История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 124.91 Кб (Скачать файл)

числе психические. Восприятие и память, навыки и мышление,  установка и чувства трактовались теперь как своего  рода  "инструменты",позволяющие организму  эффективно  "орудовать"  в  жизненных ситуациях. Рушилось  представление  о  сознании  как  особом

замкнутом мире, изолированном острове духа.  Вместе  с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона  познания объектов,   недоступных   для    интроспективного    анализа(поведение  животных,  детей,  психически   больных).   Крах исходных  представлений  о  предмете  и  методах  психологии становился все более очевидным. Еще  одна  сфера,  открывшаяся   психологии,   придала сознанию взамен первичного вторичное значение.  Определяющей

для психической жизни  была  признана  сфера  бессознательных  влечений (мотивов), которые движут поведением  и  определяют своеобразие  сложной динамики и структуры  личности. Появилась приобретшая  всесветную  славу  школа,  лидером  которой  был

признан  З.Фрейд,  а  направление  в  целом  (со  множеством ответвлений) названо психоанализом.       Французские исследователи сосредоточились на  анализе

психических отношений между  людьми. В работах ряда  немецких психологов центральной выступила  тема включенности  личности в систему  ценностей  культуры.  Особую  новаторскую  роль  в истории  мировой  психологической  мысли  сыграло  учение  о

поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

 

Вследствие кризиса появились  такие течения:

      1 Структурализм.Ее   представители   называли   себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания.  Понятиеструктуры предполагает элементы и их связь,  поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной    с    сознанием)    и     способов     их структурирования.  Это была  вундтовская  идея,  отразившая

влияние механистического естествознания.С крахом программы Вундта наступил и закат его школы.

      2. Вюрцбургская школа В.Джемс , Освальд Кюльпе В наборе экспериментальных   схем    вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего  примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился  ставший после Гальтона  и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент.

   Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг.  Он  внес  в экспериментальную практику  школы   новую ориентацию, Методика заключалась в том,  что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был,не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать,  что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-

либо  другой,  сделал  очевидным,  что  в  опыте  существуют

данные, которые не являются сенсорными". 

      3. Функционализм. Ф. Брентано (1838-1917)  Брентано  предложил новую программу

разработки    психологии    как    самостоятельной    науки,противопоставив ее господствовавшей  в то  время программе Вундта.      Главной  для  новой  психологии  он  считал   проблему сознания. Чем отличается сознание  от  всех  других  явлений

бытия? Только  ответив  на  этот  вопрос,  можно  определить область  психологии.  В  то  время   под   влиянием   Вундта господствовало мнение, что  сознание  состоит  из  ощущений,восприятий, представлений как особых, сменяющих друг  друга процессов.  С  помощью  эксперимента  их   можно   выделить,подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из  которых сплетается эта особая "ткань"  внутреннего  субъекта.Такое воззрение, утверждал Брентано,  совершенно  ложно,  ибо оно игнорирует    активность    сознания,     его     постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного

признака сознания Брентано предложил термин "интенция".  Она изначально присуща каждому  психическому  явлению  и  именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.      Интенция — не просто активность.  В ней совместно с

актом  сознания  всегда  сосуществует   какой-либо   объект.Психология использует, в частности,  слово "представление",понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденногоили слышанного.

      4. Бихевиоризм   радикально  преобразовал   всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула,согласно которой предметом психологии является поведение,  а

не сознание.  (  Отсюда  и  название  от  англ.  behavior  —поведение)Поскольку  тогда  было  принято   ставить   знакравенства между психикой и сознанием (психическими считаласьпроцессы,  которые начинаются  и кончаются в   сознании),

возникла версия, будто, устраняя сознание,  бихевиоризм  тем

самым ликвидирует психику.      Истинный смысл событий, связанных с возникновением  и

стремительным развитием  бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

      5. Гельштат-психология

      В те  же годы, когда в США вспыхнул  бихевиористический «бунт» против психологии сознания, в Германии другая  группа

молодых     исследователей     отвергла      психологический

«истеблишмент» с не меньшей  решительностью, чем Уотсон.  Эта

группа стала ядром  новой научной школы.

      Ядро образовал   триумвират,  в  который   входили  Макс

Вертгеймер(1880-1943),  Вольфган  Келер(1887-1967)  и   Курт

Коффка(1886-1941). Они встретились в 1910г. во Франкфурте-на-

Майне, в Психологическом  институте,  где  Вертгеймер  искал

экспериментально ответ  на вопрос о том, как  строится  образ

восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только

испытуемыми, но и участниками  обсуждения результатов опытов.

В  этих  дискуссиях  зарождались  идеи  нового   направления

психологических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психоанализ.Бессознательное как предмет науки.

 

Все неосознаваемые процессы можно  разбить на три класса:

неосознаваемые механизмы сознательных действий;

а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются  сами собой, без участия сознания. Иногда говорят о механической работе, при которой голова остается свободной. Некоторые из этих процессов никогда  не осознавались, другие же прошли через  сознание и перестали сознаваться. Первые составляют группу первичных  автоматизмов, автоматическими действиями, вторые – вторичных (автоматизированные действия, навыки). В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень  рано, в течении первого года жизни (сосание, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и др.). Навыки лежат в основе развития наших знаний, умений и способностей. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: 1) действие начинает осуществляться быстро и точно; 2) происходит высвобождение сознания, которое может быть направленно на освоение более сложного действия (игра на фортепиано). Автоматизмы в восприятии: иностранная речь, окно Эймса: а) признак линейной перспективы; 2) окно – прямоугольное (опыт). (Гельмгольц: бессознательные умозаключения (неосознаваемый перцептивный процесс)).

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий., неосознаваемые побудители сознательных действий; надсознательные процессы.

б) Явления неосознаваемой установки. Д.Н.Узнадзе.

Установка – готовность организма  или субъекта к совершению определенного  действия или к реагированию в  определенном направлении. Речь идет о  готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду  осуществления действия, то установка  – к периоду, который ему предшествует.

Примеры: моторная установка: преднастройка позы руки, спринтер на старте, готовый к рывку; перцептивная установка: ожидание угрозы – слышатся шаги, шорохи; умственная установка – пример в тригонометрических символах – решать при помощи тригонометрических формул.

Состояние установки имеет важное функциональное значение: субъект подготовлен  к определенному действию, имеет  возможность осуществить его  быстро и точно, т.е. более эффективно.Но могут быть ошибки установки (необоснованный страх, сосед, укравший топор) – они проявляются в ошибочных действиях, восприятиях, оценках.

Эксперименты Узнадзе: иллюзии  объема, зрения, силы давления, слуха, освещения, количества, веса. Обнаружились контрастные (наоборот) и ассимилятивные (так же как и в установ. серии) иллюзии установки.Узнадзе доказал, что установка неосознаваема (опыты под гипнозом). Не имеет никакого значения, знает испытуемый что-нибудь о предварительных опытах или он ничего о них не знает: и в том и в другом случае в нем создается какое-то состояние, которое в полной мере обуславливает результаты критических опытов (состояние, которое нельзя назвать сознательным, но оно вполне действенно направляет и определяет содержания нашего сознания). Это внесознательный психический процесс, оказывающий решающее влияние в данных условиях на содержание истечения сознательной психики. Но это не бессознательное, которое характеризуется неотличимостью от процессов сознания и потенциальностью стать сознательным. Здесь две различные области психической жизни, из которых каждая представляет собой особую, самостоятельную ступень развития психики и является носительницей специфических особенностей (ранняя досознательная ступень психического развития). Особенность этого состояния – оно предваряет появление определенных фактов сознания или предшествует им. Это состояние, не будучи сознательным, все же предваряет и направляет работу сознания.

Установка – основная изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и разрешать задачи. Это целостное состояние ложится в основу совершенно определенных психических состояний, возникающих в сознании. Она не следует в какой-нибудь мере за этими психическими явлениями, а наоборот предваряет их, определяя состав и течение этих явлений.

  1. Французская психология.

Основателем школы был Э.Дюркгейм (1858-1917), юрист, который, изучая бытовое  право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления.  
Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Биологическое, индивидуальное начало имеет свои корни в организме, это биологическая часть психики. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма.  
Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно – духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода, которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями.  
Сам процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний.

Проблема социальности человеческого сознания получила дальнейшее развитие в психологической концепции французского психолога, психиатра и невролога Пьера Жане (1859-1947). 
Единицей анализа в психологии Жане является действие, в которое психическое включено в качестве необходимой составляющей.  
Во-первых, психические явления есть «подготавливающая» часть действия. Например, желание есть уже «начало действия, которое осуществляется не полностью».  
Во-вторых, чувства – это регуляторы действия, обусловливающие темп протекания действия и способ его выполнения. 
В-третьих, само зарождение психики связано с появлением активных движений живого организма.  
В-четвертых, умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека, результат их интериоризации.  
Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него коллективную психику. Обогатило науку и появление новых методов исследования психики – клинического, кросскультурного, позволявшего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов.

 

  1. Гештальтизм.

Новая научная школа, выступившая  под названием гештальтпсихологии(от нем. Gestalt – форма, структура), появилась в Германии.Макс Вертгеймер (1880–1943), Вольфганг Келер (1887–1967) и Курт Коффка (1886–1941).

      Ставя опыты, касающиеся  частного вопроса, будущие гештальтисты ощущали как сверхзадачу необходимость преобразования психологии. Они занялись этой наукой, будучи воодушевлены ее экспериментальными достижениями. Они и сами прошли хорошую экспериментальную выучку (Вертгеймер – в Вюрцбурге у Кюльпе, Келер и Коффка у Штумпфа в Берлине).

            Гештальтисты отказались от дополнительных элементов (или актов), которые извне упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему структуру, форму, гештальт, и утвердили постулат о том, что структурность изначально присуща самому этому составу.

      Гештальтисты усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика «атомизма» в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей.

      И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Понятие о гештальте не считалось, таким образом, уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели.

Информация о работе История психологии