Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:15, дипломная работа
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………………………
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника…………….
1.2 Учет индивидуально-типологических особенностей личности в процессе воспитания младших школьников………………………..…….
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников в психолого-педагогической литературе …
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей…………………………...
2.1 Методика и результаты констатирующего исследования………………………………………………..……………….
2.2 Организация, содержание и методика формирующего эксперимента………………………………………………………………...
2.3 Результаты контрольного исследования………………………………
Рисунок 1 – Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений школьников.
Данные психолого-педагогические условия включают в себя: 1) создание положительной мотивации, на основе внутренних потребностей, предыдущего индивидуального опыта общения и коммуникативных способностей учащегося; 2) расширение коммуникативной базы в рамках урока, путем использования системы упражнений, в которых формирование коммуникативных умений будет рассматриваться как специальная педагогическая и дидактическая задача; 3) погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационно-компьютерных технологий; 4) конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий, рассматриваемое как условие формирования коммуникативных умений на продуктивном и творческом уровнях; 5) учет возрастных особенностей учащихся; 6) наличие высокого уровня сформированности коммуникативных умений учителя [35, с. 57].
В результате развиваются вербальные и невербальные коммуникативные умения, повышается активность в коммуникативной деятельности, осуществляется широкий перенос в другие виды деятельности; формируется интерес к информации; «образ Я» как субъект коммуникативной деятельности, вместе с потребностью в дальнейшем совершенствовании.
В школе сама ситуация постоянного контакта с учащимися несет в себе возможность прививать им необходимые навыки саморегуляции, самообладания, рациональных способов общения. Трудность здесь не в самих приемах, а в том, чтобы учащийся захотел принять эту помощь от педагога. В. Н. Мясищев полагает, что сила педагога и врача в том, чтобы так овладеть отношением воспитанника или больного, чтобы сделать правильную точку зрения точкой зрения руководимого, правильное отношение – его отношение. В перестройке отношений жизненной ситуации исходным моментом является отношение ученика к педагогу или больному к психотерапевту [50, с. 134].
Основная причина неконтактности – неправильное отношение к себе и окружающим в силу завышенной или заниженной самооценки (второе встречается не реже, чем первое). В качестве основных путей изменения отношений детей с окружающими В. Н. Мясищев выделяет: организацию гуманистических отношений среди всех членов данного классного коллектива, создание атмосферы эмоционального сопереживания через систему коллективной деятельности, бесед; специальную работу, направленную на обеспечение благоприятной позиции каждого ребенка в системе внутриколлективных отношений; организацию специальных занятий по овладению информацией об особенностях человеческого общения и способами общения [50, с. 135].
В настоящее время основными задачами формирования речетворчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Этому молодых людей должна научить школа, которая, к сожалению, не имеет альтернативных целевых образовательных программ, гарантирующих высокий результат в формировании коммуникативных умений, а также не располагает методическими и научно-практическими исследованиями, решающими задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л. С. Выготский) [14, с. 46], что так необходимо современному педагогу, обеспечивающему становление новых генетических уровней мышления и речи.
В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей, отмечает Р. А. Парошина. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности. Педагоги отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и внешне-речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности [55, с. 5].
Г. А. Цукерман отмечает, что проблема культурного общения школьников на сегодняшний день одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15–17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности [69, с. 12].
В этой связи
проблема коммуникативной компетентности
нашла отражение в следующих
законодательных федеральных
О. М. Казарцева выделяет еще одну проблему коммуникации – невладение учащимися культурой коммуникации. Умение прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, умение слышать другого человека и правильно понимать и принимать его доводы, возражать по существу, а не только потому, чтобы возразить, доказательность и компетентность – вот те качества, которые необходимы ученику в его взрослой жизни [28, с. 87].
Многие ученые согласны с тем, что определяющим условием формирования коммуникативной компетентности школьников является организация во внеучебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог-психолог создает коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками.
Таким образом, именно педагог-психолог, тщательно организуя коммуникативное общение школьников на специальных занятиях во внеучебное время, успешнее решает вопрос формирования тех компонентов, которые входят в структуру коммуникативной компетентности.
Выводы
1. Важнейшие новообразования, возникающие у младших школьников, затрагивают все сферы психического развития и социальные отношения личности, при этом доминирующим фактором развития общения в этом возрасте являются коммуникативные способности, освоение которых позволит детям в дальнейшем успешнее реализовать свой внутренний потенциал.
2. Индивидуальность,
присущая каждому человеку, проявляется
в чертах темперамента, характера,
привычках, преобладающих
3. Коммуникативная компетентность – это индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление. Коммуникативная компетентность считается сформированной лишь в том случае, если она проявляется в конкретной ситуации. Организация внеучебной деятельности позволяет не только расширить возможности проявления коммуникативной компетентности, но и способствует формированию всесторонне развитой и духовно богатой личности.
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативной
компетентности младших школьников
с учетом их индивидуально-
2.1 Методика и результаты констатирующего исследования
В процессе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны и проведены констатирующее исследование, формирующий эксперимент, контрольное исследование. Констатирующее исследование было проведено в апреле 2012 года на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 44 им. В. Н. Деева г. Ульяновска. Испытуемыми стали 25 учащихся 4-го класса.
Цель констатирующего исследования заключалась в определении уровня развития индивидуально-типологических особенностей личности младших школьников, их коммуникативных умений.
Задачами констатирующего этапа исследования были: 1) выявление типа нервной системы и темперамента младших школьников; 2) изучение динамических особенностей общения младших школьников и невербальных компонентов, входящих в состав коммуникативных способностей; 3) оценка учителями коммуникативных качеств личности младших школьников.
В ходе констатирующего этапа исследования нами использовались метод сбора и регистрации данных, свидетельствующих о свойствах темперамента младших школьников (схема М. В. Гамезо); методика исследования индивидуальных особенностей личности младших школьников (Г. Айзенк); «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрущенко); педагогическая оценка коммуникативных качеств личности ребенка (Р. С. Немов), а также метод количественной и качественной обработки данных.
В результате проделанной
работы мы получили данные об индивидуально-типологических
особенностях личности младших школьников
и их коммуникативной компетентности
на этапе констатирующего исследов
Методика 1 - Тип темперамента воспитанника (М. В. Гамезо).
Цель – определить тип темперамента личности с учётом силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Вопросник представлен в приложении 1. При подсчёте ответов нужно использовать ключ: все ответы оцениваются по пятибалльной шкале (5 баллов – «полностью согласен, да»; 4 балла – «скорее согласен, чем не согласен»; 3 балла – «отчасти согласен, иногда»; 2 балла – «скорее не согласен, чем согласен»; 1 балл – «не согласен»).
Сила нервных процессов: ответы на вопросы: №№ 1, 2, 3, 4, 5; обратный счёт применим к вопросу № 2: если испытуемый поставил себе 5 баллов, то он получит всего 1 балл; за 4 балла – всего 2 балла; за 3 балла – 3 балла; за 2 балла – 4 балла; за 1 балл получает 5 баллов.
Если алгебраическая сумма за все 5 вопросов составит 20-25 баллов, то уровень выраженности нервных процессов «очень высокий»; если же она составит 15-19 баллов, то уровень «высокий»; если составит 10-14 баллов, то уровень «средний»; если будет 5-9 баллов, то уровень «низкий», а если сумма составит 0-4 балла, уровень считается «очень низким».
Уравновешенность нервных процессов: ответы (баллы) за вопросы №№ 6, 7, 8, 9, 10; при ответах на вопросы №№ 6, 7, 8, 9 баллы начисляются в обратном порядке, как указано выше; уровень уравновешенности нервных процессов определяется точно также, как в предыдущем пункте.
Подвижность нервных процессов: ответы (баллы) на вопросы №№ 11, 12, 13, 14, 15; при обсчёте ответов на вопрос № 14 баллы исчисляются в обратном порядке (обратный счёт), а уровни сформированности уравновешенности вычисляются так же, как и в предыдущем пункте.
Алгебраическая сумма на вопросы: №№ 1–5, №№ 6–10, №№ 11–15 позволит определить доминирующий тип темперамента. Если сумма баллов по каждой из этих 3 групп превысит 13 баллов, то ставится знак «+»; если же она равна или менее 13 баллов, то ставится знак «-».
Все результаты суммы заносятся в таблицу, представленную в приложении 1.
Методика
2 – Экспресс-диагностика
Цель – определить у испытуемого три показателя: экстраверсию, интроверсию, нейротизм (устойчивость и неустойчивость поведения («шкала лжи»).
Данная методика содержит опросник Г. Айзенка (детский вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интра-экстраверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с детьми каждого типа.
Диагностическое обследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся проводится фронтально.
Чтобы исключить возможность осознанного или неосознанного искажения результатов, предварительная характеристика предстоящего теста даётся в общих выражениях: «Сейчас мы будем изучать некоторые особенности, о которых подробнее расскажу после окончания работы…». Перед началом работы необходимо добиться полного понимания инструкции каждым учащимся. При выполнении тестов желателен постоянный контроль, чтобы исключить «заимствование» результатов соседями по столу, обсуждения и взаимных подсказок.
На каждый предлагаемый вопрос испытуемому предлагалось ответить «Да» или «Нет». Среднего значения для ответа не предусмотрено. Ответ заносился на опросный лист под соответствующим номером.
Опросник представлен в приложении 1.
Ключ к ответам:
1 шкала (экстраверсия – интроверсия): + 1, + 3, – 5, + 8, + 10, + 13, – 15, + 17, – 20, + 22, + 25, +27, – 29, – 32, – 34, – 37, + 39, + 41, + 44, + 46, + 49, – 51, + 53, + 56.
2 шкала (нейротизм): (все с «+»): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
3 шкала (показатель искренности ответов): +6, – 12, – 18, + 24, – 30, + 36, – 42, – 48, – 54.
Нормативы: 1 шкала (интроверсия: 1-7 – значительная, 8-11 – умеренная; экстраверсия: 19-24 – значительная,12-18 – умеренная; 2 шкала (нейротизм): низкий – 10 и ниже, средний – 11-14, высокий – 15-18, очень высокий – 19-24; 3 шкала (показатель искренности ответов): при наличии более трёх совпадений бланк считается недействительным.
Обработка результатов тестирования: предполагает определение достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. При сумме баллов 0-4 ответы достоверны. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение). Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не проводится.
Информация о работе Коммуникативная компетентность младших школьников