Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:15, дипломная работа
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………………………
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника…………….
1.2 Учет индивидуально-типологических особенностей личности в процессе воспитания младших школьников………………………..…….
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников в психолого-педагогической литературе …
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей…………………………...
2.1 Методика и результаты констатирующего исследования………………………………………………..……………….
2.2 Организация, содержание и методика формирующего эксперимента………………………………………………………………...
2.3 Результаты контрольного исследования………………………………
Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии-интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются также, как и по показателю «искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).
На бланке, представленном
на рисунке в приложении 1, где
вычерчены две взаимно
На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента, дает рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показании которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими, ориентируясь на психологическую характеристику типов темперамента, представленном в приложении 1.
Методика 3 – беседа «Мой круг общения» (автор Т. Ю. Андрущенко).
Цель – выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми, т. е. собственно субъективную составляющую социальной ситуации развития.
Оборудование: стандартный лист с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя – горизонтальной и вертикальной – линиями, представленного в приложении 1, два цветных карандаша (темный и светлый).
Диагностическая процедура построена на основе приема графического и цветового опосредования.
Процедура проведения: психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в ходе беседы круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Направление построения и содержание беседы отражены в таблице, представленной в приложении 1.
Диагностическими показателями итога беседы («заселенный» ребенком круг общения) могут рассматриваться:
Интерпретация результатов, полученных в процессе проведения беседы «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрущенко), представлена в приложении 1.
Методика 4 – оценка коммуникативных качеств личности ребенка (автор Р. С. Немов).
Данная анкета представляет собой вопросник (анкета для родителей, воспитателей и учителей), предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, поступающих в школу, и у младших школьников, а также их взаимоотношений с окружающими людьми. Для лучшей ориентации в структуре анкеты представим общим списком те качества личности, которые определяются с ее помощью, и соответствующие им в анкете порядковые номера суждений. В таблице, представленной в приложении 1, слева указаны качества личности, а справа – пункты анкеты, которые им соответствуют. Текст анкеты представлен в приложении 1.
Работая с анкетой, необходимо в каждом пункте, кроме первого, выбрать один из подходящих ответов, отмеченных строчными буквами.
Оценка результатов. Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:
10 баллов – выбор для ответа пункта «а», 5 баллов – выбор из ответа пункта «б», 1 балл – выбор для ответа пункта «в».
Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.
Уровень развития коммуникативных свойств личности и сформированности межличностных отношений определялся в соответствии со средним показателем развитости качеств. Максимальная средняя оценка составляет 10 баллов, минимальная – 1 балл. Соответственно: от 10 до 8 баллов – высокий уровень развития; от 7 до 5 баллов – средний уровень развития; от 4 до 1 баллов – низкий уровень развития.
Если оценки ребенка, полученные со стороны родителей, воспитателей и учителей, совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует. Если совпадают только оценки двух из трех экспертов, характеризующих ребенка, то делается вывод о том, что данное качество свойственно ребенку с достаточной степенью вероятности. Если, наконец, оценки, предложенные всеми тремя экспертами, расходятся, то ничего определенного о наличии или отсутствии у ребенка данного личностного качества без дополнительного специального исследования сказать нельзя.
Результаты констатирующего исследования представлены в приложении 2.
В таблицах 1 и 2 отражена характеристика особенностей нервных процессов младших школьников, полученных на этапе констатирующего исследования, посредством использования методики М. В. Гамезо. В таблице 2 отражена выраженность параметров нервных процессов у младших школьников по данной методике. Таблица 2 представлена в приложении 2.
Результаты проведения данной методики свидетельствуют о том, что в классе, где обучается 25 школьников, выявлены следующие данные: 28 % испытуемых составляют холерики, 40 % – сангвиники, 12 % - флегматики, 20 % – меланхолики. Эти данные следует учесть при организации психолого-педагогической работы с детьми, имеющими разный тип темперамента, поскольку он оказывает существенное влияние на успешность общения школьников.
Таблица 1
Доминирующие типы темперамента испытуемых, выявленные по методике В. М. Гамезо
Типы темперамента |
Количество младших школьников | |
абс. |
% | |
Холерики |
7 |
28 |
Сангвиники |
10 |
40 |
Флегматики |
3 |
12 |
Меланхолики |
5 |
20 |
Результаты
выполнения методики, направленной на
изучение показателей свойств
Таблица 4
Показатели свойств темперамента младших школьников в двухфакторной модели Г. Айзенка
Показатели свойств темперамента |
Количество испытуемых | ||
абс. |
% | ||
1. Шкала «экстраверсия- |
Интравертированность |
7 |
28 |
Экстравертированность |
18 |
72 | |
2. Шкала «нейротизм» |
Эмоциональная стабильность |
13 |
52 |
Эмоциональная нестабильность |
12 |
48 | |
3. Шкала искренности ответов |
Достоверные ответы |
21 |
84 |
Недостоверные ответы |
4 |
16 | |
4. Тип темперамента |
Холерический |
7 |
28 |
Сангвинический |
10 |
40 | |
Флегматический |
3 |
12 | |
Меланхолический |
5 |
20 |
У 28 % испытуемых выявлена «интроверсия», что характеризует их как излишне скромных, не нуждающихся в постоянной поддержке группы (самодостаточных), что вызывает трудности в общении. Им присущи склонность к самоанализу, застенчивость, социальная пассивность, они предпочитают индивидуальную работу, интересы направлены на внутренний мир человека, который считают более значимым, чем мир предметов и внешних обстоятельств.
По шкале «нейротизм» были получены следующие данные: 52 % испытуемых обладают эмоциональной устойчивостью, это свидетельствует о том, что они более адаптированы и легко достигают своих целей, не склонны к беспокойству, уступчивы по отношению к воздействиям со стороны окружающих людей и обстоятельств, склонны к лидерству, способны расположить к себе и вызвать доверие у большинства окружающих, чем те, кто проявил высокую эмоциональную неустойчивость по шкале нейротизма.
В ходе исследования установлено, что 48 % испытуемым присуще эмоциональная неустойчивость. Это свидетельствует о том, что этим личностям трудно идти по жизни, они не удовлетворены своей способностью разрешать жизненные проблемы и достигать желаемых результатов, им свойственна повышенная тревожность по поводу мелких житейских проблем, высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности, поэтому склонны опираться на мнение большинства, в то же время их отличает развитое чувство ответственности, обязательность, постоянные переживания за судьбу близких, свойственна склонность к сомнению, самооценка скорее всего занижена и не совпадает с завышенным идеальным образом «желаемого Я», которому считают необходимым соответствовать.
Что касается шкалы «искренности ответов», то 84 % испытуемых дали достоверные ответы, ответы остальных 16 % оказались не вполне достоверными, что можно объяснить их желанием получить социальное одобрение окружающих.
При определении
места испытуемого в
Результаты проведения беседы «Мой круг общения» (автор Т. Ю. Андрущенко), направленной на выявление круга общения испытуемых, характера переживаний взаимоотношений с окружающими их взрослыми и детьми, отражены в таблицах 5 и 6. Таблица 5 представлена в приложении 2.
Таблица 6
Результаты проведения графической беседы по методике Т. Ю. Андрущенко
Диагностические показатели беседы |
Количество школьников | ||
абс. |
% | ||
«Заселенность» круга общения | |||
1. |
1. «Сверхзасенный» круг общения (много людей в каждом секторе) |
17 |
68 |
2. «Малозаселeнный» круг общения |
8 |
32 | |
«Взрослые вне школы» | |||
2. |
1. Сектор не заполнен (или «забывают», или отказываются кого-либо включать) |
12 |
48 |
2. Отношения
с этим кругом взрослых |
5 |
20 | |
3. Подмена общения
с близкими взрослыми и |
5 |
20 | |
«Взрослые в школе» | |||
3. |
Сектор не заполнен, или отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно |
6 |
24 |
«Сверстники в школе» | |||
4. |
1. Круг этого общения отсутствует (сужен), или отношения окрашены негативно |
6 |
24 |
2. Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, адресованных другим, превышают те, которые ребенок получает от других |
7 |
28 | |
3. Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, получаемых от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим |
6 |
24 | |
«Сверстники вне школы» | |||
5. |
1. Предпочтения общения со старшими детьми |
4 |
16 |
2. Предпочтение
общения с детьми более |
5 |
20 |
Информация о работе Коммуникативная компетентность младших школьников