Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80

Файлы: 1 файл

Диплом исправленный.docx

— 234.71 Кб (Скачать файл)

Причем сами родители никогда  не испытывают чувства вины при использовании  того или иного метода наказания.

Родители агрессивных  детей не пытаются разобраться в  причинах деструктивного поведения  своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру [40].

На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между  строгостью наказания и уровнем  агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание  является реакцией родителей на агрессивное  поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка [32].

Но попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка  с помощью физического наказаний  зачастую напоминает метание бумеранга. Попытки свести агрессию на нет или  хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний  фактически являются подкреплением  и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень  демонстрируемой агрессии [10].

Использование физических наказаний  как средства воспитания детей в  процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для  тех примером агрессивности. В таких  случаях наказание может провоцировать  агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей  или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами  «карающих мечей», вряд ли потом  они усвоят другие, не такие горькие  уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок, подобное аверсивное обращение  может, в конце концов, привести ребенка  в компанию «людей, демонстрирующих  и одобряющих чрезвычайно рискованное  поведение, которое действительно  должно быть наказано». В-третьих, если наказание слишком возбуждает и  расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Если после сурового наказания ребенок  расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его  наказали. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь  сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые  им пытаются привить, своими внутренними  ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказания в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его [10].

Американский психолог Э. Фромм пишет, что ребенок начинает думать, что стоит, пожалуй, иной раз получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его ради очистки совести. Он знает: за то, что он натворил, нужно расплачиваться. А расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять повторять свои выходки (согрешил - покаялся). Только он уже начинает действовать с большей осмотрительностью, чтобы его не поймали на месте «преступления». Короче, ребенок удовлетворяет и свое желание сделать что-то недозволенное, и очищает свою совесть одновременно [42].

Физические наказания  наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному  наказанию из-за своего неверного  поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание — это  проявление гнева или нелюбви  со стороны отца или матери. При  этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей. Все  время, демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его  самообладанию, не прививают ему  умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежелательных  результатов частого битья —  тот, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Реакция на побои у детей  бывает разной; маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать  еще громче; ребенок чувствует  себя оскорбленным и униженным; ребенок  чувствует глубокую неприязнь к  своим обидчикам; ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим [30].

Если родители подавляют  агрессию ребенка с позиции силы и /или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, то ребенок усваивает  эти формы поведения и применяет  их в дальнейшем в общении с  детьми и со взрослыми, а также  в играх. Интересный пример приводит В. Куинн. Мама, которая, решив наказать дочь за сквернословие, моет ей рот с мылом, провоцирует ребенка на дальнейшее употребление грубых слов в свое отсутствие. Кроме того, подобные действия матери могут привести к ухудшению взаимоотношений с дочерью, что в дальнейшем выльется в серьезные разногласия и противоречия [32]. Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Наказания должны быть приближены по времени к проступку и не носить длительный характер, так как длительные наказания вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву [1].

По сути, самой главной  причиной агрессивного поведения детей  является нежелание родителей разбираться  в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с  психологом такие дети говорят о  том, что чувствуют себя в семье  одинокими, никчемными, ненужными, о  плохом отношении с одним или  обоими родителями, отсутствии поддержки  и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.

Специалисты считают, что  агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах  справится самостоятельно, и таким  образом борется за свое психологическое  выживание.

Общение ребенка с родителем  имеет большое значение. Возможность  высказать наболевшее – первый шаг  к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему  требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку [31].

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жизнедеятельности  субъекта, который может даже и  не иметь представления о том, что он поступает агрессивно.

Ведь агрессивность вызывает не только отрицательные эмоции, но и положительные, такие как готовность защитить себя и окружающих от негативного  вторжения, желание познать себя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевым  усилиям [19].

Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в  целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим [9].

В социальной среде уровень  агрессивности определяется степенью социализации и этнокультурными  нормами, требованиями, установками. Общее  развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными  нормами. Любая культура декларирует  и санкционирует свои специфические  нормы и характеристики, предопределяя, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической  природы он не может, поскольку наделен  огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такие как  любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или  иной степени и проявление агрессии.

Из сказанного понятно, что  искоренять проявление агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались  соразмерными обстоятельствам и  социально допустимыми, а также  не ограничивали без необходимости  права и свободы человека [9].

Адекватное проявление гнева  способствует социальному, личностному  и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое  проявление гнева сопряжено с  риском, так как может привести к нежелательным последствиям.

Социализация детской  доброкачественной агрессивности, перевод ее в социальную активность, а не подавление, должны стать важнейшим  условием успешной педагогической работы. Осуществить этот перевод можно  следующим образом: сублимировать  активно негативное поведение в  игровую, трудовую, познавательную деятельность; перенести разрушительные действия с объектами на неживые (природные  материалы, песок, воду, глину, пластилин  и тому подобное); объяснить нецелесообразность поведения и поступков, ведущих  к насилию и жестокости; выразить сопереживание и сочувствие пострадавшему; показать образец поведения, с помощью  которого «гасятся» деструктивные  действия [19].

Дошкольный возраст делят  на подпериоды:

    • младший дошкольный возраст (3-4);
    • средний дошкольный возраст (4-5);
    • старший дошкольный возраст (5-7).

Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы  и города. Ребенок открывает мир  человеческих отношений, разных видов  деятельности и общественных функций. У ребенка возникает потребность  во взрослой жизни, активно в ней  участвовать. На этом этапе ведущим  видом деятельности является ролевая  игра. Ребенок стремится к еще  большей самостоятельности, но на данном этапе эта потребность не может  быть реализована. Данное противоречие и способствует развитию игры. В  старшем дошкольном возрасте дети находятся на стадии развития игры, на которой моделируют реальные отношения между людьми. В этом возрасте складывается индивидуальная мотивационная система ребенка. Среди устойчивых мотивов начинают выделяться доминирующие мотивы, характеризующие индивидуальность личности. В этом возрасте ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, затем свои собственные. На этом же этапе происходит осознание своих чувств, то есть старший дошкольник может выразить свои переживания, вербализуя их. Все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но из этого не следует снижение интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Ребенок все еще существо импульсивное, но существо управляемое. Запорожец говорил о существовании механизма эмоционального предвосхищения. В раннем детстве аффект – последовательное звено в цепочке событий. В дошкольном возрасте до того, как ребенок начинает действовать появляется эмоциональный образ, отражающий будущий результат. Следовательно, ребенок знает хорошо или плохо он поступает.

Эмоциональные реакции в  форме сопротивления или негативизма  наиболее отчетливы у детей в  возрасте от 18 месяцев до 2,5 года и  затем постепенно уменьшается по мере того, как дети лучше узнают то, на что они способны, и то, что  приемлемо для других людей. Проявление злости, негодования проходят похожий  путь развития, их приступы обычно становятся менее частыми, и поведение детей  к моменту поступления в школу  является более уравновешенным.

Следует заметить, что поведение  ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская  группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего  состояния воспитателя. Если те или  другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих сверстников не только поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Выявить эти психологические особенности можно путем сопоставления их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессивному поведению.

Агрессивное поведение уже  в дошкольном возрасте принимает  разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может  иметь прямые и косвенные формы: все эти формы можно увидеть  в группе детского сада.

Вербальная агрессия.

1. косвенная форма направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивные фантазии.

2. прямая форма представляет собой оскорбления или вербальные формы унижения другого.

Традиционны такие «детские»  формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда – корябеда», «Жора  – обжора»), оскорбления («Жир –  трест», «урод»).

Физическая агрессия.

1.косвенная форма физической агрессии направлена на принесение, какого-либо материального ущерба другому через непосредственно физическое действие. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого ребенка; уничтожение или порча чужих вещей.

2.прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивания (ребенок показывает кулак); реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападения (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы и пр.).

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста