Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других.
Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других.
И, наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.
Именно теория социального научения оставляет больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Ибо агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения и может быть ослаблена с помощью устранения условий, поддерживающих агрессивное поведение. Затем в отличие от теорий фрустрации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.
Люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Различия агрессивности детерминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наследственными биологическими задатками. Рассмотрим, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия в склонности к агрессии, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние. Результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изучение соотносительного вклада генотипа в формирование различий в агрессивности, противоречивы.
Так, Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрессия» ссылаются на семь близнецовых исследований агрессивности, результаты которых были опубликованы в 80-е гг.; в трех из них было обнаружено влияние генотипа на выраженность этого психологического свойства, а в четырех других — нет. Как указывают М.В. Алфимова и В.И. Трубников в статье «Психогенетика агрессивности» различные опросники дали не вполне совпадающие оценки наследуемости одноименных типов агрессивности. Однако для обобщенных характеристик вклад генотипа в индивидуальные различия составил 44—52%. [2;7] Там же указывалось, что исследователи полагают наличие связи между наследственными особенностями человека к склонности к агрессии и чертами темперамента.
В частности наличие такой черты как эмоциональность, активность, а также импульсивность. М.В. Алфимова и В.И. Трубников говорят о том, что ряд авторов изучали влияние наследственных факторов на склонность к агрессии, наблюдаемую у детей и подростков с девиантным поведением. Было установлено, что на склонность к агрессивным поступкам влияют как генетические особенности, так и средовые взаимодействия (последние отражают разную реакцию генотипов на разные условия среды).
Итак, близнецовые и семейные исследования позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50 %) обусловлены генетическими факторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологической характеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности). Рассмотрим, как хромосомные аномалии могут повлиять на агрессивность.
Хромосомные аномалии - это изменения числа хромосом или их структуры, что вызывает комплекс нарушений в строении и функциях различных органов, а также поведенческие и психические расстройства. Причём обнаруживается ряд особенностей:
Таблица 3
Агрессивность
в структуре различных
хромосомными аномалиями
Синдром |
Проявление агрессивности |
Некоторые другие типичные нарушения |
1 |
2 |
3 |
Увеличение числа Y-xpoмосом (XYY) |
Пассивно-агрессивное поведение |
Высокий рост, IQ =80-88, повышена частота асоциального поведения |
Увеличение числа Х-хромосом (варианты синдрома Клайнфельтера) |
Повышенной агрессивности не наблюдается |
Степень умственной отсталости пропорциональна числу Х-хромосом, часты различные психические аномалии |
Синдром кольцевой X-хромосомы |
Гетеро и аутоагрессивное поведение не коррелирует со снижением интеллекта |
Умственная отсталость, импульсивность, невнимательность, аутистические черты |
Синдром «кошачьего плача» (5р-, участка хромосомы 5) |
Агрессивное поведение, агрессивность коррелирует со снижением интеллекта |
Приступы плохого настроения, самоповреждающее поведение, стереотипии и аутистические черты |
Микроделеция в хромосоме 8 |
Наблюдается повышенная агрессивность |
Гиперактивность, показатели интеллекта в норме. |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Синдром Смита-Маджениса (17р-, выпадение участка хромосомы 17) |
Агрессивность и другие серьёзные поведенческие проблемы встречаются в 60-80 % случаев |
Умственная отсталость (IQ = 40—54),приступы плохого настроения, импульсивность, невнимательность, самоповреждения, нарушения сна. |
Синдром Прадера- Вили (15q-, выпадение участка хромосомы 15, полученной от отца) |
Уровень агрессивности повышен, но ниже чем в смешанной группе умственно отсталых детей, нет половых различий по агрессивности и корреляции агрессивности с нарушением интеллекта. |
Умственная отсталость умеренной или неболь-шой степени, замкнутость, тревожность, негативизм, вспышки гнева, гиперактив-ность, переедание |
Возможно, повышенная агрессивность лиц с разными хромосомными аномалиями является следствием снижения интеллекта и других психологических и соматических дефектов, нарушающих социальную адаптацию, однако при некоторых синдромах могут быть задействованы и специфичные генетические механизмы.
М.В. Алфимова и В.И. Трубников напоминают, что внимание к характерологическим особенностям лиц с измененным числом половых хромосом было привлечено в 1965 г., когда П.А. Джэкобс, Брантон и Мервиль сообщили о большом числе мужчин с дополнительной Y-хромосомой среди преступников, находившихся в исправительных учреждениях. В результате в обществе распространилась идея о «хромосоме убийцы». Однако было установлено, что мужчины с лишней Y-хромосомой не чаще, чем другие заключенные, совершали насильственные преступления - в тюрьму они попадали в основном за кражи, а не за тяжкие преступления. Кроме того, в тюрьме такие мужчины вели себя более дружелюбно, чем остальные, а по психологическим и психиатрическим показателям существенно не отличались от других преступников со сходным уровнем интеллекта. Таким образом, наличие лишней Y-хромосомы возможно не является необходимым условием для совершения агрессивных действий. Например, будучи физически более развитыми по сравнению со своими ровесниками, такие лица могут подружиться с людьми старшего возраста и таким образом на ранней стадии своего развития подпасть под влияние преступных, склонных к насилию, типов. Кроме того, имея высокий рост, они зачастую получают преимущество при своих агрессивных выпадах против окружающих и поэтому быстро усваивают агрессивную манеру поведения.
Уиткин с коллегами для выяснения роли лишней Y-хромосомы в формировании агрессивного поведения исследовали всех мужчин, родившихся в Копенгагене с 1944 по 1948 год. Поскольку лица с хромосомным набором XYY имеют рост выше среднего, то было сконцентрировано внимание на самых рослых мужчинах. В результате удалось исследовать 91% (4139 человек) всех этих лиц, из которых, как выяснилось, 12 человек имели хромосомный набор XYY, 4111 — XY и 16 — XXY. Кроме того, из достаточно большого количества судебных протоколов были получены сведения о росте, умственных способностях, социально-экономическом статусе преступников, а также о характере совершенных ими в прошлом преступлений.
Это исследование показало, что только 9,3% лиц с хромосомным набором XY ранее уже совершили одно или несколько преступлений, в то время как среди лиц с XYY-хромосомами число их достигало 41,7%.[агрессия; 231].
Было предложено несколько вариантов объяснения зависимости высокого уровня преступности от наличия дополнительной половой Y-хромосомы.
1) Лица XYY просто более агрессивны, чем лица XY. Если дело именно в этом, то преступники с хромосомным набором XYY будут значительно чаще совершать преступления с применением насилия, нежели преступники с хромосомами XY. Уиткин с коллегами не обнаружили существенной разницы в преступлениях у осужденных лиц с хромосомными наборами XY и XYY: лица с хромосомами XYY явно не более склонны к совершению преступлений с применением насилия, чем лица с хромосомами XY. И действительно, из изученных лиц только один человек из двенадцати с хромосомами XYY был арестован за подобное поведение.
2) Лица с хромосомами XYY считаются социально опасными в связи с тем, что они обычно имеют рост значительно выше среднего, и поэтому их подозревают, арестовывают и осуждают чаще, чем людей среднего и низкого роста. В ходе исследования эта гипотеза не подтвердилась. Несмотря на то что лица с XYY-хромосомами имеют несколько больший рост, чем лица с хромосомами XY, разница в росте не является определяющим признаком при делении людей на потенциальных преступников и не преступников. Фактически преступники все же оказались менее рослыми, чем их более законопослушные сверстники.
3) Лица с XYY-хромосомами менее интеллектуально развиты, чем лица с XY-хромосомами, и поэтому их легче поймать с поличным, арестовать и затем отдать под суд. Исследование Уиткина и других выявило, что во время проведения стандартных тестов на определение уровня умственного развития лица с XYY-хромосомами показали более низкие результаты, чем лица с хромосомами XY. В контрольной группе, состоящей из лиц с хромосомами XY, у преступников был выявлен значительно более низкий уровень интеллектуального развития, чем у законопослушных граждан. Таким образом, Уиткин и другие пришли к заключению, что именно недостаточное умственное развитие, а не врожденная склонность к насилию является причиной того, что лица с XYY-хромосомами преобладают среди осужденных преступников.
Если рассматривать другие хромосомные аберрации, в частности, синдром Прадера – Вили, то при данном синдроме у детей отсутствуют половые различия по агрессивности, что отличает их как от детей с умственной отсталостью, вызванной другими хромосомными аномалиями, так и от здоровых. Кроме того, количество проблем, связанных с агрессивным поведением, у них несколько ниже, чем в общей группе умственно отсталых детей.
Итак, к настоящему времени не получено убедительных доказательств изменения уровня агрессивности при аномалиях половых хромосом. По-видимому, повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общей дезадаптации. Возможно, что некоторые дефекты наследственного аппарата связаны с агрессивностью опосредствованно, например, через умственную отсталость, школьную дезадаптацию.
В 90-х гг. XX века началось изучение молекулярно-генетических основ отдельных свойств темперамента и личности. Открыты гены, различные структурные формы - аллели - и кодируемые генами белки участвующие в мозговых биохимических процессах, предположительно связанных с изучаемой индивидуально-психологической характеристикой. М.В. Алфимова и В. И. Трубников в статье «Психогенетика агрессивности» констатируют, что для агрессивности такими биохимическими процессами являются преимущественно обмен медиатора серотонина и полового гормона тестостерона (его производных, действующих на определенные рецепторы мозга) в организме. Установлено, что серотонин тормозит агрессивное поведение, а тестостерон облегчает его. [2;119]
Серотониновая система — это совокупность нейронов, которые для передачи сигнала другим нейронам ЦНС используют вещество серотонин. Нервная клетка синтезирует серотонин из получаемого с пищей триптофана, выделяет серотонин в синаптическую щель, где он воздействует на белки-рецепторы на поверхности другого нейрона. Затем серотонин переносится назад в клетку, из которой он был выделен, белком-переносчиком серотонина, где разлагается в межклеточном пространстве под действием фермента моноаминоксидазы {МАО). Предполагается, что изменения в любом из звеньев данного процесса могут влиять на активность серотониновой системы в целом и, через нее, на склонность к агрессивному поведению. Таким образом, расположенный в Х-хромосоме ген, кодирующий МАО-А (МАО существует в двух формах — А и В), оказался первым кандидатом в «гены агрессии». Дальнейшие исследования в этой обрасти привели к противоположным результатам. Так в 1993 г. Х. Г. Брукнер с коллегами описали семью, в которой пятеро мужчин характеризовались снижением интеллекта и агрессивностью. У всех этих мужчин была обнаружена мутация (замена одного из нуклеотидных оснований на другое) в гене МАО-А. Эта мутация вела к дефициту МАО и тем самым к возрастанию уровня серотонина, что противоречило общепринятым представлениям о снижении уровня серотонина при агрессии. Эксперименты, проведенных на генетически измененных мышах, показали, что выключение» гена МАО-А вызывает и возрастание агрессии. Дальнейшее исследования по этой проблеме позволили обнаружить, что у лиц, в генотипе которых присутствовал хотя бы один более редкий аллель, оценки по целому ряду показателей, связанных с агрессией, а именно: «агрессивному темпераменту», «антисоциальному поведению», «гневливому темпераменту» и «отреагированию гнева», — были выше, чем у остальных испытуемых.