Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа
Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков остается главным мотивом поведения, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют ребенка [15].
Проективные техники психодиагностики
свободны от ограничений, накладываемых
на опросники. Как правило, цель диагностики
в них замаскирована, что уменьшает
возможность испытуемого давать
такие ответы, которые позволяют
произвести желательное о себе впечатление.
Так, в инструкции к тесту «Несуществующее
животное» испытуемому
Диапазон диагностических
возможностей теста «Несуществующее
животное» достаточно широк, в частности
его применение может быть направлено
на диагностику агрессивности. Степень
выраженности агрессивных тенденций
будет определяться количеством, расположением
и характером острых углов в рисунке
независимо от их связи с той или
иной деталью изображения. Особенно
весомы в этом отношении прямые символы
агрессии — когти, острые клювы, зубы,
иглы и др. Методика «Несуществующее
животное» может быть использована
в качестве метода экспресс-диагностики
склонности к агрессивным формам
поведения. И поскольку по составу
данный тест является ориентировочным,
он не может быть использован как
единственный метод и требует
объединения с другими методами
или тестами для формирования
батарейного инструмента
В ряду методов диагностики
предрасположенности к развитию
агрессивного поведения нельзя не назвать
тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга,
который получил
Использование детского
рисунка в диагностике
Таким образом, при формировании
программы обследования и выборе
методов диагностики
Как правило, психологический анамнез составляется со слов родителей, но в случае их отсутствия (например, в ситуации детского дома) информация может быть получена на основе жалоб лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдений за ребенком.
Для диагностики агрессивного
поведения следует опросить
В любом случае необходимо учитывать, что информация, полученная от одного лица, будет носить субъективный характер и зависеть от личностных особенностей, позиций и мотивов данного человека.
Анализ поведения ребенка на любом этапе важен для ранней диагностики, коррекции и профилактики агрессивных тенденций. Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. В узком смысле диагностика агрессивности — это определение, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения, в широком смысле — это выявление признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения.
Цель исследования: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: выявить как общий уровень агрессивности в группе, так и индивидуально каждого ребенка.
Выявляя агрессивных детей
в группе, следует помнить, что
главная задача – не постановка
диагностики, не навешивание ярлыка
и не подтверждение своих
Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин использовались следующие методы диагностики:
Наблюдение
В зависимости оттого, какой степени точности необходимо получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное :
а) Для
Результаты наблюдения фиксируются в специальном протоколе (образец протокола наблюдения представлен в приложении 1).
б) Структурализированное наблюдение:
Примером такого наблюдения может служить примерная схема наблюдения за поведением ребенка (приложение 2).
Основным требованием к фиксации результатов наблюдения является объективность. В протокол наблюдения следует записывать только то, что могла бы заснять видеокамера; собственные же выводы необходимо указывать в графе «Комментарии» или «Примечания».
Наблюдение позволяет
выявить, какой вид
Беседа и анкетирование
Беседа и анкетирование
могут быть как самостоятельным,
так и дополнительным диагностическим
методом, применяемым с целью
получения необходимой
Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.
Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:
Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.
Кроме беседы можно
использовать метод
С одной стороны, для некоторых
родителей гораздо легче
- положение ребенка в системе межличностных связей группе детского сада;
- внутриличностные факторы;
- стиль воспитательных воздействий взрослых;
- факторы фрустрации и др.
Проведенное нами исследование
позволяет выявить влияние всех
вышеперечисленных факторов на агрессивность
детей в экспериментальной
В эксперименте приняла участие подготовительная группа в количестве 21 ребенка ДОУ № 4 г. Златоуста Челябинской области. В группе испытуемых 10 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет и их родители.
Для решения поставленных задач исследования в констатирующей части важно изучить социальную ситуацию развития детей, то есть, особенности воспитания их в семье и группе детского сада, особенности воспитательных воздействий родителей и воспитателей, а также систему межличностных связей в экспериментальных группах детского сада.
Таким образом, исследование проходило в несколько этапов:
- сбор информации, составление характеристики семей;
- изучение стиля общения воспитателя с детьми;
- диагностика системы межличностных связей детей в группе;
- диагностика агрессивных проявлений в поведении детей;
- разработка программы
профилактики агрессивного
- выявление результативности реализации программы.
Рассмотрим этап, связанный с диагностикой состояния проблем поведения агрессивных дошкольников.
1) Сбор информации и составление характеристики семей старших дошкольников, имеющих проявления агрессивного поведения методом беседы, опроса, наблюдения, анкетирования родителей.
На данном этапе проводилось изучение условий воспитания ребенка в семье, для чего использовался опрос родителей и детей.
В экспериментальной группе в среднем было 75% семей двухпоколенных и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки. Причем большинство семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5% трехдетных.
Таблица1. Данные об образовании родителей
Образование родителей |
% соотношение по группе |
Высшее у обоих |
29% |
Высшее у одного из родителей |
41% |
Среднее и средне-специальное |
30% |
Материальные и бытовые условия в семьях воспитанников в отдельных семьях ниже среднего, так как ДОУ находится в рабочем районе города. Также следует сказать, что 5% воспитанников составляют дети работников этого же сада, материальное положение которых находится на низком уровне.
Рассматривая воспитательные
меры воздействия родителей по отношению
к детям можно наблюдать
Необходимо также отметить, что по признанию самих детей, физические наказания применяются в несколько раз чаще, чем об этом свидетельствуют сами родители.
2) Диагностика системы межличностных связей детей в группе.
Наиболее полную характеристику
дает социометрический эксперимент, вскрывающий
групповые межличностные
О положении ребенка в группе можно судить на основании его социометрического статуса, который рассматривается Я.Л. Коломенским как один из важнейших факторов положения личности в подсистеме личных отношений, характеризующихся уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы, его популярности и влияния на других (референтности).
В исследовании мы использовали экспериментальную игру «Секрет», разработанную Т.А. Репиной и широко используемую в работе с детьми дошкольного возраста. В основу данной игры положен социометрический эксперимент «выбор действия» применяемый Я.Л. Коломенским, переработанный Т.А. Репиной [34] с учетом возрастных психологических особенностей испытуемых. Методика данной игры заключалась в том, что испытуемый «по секрету» дарил трем детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прятал в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста