Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, дипломная работа
Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Анализ проблемы детской агрессивности 6
1.2 Психологические особенности личности дошкольника 16
1.3. Характеристика агрессивности детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
2.1. Цели и задачи исследования агрессивного поведения дошкольников 50
2.2. Ход исследования детской агрессивности 53
2.3 Анализ результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
Экспериментальным материалам
служили красочные
Методика, учитывая психологические особенности испытуемых, включала:
а) игровые моменты, чтобы
вызвать у детей больший
б) в ней облегчалось
принятие экспериментальной задачи,
которая сама по себе для маленького
ребенка имеет чисто
в) предупреждалась возможность сговора (дети, прошедшие эксперимент, сразу изолировались от остальных, поскольку дошкольникам хранить свои секреты очень трудно);
г) устранялся возможный
отрицательный воспитательный эффект
эксперимента (детям, не получившим выборов,
экспериментатор сам
Кроме того, вводилась «разминка» перед началом эксперимента для установления контакта с испытуемым.
Перед экспериментом ребенку
говорили: «Сейчас мы будем играть
в интересную игру. Она называется
«Секрет». Все дети вашей группы
по очереди, по секрету будут делать
друг другу подарки. Делать это надо
так, чтобы никто не видел. Я дам
тебе три картинки, и ты подаришь
их, кому захочешь, только каждому ребенку
по одной. Если хочешь, можешь положить
в шкафчики и тем детям, которые
болеют». (Последнее говорилось как
бы между прочим, чтобы дети не воспринимали
это положение как
Эксперимент применялся в
двух вариантах: с положительным
критерием и отрицательным. В
деликатной форме ребенку предлагали
сделать три отрицательных
В протоколе фиксировали следующее:
1) Как ребенок принимает
задачу подарить картинки
2) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий положительные выборы;
3) Обоснование первого выбора;
4) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий отрицательные выборы;
5) Обоснование их.
В нашем исследовании при
обработке экспериментального материала,
был использован метод «
Взаимность симпатии - фактор, чрезвычайно существенный для эмоционального благополучия ребенка, и иногда один взаимный выбор для него значит больше, чем несколько невзаимных [34]. Учитывая это, за взаимный выбор 1-ой степени привлекательности начисляли 10 баллов, 2-ой степени -8 баллов и 3-ей степени - 6 баллов. Далее при начислении баллов учитывались отсутствующие в день проведения эксперимента члены группы. Дети часто забывают об отсутствующих сверстниках, там более, если последние уже долго не посещали детский сад, соответственно цена выбора удваивалась, если отсутствующему ребенку сверстники делали подарок.
Таким образом, в игре «Секрет»
использовался обобщенный критерий
в его положительном и
В результате социометрического эксперимента, были выявлены следующие дети, получившие больше всего отрицательных выборов со стороны сверстников: главным образом за их агрессивность. Свои отрицательные выборы испытуемые мотивировали следующим образом: «он всех бьет», «он всегда обижает меня», «она дразниться и плюется», «она кусается», «он обижает всех, все отбирает и мешает играть», «он говорит нехорошие слова» и т.д. Вместе с тем не получили ни одного выбора в положительном варианте эксперимента: Юра. По одному выбору от своих друзей получили: Дима. Изолированными детьми явились: Вова - его балл равен «0».
Приведенное соотношение между различными средствами агрессии свидетельствует, что по общим данным 55% составляли физические средства, 29% вербальные, 14% мимические и пантомимические и 3% деструктивные действия. Что касается соотношения средств агрессии, то в экспериментальной группе из общего числа агрессивных действий (204) - 118 составляют физические средства, 60 - вербальные, 22 - мимическо-пантомимические, 4 - деструктивные действия. Существуют и определенные различия между агрессивными проявлениями мальчиков и девочек.
Анализируя особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность, можно выделить наиболее агрессивных детей. Основными критериями отбора этих испытуемых явились частота агрессивных проявлений, их продолжительность и интенсивность, а также инициативный характер агрессивных действий.
В дальнейшем с педагогами и родителями этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении особенностей социальной ситуации развития ребенка в семье и группе детского сада, в уточнении характера дезадаптации этих детей.
Также выяснилось, что мальчики
чаще используют физическую агрессию
и деструктивные действия: 81% против
65% у девочек. В тоже время можно
отметить, что мальчики практически
не используют мимические и пантомимические
средства агрессии, и, по сравнению
с девочками, реже пользуются средствами
вербальной агрессии. Девочки же больше
склонны к проявлению вербальной
и мимико-пантомимической
Классифицируя зафиксированные средства агрессии можно отметить, что вступая в конфликт, дети пытаются использовать разнообразные приемы (таблица 2).
Таблица 2. Классификация использованных детьми средств агрессии
Физические |
Вербальные |
Мимические и пантомимическиее. |
Деструктивные действия |
1 .Ударить руками 2. Ударить ногами 3. Толкнуть 4. Укусить 5 Поцарапать б. Дернуть за волосы 7 .Ударить предметом 8.Измазать лицо, одежду 9. Плюнуть |
1 .Обозвать 2 .Нагрубить 3.Погрозить физ. расправой 4.Натравить на обидчика другого 5.Организовать заговор против сверстника |
1 .Показать язык 2.Фигу 3.Состроить рожу 4.Погрозить кулаком |
1.Сломать, бросить игрушку 2.Порвать книгу, рисунок 3.Испортить вещь, принадлежащую другому |
4) Диагностика агрессивных проявлений в поведении детей.
С целью диагностики
уровня агрессивности
Результаты оценки уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности (3 ребенка), 30% средний (6 детей), 42% высокий (8 детей) и 14% повышенный уровень (4 ребенка) (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
2) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П. (приложение 4)
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании.
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Были получены следующие результаты:
Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по методике Лаврентьевой
Г.П. (структурализированное
Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
По результатам всех методик: 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. приложение).
по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента
По результатам
Средний уровень агрессивности - у десятерых детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Слабый уровень агрессивности
по результатам используемых методик
не был выявлен у детей
Таким образом, по результатам
констатирующего этапа
Таким образом, в ходе первичной диагностики были выявлены следующие проблемы детей с агрессивным поведением: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся; мало общительны; погружены в себя, а также обозначилась необходимость обучения детей открытому проявлению своих чувств, переживаний, способам как общения детей друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Проблемы родителей связаны с материальными и бытовыми условиями, так как ДОУ находится в рабочем районе города. Многие родители работают на промышленных предприятиях города, возвращаются домой поздно, очень усталые и не могут посвятить ребенку мизерную часть свободного времени для чтения сказок, совместных игр, бесед. Легче включить мультики или компьютерные игры. В воспитательных целях часто применяют физические наказания (30% от общего числа детей) и считают их одним из эффективных средств воспитания детей.
Важность разработки диагностических программ применительно к агрессивному поведению детей обусловлена недостатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диагностики агрессивности именно в дошкольном возрасте.
Решение задачи диагностики агрессивности в дошкольном возрасте может быть успешным при дополнении тестовых средств диагностики изучением социальной ситуации развития ребенка, анализом его поведения в значимой для него деятельности.
Проведенный теоретический
анализ показал, что на формирование
и развитие агрессивности у ребенка
может оказывать целый ряд
неблагоприятных факторов как биологического,
так и социального
1) неудовлетворенности ребенка
содержанием общения с
2) низким социальным статусом ребенка в группе;
3) неуспехом в совместной
со сверстниками деятельности, в
обусловленный как трудностями
операционного характера (
4) неудовлетворенностью потребности в признании.
Дефекты семейного воспитания,
обусловленные как
Проведенное исследование показало
открытый характер агрессивного поведения
у дошкольников, возникающего как
реакция психологической защиты
в трудных ситуациях. У некоторых
детей агрессивное поведение
имеет импульсивный характер, сопровождается
вспышками возбуждения, что может
быть обусловлено биологическими предпосылками.
Однако практически у всех агрессивных
детей имеет место
Проведенная коррекционная работа с агрессивными детьми позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также - сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста