Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа
Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
Для того чтобы, рассмотреть проблему агрессии и агрессивного поведения в отечественной психологии, обратимся к мнению следующих ученых: А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготскому, Ю.Б. Можгинскому, И.А. Кудрявцеву, В.Г. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.
Как отмечает Асмолов А.Г., агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [20].
Л.М. Семенюк пишет, что встречаются разные трактовки этого понятия: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению; во-вторых, по мнению Ю.Б. Можинского, это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [20].
В отечественной психологии
агрессивность подразумевает
Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь агрессия считается неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
Структуру агрессивного проявления разработали Заградова Й., Осинский А.К., Левитов Н.Д. и классифицировали:
1) По направленности: агрессия,
направленная вовне и
2) По цели: интеллектуальная и враждебная.
3) По методу выражения: физическая и вербальная.
4) По степени выраженности: прямая и косвенная.
5) По наличию инициативы: инициативная и оборонительная.
Н.Д. Левитов под агрессией подразумевает вредоносное поведение: злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, бандитизм, убийство. Н.Д. Левитов выделяет:
- познавательный (ориентировка
в ситуации, ее понимание, выделение
объекта для нападения,
- эмоциональный (появление
гнева, принимает иногда форму
аффекта, ярости, способствуя утрате
контроля над совершаемыми
- волевой (целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость) компоненты агрессивного состояния.
Он разделяет агрессию
на инициативную и оборонную, а также
выделяет общественно и этически
оправданное агрессивное
В нашем столетии предметом систематического научного исследования стали криминальные аспекты агрессии. Они раскрыты в работах Ю.М. Антонян, В.В. Гульдман, И.А. Кудрявцева. Ю.Б. Можгинский исследует эмоциональные и кризисные механизмы агрессивного поведения личности, а И.А. Фурмановым проведен теоретический анализ многочисленных концепций и механизмов агрессии и условно определены уровни агрессии. Критерием данных уровней являются субъектно-объектные отношения. По мнению В.Г. Леонтьева агрессия является необычной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии (драках, кусании, пинании ногами). Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, напряженность.
Важную роль в формировании агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Мудрик А.В. в книге «Социальная педагогика» признает, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс учения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
Многих исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми.
В данной проблеме, как указывает А.Г. Асмолов, важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку [3].
А.Г. Асмолов в предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми», говоря о росте преступности среди детей, отмечает необычность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.
Интересно мнение Льва Семеновича Выготского. Он описывал тему насилия в фантазиях современных детей и доказал, что агрессивные воображения формируются под воздействием увиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия. Само насилие воспринимается ребенком как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений [16].
Даниил Борисович Эльконин считает, что родители, педагоги и психологи должны регулировать инстинктивную жизнь ребенка и в игровой форме, когда он берет на себя роль взрослого, у него происходит укрепление собственного «Я», формируются высокие мотивы, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей. В игре ребенок воссоздает реальные отношения и проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (он в игре руководитель с агрессией или заботой, а ещё он заботливый, застенчивый и робкий). Он отмечает, что ребенок должен жить в раздвоенном мире - в своем мире и в мире взрослых. Свой мир - мир удовольствий, взрослый мир - мир реальности, мир принуждения[46].
Как справедливо отмечает И.А. Фурманов, тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их профилактики, особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания [43].
В последние годы научный
интерес к проблемам детской
агрессивности существенно
Итак, отдельные вопросы изучения агрессии нашли отражение в работах отечественных психологов: Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Знакова, К. Изарда, Л.М. Семенюк, В.Н.Мясищева, Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., которые под агрессией понимают состояние, включающее в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения. Профессор Н.Д. Левитов выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевые компоненты, которые требуют понимания ситуации.
К. Изард и А.А. Реан предполагают,
что агрессивное состояние
По мнению В.Г. Леонтьева агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии.
Таким образом, анализ большого числа научных работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует, насколько сложна проблема агрессивности и агрессивного поведения и различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.
Дошкольное детство –
совершенно особенный период развития
ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую
общую характеристику дошкольного
детства: «Это период первоначального
фактического склада личности, период
развития личностных «механизмов» поведения.
В дошкольные годы развития ребенка
завязываются первые узлы, устанавливаются
первые связи и отношения, которые
образуют новое, высшее единство деятельности
и вместе с тем новое, высшее единство
субъекта – единство личности. Именно
поэтому, что период дошкольного
детства есть период такого фактического
складывания психологических
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение [38].
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
К началу каждого возрастного
периода складывается своеобразное,
специфическое для данного
Л. С. Выготский [16] подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».
Согласно Д. Б. Эльконину [46], дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.
В процессе развития отношений
между ребенком и взрослым и дифференциации
всех видов его деятельности происходит:
возникновение и развитие соподчинения
мотивов, усвоение этических норм, развитие
произвольного поведения и
Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:
1. Возникновение первого
схематического абриса
Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по [38]).
Строя картину мира, ребенок
выдумывает, изобретает теоретическую
концепцию, строит мировоззренческие
схемы. Такое мировоззрение
2. Возникновение первичных
этических инстанций и на их
основе – моральных оценок, которые
начинают определять
3. Возникают новые мотивы
поступков и действий, общественные
по своему содержанию, связанные
с пониманием взаимоотношений
между людьми (мотивы долга, сотрудничества,
соревнования и т. п.). Все эти
мотивы вступают в различные
соотношения, образуют сложную
структуру и подчиняют себе
непосредственные желания
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста