Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80

Файлы: 1 файл

Диплом исправленный.docx

— 234.71 Кб (Скачать файл)

Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих  недостатков остается главным мотивом поведения, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют ребенка [15].

 

Глава 2. Диагностика  и коррекция агрессивности детей  дошкольного возраста

2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников

 

Проективные техники психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых  на опросники. Как правило, цель диагностики  в них замаскирована, что уменьшает  возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют  произвести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к тесту «Несуществующее  животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его  подходящим именем. Кроме того, применение рисуночных тестов не имеет ограничений  по возрасту .

Диапазон диагностических  возможностей теста «Несуществующее  животное» достаточно широк, в частности  его применение может быть направлено на диагностику агрессивности. Степень  выраженности агрессивных тенденций  будет определяться количеством, расположением  и характером острых углов в рисунке  независимо от их связи с той или  иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы  агрессии — когти, острые клювы, зубы, иглы и др. Методика «Несуществующее  животное» может быть использована в качестве метода экспресс-диагностики  склонности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу  данный тест является ориентировочным, он не может быть использован как  единственный метод и требует  объединения с другими методами или тестами для формирования батарейного инструмента исследования.

В ряду методов диагностики  предрасположенности к развитию агрессивного поведения нельзя не назвать  тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, который получил распространение  под названием «Методика изучения фрустрационных реакций». Детский вариант данного теста может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет.

 Использование детского  рисунка в диагностике является  очень интересным и информативным  для специалиста, но вместе  с тем, выводы будут объективнее,  если наряду с проективными  методиками специалист будет  пользоваться и другими методами  диагностики агрессивности.

Таким образом, при формировании программы обследования и выборе методов диагностики предрасположенности  к агрессивному поведению необходимо учитывать конкретные задачи, форму  работы (групповую или индивидуальную), а также общее психическое  развитие ребенка. Кроме того, надо отметить, что для создания более  полной картины исследуемой проблематики необходимо рассматривать психодиагностические данные в контексте социальной ситуации развития ребенка. Система объективных  данных о жизни ребенка отражается в психологическом анамнезе, в  состав которого входят сведения об истории  развития ребенка, информация о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Эта информация позволяет более  эффективно построить диагностическую  гипотезу, а также уточнить в дальнейшем психологический диагноз и особенности  построения коррекционной программы.

Как правило, психологический  анамнез составляется со слов родителей, но в случае их отсутствия (например, в ситуации детского дома) информация может быть получена на основе жалоб  лиц, обратившихся за консультацией, и  их наблюдений за ребенком.

 Для диагностики агрессивного  поведения следует опросить родителей,  педагогов, а также наблюдать  за поведением ребенка в течение  продолжительного времени (ежедневно  в течение недели). Особое внимание  следует уделить поведению ребенка  при устных замечаниях, неудачах, когда ему предъявляют какие-то  требования. Для диагностики используются  также ситуативные тесты, в которых воспроизводятся конфликтные и фрустрирующие ситуации.

В любом случае необходимо учитывать, что информация, полученная от одного лица, будет носить субъективный характер и зависеть от личностных особенностей, позиций и мотивов  данного человека.

Анализ поведения ребенка  на любом этапе важен для ранней диагностики, коррекции и профилактики агрессивных тенденций. Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. В узком смысле диагностика агрессивности — это определение, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения, в широком смысле — это выявление признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения.

Цель исследования: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного  возраста.

Задачи исследования: выявить как общий уровень агрессивности в группе, так и индивидуально каждого ребенка.

Выявляя агрессивных детей  в группе, следует помнить, что  главная задача – не постановка диагностики, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание посильной  своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку.

 

 

2.2 Ход исследования  детской агрессивности

 

Для выявления агрессии у  детей дошкольного возраста, выяснения  ее причин использовались следующие методы диагностики:

  • наблюдение;
  • беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
  • проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.

Наблюдение

В зависимости оттого, какой  степени точности необходимо получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное  и структурализированное :

 а) Для неструктурализированного  наблюдения характерно то, что:

  • заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;
  • не имеется строгого плана.

Результаты наблюдения фиксируются  в специальном протоколе (образец  протокола наблюдения представлен в приложении 1).

 б) Структурализированное  наблюдение:

  • заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;
  • составляется специальный план записи или фиксации результатов.

Примером такого наблюдения может служить примерная схема  наблюдения за поведением ребенка (приложение 2).

Основным требованием  к фиксации результатов наблюдения является объективность. В протокол наблюдения следует записывать только то, что могла бы заснять видеокамера; собственные же выводы необходимо указывать  в графе «Комментарии» или  «Примечания».

 Наблюдение позволяет  выявить, какой вид агрессивного  поведения свойственен данному  ребенку, какие ситуации провоцируют  появление агрессии; помогает установить  частоту и легкость возникновения  агрессивных проявлений, степень  неадекватности агрессии той  ситуации, в которой она возникает,  степень напряженности в агрессивных  реакциях. Конечно, нужно стремиться  наблюдать за ребенком в различных  ситуациях, однако необходимо  отметить, что наблюдение за игровой  деятельностью дошкольника является  наиболее информативным, т.к. игра  — это ведущий вид деятельности  дошкольника. В игре наиболее  ярко проявляются особенности  взаимоотношений детей, их коммуникативные  навыки.

Беседа и анкетирование

Беседа и анкетирование  могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим  методом, применяемым с целью  получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Особенно информативной  может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни  ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.

Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной  схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и  может включать в себя следующие  блоки:

  • корректное информирование о проблеме;
  • анамнестические сведения;
  • любимые занятия ребенка дома;
  • предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;
  • отношения с родственниками;
  • отношения с другими людьми и т. д.

Каждый блок включает в  себя вопросы, направленные на выявление  возможных причин подобного поведения  ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам  на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.

 Кроме беседы можно  использовать метод анкетирования.  Преимущества этого метода заключаются  в значительной экономии времени,  которого и так зачастую не  хватает у психолога ДОУ. Но  использование анкетирования ни  в коем случае не исключает  беседу с родителем.

С одной стороны, для некоторых  родителей гораздо легче заполнить  анкету, нежели прийти на беседу со специалистом; с другой стороны, анкета или опросник могут послужить вспомогательным  средством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Анкета «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» [36] представлена в приложении 3.

2.3 Анализ результатов  исследования

Определяя состояние  проблемы агрессивного поведения старших  дошкольников, необходимо выделить основные факторы, влияющие на возникновение  агрессивного поведения как такового:

- положение ребенка в  системе межличностных связей  группе детского сада;

- внутриличностные факторы;

- стиль воспитательных  воздействий взрослых;

- факторы фрустрации и  др.

Проведенное нами исследование позволяет выявить влияние всех вышеперечисленных факторов на агрессивность  детей в экспериментальной группе.

В эксперименте приняла участие  подготовительная группа в количестве 21 ребенка ДОУ № 4 г. Златоуста  Челябинской области. В группе испытуемых 10 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет и их родители.

Для решения поставленных задач исследования в констатирующей части важно изучить социальную ситуацию развития детей, то есть, особенности воспитания их в семье и группе детского сада, особенности воспитательных воздействий родителей и воспитателей, а также систему межличностных связей в экспериментальных группах детского сада.

Таким образом, исследование проходило в несколько этапов:

- сбор информации, составление характеристики семей;

- изучение стиля общения воспитателя с детьми;

- диагностика системы  межличностных связей детей в  группе;

- диагностика агрессивных  проявлений в поведении детей;

- разработка программы  профилактики агрессивного поведения  дошкольников в процессе социально-культурной  деятельности;

- выявление результативности  реализации программы.

Рассмотрим этап, связанный с диагностикой состояния проблем поведения агрессивных дошкольников.

1) Сбор информации  и составление характеристики семей старших дошкольников, имеющих проявления агрессивного поведения методом беседы, опроса, наблюдения, анкетирования родителей.

На данном этапе проводилось  изучение условий воспитания ребенка в семье, для чего использовался опрос родителей и детей.

В экспериментальной группе в среднем было 75% семей двухпоколенных и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки. Причем большинство семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5% трехдетных.

 

Таблица1. Данные об образовании родителей

Образование родителей

% соотношение по группе

Высшее у обоих

29%

Высшее у одного из родителей

41%

Среднее и средне-специальное

30%


 

Материальные и бытовые  условия в семьях воспитанников  в отдельных семьях ниже среднего, так как ДОУ находится в  рабочем районе города. Также следует  сказать, что 5% воспитанников составляют дети работников этого же сада, материальное положение которых находится  на низком уровне.

Рассматривая воспитательные меры воздействия родителей по отношению  к детям можно наблюдать следующую  картину: родители применяют (одни чаще, другие реже) физические наказания  и считают их одним из средств  воспитания ребенка. Физические наказания  от всех видов наказаний составляют в группе - 30%.

Необходимо также отметить, что по признанию самих детей, физические наказания применяются  в несколько раз чаще, чем об этом свидетельствуют сами родители.

 

2) Диагностика системы  межличностных связей детей в  группе.

Наиболее полную характеристику дает социометрический эксперимент, вскрывающий  групповые межличностные отношения. Этот эксперимент был предложен  американским психиатром Дж. Морено [28].

О положении ребенка в  группе можно судить на основании  его социометрического статуса, который рассматривается Я.Л. Коломенским как один из важнейших факторов положения личности в подсистеме личных отношений, характеризующихся уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы, его популярности и влияния на других (референтности).

В исследовании мы использовали экспериментальную игру «Секрет», разработанную  Т.А. Репиной и широко используемую в работе с детьми дошкольного возраста. В основу данной игры положен социометрический эксперимент «выбор действия» применяемый Я.Л. Коломенским, переработанный Т.А. Репиной [34] с учетом возрастных психологических особенностей испытуемых. Методика данной игры заключалась в том, что испытуемый «по секрету» дарил трем детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прятал в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста