Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что данные о молекулярно-генетических предпосылках агрессивности пока разрозненны и нуждаются в дополнительных доказательствах. Тем не менее, большинство проявлений агрессии разными исследователями интерпретируется однозначно, как недопустимое, требующее коррекции поведение человека.
Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия (применения силы), словесных оскорблений и запугивания будущими неприятностями до замечаний и скрытых попыток манипуляции. Известны и такие действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявления агрессии, а другими - как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей. На основании вышеизложенного, предлагается краткая классификация проявлений агрессии.
4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные (вызывают у них подозрение в посягательстве на чьи-то права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.
В любом случае, независимо от вида проявляемой агрессивности человеком, возникают социально неодобряемые формы поведения или социальная дезадаптация (СД) К ним относятся: плохие отношения с другими детьми, обнаруживающие себя в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративное неповиновение, лживость. Сюда же включают и антиобщественные поступки: пропуски уроков, срывы занятий, воровство, поджоги. А. К. Осницкий в статье «Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся» отмечает, что:
- дети, с раннего возраста агрессивные и задиристые, став старше, обнаруживают большую склонность к асоциальным проявлениям;
- дети с синдромом социальной дезадаптации (СД) чаще испытывают трудности во взрослой жизни: неудачная судьба, неудачные браки, низкие заработки, тоскливые однообразные социальные отношения, худшие профессии, большая склонность к употреблению алкоголя, наркотиков;
-синдром СД чаще встречается у мальчиков.
Мы также считаем, что агрессивность может быть как один из факторов происхождения антиобщественного поведения, обозначая ее связь с другими факторами:
- тяжелая обстановка в семье,
- многодетность,
- отставание в усвоении школьных знаний,
- неблагоприятная школьная атмосфера,
- стиль воспитания в семье,
-стиль воспитания и преподавания в школе.
Более того, Е.С. Меньшикова в статье «Жестокое обращение с детьми и его возможные отделённые последствия» предполагает, что серьезные физические наказания безнадзорность в детстве ведут не только к агрессии, направленной вовне, но и агрессии, направленной вовнутрь. [29;113] Часто это ведет к саморазрушительному поведению, в том числе суицидальным попыткам. И, рассматривая проявления агрессии у детей, можно согласится с тем, что она играет пагубную роль в становлении личности ребёнка, превращая его либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п.
В целом же
собственные агрессивные
В результате агрессивный ребенок на самом деле часто подвергается нападкам со стороны других детей, и его уверенность во враждебности намерений других только сильнее укрепляется. Особенно мальчики чаще склонны к агрессивному поведению, чем девочки. Они особенно часто прибегают к физической агрессии, но они также больше, чем девочки, пользуются и вербальной агрессией. Различия начинают появляться на втором году жизни. Объяснения причин устойчивых половых различий мы находим в книге «Развитие личности ребенка». Во-первых, агрессия входит в мужской стереотип, и агрессивное поведение у мальчиков часто ожидается и поощряется. Мальчики в возрасте одного - трех лет чаще, чем девочки, обращали на себя внимание взрослых и сверстников с помощью агрессивных действий. Внимание иногда было эмоционально-положительным (улыбка и участие в игре ребенка), а иногда следовало прекращение соответствующих действий или переключение ребенка на другие занятия. Но всегда было внимание взрослого, а это больше, чем просто его игнорирование. Во-вторых, телевидение является источником, из которого дети, особенно мальчики, могут узнать об агрессивном способе поведения. В телевизионных программах, которые являются для детей мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем пять или шесть раз в час. Агрессия телевизионных персонажей часто вознаграждается, а герои бывают столь же агрессивными, как настоящие преступники. [38;186] В-третьих, родители высокоагрессивных детей часто сами проявляют враждебность и бывают непоследовательными в вопросах обучения детей правилам и нормам поведения. Взаимодействие членов семьи часто приобретает вид расширяющейся спирали. Если один из членов семьи реагирует враждебно, другие начинают делать что-то такое, что увеличивает вероятность дополнительных враждебных проявлений. Например, брат кричит на сестру; она отвечает ему криком, при этом обзывая его; затем он ударяет ее, она отвечает тем же, и так далее. Аналогичное явление имеет место во взаимодействии между родителем и ребенком: ребенок реагирует вызывающе, а взрослый усиливает угрозы и наказания. Отсюда следует, что такие дети с трудностями поведения, не будут реагировать на попытки взрослого повлиять на их поведение как мягкими мерами, словами, так и неодобрением, запретами. Одной из причин этого может быть то, что в детстве, видимо, их родители непоследовательно применяли и поощрение, и наказание, реагировали грубо в одних случаях, не замечая такого же поведения в другой раз.
Таким образом, проявления агрессии в активной форме есть результат семейного воспитания. А. К. Осницкий ссылается на исследования Курта Левина и других, которые указывают на два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:
-снисходительность, т.е. степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка;
- строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка.
Таблица 4
Связь отношения родителей к детям с проявлениями детской агрессивности
Группы детей
|
Стиль отношения родителей к детям
|
Число агрессивных (%) | |
мальчиков |
девочек | ||
I |
Редко проявляют снисходительность; редко наказывают |
4,3 |
13,1 |
II |
Редко проявляют снисходительность; часто наказывают |
20,0 |
19,0 |
III |
Часто проявляют снисходительность; наказывают редко |
25,7 |
20,8 |
IV |
Часто проявляют снисходительность; часто наказывают |
41,0 |
38,1 |
Данные таблицы 4 показывают, в какой степени результаты социализации зависят от снисходительности родителей и их отношения к наказаниям: чем больше родители проявляют снисходительность, тем более агрессивные становятся их дети. [34;65] В среднем и старшем дошкольном возрасте, агрессивное поведение уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, на агрессивные действия ребенка по отношению младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных. Такое поведение дошкольника свидетельствует о неблагополучии в сфере социальных «взаимоотношений и обычно вытекает из неудовлетворённости ребенка своим положением в группе детского сада или в семье, среди братьев и сестер. Это говорит о дефиците или недостаточном уровне социальных контактов, причем именно с теми людьми, к общению с которыми ребёнок стремится. Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребенка настораживает. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос в группу детского сада - дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности. [11;104]
Скверная атмосфера в семье дети предоставлены самим себе
( насилие по отношению к другим, неуступчивость, неразвитые социальные навыки)
Отвержение
сверстниками
Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся
поведением и принадлежность к подобным группам
Рис. 5. Паттерсоновская модель семейных взаимоотношений.
Следовательно, если семейные взаимоотношения основываются на принуждении, если родителям не хватает умения научить ребёнка следовать определённым правилам поведения, то его манерой становится неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль поведения становится доминирующим в отношениях с людьми. Это позволяет сделать вывод, что становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором участвуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средствами массовой информации. Что касается вопросов предупреждения проявления агрессии и контроля, то по мнению Р. Бэрон и Д. Ричардсон этот вопрос всё ещё остается в трясине неопределённости. [8;327]
Не отрицая возможного влияния биологических или генетических факторов на агрессивные поступки, предполагается, что на все случаи проявления агрессии, в значительной степени влияют приобретенные навыки человеком, и множество социальных и средовых факторов. Таким образом, агрессия вовсе не является неизбежной и предопределенной стороной человеческих отношений, при соответствующих обстоятельствах ее можно предотвратить или проконтролировать.
Во-первых, чтобы исключить агрессию, необходимо просто устранить условия, способствующие ее проявлению. Например, Берковитц утверждает, что причиной агрессии зачастую бывает негативный аффект. Все источники аффекта едва ли можно устранить из жизни человека. Подобным же образом агрессия может порождаться фрустрацией, провокацией со стороны других, нахождением в толпе, жарой и шумом. И нет возможности исключения этих факторов из окружающей среды.
Во-вторых, существуют два метода - наказание и катарсис, которые не могут быть панацеей от всех проявлений человеческого насилия. Если приведённому в ярость человеку дать возможность «выпустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведёт к ослаблению переживаемых им негативных реакций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально опасным формам агрессии. Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть непродолжительным, а главное – давая выход своей агрессии возможно нападение индивидом на того, кто послужил источником гнева или раздражения.
Наконец, следуя высказыванию, что профилактика лучше, чем лечение, значительное внимание предлагается развитию социальных навыков индивидов, необходимым для недопущения агрессивного взаимодействия с другими, а также технике самоконтроля — тактике, к которой они могут прибегнуть в самых различных ситуациях, чтобы обуздать свой гнев или характер. Более того, следует формировать терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие ситуации, вызывающей фрустрацию. Как сообщает Н.Д. Левитов в статье «Фрустрация как один из видов психических состояний». Существуют разные формы толерантности. Наиболее «здоровым» и желательным считается психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя, что уже означало бы не толерантность, а фрустрацию. Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем спокойном состоянии, но и в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. Наконец, есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Безусловно, толерантность можно воспитать. Н.Д. Левитов отмечает, что дети, приученные в привычных для них условиях вести себя спокойно и дружно играть с другими детьми, проявляют меньшую агрессивность при фрустрации, чем дети, воспитывавшиеся в менее спокойной обстановке.
Конечно, жизненный путь ребенка не проходит без противоречий и борьбы, которые являются необходимым условием развития. У детей разного возраста надо предупреждать состояния фрустрации, и если они возникают, то регулировать их; развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы дети не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания. Причём следует воспитывать эти черты и у педагога, чтобы он не давал детям дурных примеров и своей фрустрацией не терял авторитета в глазах учеников. Например, А. С. Макаренко по поводу эпизода с антисемитской выходкой Осадчего вспоминает: «И вдруг педагогическая почва с треском и грохотом провалилась подо мною. Я очутился в пустом пространстве, в полном беспамятстве» [2; 106].
Агрессия – сложное явление, источником её возникновения могут быть самые различные факторы и обстоятельства. Грозящее наказание может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово и если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика. Действительное наказание может удерживать агрессора от последующих агрессивных действий, если он считает наказание заслуженным и если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий. Подобное бывает не всегда и потому наказание, как метод борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно. Эффективным способом снижения ответной агрессивной реакции может быть информирование о наличии, например, принудительного участия кого-либо в провокационных действиях. Особенно это эффективно, если подобное информирование носит упреждающий характер, либо попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению.