Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
Диплом «Коррекция агрессивности подростков»
ОГЛАВЛЕНИЕ
На современном этапе развития общества острой становится проблема увеличения количества детей с различными отклонениями в личностном развитии и поведении. Это прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, цинизм, жестокость, а также агрессивность. Особенно остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится в каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя не знают как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Как правило, разговор об агрессивных детях ведётся в осуждающих терминах: грубиян, нахал, отвратительный, дрянь, хулиган – такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причём не только в школе, но и дома.
Обратившись к научной литературе, мы установили, что агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе, отсутствием элементарных навыков общения, что проявляется в соответствующем поведении.
Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость определения психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств её предотвращения и коррекции. Поскольку умение научиться не принимать близко к сердцу фрустрирующие ситуации, с пониманием относиться к чувствам и поступкам других людей, нормально реагировать на отказ является неотъемлемым компонентом социализации развивающейся личности. Обучение базовым социальным умениям актуально тем, что можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии, расширить репертуар адекватных социальных умений.
Проблема агрессивного поведения является предметом большого числа психологических работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, К. Лоренц, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Р. Бэрон и Д. Ричардсон и другие). В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Но, тем не менее, учитывается и возможность реализации природно-закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка (М.И. Буянов, А.И. Захаров). Тема: «Агрессия и поведение подростков».
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Объект исследования: агрессивное поведение.
Предмет исследования: развитие и формирования личности подростка с агрессивным поведением в процессе коррекционного обучения социальным умениям.
Гипотеза: мы предполагаем, что биологические основы агрессии не могут иметь ведущее значение, по сравнению с ролью общественных условий и, прежде всего воспитания. Поэтому обучение неагрессивному поведению подростков может привести к положительному результату.
Методы исследования: естественное наблюдение, беседа, тестирование.
Теоретическая значимость исследования: результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях агрессивного поведения, установить взаимосвязь между развитием коммуникативных умений и поведением подростков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционной работы, способствующей снижению агрессивности. Разработанный методический материал может быть полезен психологам, социальным педагогам, воспитателям.
Тема агрессии становится актуальной на Западе с середины 60-х гг., ее даже называют там «интригующей», а сам XX век — «веком беспокойства о насилии», так считает Т. Г. Румянцева в статье «Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии». Создавались авторитетные комиссии по изучению агрессивного поведения населения в ряде капиталистических стран, в частности в США, которые финансируются правительствами, частными фондами, Министерством обороны США и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Имеется также секретное военное финансирование, касающееся программ, оценивающих результаты действия на людей психотропных препаратов. В связи с этим необходимо уточнить смысл и значение самого понятия «агрессия». В настоящее время термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется в самом широком контексте. Различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не признано исчерпывающим и общеупотребительным.
Анализируя проявления и биологическое значение агрессии в животном мире, австрийский ученый К. Лоренц писал, что «для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т. п. и заканчивая в конце концов войной и атомной бомбой» [26;36]
В словаре практического психолога даётся понятие «агрессия» (adgradi: gradus – шаг, ad – на, т.е. на-ступать, наступление, экспансия) как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Там же мы находим высказывание З. Фрейда об агрессии – это отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий господство над миром. Поддерживает точку зрения и Фредерик Перлз, утверждая, что «агрессия в основном функция инстинкта голода, и в принципе может быть частью любого инстинкта, например, сексуального». [35;13]
Существует довольно
много определений понятия
Например, Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. [42;6]
X. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. [42;6]
А. Басс определяет агрессию как любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. [8;25]
С нашей точки зрения, перечисленные выше определения, в какой то мере раскрывают сущность феномена «агрессии» и поддерживают профессора психологии Дэвид Дж. Майерса. Он в учебном пособии «Социальная психология» признаёт, что термин »агрессия» имеет разные значения. Агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во время лечения зубов, а также непреднамеренные столкновения на тротуарах. Под это определение подпадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже «дразнилки». [27;485]
Леонард Берковиц считает, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Н. Д. Левитов в статье «Психическое состояние агрессии» пишет о том, что в жизни термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия (и агрессоры) всегда оценивается резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, когда идет речь о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узкой специальной сфере. В повседневном быту и в том числе в школьной жизни нередко встречаются формы глубокого насильственного поведения, несомненно, относящиеся к агрессии, хотя и не называемые обычно этим термином. Говорят о «задиристости», «драчливости», «озлобленности», когда видят агрессивное поведение или проявления агрессивности как черты характера. [24;169]
Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон в книге «Агрессия» утверждают, что понятие «агрессия» – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Ввиду того, что проявления агрессии у людей многообразны Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон считают целесообразным ограничить изучение данного феномена концептуальными рамками, предложенными А. Бассом.
По мнению А. Басса агрессивные действия можно описать на основании трёх шкал и а представить в виде дихотомии.
физическая - вербальная,
активная - пассивная,
прямая – непрямая.
Таблица 1
Категории агрессии по А. Бассу
ТИП АГРЕССИИ |
ПРИМЕРЫ |
Физическая—активная—прямая |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Физическая—активная—непрямая |
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
Физическая—пассивная—прямая |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью. |
Физическая—пассивная—непрямая |
Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). |
Вербальная—активная—прямая |
Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
Вербальная—активная—непрямая |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
Вербальная—пассивная—прямая |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. |
Вербальная—пассивная—непрямая |
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
Л. Алексеева в статье «Последствия страха, тревоги и гнева» считает агрессию прирожденной биологической реакцией. Как одна из форм поведения, она порождается социальными связями и межличностными отношениями, которые возникают под влиянием сложной, неблагоприятной окружающей обстановки, определенных условий жизни.
Сложность и многообразие форм проявления агрессивности приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии различное содержание. Так, биологи при описании агрессий обращают внимание главным образом на ее целях и функциях - адаптивных и неадаптивных; нейрофизиологи изучают нервные механизмы, лежащие в основании такого поведения; психиатры собирают данные об агрессии у людей с серьезными нарушениями психики. Социологи заняты исследованием того, какие общественные условия порождают и поддерживают такой вид поведения, как агрессия.
Т.Г. Румянцева в статье «Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии» приводит высказывание Д. Бандуры: попытки определения понятия «агрессия» можно сравнить с «приглашением на прогулку через семантические джунгли. Путешествие это,— продолжает он,—- будет, однако, поучительным, так как благодаря ему ставятся важные вопросы о природе явления, отобранного для анализа». Там же Т.Г. Румянцева приводит пример, когда на одном из симпозиумов, посвященных проблемам агрессии, данный термин определялся выступающими там учеными столь многими и разными путями, что присутствовавший на нем журналист был вынужден сообщить: различные исследователи «не могут согласиться по вопросу о том, что есть агрессия», и заключил, что они сами не знают, о чем они вообще говорят». [42;82].
Таким образом, несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения вреда другому субъекту присутствует практически всегда. И поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:
1) когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2) когда нарушены нормы поведения. [42;84].
В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.
Поскольку агрессивные действия у людей многообразны, то Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон предлагают различать следующие виды агрессии: инструментальную и враждебную. [8;31].
Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» действовать. Скорее человек использует агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний. Например, поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам городов в поисках случая сорвать с жертвы дорогое украшение, отобрать кошелёк. Насилие может потребоваться, если жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий – нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам.