История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 124.91 Кб (Скачать файл)

      Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги.      Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком.      Хорни выделяет прежде всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного «образа Я». Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. Хорни считала, что существует несколько «образов Я» – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей.

      Для того  чтобы избавиться от тревоги,  человек прибегает к психологической  защите, о которой писал еще  Фрейд. Однако, Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т. е. два «образа Я».

      Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

  1. Гуманистическая психология.

 

Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию  личности и ее развития.

      Центром  этого направления стали США,  а лидирующими фигурами – К.  Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт.Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Бине, Фрейдом, Роршахоми др.

      В качестве  конкретно-научной дисциплины психология  решает собственные теоретические  и практические задачи, в контексте  которых и следует рассматривать  обстоятельства зарождения новой  психологической школы.

В данном случае гуманистическая  психология усматривала неполноценность  других психологических направлений  в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том  виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».

      Гуманистическая  психология выступила с призывом  понять человеческое существование  во всей его непосредственности  на уровне, лежащем ниже той  пропасти между субъектом и  объектом, которая была создана  философией и наукой нового  времени. В результате, утверждают  психологи-гуманисты, по одну  сторону этой пропасти оказался  субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях.

      Основатель  гуманистической психологии Г.  Олпорт (1897–1967)рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека.

  1. Эволюция российской психологической мысли в эпохи Нового времени и просвещения

Психологическая мысль  древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения. Данные факторы отложили существенный отпечаток на многовековые культурные традиции русского народа, его представления, на душу человека. 
Уже в “Повести временных лет” (1037-1039) сделаны первые описания психических состояний людей,  с религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души: “И сотворил дьявол человека,  а бог душу в него вложил.  Потому-то,  когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу”. В “Поучениях Владимира Мономаха”, ставятся проблемы познания человеком окружающего мира и человеческой деятельности.  В “Послании”  Киевского  митрополита  Никифора (1104-1121) рассуждается о трех частях души:  словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля). Здесь же на основе взглядов Платона и  жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания. 
Интересным культурным памятником представляется “Диоптра” (“Зерцало”) Филиппа Пустынника (вторая пол. XI в.). В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов. 
С конца XII в. на Руси регулярно издается “Пчела” - сборник изречений из “священного писания”,  отцов церкви и ученых античности.  В ее составе - целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знания русских мыслителей: “Слово об уме”, “Слово о душе”, “Слово о мудрости”, “Слово о памяти”, “Слово о сне”, “Слово о ярости и о гневе” и т.д. В данных работах по-прежнему утверждается бессмертие человеческой души,  в которой борятся два начала: телесное и духовное. Рассматриваются частные вопросы психической жизни,  например памяти как сохранения и воспроизведения впечатлений (“видимых” и “слышимых”), дается ее характеристика и зависимость от ума и возраста.  О разуме утверждается:  “Мудрость надо всеми добродетелями царствует”. Разум есть светлое, а страсти - темное начала в человеке. Согласия между умом и чувством,  утверждается в “Пчеле”, быть не может. Отсюда задача - охранять свой  ум  от порабощения страстью.  Источник и различные состояния ума видятся в физическом созревании  и  старческой  деградации  организма. Особое внимание обращается на зависимость умственного развития от знания и учений: “Ум ученьем красим”. Таким образом, совершенство ума зависит от двух условий: природных и деятельных. 
“Толковая Палея” (1406) представляет рассказы о Ветхом завете. В них аккумулировались взгляды на природу человека. Особое место отведено решению проблем соотношения души и тела, развития человеческого организма. В изучении природных явлений основная роль отводится сбору фактов и их эмпирическому исследованию. Примечательно, что многие процессы описываются авторами, зачастую не прибегая к понятиям “душа” и “бог”.

 

  1. Зарождение и развитие отечественной психологии.

Психологическая мысль  древней  и средневековой Руси формировалась  под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения. Данные факторы  отложили существенный отпечаток на многовековые культурные традиции русского народа, его представления, на душу человека.

Уже в “Повести временных  лет” (1037-1039) сделаны первые описания психических состояний людей,  с религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души: “И сотворил дьявол человека,  а бог душу в него вложил.  Потому-то,  когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу”. В “Поучениях Владимира Мономаха”, ставятся проблемы познания человеком окружающего мира и человеческой деятельности.  В “Послании”  Киевского  митрополита  Никифора (1104-1121) рассуждается о трех частях души:  словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля). Здесь же на основе взглядов Платона и жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания.

Интересным культурным памятником представляется “Диоптра” (“Зерцало”) Филиппа Пустынника (вторая пол. XI в.). В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов.

С конца XII в. на Руси регулярно издается “Пчела” - сборник изречений из “священного писания”,  отцов церкви и ученых античности.  В ее составе - целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знания русских мыслителей: “Слово об уме”, “Слово о душе”, “Слово о мудрости”, “Слово о памяти”, “Слово о сне”, “Слово о ярости и о гневе” и т.д. В данных работах по-прежнему утверждается бессмертие человеческой души,  в которой борятся два начала: телесное и духовное. Рассматриваются частные вопросы психической жизни,  например памяти как сохранения и воспроизведения впечатлений (“видимых” и “слышимых”), дается ее характеристика и зависимость от ума и возраста.  О разуме утверждается:  “Мудрость надо всеми добродетелями царствует”. Разум есть светлое, а страсти - темное начала в человеке. Согласия между умом и чувством,  утверждается в “Пчеле”, быть не может. Отсюда задача - охранять свой  ум  от порабощения страстью.  Источник и различные состояния ума видятся в физическом созревании  и старческой  деградации  организма. Особое внимание обращается на зависимость умственного развития от знания и учений: “Ум ученьем красим”. Таким образом, совершенство ума зависит от двух условий: природных и деятельных.

В изучении природных явлений  основная роль отводится сбору фактов и их эмпирическому исследованию. Примечательно, что многие процессы описываются авторами, зачастую не прибегая к понятиям “душа” и “бог”.

В сочинении “О главных  знамениях” - одном из сборников  библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря XV в., дается конспективное изложение  анатомо-физиологических и психологических  представлений на Руси. Обращается внимание на единообразие процессов  природы, единство закономерностей  физических и психических процессов,  необходимость обращения к опыту  и наблюдению как средствам познания. К этому же периоду относится  статья  из  русских  сборников  XV  в. “Галиново на Ипократа”- о взглядах Гиппократа и Галена.

Среди других научных и  религиозных сочинений, литературных трудов средневековой Руси, иллюстрирующих процесс зарождения отечественного психологического знания, наряду с  переводами византийских и арабских оригиналов , следует также выделить “Изборник Святослава”

(1037-1050), “Слово о полку  Игореве” (XII в.), поучения Кирилла  Туровского (XIII в.), “Предания...” Нила Сорского (1433-1508), “Просветитель” Иосифа Волоцкого (ок.1439-1515), литературное наследие новгородско-псковских “еретиков-стригольников” (XIV-XV вв.), сохранившиеся источники XVI в. и многие другие бесценные памятники отечественной культуры. Все они отразили сложный путь эволюции русской психологической мысли в эпоху средневековья, определили в дальнейшем ее оригинальность в процессе становления мировой психологической науки.

 

  1. Психологические взгляды древней и средневековой Руси.

 

  1. Этапы развития психологической мысли в 19 веке.

В середине XIX века, в период, связанный  с формированием собственных  взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с  развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических  особенностей, начала формироваться  и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией. Это были годы расцвета естественных наук в России, на которых сосредоточился главный интерес общества и где происходили основные научные достижения. Это наложило естественнонаучный, материалистический отпечаток и на развитие психологии. В то же время как естественные, так и гуманитарные науки того времени имели тенденцию к созданию универсальных теорий, каждая из которых претендовала на открытие основных закономерностей развития человека и общества. Этот подход виден в концепциях А.В.Веселовского, А.А.Потебни, И.М.Сеченова, К.Д.Кавелина и других ученых того времени. Однако дело не только в том, что ученые этого периода занимались широким кругом вопросов, так как широта охвата возможна и при систематизации изучаемого материала. Но бывают эпохи, когда научное мышление проявляет широту в открывании новых перспектив, в создании новых точек зрения, не только объединяющих и систематизирующих уже открытые, известные факты, но и проливающих на них новый свет, ставящих новые задачи не только перед данными исследователями, но и перед учеными следующих поколений. Именно такими и были 60-80-е годы XIX века, таким ученым был Сеченов, такими были и Кавелин, и Веселовский, и Потебня. Два направления в проблеме человека . Прежде всего необходимо было разработать методологию новой науки, понять, какой ей надлежит быть – естественной или гуманитарной. Из ответа на этот вопрос вытекало и то, на основе такой науки следует формировать психологию – на основе философии, с которой она и была связана главным образом до того времени, или на основе физиологии, как того требовали новые веяния науки и общественные предпочтения. Практически было предложено две концепции построения психологии. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. У первой – Николай Чернышевский, у второй – Памфил Юркевич и Владимир Соловьев. Они заложили в России традиции человекопознания исходя из противостоявших друг другу способов осмысления природы личности. На взрыхленной каждым направлением почве рождались в дальнейшем учения, развивавшие их исходное идейное содержание в новых социокультурных условиях и соответственно запросам логики научного творчества.

Информация о работе История психологии