Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа
В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).
Утвердившееся к средним
векам в Европе христианство устанавливало
присущими ему средствами (в 1184 году
основана католическая инквизиция) “свои”
- теологические - формы мировоззрения.
Специфика европейской культуры
средневековья отразилась в психологических
взглядах этой эпохи. Их главной особенностью
явилось противостояние двух направлений
научной мысли: номинализма и
реализма в рамках схоластики. Если
в рамках номинализма отрицалась
реальность существования общих
понятий - универсалий, то приверженцы
реализма признавали бытие идеальных,
независимых от познающего человека
объектов (понятий и категорий).
В схоластике имелись различные
течения, но общей для них служила
установка на комментирование античных
авторов. При этом позитивное исследование
реальных проблем подменялось
Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия - все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Основатель лютеранства провозглашает, что “все люди в равной мере наделены разумом”. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград.
Ученые этого периода
считали своей главной задачей
восстановление античных ценностей. Однако
“возрождалось” только то и таким
образом, что было созвучно новому укладу
жизни и обусловленной им интеллектуальной
атмосфере. В этой связи утверждался
идеал “универсального
Проблематика психологических изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звезд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в выражении лица и т.п. Делая вывод из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет: “Сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека”.
Подобная проблематика и
выводы отражали необходимость освобождения
науки о душе от прежних средневековых
стереотипов. Новая эпоха вызвала
к жизни новые представления
о природе человека и его психическом
мире. В их утверждении проявили
себя выдающиеся представители Ренессанса.
Ф.Энгельсом справедливо
В последней трети XVI - начале
XVII века происходит буржуазная революция
в Нидерландах, сыгравшая важную
роль в развитии капиталистических
отношений в протестантских странах.
С середины XVII века (1642- 1688) буржуазная
революция развертывается в Англии,
наиболее развитой в промышленном отношении
европейской стране. Эти ранние буржуазные
революции были подготовлены развитием
мануфактурного производства, пришедшего
на смену ремесленному труду. Переход
к мануфактуре способствовал
быстрому росту производительности
труда, поскольку мануфактура
Развитие нового - буржуазного
- общества порождает изменения не
только в экономике, политике и социальных
отношениях, оно меняет и сознание
людей. Важнейшим фактором такого изменения
общественного сознания оказывается
наука, и прежде всего экспериментально-
Развитие науки Нового
времени, как и социальные преобразования,
связанные с разложением
Поэтому для понимания
проблем, которые стояли перед философией
XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику
нового типа науки - экспериментально-
Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.
Ассоцианизм появился в XVIII в. Термин ассоцианизм был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем как механизм переработки информации.
Английский епископ Джордж Беркли (1685-1753) положил в основу своей концепции теорию Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий и довел ее до абсурда. У Локка идеи (ощущения) отражают объективные свойства предметов окружающего мира, у Беркли идеи (ощущения) есть некая самодостаточная реальность, только и известная субъекту сознания. Т.е. Беркли отбросил идею о связи ощущений внешним миром, поставив во главу угла понятие о внутреннем опыте. «Существовать - значит быть в восприятии», т.е. пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект. Вещь – это комплекс ощущений.
В 18 веке ассоциация стала
объяснительным принципов всех познавательных
процессов, в частности в работах
Давида Юма (1711-1776), младшего современника
Беркли. Он продолжает развивать предложенное
предшественниками понимание
Юм делит все состояния
на «впечатления» и «идеи», их отражения.
Идеи – это более слабые впечатления,
которые мы используем в мышлении
и рассуждении. Идеи могут быть простыми
и сложными. Сложные идеи образуются
путем ассоциаций. Вместо действий
ума по образованию сложных идей,
как этому учил Локк, Юм объясняет
всю работу познания механизмом ассоциаций.
«Существует принцип соединения
различных мыслей, или идей, и
при своем появлении в памяти
они вызывают друг друга до известной
степени методично и регулярно.
Даже в самых фантастических и
бессвязных мечтаниях, даже в сновидениях
ход нашего воображения не был
вполне произволен. И здесь существовала
некоторая связь между
Юм впервые выделяет условия, при которых образуются ассоциации идей. Впечатления и идеи связываются друг с другом в ассоциацию благодаря:
1 – сходству (или контрасту) друг с другом;
2 – играет роль
3 – некоторые идеи
связаны отношениями
Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача Давида Гартли (1705-1757).
XVIII век вошел в историю
как век Просвещения и эпоха
Великой французской революции.
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) - выдающийся французский материалист, физик, медик, экспериментатор. В лице Ламетри материализм приобрел недостающее ему самосознание. Зрелость и глубина его научных обобщений в сочетании с творческими исканиями привели к перестройке мировоззрения целые поколения ученых, естествоиспытателей, убедительному обоснованию материализма и органическому соединению его с просветительскими идеалами. Основные сочинения: “Трактат о душе” (1745), “Человек-машина”(1747), “Человек-растение” (1748) и др.
Ж. Ламетри предложил образ “человека-машины”. Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим именем трактат. Из него явствовало, что приписывать человеку душу столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Он сравнивал человека с машиной, автоматом - чувствующим, мыслящим, стремящимся к наслаждениям (под словом “машина” имел в виду материально-детерминированную систему). Ученый делает вывод о том, что: 1) человек - машина “особого рода”, способная “чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла...”; 2) “человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения”. Источник движения - химический процесс преобразования “хилуса” (питательного сока, образующегося от переваривания организмом продуктов) в энергию, которая “механически оживляет мускулы и сердце”; 3) в отличие от часовых механизмов человеческое тело действует после “поломки” нескольких “пружин” и “колес” (заболевания или утраты органов). Таким образом, “человек-машина” и “человек-животное” - субстанционально единое, материальное существо.
Двигают человеком чувственные потребности (в пище, наслаждениях, предметах ), от которых производны высшие удовольствия. Душа - часть организма, которая мыслит в силу особой организации мозговой ткани: “все способности души” зависят “от особой организации мозга и всего тела” и являются “результатом этой организации”. Отличие души человека от души животных - лишь в более высокой организации: растения, животные и человек образуют “лестницу с незаметными ступенями, которые природа незаметно проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку.”
Познание, начинаясь с ощущений, сводится к построению образов с помощью воображения. Сущность познания - отражение действительности в сознании человека.
В XVIII веке начинают зарождаться и утверждаться идеи историзма, которые резко отличают психологическую мысль этого периода от господства строгого механицизма этой эпохи. Данная тенденция реализуется в следующих проявлениях: во-первых, эти идеи проникают в объяснения природы, как неорганической, так и живой; во-вторых, если прежняя картина мира являлась геометро-механической, то отныне многие мыслители разделяют гипотезу об эволюции природы, ее переходах от одной эпохи к другой; в-третьих, вершиной этих превращений считался “естественный человек”, независимо от того, к какому сословию он принадлежал; в-четвертых, в эпоху восходящего капитализма его идеологи представляли общество как продукт интересов и потребностей отдельных индивидов. При этом взаимодействие людей считалось, в соответствии с механической моделью природы, подчиненным закону инерции, из которого выводилось извечное стремление каждого индивидуального тела к самосохранению.