Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:15, дипломная работа
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………………………
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника…………….
1.2 Учет индивидуально-типологических особенностей личности в процессе воспитания младших школьников………………………..…….
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников в психолого-педагогической литературе …
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей…………………………...
2.1 Методика и результаты констатирующего исследования………………………………………………..……………….
2.2 Организация, содержание и методика формирующего эксперимента………………………………………………………………...
2.3 Результаты контрольного исследования………………………………
По первому показателю круг общения оказался «сверхзаселенным» у 68 % испытуемых, для которых благополучная ситуация развития рассматривается как индивидуальный стиль общения; у них выражен экстравертированный тип отношения. У 32 % круг общения оказался «малозаселенным» испытуемых индивидуальный стиль общения связан с интровертированным типом отношения.
По второму
показателю «Взрослые вне школы»
48 % школьников вообще не заполнили
сектор, что можно объяснить
По третьему показателю «Взрослые в школе» у 24 % школьников отношения с учителями окрашены отрицательно, что можно объяснить конфликтом с ними и потерей значимости школьной жизни.
По четвертому показателю «Сверстники в школе» круг такого общения сужен у 24 % школьников, при этом зона конфликта связана с неудовлетворенностью имеющихся отношений в классе и поиском новых. У 28 % испытуемых отсутствует взаимность в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, адресованных другим, превышают те, которые ребенок получает от других, что можно объяснить неуверенностью в своей привлекательности для других, недостатком защищенности. В то же время 24 % школьников проявилось отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками, при этом получаемых от других чувства, исходящие от самого ребенка к другим. Что объясняется эгоцентрической позицией в общении, преувеличением своей значимости, неадекватно высокой самооценкой.
Пятый показатель «Сверстники вне школы» позволил выявить следующие данные: 16 % школьников предпочитают общение со старшими детьми, что объясняется тенденцией к взрослению, демонстрация одноклассникам, с которыми не сложились отношения своего знакомства со старшеклассниками. Предпочтение общению с детьми более младшего возраста отдают 20 % испытуемых, что объясняется трудностями взросления, школьного взаимодействия, поэтому создание «своего», управляемого круга общения они считают единственной возможностью самоутвердиться в группе.
В таблице 6 представлены данные, отражающие распределение младших школьников на группы с учетом типа темперамента, испытывающих трудности в общении, с указанием характера взаимоотношений с окружающими их взрослыми и детьми.
По результатам экспериментального исследования были выделены школьники, имеющие определенные трудности в общении, о чем свидетельствуют данные, отраженные в таблице 6: во-первых, в общении со сверстниками (меланхолики – 16 %, сангвиники – 12 %, холерики – 16 %, флегматики – 8 %); во-вторых, в общении с учителем (меланхолики – 4 %, сангвиники – 12 %, холерики – 4 %, флегматики – 4 %); в-третьих, в общении с незнакомыми людьми (меланхолики – 20 %, сангвиники – 4 %, холерики – 4 %, флегматики – 4 %); в-четвертых, имеющие трудности в общении с близкими в семье (меланхолики – 4 %, сангвиники – 8 %, холерики – 8 %).
Таким образом, использование данной методики позволило организовать доверительную беседу с каждым из испытуемых, в ходе которой была выявлена не совсем благополучная социальная ситуация развития для 36 % участвовавших в эксперименте школьников, о чем свидетельствует следующее: не реализована актуальная в предподростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, зафиксирован отрицательный опыт общения с ними; конфликтные отношения в семье, завышенные требования родителей, с которым дети не справляются; неудовлетворенность в сфере общения со сверстниками и переход к общению с младшими детьми и старшеклассниками. Таким образом, более чем для трети испытуемых еще не сложился индивидуальный стиль общения, они не нашли оптимальные, приемлемые формы и методы общения, общение не приносит им удовлетворения.
Результаты методики Р. С. Немова, направленные на изучение коммуникативных качеств личности ребенка и межличностных отношений, отражены в таблице 7 и 8. Таблица 8 представлена в приложении 2.
Проанализировав результаты оценивания развития коммуникативных качеств каждого ребенка, полученные со стороны родителей и учителей, мы пришли к выводу, что балльные оценки, выставленные каждым из экспертов лишь частично не совпадают, поэтому с достаточной степенью вероятности можно утверждать о наличии перечисленных в анкете качеств у испытуемых.
Таблица 7
Уровни развития коммуникативных качеств личности и сформированности межличностных отношений у младших школьников по методике Р. С. Немова
Уровни развития
коммуникативных качеств |
Количество школьников | |
абс. |
% | |
Низкий (от 4 до 1 баллов) |
6 |
24 |
Средний (от 7 до 5 баллов) |
17 |
68 |
Высокий (от 10 до 8 баллов) |
2 |
8 |
По итогам анкетирования нами выделены три уровня развития коммуникативных качеств, организаторских способностей, межличностных отношений и характерологических свойств личности, необходимых в общении (настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе и др.): низкий уровень обнаружен у 24 % младших школьников, 68 % испытуемых соответствует средний уровень их развития и лишь 8 % имеют высокий уровень их развития.
Таким образом,
анкетирование родителей и
В целом, результаты констатирующего исследования показали, что более чем для половины испытуемых еще не сложился индивидуальный стиль общения, они не нашли оптимальные, приемлемые формы и методы общения, общение не приносит им удовлетворения.
Исследование выявило наличие недостаточно высокого уровня развития коммуникативных качеств, организаторских способностей, межличностных отношений и характерологических свойств личности, необходимых в общении с взрослыми и сверстниками (настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе и др.) в младшем школьном возрасте. Степень развитости коммуникативных качеств во многом предопределяется типами темперамента. Это предстоит доказать опытно-экспериментальной работой, которая представлена в следующей главе.
2.2 Организация,
содержание и методика
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 44 им. В. Н. Деева г. Ульяновска. Испытуемые – 25 учащихся 4-го класса.
Цель экспериментальной работы на данном этапе – разработать содержание коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками с разным типом темперамента и методические рекомендации, направленные на создание условий для устранения трудностей в общении.
Нами были поставлены следующие задачи: 1) определить психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе коррекционно-развивающих занятий; 2) разработать и апробировать систему коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленную на создание условий для устранения трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента, которая предполагает формирование индивидуального стиля общения ребенка; повышение уровня коммуникативной компетентности школьников; развитие навыков саморегуляции и произвольности; эмоционального и социального интеллекта младших школьников; 3) разработать методические рекомендации для учителя и родителей, по обучению и воспитанию детей с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
Анализ результатов исследования уровня развития коммуникативных умений младших школьников предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования.
Отмеченные выше психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, типа темперамента детей этого возраста, уровня сформированности их коммуникативной компетентности мы учитывали на формирующем этапе нашей работы при составлении программы коррекционно-развивающей работы.
Основные принципы, формы и методы коррекционно-развивающей работы трудностей в общении рассматривались в ряде исследований, касающихся социально-психологической подготовки: Б. Д. Бреус, В. А. Лабунской, Ю. А. Менджерицкой, Е. В. Цукановой и других авторов, которые направлены на развитие умений и навыков общения, т. е. на поведенческую сферу общения [35; 70].
Основной целью психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы является создание условий для формирования индивидуального стиля общения младших школьников с учетом индивидуально-типологических особенностей личности ребенка и как следствие, повышение их коммуникативной компетентности.
Коррекционно-развивающая работа, направленная на оптимизацию и индивидуализацию общения младших школьников с разным типом темперамента, предполагала решение следующих задач:
1) в процессе
коррекционно-развивающих
Информация о работе Коммуникативная компетентность младших школьников