Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа
В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).
Вместе с тем, в ХVIII веке жизнь общества начинают осмысливать в виде закономерного, однако уже не механического, а исторического процесса. Родовые факторы выступают как первичные по отношению к деятельности индивида. Поиск их сыграл важную роль в прогрессе не только социологической, но и психологической мысли.
Век Просвещения подготовил
два направления в разработке
проблем психологического познания:
а) изучение психики как функции
высокоорганизованной материи - головного
мозга. Это способствовало экспериментальному
исследованию тех явлений, которые
считались порождением
Психологические взгляды выдающегося немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) изложены в его теории познания. Знание, согласно И. Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты - это «вещи в себе», они непознаваемы. Он назвал их ноуменами - умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений.
Человек от рождения обладает особыми орудиями – априорными (предшествующими всякому опыту и независящими от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. «Познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам». Таким образом, впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий познание. В то же время познание, по И. Канту, начинается с воздействия предметов на нас и носит эмпирический характер.
С точки зрения современной
когнитивной психологии представляет
интерес учение И. Канта о трансцендентных
схемах. Схемы как новый элемент
сознания соединяют в себе разнообразные
познавательные способности. Они позволяют
применять категории к
Психология Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) изложена в учении о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание в своем развитии проходит следующие этапы:
дух как душа (форма психических проявлений, обусловленных возрастными, физиологическими, национальными особенностями: ощущения, характер, темперамент);
дух как сознание (форма
рефлексии и предмет
Воля (практический дух) и нравственность (свободный дух) также являются предметом психологии.
Влияние естественных наук на развитие психологии имело и имеет исторически сложившуюся почву в форме достижений выдающихся ученых, естествоиспытателей, мыслителей прошлого и современности. Постоянная “подпитка”, “подкрепление” процесса развития психологического знания естественно-научными открытиями, гениальными догадками является закономерностью истории становления психологии как науки.
Среди основателей естественно-
Накопленный огромнейший эмпирический материал нуждался в обобщении и анализе, объяснении, систематизации и структурировании. Решение этой задачи было возможно силами и средствами новой области знаний, способной обосновать закономерные связи произведенных естественнонаучных открытий и психических процессов, протекающих у человека. Складывались предпосылки построения нового научного предмета, отличного от физиологии. Такой областью знаний стала психология.
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).
Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:
физиологической психологии; физиологии высшей нервной деятельности; нейропсихологии.
Наиболее близка к психофизиологии
— физиологическая психология, наука,
возникшая в конце XIX века как
раздел экспериментальной психологии.
Термин "физиологическая психология"
был введен В. Вундтом для обозначения
психологических исследований, заимствующих
методы и результаты исследований у
физиологии человека. В настоящее
время физиологическая
В отличие от физиологической
психологии, где предметом является
изучение отдельных
Важнейшим источником, на базе
которого формировалась
Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.
Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.
Томас Браун (1778-1820) вместо термина «ассоциация» предложил понятие «суггестия» (внушение).
Джеймс Милль (1773-1836), всякий опыт состоит из простейших элементов (ощущений), образующих сначала простые, а затем все более сложные идеи. Врожденных идей или спонтанных суггестий у субъекта нет. Ощущения функционируют по закону ассоциаций, идеи зарождаются и существуют в том же порядке, что и их оригиналы – ощущения. Восприятие объектов, в свою очередь, построено из одновременных ассоциаций. Таким образом, всю психическую жизнь Дж. Милль сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей.
Профессор логики Александр Вэн (1818-1903) обосновывает идеи сближения психологии и физиологии. Он выдвинул представление о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения и выделил особый вид творческих ассоциаций.
Герберт Спенсер (1820-1903), опираясь на биологию и принцип адаптации организма (а стало быть, и сознания) к внешней среде, значительно трансформировал идеи ассоциативной психологии. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, он сформулировал общий закон эволюции, который затем распространил на неорганическую, органическую (биология и психология) и над органическую (социальная жизнь) природу.По Г. Спенсеру, психику можно понять только посредством анализа ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической, возрастает сложность ее приспособления к окружающей среде. Затем по мере развития общества возрастает роль мышления по сравнению с восприятием и действием, конкретные понятия сменяются абстракциями.
Таким образом, ассоциативная
психология обосновала положение об
опытном происхождении
Первым вариантом психологии
как самостоятельной науки
В. Вундт (1832–1920)пришел в психологию из физиологии и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями.. «Основы физиологической психологии» (1873–1874) свод знаний о новой науке. Организовав в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он занялся в нем темами, заимствованными у физиологов, изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики. Приняться за анализ обширной области душевных явлений с помощью приборов и экспериментов было смелым делом. Считается, что психологи по профессии появились лишь после Вундта. Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемым, был признан «непосредственный опыт». Главный метод – интроспекция:наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки.
Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистических позиций. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим