Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80

Файлы: 1 файл

Диплом исправленный.docx

— 234.71 Кб (Скачать файл)

 Для того чтобы, рассмотреть проблему агрессии и агрессивного поведения в отечественной психологии, обратимся к мнению следующих ученых: А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготскому, Ю.Б. Можгинскому, И.А. Кудрявцеву, В.Г. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

 Как отмечает Асмолов А.Г., агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [20].

 Л.М. Семенюк пишет, что встречаются разные трактовки этого понятия: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению; во-вторых, по мнению Ю.Б. Можинского, это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [20].

В отечественной психологии агрессивность подразумевает выражение  антигуманизма, насилия, культа грубой силы. А в некоторых случаях  об агрессивных действиях говорят, как об энергично-наступательных и  дают им положительную оценку. Например, когда речь идет о спортивных состязаниях, отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Такая «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узкой специальной сфере.

Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь агрессия считается неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

 Структуру агрессивного проявления разработали Заградова Й., Осинский А.К., Левитов Н.Д. и классифицировали:

1) По направленности: агрессия, направленная вовне и аутоагрессия, направленная на себя.

2) По цели: интеллектуальная  и враждебная.

3) По методу выражения:  физическая и вербальная.

4) По степени выраженности: прямая и косвенная.

5) По наличию инициативы: инициативная и оборонительная.

 Н.Д. Левитов под агрессией подразумевает вредоносное поведение: злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, бандитизм, убийство. Н.Д. Левитов выделяет:

- познавательный (ориентировка  в ситуации, ее понимание, выделение  объекта для нападения, идентификация  своих «наступательных» средств);

- эмоциональный (появление  гнева, принимает иногда форму  аффекта, ярости, способствуя утрате  контроля над совершаемыми действиями);

- волевой (целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость) компоненты агрессивного состояния.

Он разделяет агрессию на инициативную и оборонную, а также  выделяет общественно и этически оправданное агрессивное поведение (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.) [26].

 В нашем столетии предметом систематического научного исследования стали криминальные аспекты агрессии. Они раскрыты в работах Ю.М. Антонян, В.В. Гульдман, И.А. Кудрявцева. Ю.Б. Можгинский исследует эмоциональные и кризисные механизмы агрессивного поведения личности, а И.А. Фурмановым проведен теоретический анализ многочисленных концепций и механизмов агрессии и условно определены уровни агрессии. Критерием данных уровней являются субъектно-объектные отношения. По мнению В.Г. Леонтьева агрессия является необычной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии (драках, кусании, пинании ногами). Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, напряженность.

 Важную роль в формировании агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Мудрик А.В. в книге «Социальная педагогика» признает, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс учения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Многих исследователей волнует  проблема педагогической работы с агрессивными детьми.

 В данной проблеме, как указывает А.Г. Асмолов, важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку [3].

 А.Г. Асмолов в предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми», говоря о росте преступности среди детей, отмечает необычность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

 Интересно мнение Льва Семеновича Выготского. Он описывал тему насилия в фантазиях современных детей и доказал, что агрессивные воображения формируются под воздействием увиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия. Само насилие воспринимается ребенком как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений [16].

 Даниил Борисович Эльконин считает, что родители, педагоги и психологи должны регулировать инстинктивную жизнь ребенка и в игровой форме, когда он берет на себя роль взрослого, у него происходит укрепление собственного «Я», формируются высокие мотивы, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей. В игре ребенок воссоздает реальные отношения и проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (он в игре руководитель с агрессией или заботой, а ещё он заботливый, застенчивый и робкий). Он отмечает, что ребенок должен жить в раздвоенном мире - в своем мире и в мире взрослых. Свой мир - мир удовольствий, взрослый мир - мир реальности, мир принуждения[46].

 Как справедливо отмечает И.А. Фурманов, тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их профилактики, особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания [43].

В последние годы научный  интерес к проблемам детской  агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвящённых  этой проблеме, ключевые вопросы, связанные  с природой и истоками агрессивности  остаются открытыми [10]. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране [4] или со стороны сверстников, уровень фрустрации [6] и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Итак, отдельные вопросы изучения агрессии нашли отражение в работах отечественных психологов: Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Знакова, К. Изарда, Л.М. Семенюк, В.Н.Мясищева, Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., которые под агрессией понимают состояние, включающее в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения. Профессор Н.Д. Левитов выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевые компоненты, которые требуют понимания ситуации.

К. Изард и А.А. Реан предполагают, что агрессивное состояние возникает  и развивается в борьбе, а всякая борьба требует все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев  инициативность и смелость, готовность к действию. А.А. Реан [35] выделяет 5 базовых направлений в изучении и объяснении феномена агрессивности: инстинктивистская теория агрессии [41, 27]; фрустрационная [37]; теория социального научения [4]; теория переноса возбуждения [45]; когнитивные модели агрессивного поведения [6]. Следует отметить, что ни одно из направлений не может дать полные и всеобъемлющие ответы на вопросы, связанные с агрессией и агрессивностью, но позволяет изучать и объяснять их в дальнейшем.

По мнению В.Г. Леонтьева агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии.

 Таким образом, анализ большого числа научных работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует, насколько сложна проблема агрессивности и агрессивного поведения и различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.

1.2 Психологические особенности личности дошкольника

 

Дошкольное детство –  совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую  общую характеристику дошкольного  детства: «Это период первоначального  фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка  завязываются первые узлы, устанавливаются  первые связи и отношения, которые  образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного  детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [25].

В этом возрасте перестраиваются  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки заключается  в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция  поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается  и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение [38].

Отделение ребенка от взрослого  к концу раннего возраста создает  предпосылки для создания новой  социальной ситуации развития.

К началу каждого возрастного  периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего  социальной. Это отношение Л. С. Выготский  назвал социальной ситуацией развития.

Л. С. Выготский [16] подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Согласно Д. Б. Эльконину  [46], дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.

В процессе развития отношений  между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Основными новообразованиями  дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого  схематического абриса цельного  детского мировоззрения. Все,  что видит, ребенок пытается  привести в порядок, увидеть  закономерные отношения, в которых  укладывается непостоянный окружающий  мир. 

Ж. Пиаже показал, что у  ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе  и явления природы – результат  деятельности людей (Цит. по [38]).

Строя картину мира, ребенок  выдумывает, изобретает теоретическую  концепцию, строит мировоззренческие  схемы. Такое мировоззрение увязывается  со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между  низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей [46].

2. Возникновение первичных  этических инстанций и на их  основе – моральных оценок, которые  начинают определять эмоциональное  отношение ребенка к другим  людям. 

3. Возникают новые мотивы  поступков и действий, общественные  по своему содержанию, связанные  с пониманием взаимоотношений  между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти  мотивы вступают в различные  соотношения, образуют сложную  структуру и подчиняют себе  непосредственные желания ребенка. 

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста