Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80

Файлы: 1 файл

Диплом исправленный.docx

— 234.71 Кб (Скачать файл)

В этом возрасте уже можно  наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление  непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или  наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются  такие качества личности, как настойчивость  и умение преодолевать трудности; возникает  также чувство долга по отношению  к другим людям.

4. Отмечается произвольное  поведение и новое отношение  ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это  поведение, опосредованное определенным  представлением.

Д. Б. Эльконин отмечал [46], что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.

5. Возникновение личного  сознания – возникновение сознания  своего ограниченного места в  системе отношений со взрослыми.  Стремление к осуществлению общественно  значимой и общественно оцениваемой  деятельности. У дошкольника возникает  осознание возможностей своих  действий, он начинает понимать, что не все может (начало  самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание  своих личных качеств (хороший,  добрый, злой и т.п.). «В данном  случае, - подчеркивает Л. Ф. Обухова, - речь идет об осознании своего  места в системе общественных  отношений. Три года – внешне  «Я сам», шесть лет – личное  самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее».

И с учетом того, что в  дошкольном возрасте перестраивается  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру, то не исключены и психологические  проблемы, возникающие в этот период.

1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста

 

Характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация  к возрастным требованиям нередко  сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения [17]. Так, у только что родившегося ребенка уже можно определить состояние, когда он доволен и когда не доволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В два месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица можно сказать, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движение рук, ног. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения [45]. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности [44].

У годовалых детей осознанного  агрессивного поведения не наблюдается  практически никогда. Малыш может  случайно, заигравшись причинить  боль взрослому или другому ребенку. Если взрослый немедленно остановит  ребенка или предупредит саму возможность такого действия, то отпадет  и всякая опасность. Соответственно не возникнет и вероятности закрепления  подобных действий в поведении малыша.

Уже на втором году жизни  ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка [14]. В период раннего возраста на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего с игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения [43].

Научившись ходить, ребенок  приступает к ознакомительной, исследовательской  деятельности. Всем известно, сколько  хлопот причиняют дети этого возраста. Проворные, шустрые и любопытные малыши всюду могут залезть, все  стремятся потрогать. С расширением  возможностей для самостоятельных  действий возрастает независимость  в поведении ребенка. Нередко  это стремление к самостоятельности - знаменитое «я сам» - выливается в  первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию  родителей. Свое неудовольствие 2-3-летние дети выражают весьма непосредственно: кричат, топают, падают на пол и дрыгают ногами, визжат, царапаются, кусаются, дерутся. Единичные попытки такого поведения встречаются в этом возрасте у многих детей, однако привычными они становятся, к счастью, достаточно редко [14].

Ребенок сталкивается с целой  системой новых для его опыта  запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно попадая в  конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом  ко всему новому и необычному и  родительским запретам, ребенок испытывает сильнейшую депривацию - ограничение  возможности удовлетворение своих  потребностей. И воспринимает эту  ситуацию как акт отвержения со стороны  родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что у него появляется злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако если раньше на агрессивность ребенка  родители реагировали лаской, отвлечением  внимания, то теперь они чаще прибегают  к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему  реагировать на усиливающиеся санкции  со стороны родителей, как вести  себя дальше, чтобы родительская контрагрессия  была по возможности минимальной. И  чаще всего ребенок не находит  выхода из создавшегося положения. Это  может привести к всевозможным психическим  расстройствам, которое проявляются  в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься  на горшок, тревожно спит [44].

Описанные варианты поведения  ребенка в раннем детстве еще  нельзя рассматривать как агрессивность  в чистом виде, это лишь отдельные  ее проявления, которые наблюдаются  у ребенка в припадке ярости или  в качестве протеста [14].

Дошкольный возраст - это  довольно насыщенный период в жизни  каждого человека. Это период пробуждения  и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько  быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении [45].

В этом возрасте агрессивное  поведение уже может расцениваться  как специфическая форма взаимоотношений  ребенка с другими людьми (в  первую очередь со сверстниками) [14]. Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора» — импульсивно, не осознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии этом возрасте считаются негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), касание ногтей (губ). Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют или даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.

Немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения  ребенка с другими детьми вне  семьи.

Регулярное посещение ребенком дошкольного учреждения может прямо повлиять на развитие его агрессивности. Предполагается, что дети, общающиеся со сверстниками, имеют больше возможностей для того, чтобы «попрактиковаться» в агрессивном поведении, чем дети, нерегулярно посещающие детский сад [17].

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников, старается  стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет  свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные  навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют  над торможением, а моральные  нормы еще не сформированы, поэтому  маленький человек часто старается  занять лидерские позиции с помощью  агрессивных методов [9].

Если попытаться охарактеризовать развитие агрессивности в разные возрастные периоды, то картину можно  будет представить следующим  образом. В целом детская агрессивность  является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания [17].

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены  насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности  зрителей и в первую очередь, детей [28].

В своей книге «Откажись  от привычки к телевизору» Дж.А. Вилкинз  пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается девять актов насилия и двадцать один акт приходится на каждый час детских  мультфильмов. По мнению автора, телевидение  совершает своего рода насилие над  детьми и учит их агрессивному поведению [40].

Наиболее опасно формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в  снижении физиологических реакций  человека. Агрессия становится банальной  и привычной в жизни современного ребенка: средства массовой коммуникации демонстрируют, как с ее помощью  утверждается добро, осуществляется достижение цели. Через механизмы психологического заражения, подражания, внушения и убеждения  ребенку прививается мысль о  том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы  победителя и так далее [5].

Но все, же основным социальным источником формирования агрессивного поведения является семья. Именно в  лоне семьи ребенок проходит первичную  социализацию. На примере взаимоотношений  между членами семьи он учится взаимодействовать с другими  людьми, обучается формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношения с родными братьями и сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы [10].

На формирование агрессивных  форм поведения детей сильное  влияние оказывают условия семейного  воспитания. Большинство детей с  асоциальным типом поведения - это  дети из семей с неустойчивым типом  воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью  требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием  запретов и ограничений со стороны  родителей [40].

Существует огромное число  исследований, которые убедительно  показывают зависимость между негативными  взаимоотношениями в системе  «родитель-ребенок», эмоциональной  депривацией (лишение) в семье и  агрессией. Установлено, например, что  если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции  и не находит поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения  уже в дошкольном возрасте существенно  возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, появляется агрессивность  по отношению к собственным родителям. Согласно теории привязанности, маленькие  дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка — надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны  матери. Такой ребенок склонен  доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен  к конструктивному общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок  отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения [10]. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [28].

Многое зависит от реакции  взрослых: они могут мгновенно  выполнять все требования родного  чада, а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе  эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастает чрезмерно  агрессивным.

Исследования показали, что  родители, резко подавляющие агрессивность  у своих детей, вопреки своим  ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться  даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе  не обращают внимания на агрессивные  реакции своего ребенка, то он очень  скоро начинает считать, что такое  поведение дозволено, и одиночные  вспышки гнева незаметно перерастают  в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые  умеют находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить  своих детей справляться с  агрессией [28].

Однако это крайние  варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности  детей развивается где-то между  этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу [9].

Семьи агрессивных детей  имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводились на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение детей, сделанного А. Бандурой [4].

Особенности семей агрессивных  детей

1. В семьях агрессивных  детей разрушены эмоциональные  привязанности между родителями  и детьми, особенно между отцами  и сыновьями. Родители испытывают  скорее враждебные чувства по  отношению друг к другу; не  разделяют ценности и интересы  друг друга.

2. Отцы часто сами демонстрируют  модели агрессивного поведения,  а также поощряют в поведении  своих детей агрессивные тенденции.

Матери агрессивных детей  не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к  их социальной успешности. Дети не имеют  четких обязанностей по дому.

У родителей агрессивных  детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются  взаимоисключающие требования. Как  правило, очень жесткий отец и  попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир [40].

Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают  родители агрессивных детей, - это:

    • физические наказания;
    • угрозы;
    • лишение привилегий;
    • введение ограничений и отсутствие поощрений;
    • частые изоляции детей;
    • сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста