Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80

Файлы: 1 файл

Диплом исправленный.docx

— 234.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты  проблемы агрессивного поведения в  дошкольном возрасте 6

1.1. Анализ  проблемы детской агрессивности 6

1.2 Психологические  особенности личности дошкольника 16

1.3. Характеристика  агрессивности детей дошкольного  возраста 19

Глава 2. Диагностика и коррекция  агрессивности детей дошкольного  возраста 50

2.1. Цели и  задачи исследования агрессивного  поведения дошкольников 50

2.2. Ход исследования  детской агрессивности 53

2.3 Анализ  результатов исследования 55

Заключение 66

Список литературы 69

Приложение 1 73

Приложение 2 74

Приложение 3 75

Приложение 4 79

Приложение 5 80

 

Введение

 

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая  волна детской преступности и  увеличение числа детей, склонных к  агрессивным формам поведения, выдвигают  на первый план задачу изучения психологических  условий, вызывающих эти опасные  явления. Особенно важным изучение агрессивности  является в дошкольном возрасте, когда  эта черта находится в стадии своего становления и когда еще  можно предпринять своевременные  корригирующие меры.

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой  популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный  рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а  именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется  на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются  основы этики, оформляются и укрепляются  индивидуальные варианты отношения  к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.

К концу дошкольного возраста все эмоциональные процессы становиться более уравновешенными, ребенок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением. В этом возрасте уже существует механизм эмоционального предвосхищения. А проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении, которое может закрепиться при отсутствии работы с таким ребенком.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории  детей агрессия как устойчивая форма  поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь  в устойчивое качество личности. В  итоге снижается продуктивный потенциал  ребенка, сужаются возможности полноценной  коммуникации, деформируется его  личностное развитие. Агрессивный ребенок  приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес  к проблемам детской агрессивности  существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного  возраста и разработка направлений  его коррекции.

Объект исследования – агрессивность  дошкольников.

Предмет исследования – методы диагностики  и коррекции агрессивного поведения  детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования;

2. Организация и проведение диагностического  эксперимента;

3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Своевременная диагностика  агрессивного поведения детей и  опора на её результаты в коррекционной  работе, а так же систематичность  коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей  дошкольного возраста.

База исследования: ДОУ № 4 г. Златоуста Челябинской области.

Количество детей - 21 человек, количество мальчиков - 10, количество девочек - 11. Возраст детей - 6 лет.

Методы исследования.

1. Контент-анализ педагогической, психологической литературы по  теме исследования;

2. Целенаправленное наблюдение  за агрессивными проявлениями  старших дошкольников по отношению  к сверстникам в естественных  условиях группы детского сада;

3. Психологические и педагогические  методы исследования системы  межличностных связей в группе  детского сада и определения  положения каждого ребенка в  ней (тесты, беседы);

4. Опрос родителей с целью изучения особенностей их воспитания детей в семье.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте

1.1. Анализ проблемы детской агрессивности

 

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов  и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна  детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным  формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических  условий, вызывающих эти опасные  явления. Особенно важным изучение агрессивности  является в дошкольном возрасте, когда  эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё  возможно предпринять своевременные  корригирующие меры.

Изучению и анализу  проблемы агрессивности человека посвящены  многочисленные зарубежные исследования ( А. Адлер, А. Бассу, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, З.Фрейд, К. Лоренц, М.Зильман, Э.Фромм).

 Проявления агрессии у людей  бесконечны и разнообразны. Рассмотрим данные понятия с точки зрения А. Бассу [5]:

- агрессия – это любое поведение,  содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим;

- агрессия – это действия, включающие в себя намерение  обиды или оскорбления;

- агрессия – это попытка  нанесения другим телесных или  физических повреждений;

- агрессия – это враждебное  поведение в отношении окружающих  людей;

- агрессия – это любая  форма поведения, нацеленного  на оскорбление или нанесение  вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению А. Г. Бассу агрессия бывает двух типов: физическая и вербальная.

 Физическая агрессия  бывает:

- активная - прямая (применение  силы по отношению к другому  человеку, нанесение телесных повреждений,  избиение, ранение огнестрельным  или холодным оружием и активная – непрямая (направленная на другое лицо окольными путями);

- пассивная – прямая (стремление  с помощью физической силы  не позволить другому человеку  достичь желаемой цели) и пассивная  – непрямая (отказ от выполнения  необходимых задач: отказ уходить  с улицы в конце прогулки).

 Вербальная агрессия бывает:

- активная – прямая (словесное  оскорбление, критика, унижение  другого человека) и активная – непрямая (распространение злой клеветы, сплетен о другом человеке);

- пассивная – прямая (отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы) и пассивная – непрямая (отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения) [5].

Огромного внимания заслуживает  теория влечения (психоаналитический подход), основоположником которой  является Зигмунд Фрейд [41]. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежное. В человеке существует два мощных инстинкта: сексуальный (либидо), когда энергия направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни и инстинкт влечения к смерти, когда энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение.

Продолжателем идей З. Фрейда стала его дочь А. Фрейд, уделившая  большое внимание проблемам детской  агрессивности. На богатейшем клиническом  материале А. Фрейд конкретизировала основные положения классического  психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, психологическом «Я» ребенка.

Этологический подход представлен  в работах К. Лоренца, который  придерживался эволюционного подхода  к агрессии, что совпадало с  позицией З.Фрейда. Он считал, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта  борьбы за выживание и агрессивная  энергия генерируется в организме  спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с  течением времени. Функциями развертывания  агрессивных действий будут количество накопленной агрессивной энергии  и наличие стимулов, облегчающих  разрядку агрессии [27].

Лоренц отмечал, что, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа имеют способность подавлять свои стремления, имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида, отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

Обращает на себя внимание фрустрационная теория (гомеостатическая модель) предложенная Дж. Доллардом [37], которая противопоставляется двум, выше описанным. Агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.

Основные положения:

- фрустрация всегда приводит  к агрессии в какой-либо форме;

- агрессия всегда является  результатом фрустрации.

Когда выяснилось, что индивидуумы  не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение  не проявляется в тот же момент фрустрации из-за угрозы наказания  и происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека. Агрессивное  поведение человека можно контролировать.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам известного ученого Леонарда Берковица, который  является соавтором фрустрационной теории агрессии и выдвигает предположение  о том, что фрустрация вызывает озлобленность  и эмоциональную готовность реагировать  агрессивно.

Если человек действовал по задуманному плану и ему  помешали, то он ощущает большую  досаду (фрустрацию), которая проявляется  в гневе, враждебности, в агрессивных  действиях по отношению к препятствующему  человеку или объекту [6] теорию и пришел к выводу, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы; признает, что агрессия бывает импульсивной, не подвластной контролю рассудка.

Заслуживает внимания теория социального учения (бихевиоральная модель), где А. Бандура [4] описывает изучение человеческого поведения, ориентированного на образец как: агрессия, приобретаемая посредством биологических факторов (гормоны, нервная система) и учения (например, непосредственный опыт, наблюдение).

Агрессия провоцируется:

1) воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

2) неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);

3) побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);

4) инструкциями (например, приказы);

5) эксцентричными убеждениями  (например, параноидальными убеждениями).

Агрессия регулируется:

1) внешним поощрением  и наказанием (например, материальное  вознаграждение, неприятные последствия);

2) викарным подкреплением  (например, наблюдение за тем,  как поощряют или наказывают  других);

3) механизмами саморегуляции  (например, гордость, вина).

Значит, теория социального  учения утверждает, что агрессия проявляется  только в соответствующих социальных условиях [21].

В процессе своей работы Э. Фромм рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную или «доброкачественную», которая способствует выживанию человека и имеет биологические корни и «злокачественную», это деструктивность и жестокость, которая определяется психологическими и социальными факторами [12]. А нобелевский лауреат Кондрат Лоренц писал, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сембернар, ньюфаундленд) [9].

 Таким образом, З. Фрейд и К. Лоренц представили эволюционный подход к агрессии. Дж. Доллард и Леонард Берковец, являясь авторами фрустрационной теории предположили, что у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии и оно может быть перенесено с реального обидчика на другой объект или человека, то есть происходит смещение агрессии. И.Л. Берковец и К. Лоренц признают, что агрессия бывает импульсивной и не подвластной контролю рассудка, возникающей спонтанно и нуждающейся в разрядке. Альфред Адлер и М. Зильман описали, как большинство людей реагируют на провокацию ответной реакцией и чтобы избежать этого необходима выработка конструктивных и неагрессивных привычек. Согласно теории Альберта Бандуры, особенности поведения развиваются путем подражания другим людям и, наблюдая насилие в семье ребенок вырастит агрессивным. Необходимо найти возможности предотвращения агрессии или взять ее под контроль.

 Итак, многие авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста