Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:15, дипломная работа
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………………………
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника…………….
1.2 Учет индивидуально-типологических особенностей личности в процессе воспитания младших школьников………………………..…….
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников в психолого-педагогической литературе …
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей…………………………...
2.1 Методика и результаты констатирующего исследования………………………………………………..……………….
2.2 Организация, содержание и методика формирующего эксперимента………………………………………………………………...
2.3 Результаты контрольного исследования………………………………
Е. И. Нерославская
указывает на то, что потребность
в общении у младших
Опыт показал, что учет индивидуальных особенностей и проявлений саморегуляции поведения, в основе которого лежит тип темперамента, позволяет спрогнозировать психолого-педагогические условия формирования индивидуального стиля общения ребенка, доказывая тем самым возможность его формирования с учетом индивидуального подхода [52].
Ситуация современного школьного обучения и воспитания требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач, организации живого, делового общения, выстраивание диалога, где немаловажную роль играет сформированность коммуникативной компетентности. Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей, можно создать наиболее благоприятные условия их обучения и воспитания, устранить причины возможной дезадаптации, следовательно, помочь ребёнку справиться с психологическими трудностями, активизировать интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию.
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности
младших школьников в психолого-педагогической литературе
В научном контексте, указывает Л. А. Петровская, сочетание терминов «коммуникативная» и «компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии: (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [56, с. 18].
В толковых словарях (Т. Ф. Ефремовой, С. И. Ожегова, и других) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» [68; 69] или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В. И. Бородуллина, А. П. Горкина и др.) [53]. Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, Р. С. Немов и В. А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний [59; 60].
Термин «компетенция»
получил широкую сферу
В работах Е. А. Быстровой; И. А. Зимней; Д. А. Иванова, Г. Г. Митрофанова, О. В. Соколовой определение компетенции связано с совокупностью специальных и общепредметных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также ценностных мотивов деятельности, сформированных у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области. При этом понятие «компетенция» в некоторых источниках определяется как заданная норма, а «компетентность» – как личностные качества (совокупность качеств) субъекта по отношению к какой-либо его деятельности, как определенная характеристика личности, ориентированной в теме [11; 25; 26].
Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова указывают на то, что концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [26, с. 7].
Выше названными авторами компетентность рассматривается как самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях учащегося, его интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики [26, с. 21].
В нормативных документах учителя в понятие «коммуникативная компетенция» учеников включены следующие существенные показатели: 1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи; 2) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности; 3) владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т. п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т. п.) умениями; 4) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (и вербальную, и невербальную) речевого поведения.
Л. А. Петровская
утверждает, что традиционно
Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. По определению И. А. Зимней, компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Компетентность – качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Компетентность личности, по сути, потенциальна. Она проявляется в деятельности человека и в определенной степени относительна, ибо ее оценка, как правило, дается другими субъектами (например, работодателями), чья компетентность, в свою очередь, может оказаться сомнительной [25, с. 33].
Компетентность
предполагает целый спектр личностных
качеств человека, включая в себя
не только когнитивную и операционно-
Сопоставление
работ, посвященных структуре коммуник
Коммуникативные знания – это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, полагает автор. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области, по мнению Л. А. Петровской, относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие – не эффективны, указывает автор [56, с. 80].
Коммуникативная компетентность включает в себя и коммуникативные умения. Термином «умения», согласно Л. А. Петровской, обозначается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Среди коммуникативных умений выделяются: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, – и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление. Коммуникативные способности, по мнению автора, трактуются двояко: как природная одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность[56, с. 81-82].
Исследователи
речеведческих проблем
Для теории речи наиболее важна коммуникативная компетенция, которая охватывает речь – говорение, письмо, чтение. Коммуникативная компетенция имеет в виду не только теоретические знания, но и навык, свободное владение речью, утверждает Л. М. Бим. Именно учебник должен помочь формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуации общения [6, с. 22].
Все эти определения
с большей или меньшей
Обобщая представления о коммуникативной компетентности различных авторов, можно констатировать, что под коммуникативными способностями понимаются индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.
Под формированием умения В. А. Лабунской, Ю. А. Менджерицкой, понимается целенаправленное и более узкое по сравнению с развитием воздействие, связанное с созданием условий, которое предполагает способность личности к перспективному саморазвитию и самосовершенствованию по усвоению коммуникативных действий. Данные авторы выделили комплекс необходимых психолого-педагогических условий для успешного формирования коммуникативных умений, которые представлены на рисунке 1.
Информация о работе Коммуникативная компетентность младших школьников