Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа
В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).
Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Хорни выделяет прежде всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного «образа Я». Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. Хорни считала, что существует несколько «образов Я» – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей.
Для того
чтобы избавиться от тревоги,
человек прибегает к
Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.
Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт.Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Бине, Фрейдом, Роршахоми др.
В качестве
конкретно-научной дисциплины
В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».
Гуманистическая
психология выступила с
Основатель гуманистической психологии Г. Олпорт (1897–1967)рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека.
Психологическая мысль древней
и средневековой Руси формировалась под
воздействием византийской культуры и
в сильной зависимости от христианского
вероучения. Данные факторы отложили существенный
отпечаток на многовековые культурные
традиции русского народа, его представления,
на душу человека.
Уже в “Повести временных лет” (1037-1039)
сделаны первые описания психических
состояний людей, с религиозных позиций
решаются вопросы происхождения человека
и бессмертия его души: “И сотворил дьявол
человека, а бог душу в него вложил. Потому-то,
когда умирает человек, в землю идет его
тело, а душа к богу”. В “Поучениях Владимира
Мономаха”, ставятся проблемы познания
человеком окружающего мира и человеческой
деятельности. В “Послании” Киевского
митрополита Никифора (1104-1121) рассуждается
о трех частях души: словесной (ум), яростной
(чувства), желанной (воля). Здесь же на
основе взглядов Платона и жизненного
опыта излагается довольно развитая система
психологических представлений о двойственности
человеческой природы и ее единстве, неразрывности
души и тела, описывается характеристика
чувств и органов познания.
Интересным культурным памятником представляется
“Диоптра” (“Зерцало”) Филиппа Пустынника
(вторая пол. XI в.). В трактате описывается
диалог между душой и плотью. Тем самым
делается одна из ранних попыток научного
объяснения психической жизни человека,
излагается и интерпретируется широкая
проблематика средневековых психологических
взглядов.
С конца XII в. на Руси регулярно издается
“Пчела” - сборник изречений из “священного
писания”, отцов церкви и ученых античности.
В ее составе - целый ряд статей, раскрывающих
содержание психологического знания русских
мыслителей: “Слово об уме”, “Слово о
душе”, “Слово о мудрости”, “Слово о
памяти”, “Слово о сне”, “Слово о ярости
и о гневе” и т.д. В данных работах по-прежнему
утверждается бессмертие человеческой
души, в которой борятся два начала: телесное
и духовное. Рассматриваются частные вопросы
психической жизни, например памяти как
сохранения и воспроизведения впечатлений
(“видимых” и “слышимых”), дается ее
характеристика и зависимость от ума и
возраста. О разуме утверждается: “Мудрость
надо всеми добродетелями царствует”.
Разум есть светлое, а страсти - темное
начала в человеке. Согласия между умом
и чувством, утверждается в “Пчеле”, быть
не может. Отсюда задача - охранять свой
ум от порабощения страстью. Источник
и различные состояния ума видятся в физическом
созревании и старческой деградации организма.
Особое внимание обращается на зависимость
умственного развития от знания и учений:
“Ум ученьем красим”. Таким образом, совершенство
ума зависит от двух условий: природных
и деятельных.
“Толковая Палея” (1406) представляет рассказы
о Ветхом завете. В них аккумулировались
взгляды на природу человека. Особое место
отведено решению проблем соотношения
души и тела, развития человеческого организма.
В изучении природных явлений основная
роль отводится сбору фактов и их эмпирическому
исследованию. Примечательно, что многие
процессы описываются авторами, зачастую
не прибегая к понятиям “душа” и “бог”.
Психологическая мысль древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения. Данные факторы отложили существенный отпечаток на многовековые культурные традиции русского народа, его представления, на душу человека.
Уже в “Повести временных лет” (1037-1039) сделаны первые описания психических состояний людей, с религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души: “И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Потому-то, когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу”. В “Поучениях Владимира Мономаха”, ставятся проблемы познания человеком окружающего мира и человеческой деятельности. В “Послании” Киевского митрополита Никифора (1104-1121) рассуждается о трех частях души: словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля). Здесь же на основе взглядов Платона и жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания.
Интересным культурным памятником представляется “Диоптра” (“Зерцало”) Филиппа Пустынника (вторая пол. XI в.). В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов.
С конца XII в. на Руси регулярно издается “Пчела” - сборник изречений из “священного писания”, отцов церкви и ученых античности. В ее составе - целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знания русских мыслителей: “Слово об уме”, “Слово о душе”, “Слово о мудрости”, “Слово о памяти”, “Слово о сне”, “Слово о ярости и о гневе” и т.д. В данных работах по-прежнему утверждается бессмертие человеческой души, в которой борятся два начала: телесное и духовное. Рассматриваются частные вопросы психической жизни, например памяти как сохранения и воспроизведения впечатлений (“видимых” и “слышимых”), дается ее характеристика и зависимость от ума и возраста. О разуме утверждается: “Мудрость надо всеми добродетелями царствует”. Разум есть светлое, а страсти - темное начала в человеке. Согласия между умом и чувством, утверждается в “Пчеле”, быть не может. Отсюда задача - охранять свой ум от порабощения страстью. Источник и различные состояния ума видятся в физическом созревании и старческой деградации организма. Особое внимание обращается на зависимость умственного развития от знания и учений: “Ум ученьем красим”. Таким образом, совершенство ума зависит от двух условий: природных и деятельных.
В изучении природных явлений основная роль отводится сбору фактов и их эмпирическому исследованию. Примечательно, что многие процессы описываются авторами, зачастую не прибегая к понятиям “душа” и “бог”.
В сочинении “О главных
знамениях” - одном из сборников
библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря
XV в., дается конспективное изложение
анатомо-физиологических и
Среди других научных и религиозных сочинений, литературных трудов средневековой Руси, иллюстрирующих процесс зарождения отечественного психологического знания, наряду с переводами византийских и арабских оригиналов , следует также выделить “Изборник Святослава”
(1037-1050), “Слово о полку Игореве” (XII в.), поучения Кирилла Туровского (XIII в.), “Предания...” Нила Сорского (1433-1508), “Просветитель” Иосифа Волоцкого (ок.1439-1515), литературное наследие новгородско-псковских “еретиков-стригольников” (XIV-XV вв.), сохранившиеся источники XVI в. и многие другие бесценные памятники отечественной культуры. Все они отразили сложный путь эволюции русской психологической мысли в эпоху средневековья, определили в дальнейшем ее оригинальность в процессе становления мировой психологической науки.
В
середине XIX века, в период, связанный
с формированием собственных
взглядов на человека и его роль
в обществе, а главное – с
развитием рефлексии своей