Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:15, дипломная работа
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………………………
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника…………….
1.2 Учет индивидуально-типологических особенностей личности в процессе воспитания младших школьников………………………..…….
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников в психолого-педагогической литературе …
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей…………………………...
2.1 Методика и результаты констатирующего исследования………………………………………………..……………….
2.2 Организация, содержание и методика формирующего эксперимента………………………………………………………………...
2.3 Результаты контрольного исследования………………………………
В. Мегедь полагает, что структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать [43, с. 15].
Слова «характеристика» и «характер» не случайно имеют общий корень. Хорошо составленная психологическая характеристика человека, прежде всего, должна выявить его характер, т. к. именно в нем наиболее существенно проявляются особенности личности. Однако нельзя, как это иногда делается, полагает Я. Стреляу, черты личности подменять только чертами характера. Понятие «личность» шире понятия «характер», и понятие «индивидуальность человека как личности» не исчерпывается только его характером. Далеко не все индивидуально-психологические особенности различных сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности [66, с. 34].
Вместе с тем характер нельзя рассматривать как простую сумму отдельных качеств или особенностей личности. Какие-то его черты всегда будут ведущими; именно по ним и можно охарактеризовать человека, в противном случае задача представления о характере была бы невыполнимой, т. к. у каждого индивида число отдельных характерных черт может быть велико, а количество оттенков каждой из этих черт еще больше. Например, аккуратность может иметь оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, подтянутость и т. д. Отдельные черты характера классифицируются значительно более легко и четко, чем типы характеров в целом. Каждый из ярких (акцентуированных) характеров с различной степенью выраженности встречается в среднем в 5–6 % случаев. В отдельных случаях встречаются сочетания типов характеров. Остальные условно могут быть отнесены к «среднему» типу. Однако, у каждого человека в тех или иных ситуациях могут проявляться черты почти всех характеров. Однако характер определяется не тем, что бывает «иногда», а устойчивостью проявления черт во многих ситуациях, степенью их выраженности и соотношением, указывает Я. Стреляу [66, с. 37].
Согласно А. Е. Личко, акцентуация черт характера – это такая количественная выраженность той или иной черты характера, которая достигая предельных величин, оказывается у крайней границы нормы, иначе говоря, это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно [40, с. 9].
Характер – во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность. От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент, указывает В. М. Русалов [62, с. 52].
В. С. Мерлин определяет темперамент как устойчивые индивидуальные особенности личности, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия [44, с. 124].
Если темперамент – первичная натура, поскольку в его основе лежат врожденные структуры, то характер – вторичная натура человека, поскольку его основу составляет привычка, а привычка и есть вторая натура. Принципиальная суть гармонизации личности состоит в том, чтобы привести черты характера как пластичного образования в позитивное соответствие с темпераментом. В книге «Очерк теории темперамента» В. С. Мерлин метко использовал по этому поводу цитату И. Канта: «Научись властвовать над своей натурой, иначе натура будет властвовать над тобой» [44, с. 152]. И с этой власти над собой начинается каждый, кто желает добиться в сегодняшней непростой жизни хотя бы чего-нибудь, пусть даже относительно малого.
Из этого следует, что характер не только испытывает влияние темперамента, но и сам оказывает воздействие на свойства темперамента, а именно: под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявление отдельных свойств темперамента (в течение длительного времени работы над ними эти свойства могут частично изменяться); маскирует свойства темперамента (динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности).
И. А. Климов к чертам темперамента относит силу или слабость переживания чувств и желаний, их глубину или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения. Черты темперамента и характера, согласно его мнению, образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности [30, с. 127].
Выделяются
следующие типы темперамента: холерический,
меланхолический, флегматический, сангвинический.
К холерикам относят энергичных
Еще одной подструктурой личности являются способности. Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, при этом, сами способности к наличию ЗУН не сводятся. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу, полагает И. А. Климов. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут они приобретены, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий [30, с. 128].
В. М. Русалов считает, что способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т. е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности [61, с. 154].
Высшую ступень развития способностей называют талантом. В. М. Русалов дает следующее определение понятия «талант»: это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной единственной способностью. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность [61, с. 155].
Н. С. Лейтес выделяет такое понятие как одаренность. Она не тождественна таланту и выступает как предпосылка к возникновению таланта. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий останавливается на математике, другой – на биологии. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей [38, с. 175].
Н. И. Базарская считает, что знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учащихся требуют и различной педагогической тактики [5, с. 65].
А. И. Ильина указывает,
что предметом особой заботы учителей
чаще всего бывают дети – холерики
и дети с меланхолическим
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. А. И. Ильина рекомендует на занятиях чаще спрашивать этих учащихся, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание [23, с. 56].
Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
В соответствующих
условиях воспитания и при слабом
типе нервной системы может
Э. И. Маствилискер указывает на то, что растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие [42, с. 66].
Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) и в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.
Одним из важнейших условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников является учет их индивидуально-типологических особенностей. Так исследование, проведенное Е. И. Нерославской, подтвердило влияние индивидуально-типологических особенностей младших школьников на динамические стороны общения (объем, инициативность, устойчивость контактов), а также позволило наметить возможные пути оптимизации и индивидуализации общения школьников. Автор доказала, что дети с разным типом темперамента различаются по эмоциональному тону речи в процессе общения и невербальным компонентам (поза, жесты, мимика) [52].
Младшие школьники с типом темперамента холерика и сангвиника по динамическим особенностям межличностного общения отличаются от учащихся с темпераментом меланхолика и флегматика. Это проявляется в следующем:
Информация о работе Коммуникативная компетентность младших школьников