Коррекция агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

Файлы: 1 файл

диплом Коррекция агрессивности подростков..doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. 

Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других.  

И, наконец, человек  может сам себе назначать поощрения  и наказания.

     Именно теория социального научения оставляет больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Ибо агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения и может быть ослаблена с помощью устранения условий, поддерживающих агрессивное поведение. Затем в отличие от теорий фрустрации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

Люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Различия агрессивности  детерминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наследственными биологическими задатками.  Рассмотрим, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия в склонности к агрессии, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние.  Результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изучение соотносительного вклада генотипа в формирование различий в агрессивности, противоречивы. 

Так, Р. Бэрон  и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрессия» ссылаются на семь близнецовых исследований агрессивности, результаты которых были опубликованы в 80-е гг.; в трех из них было обнаружено влияние генотипа на выраженность этого психологического свойства, а в четырех других — нет. Как указывают М.В. Алфимова и В.И. Трубников в статье «Психогенетика агрессивности»  различные опросники дали не вполне совпадающие оценки наследуемости одноименных типов агрессивности.  Однако для обобщенных характеристик вклад генотипа в индивидуальные различия составил 44—52%. [2;7]   Там же указывалось, что  исследователи полагают наличие связи между наследственными особенностями человека к склонности к агрессии и чертами темперамента. 

В частности  наличие такой черты как эмоциональность, активность, а также импульсивность. М.В. Алфимова и В.И. Трубников говорят о том, что ряд авторов изучали влияние наследственных факторов на склонность к агрессии, наблюдаемую у детей и подростков с девиантным поведением.   Было установлено, что на склонность к агрессивным поступкам влияют как генетические особенности, так и средовые взаимодействия (последние отражают разную реакцию генотипов на разные условия среды).  

Итак, близнецовые  и семейные исследования позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50 %) обусловлены генетическими факторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологической характеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности). Рассмотрим, как хромосомные аномалии  могут повлиять на агрессивность.

Хромосомные аномалии - это изменения числа хромосом или их структуры, что вызывает комплекс нарушений в строении и функциях различных органов, а также поведенческие и психические расстройства. Причём обнаруживается ряд особенностей:

    • умственная отсталость той или иной степени,
    • аутистические черты,
    • неразвитость навыков взаимодействия,
    • невнимательность,
    • повышенная агрессивность. 

 

 

 

 

Таблица 3

Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных

хромосомными аномалиями

Синдром

Проявление  агрессивности

Некоторые другие типичные нарушения

1

2

3

Увеличение  числа Y-xpoмосом (XYY)

Пассивно-агрессивное  поведение

Высокий рост, IQ =80-88, повышена частота асоциального поведения

Увеличение  числа Х-хромосом (варианты синдрома Клайнфельтера)

Повышенной  агрессивности не наблюдается

Степень умственной отсталости пропорциональна числу Х-хромосом, часты различные психические аномалии

Синдром кольцевой X-хромосомы

Гетеро и  аутоагрессивное поведение не коррелирует со снижением интеллекта

Умственная  отсталость, импульсивность, невнимательность, аутистические черты

Синдром «кошачьего плача» (5р-, участка хромосомы 5)

Агрессивное поведение, агрессивность коррелирует со снижением интеллекта

Приступы плохого настроения, самоповреждающее поведение, стереотипии и аутистические черты

Микроделеция  в хромосоме  8

Наблюдается повышенная агрессивность

Гиперактивность, показатели интеллекта в норме.


Продолжение таблицы 3

1

2

3

Синдром Смита-Маджениса (17р-, выпадение участка хромосомы 17)

Агрессивность и другие серьёзные поведенческие проблемы встречаются в 60-80 % случаев

Умственная  отсталость (IQ = 40—54),приступы плохого настроения, импульсивность, невнимательность, самоповреждения, нарушения сна.

Синдром Прадера- Вили (15q-, выпадение участка хромосомы 15, полученной от отца)

Уровень агрессивности повышен, но ниже чем в смешанной группе умственно отсталых детей, нет половых различий по агрессивности и корреляции агрессивности с нарушением интеллекта.

Умственная отсталость умеренной или неболь-шой степени, замкнутость, тревожность, негативизм, вспышки гнева, гиперактив-ность, переедание


 

Возможно, повышенная агрессивность лиц с разными  хромосомными аномалиями является следствием снижения интеллекта и других психологических и соматических дефектов, нарушающих социальную адаптацию, однако при некоторых синдромах могут быть задействованы и специфичные генетические механизмы.

М.В. Алфимова и В.И. Трубников напоминают, что внимание к характерологическим особенностям лиц с измененным числом половых хромосом было привлечено в 1965 г., когда П.А. Джэкобс, Брантон и Мервиль сообщили о большом числе мужчин с дополнительной Y-хромосомой среди преступников, находившихся в исправительных учреждениях.  В результате в обществе распространилась идея о «хромосоме убийцы». Однако было установлено, что мужчины с лишней Y-хромосомой не чаще, чем другие заключенные, совершали насильственные преступления - в тюрьму они попадали в основном за кражи, а не за тяжкие преступления.   Кроме того, в тюрьме такие мужчины вели себя более дружелюбно, чем остальные, а по психологическим и психиатрическим показателям существенно не отличались от других преступников со сходным уровнем интеллекта. Таким образом, наличие лишней Y-хромосомы возможно не является необходимым условием для совершения агрессивных действий.   Например, будучи физически более развитыми по сравнению со своими ровесниками, такие лица могут подружиться с людьми старшего возраста и таким образом на ранней стадии своего развития подпасть под влияние преступных, склонных к насилию, типов. Кроме того, имея высокий рост, они зачастую получают преимущество при своих агрессивных выпадах против окружающих и поэтому быстро усваивают агрессивную манеру поведения.

Уиткин с  коллегами для выяснения роли лишней Y-хромосомы в формировании агрессивного поведения исследовали всех мужчин, родившихся в Копенгагене с 1944 по 1948 год. Поскольку лица с хромосомным набором XYY имеют рост выше среднего, то было сконцентрировано внимание на самых рослых мужчинах.   В результате удалось исследовать 91% (4139 человек) всех этих лиц, из которых, как выяснилось, 12 человек имели хромосомный набор XYY, 4111 — XY и 16 — XXY. Кроме того, из достаточно большого количества судебных протоколов были получены сведения о росте, умственных способностях, социально-экономическом статусе преступников, а также о характере совершенных ими в прошлом преступлений.

 Это исследование  показало, что только 9,3% лиц с  хромосомным набором XY ранее уже совершили одно или несколько преступлений, в то время как среди лиц с XYY-хромосомами число их достигало 41,7%.[агрессия; 231].  

Было предложено несколько вариантов объяснения зависимости высокого уровня преступности от наличия дополнительной половой Y-хромосомы.

1)  Лица XYY просто более агрессивны, чем лица XY. Если дело именно в этом, то преступники с хромосомным набором XYY будут значительно чаще совершать преступления с применением насилия, нежели преступники с хромосомами XY. Уиткин с коллегами не обнаружили существенной разницы в преступлениях у осужденных лиц с хромосомными наборами XY и XYY: лица с хромосомами XYY явно не более склонны к совершению преступлений с применением насилия, чем лица с хромосомами XY. И действительно, из изученных лиц только один человек из двенадцати с хромосомами XYY был арестован за подобное поведение.

2) Лица с хромосомами XYY считаются социально опасными в связи с тем, что они обычно имеют рост значительно выше среднего, и поэтому их подозревают, арестовывают и осуждают чаще, чем людей среднего и низкого роста. В ходе исследования эта гипотеза не подтвердилась. Несмотря на то что лица с XYY-хромосомами имеют несколько больший рост, чем лица с хромосомами XY, разница в росте не является определяющим признаком при делении людей на потенциальных преступников и не преступников. Фактически преступники все же оказались менее рослыми, чем их более законопослушные сверстники.

3) Лица с XYY-хромосомами менее интеллектуально развиты, чем лица с XY-хромосомами, и поэтому их легче поймать с поличным, арестовать и затем отдать под суд. Исследование Уиткина и других выявило, что во время проведения стандартных тестов на определение уровня умственного развития лица с XYY-хромосомами показали более низкие результаты, чем лица с хромосомами XY. В контрольной группе, состоящей из лиц с хромосомами XY, у преступников был выявлен значительно более низкий уровень интеллектуального развития, чем у законопослушных граждан. Таким образом, Уиткин и другие пришли к заключению, что именно недостаточное умственное развитие, а не врожденная склонность к насилию является причиной того, что лица с XYY-хромосомами преобладают среди осужденных преступников.

Если рассматривать  другие хромосомные аберрации, в частности, синдром Прадера – Вили, то при данном синдроме у детей отсутствуют половые различия по агрессивности, что отличает их как от детей с умственной отсталостью, вызванной другими хромосомными аномалиями, так и от здоровых. Кроме того, количество проблем, связанных с агрессивным поведением, у них несколько ниже, чем в общей группе умственно отсталых детей.

Итак, к настоящему времени не получено убедительных доказательств изменения уровня агрессивности при аномалиях половых хромосом. По-видимому, повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общей дезадаптации.   Возможно, что некоторые дефекты наследственного аппарата связаны с агрессивностью опосредствованно, например, через умственную отсталость, школьную дезадаптацию.

В 90-х гг. XX века началось изучение молекулярно-генетических основ отдельных свойств темперамента и личности.  Открыты гены, различные структурные формы - аллели - и кодируемые генами белки участвующие в мозговых биохимических процессах, предположительно связанных с изучаемой индивидуально-психологической характеристикой. М.В. Алфимова и В. И. Трубников  в статье  «Психогенетика   агрессивности» констатируют, что  для агрессивности такими биохимическими процессами являются преимущественно обмен медиатора серотонина и полового гормона тестостерона (его производных, действующих на определенные рецепторы мозга) в организме. Установлено, что серотонин тормозит агрессивное поведение, а тестостерон облегчает его. [2;119]

Серотониновая система — это совокупность нейронов, которые для передачи сигнала другим нейронам ЦНС используют вещество серотонин. Нервная клетка синтезирует серотонин из получаемого с пищей триптофана, выделяет серотонин в синаптическую щель, где он воздействует на белки-рецепторы на поверхности другого нейрона. Затем серотонин переносится назад в клетку, из которой он был выделен, белком-переносчиком серотонина, где разлагается в межклеточном пространстве под действием фермента моноаминоксидазы {МАО). Предполагается, что изменения в любом из звеньев данного процесса могут влиять на активность серотониновой системы в целом и, через нее, на склонность к агрессивному поведению. Таким образом, расположенный в Х-хромосоме ген, кодирующий МАО-А (МАО существует в двух формах — А и В), оказался первым кандидатом в «гены агрессии».   Дальнейшие исследования в этой обрасти привели к  противоположным результатам. Так  в 1993 г. Х. Г. Брукнер с коллегами описали семью, в которой пятеро мужчин характеризовались снижением интеллекта и агрессивностью. У всех этих мужчин была обнаружена мутация (замена одного из нуклеотидных оснований на другое) в гене МАО-А. Эта мутация вела к дефициту МАО и тем самым к возрастанию уровня серотонина, что противоречило общепринятым представлениям о снижении уровня серотонина при агрессии.   Эксперименты, проведенных на генетически измененных мышах,  показали, что выключение» гена МАО-А вызывает и возрастание агрессии.    Дальнейшее исследования по этой проблеме позволили обнаружить, что у лиц, в генотипе которых присутствовал хотя бы один более редкий аллель, оценки по целому ряду показателей, связанных с агрессией, а именно: «агрессивному темпераменту», «антисоциальному поведению», «гневливому темпераменту» и «отреагированию гнева», — были выше, чем у остальных испытуемых.

Информация о работе Коррекция агрессивности подростков