Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
Из всех основных теоретических положений - агрессия как инстинктивное поведение является самое известное. Согласно этому подходу, агрессия возникает, потому что человек генетически «запрограммирован» на подобные действия. Выделяют следующие подходы: психоаналитический, эволюционный. Рассмотрим их более подробно.
Автором психоаналитического
подхода «агрессия как инстинкт
Танатос Разрушение Я Сохранение Эрос
Изменение направления
Агрессия, направленная на других
Рис. 1. Взаимодействие эроса и танатоса в теории З.Фрейда.
В связи с этим Роже Дадун в книге «Фрейд» высказывается, что эрос и танатос, пара противоположностей, подвергнутых Фрейдом самому фантастическому слиянию, связанных не на жизнь, а на смерть, образуют действительно наиболее впечатляющую фигуру его творения.[13;25]
В конечном счете, взгляды З. Фрейда на истоки и природу агрессии пессимистичны. Хотя З. Фрейд и опирается на сублимацию – один из наиболее эффективных защитных механизмов, когда человек способен направить ищущих выхода агрессивные желания в другое русло. Об этом говорится в книге И.М. Никольской и Р.М. Грановской «Психологическая защита у детей»: «защита по этому типу осуществляется путем переориентации агрессивного потенциалов человека, в приемлемые и даже поощряемые формы общественной и творческой деятельности. Благодаря такой форме переработки неприемлемой информации асоциальные импульсы как бы меняют свое направление. Замещается не сам объект (неприемлемый на приемлемый), а способ взаимодействия с ним». [32;332]
Некоторые дополнительные
замечания приводит Дэвид Майерс
в книге «Социальная
Остановимся
подробно на агрессии как
Лауреат Нобелевской премии, этолог Конрад Лоренц придерживался эволюционного подхода к агрессии, что имело сходство с позицией Фрейда. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, когда представителей различных видов стали проживать на широком географическом пространстве, и с помощью агрессии происходило улучшение генетического фонда вида, выживали наиболее сильные индивидуумы, способные лучше защищаться и обеспечивать выживание своего потомства.
К. Лоренц считал, что агрессивная энергия (как инстинкт борьбы) создаётся в организме непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. И чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. К. Лоренц объясняет тот факт, что у людей, в отличие от большинства других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления. Например, львы, которые обладают проворством, огромными когтями и зубами, при этом имеют сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, а люди, как менее опасные существа, обладают более слабым сдерживающим началом. И стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения К. Лоренц объяснил так: человеческая способность к насилию превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. В книге «Агрессия (так называемое «зло»)» К Лоренц делает вывод, что «от рождения человек вовсе не так уж плох, он только недостаточно хорош для требований жизни современного общества. Мы все страдаем от необходимости подавлять свои побуждения: одни больше, другие меньше – по причине очень разной врожденной склонности к социальному поведению». [26;245]
Он считал агрессию неизбежной, врожденной, но полагал, что можно предотвратить накопление агрессивной энергии и снизить вероятность вспышек насилия, и что любовь и дружеские отношения могут блокировать ее проявление. Следовательно, К.Лоренс говорит о сублимации как об « этой человеческой форме катарсиса, которая существенно поможет ослабить напряжённые агрессивные побуждения. Уже древние греки знали понятие катарсиса, очищающей разрядки; и психоаналитики знают, какая масса похвальнейших поступков получает стимулы из «сублимированной» агрессии и приносит добавочную пользу за счет ее уменьшения. Разумеется, сублимация — это не только простое переориентирование. Есть существенная разница между человеком, который бьет кулаком по столу вместо физиономии собеседника, — и другим, который гнев, не израсходованный на своего начальника, переплавляет в воодушевляющие боевые статьи, призывающие к благороднейшим целям. Ритуализованной формой борьбы, является спорт. Как и филогенетически возникшие турнирные бои, он предотвращает социально вредные проявления агрессии и одновременно поддерживает в состоянии готовности ее функцию сохранения вида. Также эта культурно-ритуализованная форма борьбы выполняет задачу: она учит людей сознательному контролю, ответственной власти над своими инстинктивными боевыми реакциями. Рыцарственность спорта, которая сохраняется даже при сильных раздражениях, вызывающих агрессию, является важным культурным достижением человечества. Кроме того, спорт не только открывает замечательный клапан для накопившейся агрессии в ее более грубых, более индивидуальных и эгоистических проявлениях, но и позволяет полностью проявиться и израсходоваться ее более специализированной, сугубо коллективной форме». [26;260]
Д. Майерс так объясняет понятие « катарсис» (Catharsis) - эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия находит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» энергию агрессии либо посредством агрессивного действия, либо за счёт воображаемой агрессии. [27;675]
Рассмотрим следующую позицию на агрессивное человеческое поведение: это охотничья гипотеза, автором которой является сценарист из Голливуда, «археолог-любитель» Ардри. Он утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически» Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности. Для того, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», служащие для оправдания агрессивных действий, а также появление оружия - лук и стрелы, вместо дубинок и камней, привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками». [27; 36]
Таким образом, Ардри считает, что только охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием речи и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.
Наконец, социобиологический подход, предлагает иное объяснения агрессивному поведению человека: те индивиды, у кого имеются схожие гены, то есть родственники, будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Поэтому они будут использовать любую возможностью, чтобы навредить не родственникам и, тем самым ограничить возможности последних иметь потомство. Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с конкурентами - путь повышения успешности репродукции при недостатке пищи или брачных партнеров. Успешное продолжение рода более вероятно, если у человека имеется достаточное количество пищи и партнеров, с которыми можно производить потомство. Социобиологи считают: агрессивность - это средство, с помощью которого человек пытается получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех на генетическом уровне в естественном отборе. [27;37]
Об агрессии
как инстинкте говорит и
Эта периодизация развития человека похожа на психоаналитическую периодизацию: оральную, анальную или генитальную фазы. Но периодизация Ф.Перлза опирается на естественные стадии развития ребенка. Ф. Перлз считает, что только научившись применению своих агрессивных инструментов — зубов — человек может достичь полноценного развития инстинкта голода и тогда его агрессия найдет правильное биологическое место, и ее не надо будет сублимировать, подавлять, вытеснять и таким образом личность будет гармонизирована. Ф. Перлз добавляет, что человечество страдает от подавленной агрессии и начинает реализовать ее в роли преследователя или жертвы, а также в коллективной агрессии. Это чувствуется как раздражение, гнев или желание разрушить или победить.
Итак, в то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральным положением для всех теорий агрессии как инстинкта является то, что агрессия есть результат инстинктивных, врожденных факторов, а значит, что агрессивные действия невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости в обществе не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать, при этом возможно лишь временно не допускать агрессивных действий или ослабить их интенсивность.
Основные недостатки этих теорий:
Наиболее распространённой является предположение, что агрессия берёт своё начало от «неинстинктивной мотивационной силы, являющейся результатом лишения организма каких- либо существенных вещей или условий и усиливающаяся по мере усиления такого рода депривации». [27; 38]
Остановимся подробно на теории фрустрации – агрессии. Теория фрустрация- агрессия сформулирована Джоном Доллардом и его коллегами. С их точки зрения агрессия всегда является результатом фрустрации, в свою очередь фрустрация всегда приводит к агрессии в какой- либо форме. В словаре практического психолога понятие фрустрации означает психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоторой цели. В связи с фрустрацией различаются: