Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80

Файлы: 1 файл

Диплом исправленный.docx

— 234.71 Кб (Скачать файл)

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается  прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной, так  и в прямой формах.

Об агрессивности нельзя судить по ее внешним проявлениям. Надо выявить мотивы и сопутствующие  ей переживания, что необходимо для  своевременной диагностики и  для разработки коррекционных программ. Очевидно каждый агрессивный акт  имеет определенный повод и проявляется  в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы можем понять направленность агрессивного поведения, его причины  и цели. А это может пролить  свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность Смирнова Е. и Хузеева Г. выделяют [39]:

  • Желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);
  • Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое достоинство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получиться, ты плакса»);
  • стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);
  • стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стенку);
  • стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).

В большинстве случаев  агрессивные действия у детей  имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторый  из них агрессивные действия вообще не имеют какой–либо цели и направлены исключительно на причинение вреда. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает тревогу. Враждебная агрессия этих детей проявляется в

    1. в высокой частоте действий – в течении часа можно наблюдать не менее четырех актов причинения вреда, в то время как у других детей отмечается не более одного;
    2. в преобладании физического насилия;
    3. в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль и страдание.

Эти признаки дают возможность  выделить группу повышенной агрессивности. Обычно от общего количества детей  их число составляет 15-30 %.

Варианты проявления детской  агрессивности.

Повышенная агрессивность  в той или иной степени отличает большинство дошкольников. Практически  все дети ссорятся, дерутся, обзываются... «Не знают как себя вести», по мнению взрослых, а вот когда узнают - присмиреют. Во многих случаях так  и бывает: агрессивность уходит, уступая место более спокойным  формам поведения. Однако есть и такие  дети, у кого агрессивность не просто сохраняется, но и нарастает, становясь  устойчивым качеством личности [22]. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Можно полагать, что уже  в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, которые способствуют проявлению агрессивности, что дети склонны к насилию, существенно  отличаются от своих миролюбивых  сверстников не только внешним поведением, но и психологическими характеристиками [24].

На первый взгляд, агрессивные  дошкольники от своих сверстников  отличаются мало. Уровень развития интеллекта у них в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее произвольность поведения несколько ниже, но у некоторых она развита вполне [16]. У агрессивных детей часто наблюдаются те или иные нарушения развития эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (но не злобны) в повседневном обращении, с трудом усваивают правила вежливости. Для них обычно интересны подвижные или настольные игры с четкими и несложными правилами. Играть в сложные сюжетно-ролевые игры с меняющимся эмоциональным наполнением ролей они не любят, так как чувствуют себя в таких играх малокомпетентными [13].

Большинство выражено агрессивных  детей отличаются от сверстников  по своим физическим показателям. Они  либо крупнее, массивнее, либо, наоборот, мельче, чем другие дети. Иногда у  таких детей снижен инстинкт самосохранения, и тогда они не только бросаются  в драку с заведомо более сильным  противником, но и залезают туда, откуда не могут слезть, дразнят злую и  опасную собаку, научившись делать три гребка, не касаясь дна ногами; берутся переплыть реку и так  далее. Но бывает и наоборот. Ребенок  имеет вполне, развитый инстинкт самосохранения, и вся его агрессивность направлена только на слабых, на тех, кто заведомо не сможет дать ему должного отпора. Такой ребенок вполне пристойно  ведет себя в присутствии отца, но, гуляя с бабушкой, может ударить  ее по лицу песочной лопаткой. Никогда  не тронет кошку, которая может оцарапать, но бьет ногой под брюхо безобидного  спаниеля. Именно такой, второй тип  агрессивности вызывает наибольшее число нареканий, наибольшее недоумение и раздражение [13].

Существует мнение, что  агрессивных детей отличает неверная самооценка - завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень  самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с  тем выяснилось, что у агрессивных  детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Достаточно высоко оценивая себя, эти дети явно сомневаются в том, что сверстники относятся к ним хорошо. Можно полагать. Они остро и напряженно переживают свою недооцененность, причем эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По положению в группе сверстников агрессивные дети выделяются мало: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, тут дело в субъективном восприятии ребенком отношение к себе: ему просто кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств [22].

Анализируя агрессивность  как свойство личности, американскими  психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические  критерии, позволяющие говорить о  наличии данного свойства у ребенка  в той или иной степени:

    • часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой;
    • часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;
    • часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках;
    • завистливы и мнительны;
    • часть сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились четыре критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными [23].

А вот что существенно  отличает агрессивных детей, так  это способ выхода из конфликтных  ситуаций. Когда психолог показывает им картинки, на которых изображены такие ситуации (например, кто-то берет  чужую игрушку, или рушит постройку  других, или ломает игрушку), и спрашивает: а что ты сделал бы на месте того, кого обижают, практически все агрессивные дети отвечают: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью». А остальные дети в большинстве случаев дают ответы более конструктивные («Починю», «Сделаю новую») и не связанные с насилием («Заплачу и пожалуюсь маме»). Показательно, что агрессивные дети приписывают изображенным персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл». Остальные же дети достаточно часто истолковывают те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет и вернет» [23].

Еще более существенные различия можно видеть в реальном взаимодействии детей. В играх, где надо решить ту или иную задачу (раскрасить картинку), агрессивные дети проявляют меньший  интерес к работе партнера, явно отрицательное, а иногда и агрессивное  отношение к его успехам (вырывают его рисунок). Они редко уступают другим свое - будь то карандаши, игрушки  или конфеты. Дети не склонны к  агрессии, достаточно часто помогают партнеру по игре, уступают свои вещи [23].

Все это дает основание  полагать, что главной отличительной  чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них  как противник, как конкурент, как  препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение  отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает  ее специфическое восприятие другого  как врага.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный человек  имеет предвзятое мнение о том, что  руководит поступками окружающих: он приписывает другим враждебные намерения  и пренебрежение к себе. Эта  же атрибуция враждебности фиксируется  и у агрессивных детей, она  проявляется в следующих фактах:

- в представлениях о  своей недооценности со стороны  сверстников;

- в приписывании другим агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;

-в реальном взаимодействии  детей [24].

Американский психолог М. Альворд выделяет ряд характерологических  особенностей агрессивных детей, которые  обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты  таких детей. Выделение характерологических  особенностей весьма важно, так как  именно эти особенности агрессивных  детей являются предметом коррекционной  работы [23].

1.воспринимают большой  круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к  нему.

2. сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. в случае намеренной  агрессии отсутствует чувство  вины, либо вина проявлена очень  слабо.

7. склонны не брать  на себя ответственность за  свои поступки.

8. имеют ограниченный  набор реакций на проблемную  ситуацию.

9. в отношениях проявляют  низкий уровень эмпатии.

10. слабо развит контроль  над своими эмоциями.

11. слабо осознает свои  эмоции, кроме гнева.

12. боятся непредсказуемости  в поведении родителей.

13. имеют неврологические  недостатки: неустойчивое, рассеянное  внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14. не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы [23].

Классифицировать проявление детской агрессивности можно  по-разному — можно применить  общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности явления агрессии.

Рассмотрим классификацию  проявления детской агрессии в основе которой лежит проявление агрессии [2].

1. Дети, склонные к проявлению  физической агрессии.

Физическая агрессия может  выражаться как в драках, так и  в форме разрушительного отношения  к вещам. Иногда агрессивность и  разрушительность совпадают, и тогда  ребенок швыряет игрушки в  других детей и взрослых. Такое  поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями [18].

Это активные, деятельные и  целеустремленные ребята, отличающиеся цельностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом, экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность  в сочетается с честолюбием и  стремлением к общественному  признанию. Они любят демонстрировать  свою силу и власть, доминировать над  другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и жадностью, плохим самоконтролем. Их действия импульсивны  и непродуманны, такие дети часто  не извлекают уроков из своего негативного  опыта, поэтому совершают одни и  те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие  дети способны на нечестность, ложь, измену [2].

2. Дети, склонные к проявлению  вербальной агрессии.

За вербальной агрессией (оскорбляют, дразнят, ругаются) часто  стоит неудовлетворенная потребность  почувствовать себя сильным или  отыграться за собственные обиды [15].

Этих ребят отличают психологическая  неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Внешне часто производят впечатление  угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Еще одной особенностью таких  детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они  обладают сензетивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева  и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного  достоинства. При этом они не умеют  и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к  окружающим и выражают их в агрессивных  вербальных формах.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста