История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 124.91 Кб (Скачать файл)

 

  1. Эволюция психологического знания феодальной Европы.

 

Утвердившееся к средним  векам в Европе христианство устанавливало  присущими ему средствами (в 1184 году основана католическая инквизиция) “свои” - теологические - формы мировоззрения. Специфика европейской культуры средневековья отразилась в психологических  взглядах этой эпохи. Их главной особенностью явилось противостояние двух направлений  научной мысли: номинализма и  реализма в рамках схоластики. Если в рамках номинализма отрицалась реальность существования общих  понятий - универсалий, то приверженцы  реализма признавали бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов (понятий и категорий).Среденевековая схоластика (от греч. “схоластикос”- школьный, ученый) претерпела в своей эволюции ряд этапов. Изначально как стиль мышления она характеризовалась принципиальным подчинением теологии формально-логической проблематике, ориентированной на жестко фиксированные логические приемы. В дальнейшем схоластика понимается как синоним оторванной от жизни, практики, опыта и наблюдения науки, основанной на некритическом следовании авторитетам.

В схоластике имелись различные  течения, но общей для них служила  установка на комментирование античных авторов. При этом позитивное исследование реальных проблем подменялось вербальными  операциями. Как следствие, античная, а затем и средневековая науки  представляли собой замкнутый нормативный  текст (“круг”). Из двух уровней этой системы знания : “божественного откровения” и религиозных комментариев Платона и Аристотеля, выводилась “вечная истина”. Данная концепция была направлена против утверждавшегося в европейских университетах аверроизма и, в частности, представлений о вечности мира, об уничтожаемости индивидуальной души, об относительности истин.

  1. Психологическая мысль в эпоху Возрождения.

Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия - все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Основатель лютеранства провозглашает, что “все люди в равной мере наделены разумом”. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград.

Ученые этого периода  считали своей главной задачей  восстановление античных ценностей. Однако “возрождалось” только то и таким  образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался  идеал “универсального человека”, в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы  эпохи (например, во Флоренции при  дворе Медичи творили скульптор  и живописец Микеланджело и архитектор Альберти).

Проблематика психологических  изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звезд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в  выражении лица и т.п. Делая вывод  из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет: “Сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека”.

Подобная проблематика и  выводы отражали необходимость освобождения науки о душе от прежних средневековых  стереотипов. Новая эпоха вызвала  к жизни новые представления  о природе человека и его психическом  мире. В их утверждении проявили себя выдающиеся представители Ренессанса. Ф.Энгельсом справедливо подмечено, что эпоха, которая нуждалась  в титанах, “породила титанов  по силе мысли, страсти и характеру”.Средневековый номинализм способствовал развитию естественно-научных взглядов на психику человека, а к знакам как главным регуляторам душевной активности людей впоследствии неоднократно обращались многие исследователи, в том числе психологи ХХ столетия.

  1. Филосовские направления в психологии Нового времени (ХVII столетия).

 

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция  в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических  отношений в протестантских странах. С середины XVII века (1642- 1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении  европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием  мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход  к мануфактуре способствовал  быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых  выполнял отдельную функцию в  расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения  общественного сознания оказывается  наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением  влияния церкви, вызвали к жизни  новую ориентацию философии. Если в  средние века она выступала в  союзе с богословием, а в эпоху  Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается  главным образом на науку.

Поэтому для понимания  проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику  нового типа науки - экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов  постоянной критики. Эта критика  еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в  новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в  философии: номиналистическим, опирающимся  на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления  в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

  1. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XVIII веке.

 

Ассоцианизм появился в XVIII в. Термин ассоцианизм был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем как механизм переработки информации.

Английский епископ Джордж Беркли (1685-1753) положил в основу своей  концепции теорию Локка о ведущей  роли ощущений в формировании понятий  и довел ее до абсурда. У Локка  идеи (ощущения) отражают объективные  свойства предметов окружающего  мира, у Беркли идеи (ощущения) есть некая самодостаточная реальность, только и известная субъекту сознания. Т.е. Беркли отбросил идею о связи ощущений внешним миром, поставив во главу угла понятие о внутреннем опыте. «Существовать - значит быть в восприятии», т.е. пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект. Вещь – это комплекс ощущений.

В 18 веке ассоциация стала  объяснительным принципов всех познавательных процессов, в частности в работах  Давида Юма (1711-1776), младшего современника Беркли. Он продолжает развивать предложенное предшественниками понимание сознания как непосредственно данной нам  реальности. Для Юма характерна жесткая  позиция последовательного сенсуалиста: того, чего нет в ощущениях, просто не существует.

Юм делит все состояния  на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи – это более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Локк, Юм объясняет  всю работу познания механизмом ассоциаций. «Существует принцип соединения различных мыслей, или идей, и  при своем появлении в памяти они вызывают друг друга до известной  степени методично и регулярно. Даже в самых фантастических и  бессвязных мечтаниях, даже в сновидениях  ход нашего воображения не был  вполне произволен. И здесь существовала некоторая связь между различными следующими друг за другом идеями»

Юм впервые выделяет условия, при которых образуются ассоциации идей. Впечатления и идеи связываются  друг с другом в ассоциацию благодаря:

1 – сходству (или контрасту)  друг с другом;

2 – играет роль пространственная  и временная смежность идей  друг с другом;

3 – некоторые идеи  связаны отношениями причинности.

Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую  всю психическую деятельность, у  английского врача Давида Гартли (1705-1757).

 

 

 

 

  1. Развитие эмпирического направления в психологии  XVIII века.

 

XVIII век вошел в историю  как век Просвещения и эпоха  Великой французской революции.  Наиболее существенные черты  французской эмпирической психологии, отличающие ее от английской, - внимание к проблеме активности  человеческого сознания, указание  на его обусловленность факторами  общественного развития. Самыми  радикальными критиками любых  учений, допускающих влияние на  природу и человека сил, ускользающих  от опыта и разума, выступили  французские мыслители. Они объединились  вокруг семнадцати книг “Энциклопедии” (середина ХVIII века), освещавших новейшие достижения науки, техники и искусства (поэтому их принято называть “энциклопедистами”).

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) - выдающийся французский материалист, физик, медик, экспериментатор. В лице Ламетри материализм приобрел недостающее ему самосознание. Зрелость и глубина его научных обобщений в сочетании с творческими исканиями привели к перестройке мировоззрения целые поколения ученых, естествоиспытателей, убедительному обоснованию материализма  и органическому соединению его с просветительскими идеалами. Основные сочинения: “Трактат о душе” (1745), “Человек-машина”(1747), “Человек-растение” (1748) и др.

Ж. Ламетри предложил образ “человека-машины”. Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим именем трактат. Из него явствовало, что приписывать человеку душу столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Он сравнивал человека с машиной, автоматом - чувствующим, мыслящим, стремящимся к наслаждениям (под словом “машина” имел в виду материально-детерминированную систему). Ученый делает вывод о том, что: 1) человек - машина “особого рода”, способная “чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла...”; 2) “человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения”. Источник движения - химический процесс преобразования “хилуса” (питательного сока, образующегося от переваривания организмом продуктов) в энергию, которая “механически оживляет мускулы и сердце”; 3) в отличие от часовых механизмов человеческое тело действует после “поломки” нескольких “пружин” и “колес” (заболевания или утраты органов). Таким образом, “человек-машина” и “человек-животное” - субстанционально единое, материальное существо.

Двигают человеком чувственные  потребности (в пище, наслаждениях, предметах ), от которых производны высшие удовольствия. Душа - часть организма, которая мыслит в силу особой организации мозговой ткани: “все способности души” зависят “от особой организации мозга и всего тела” и являются “результатом этой организации”. Отличие души человека от души животных - лишь в более высокой организации: растения, животные и человек образуют “лестницу с незаметными ступенями, которые природа незаметно проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку.”

Познание, начинаясь с  ощущений, сводится к построению образов  с помощью воображения. Сущность познания - отражение действительности в сознании человека.

 

 

 

  1. Зарождение и развитие культурно-исторического направления в психологии XVIII века.

В XVIII веке начинают зарождаться  и утверждаться идеи историзма, которые  резко отличают психологическую  мысль этого периода от господства строгого механицизма этой эпохи. Данная тенденция реализуется в следующих проявлениях: во-первых, эти идеи проникают в объяснения природы, как неорганической, так и живой; во-вторых, если прежняя картина мира являлась геометро-механической, то отныне многие мыслители разделяют гипотезу об эволюции природы, ее переходах от одной эпохи к другой; в-третьих, вершиной этих превращений считался “естественный человек”, независимо от того, к какому сословию он принадлежал; в-четвертых, в эпоху восходящего капитализма его идеологи представляли общество как продукт интересов и потребностей отдельных индивидов. При этом взаимодействие людей считалось, в соответствии с механической моделью природы, подчиненным закону инерции, из которого выводилось извечное стремление каждого индивидуального тела к самосохранению.

Информация о работе История психологии