  образов в этом процессе, то  они если и возникают, то  сколько-нибудь существенного значения  для решения задачи не имеют.

      К важным достижениям  вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций.

      Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

  1. Структурализм.

 

Структурная школа– прямая наследница направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами,так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

      С крахом  программы Вундта наступил и  закат его школы. Однако один  ученик продолжил его дело. Это  был англичанин Эдвард Титченер.

      После долгих  исследований он публикует «Экспериментальную  психологию» (1901–1905),выдвинувшую  его в ряд самых крупных  психологов эпохи.

      Перед психологией,  по Титченеру, как и перед любой другой наукой, стоят три вопроса: «что?» «как?», «почему?».

      Ответ на  первый вопрос – это решение  задачи аналитического порядка:  требуется выяснить, из каких  элементов построен исследуемый  предмет. Рассматривая, как эти  элементы комбинируются, наука  решает задачу синтеза. Необходимо  объяснить, почему возникает именно  такая комбинация, а не иная. Применительно  к психологии это означало  поиск простейших элементов сознания  и открытие регулярности в  их сочетаниях (например, закона  слияния тонов или контраста  цветов). Титченер говорил, что на вопрос «почему?» психолог отвечает, объясняя психические процессы в терминах параллельных им процессов в нервной системе.

В этой материи различались  три категории элементов: ощущение, образ и чувство. Никаких «надстроек»  над ними не признавалось. Когда  вюрцбургская школа сообщила, что к чувственным единицам сознания должна быть прибавлена еще одна – внечувственная «чистая мысль», свободная от образов, Титченер не принял этого взгляда, противопоставив ему свою «контекстную теорию значения».

      Представление  о каком-либо объекте, по Титченеру, строится из совокупности чувственных элементов. Значительная их часть может покидать сознание, в котором остается лишь сенсорная сердцевина, достаточная, чтобы воспроизвести всю совокупность.

      Если испытуемый  при решении умственной задачи  не осознает чувственно-образного  состава значений, которыми он  оперирует, то это ему не  удается только из-за недостаточной  тренированности его интроспекции.

 

 

 

 

  1. Функционализм.

Франц Брентано (1838–1917)начал свою деятельность в качестве католического священника, став впоследствии профессором философии Венского университета.  Главной для новой психологии он считал проблему сознания. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая «ткань» внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин «интенция». Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

      В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был З. Фрейд. В его учении понятие Брентано об интенции преобразовалось в версию «прикованности» психической энергии к внешним объектам.

            Важную роль в разработке функционализма  в его западно-европейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф  (1848–1936)был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области – феноменологии, связывая ее с философией, а не с психологией.

      Собственным предметом  психологии Штумпф считал функции (или акты). Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

      Но в целом функционализм  оказался теоретически несостоятельным.  Понятие «функция»в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию.

  1. Бихевиоризм.

      Одним из  пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874–1949).Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом»(от англ. «коннексия» – связь).      Свои выводы Торндайк изложил в 1898 г. в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878–1958).      В 1913 г. он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста»,оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию»,в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

      Девизом  бихевиоризма стало понятие о  поведении как объективно наблюдаемой  системе реакций организма на  внешние и внутренние стимулы.  Это понятие зародилось в русской  науке в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

      Всеми реакциями,  как интеллектуальными, так и  эмоциональными, можно, по мнению  Уотсона, управлять. Психическое  развитие сводится к учению, т.  е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только  специально формируемых, но и  возникающих стихийно.      Среди сподвижников Уотсона выделялись  крупные экспериментаторы У. Хантер (1886–1954)и К. Лешли (1890–1958).

  1. Кризис интроспективной психологии сознания.Разногласия по поводу психологии.

Чем успешнее шла  в  психологии  эмпирическая  работа,резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений,  тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании

как замкнутом мире субъекта,  зримом  ему одному  благодаря натренированной  интроспекции   под   контролем   инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии  радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма,  в  том

Информация о работе История психологии