Коррекция агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на преодоления агрессивности поведения с помощью развития социальных умений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике психологии.
Определение понятийного аппарата.
Выявить значение социальных умений в снижении агрессивности подростков.
Определить эффективность разработанной системы коррекции агрессивного поведения с использованием элементов развития социальных умений у подростков в тренингах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ………………………………. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ВИДЫ АГРЕССИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ 16
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ЗА
АГРЕССИВНОСТЬЮ 44
1.4. АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 54
ВЫВОДЫ 68
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 70
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 70
2.2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ 73
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 78
2.3.1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 80
2.3.2.ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА 88
2.3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….….100
ВЫВОДЫ 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

Файлы: 1 файл

диплом Коррекция агрессивности подростков..doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Наконец, эффективным  способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии. Жертвы, плачущие от боли, умоляющие о пощаде, зачастую добиваются прекращения  агрессивных действий  по отношению к себе.   Однако если агрессор очень раздражён или уверен в праведности своих действий, то демонстрация боли со стороны жертвы могут доставить ему скорее положительные эмоции, могут выступать в качестве подкрепления.   Другой несовместимой реакцией является юмор, смех.  Например, нас раздражает кто-то, затем неожиданно он делает или говорит что-то, что нас смешит.   Наше раздражение, по крайней мере, частично, исчезает.  Но шутки оскорбительного содержания, где один унижает другого,  могут вызвать чувства и настроения, совместимые с агрессией.   В целом в некоторых случаях смех может быть «лучшим из лекарств», когда дело касается агрессии.  Индукция несовместимых реакций способна ослабить конфликт в коллективе. В такой ситуации эффективным  средством индукции несовместимых реакций может служить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая позвала. И, наконец, одна из причин того, что некоторые люди попадают в конфликтные ситуации – это отсутствие у них элементарных навыков общения. Существуют специальные программы по развитию навыков общения у таких конфликтных людей, которые нередко позволяют добиться положительных результатов.         

Между тем педагоги отмечают, что с агрессивными детьми трудно работать. Безусловно, взрослые не любят агрессивного поведения детей.  [46;7]  С другой стороны существует мнение австралийского психотерапевта В. Оклендера: « Я воспринимаю ребёнка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищённости, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не  хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию». [цит. по Смирновой] В связи с этим рассмотрим психологические особенности агрессивного поведения подростков.

1.4. Агрессивность  детей подросткового возраста  как

психолого-педагогическая проблема

 

Общепринятым считается  утверждение, что одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (от 11 до15 лет). И.Ю. Кулагина утверждает, что весь период обычно протекает трудно и для ребёнка, и для близких ему взрослых. [22;140].  Л.М. Семенюк считает, что с одной стороны, показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.   С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д. [44;18] 

Итак, после относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». [цит. по Кулагиной] Среди  личностных особенностей, присущих подростку, выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».  Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения. Девочка начинает сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.  Чувство взрослости — особая форма самосознания и появляется в желании, чтобы все относились к нему как к взрослому. Что проявляется в претензиях на равноправие в отношениях со старшими.  Кроме того, чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками и учебы. В последнем случае отвергается контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Итак, чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет  у него формируется «Я-концепця» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».   Примерно в 11-12 лет у подростков возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир и хочет понять, какой  есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и близкие взрослые. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны. Это и  «Физическое Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют пласт  «Я-концепции» — «Реальное Я». 

        «Я-концепция» включает в себя «Я -  идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей «идеальное Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Подросток также обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях.   Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Для подростков характерна также потребность в стихийно-групповом общении.  По мнению Д.И. Фельдштейна, данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудовлетворенной, обусловливая преобладание стихийно-группового общения.[44;19]

Еще одна значимая сфера  отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено, а мнение сверстников наиболее важно в вопросах отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.  Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.   Л.М. Семенюк считает, что агрессивный подросток — это, прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. Интересны по этому поводу высказывания Гельмута  Фигдора, которые предлагал «не торопиться с выводами по поводу причин агрессивности ребенка и не  спешить "принимать  меры", а вначале немного понаблюдать, что, собственно, делает   агрессивно  настроенный ребенок. Стоит поразмышлять, что в нем в тот момент происходит. Может быть, он кем-то или чем-то разочарован? Или чего-то боится? Может, он хочет от чего-то избавиться? Или ему чего-то хочется? Ему хочется что-то доказать себе? Доставляет ли ему удовольствие кого-то обижать или что-то сломать? Он раздражен? Зол? Все это  абсолютно  разные  психические  побуждения. Поэтому я выступаю против поспешной патологизации «агрессивного» поведения.»[54;33]

А.К. Осницкий приводит высказывание В. Клайн, который также считает, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это — настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.  Агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к установлению справедливости, — считает Г. С. Хоманс. «В ситуациях разрешения справедливости люди ищут "распределительной справедливости" — беспристрастности в распределении поощрений и наказаний... Как реагируют люди, когда они чувствуют, что справедливость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или, по крайней мере, рост напряженности являются наиболее частыми откликами». [34;64] 

В таком случае  целесообразно рассмотреть, как возникает агрессивное поведение у ребёнка - дошкольника. Е. Гаспарова  в статье  «Агрессивные дети», утверждает, что у самых годовалых детей осознанного агрессивного поведения не наблюдается никогда. Малыш может случайно, заигравшись, причинить боль взрослому или другому ребенку. Если взрослый немедленно остановит ребенка, то не возникнет и вероятности закрепления подобных действий в поведении малыша. Но уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период возрастает активность ребенка. С расширением возможностей для самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка.  Знаменитое «я сам» — выливается в попытки ребёнка «настоять на своем», вопреки желанию родителей. Добиваясь своего, ребенок использует любые средства, в том числе и крик, и плач, и капризы, и вспышки ярости, а иногда и «агрессивные» действия. Это связано с тем, что эмоциональные переживания детей раннего возраста, особенно от 2 до 3 лет, отличаются высокой интенсивностью, их проявления не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями как у старших детей или взрослых. Свое неудовольствие 2— 3-летние дети выражают непосредственно: кричат, падают на пол, топают ногами, визжат, могут царапаться, кусаться, драться. Особенно это свойственно сильным, подвижным, активным детям, привыкшим к немедленному удовлетворению своих желаний.

 В возрасте 5—6 лет,  агрессивное  поведение уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Чаще всего в   этот   период появляются  жалобы   на  драки,   на   агрессивные действия   ребенка   по   отношению младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных.

Такое  поведение дошкольника  свидетельствует о неблагополучии в сфере социальных взаимоотношений и обычно вытекает из  неудовлетворённости ребенка своим положением в группе детского сада или в семье, среди братьев и сестер. Практически всегда это говорит о дефиците или недостаточном уровне социальных контактов, причем именно с теми людьми, к общению с которыми ребёнок стремится. Появление агрессивных тенденций в поведении ранее доброжелательного ребенка должно настораживать. Если же агрессивные действия уже закрепились в поведении ребенка дома, то их перенос в группу детского сада — дает повод для тревоги за его дальнейшее развитие как личности. Поскольку в детском возрасте поведение такого рода легко фиксируется, «входит в  привычку», его не всегда удается направить в нужное русло простыми психолого-педагогическими методами. В этих случаях необходима консультация у психоневролога,  детского психиатра.  Е. Гаспарова  в заключение отмечает, что источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обусловливаются, с одной стороны, их биологическими, характерологическими особенностями, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой — социальными причинами: положением в коллективе или (степенью удовлетворенности этим положением, умением общаться со сверстниками; развитием игровых навыков и  степенью овладения другими видами деятельности, ценящимися в группе). [11;100]  

Е.П. Ильин  в книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» указывает, что уже с дошкольного возраста наблюдаются половые различия в агрессивности. У мальчиков больше выражены враждебность, конфликтность. У девочек же этого возраста больше выражены тревожность и незащищенность. П. А. Ковалев, подробно изучивший этот вопрос, выявил, что склонность к агрессии (агрессивность, конфликтность) во всех возрастных группах школьников и студентов (кроме 7-го класса) выше у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Наблюдается два пика повышения агрессивности: у мальчиков в 12 и 14-15 лет, у девочек — в 11 и 13 лет. [20;153]

Обратимся к  исследованиям А.И. Фурманова, которые показывают, что если взять наиболее простые и часто встречаемые формы детской агрессии: реакции обидеть или ударить, то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрессивных актов в час. Кроме того, 29% из них составляют непосредственные ответные реакции на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается практически постоянной, изменяется лишь в зависимости от пола и составляет 33% у мальчиков и 25% у девочек. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление, соперничество, мстительность.[58;28] 

 Мстительность — это склонность человека к агрессии в отплату за причиненное зло.  П. А. Ковалев выявил, что у школьников 5-11-х классов мстительность у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и наибольшая мстительность у мальчиков наблюдается в возрасте 12 и 14-15 лет. У девочек существенной возрастной динамики мстительности не выявлено. [21;154]


В целом, как отмечает А.И.Фурманов, у мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек — негативизм и вербальная агрессия.   Следует отметить общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций как у мальчиков, так и у девочек. Вместе с тем отмечается временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 16 годам, а также косвенной агрессии и негативизма к 14 и 16 годам. У девочек — ослабление реакций физической и вербальной агрессии отмечается в 14-летнем возрасте, а косвенная агрессия и негативизм имеют постоянные тенденции к нарастанию.[58;29] 

 Подводя итог мы приведём высказывание Л. Пулкинена: «.. если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников — в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению — в юношеском.  Установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц,  скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом — в 14 лет.  А в дальнейшем в 20 лет — к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении и половых связях ». [37;135] Ю.Б. Можигнский также перечисляет этапные проявления агрессивности: в детском возрасте — расторможенностью, драчливостью, садистскими действиями, кражами, стремлением   причинить боль сверстникам или беспомощным (больным, старым) родственникам. Позднее, в период пубертатного кризиса, этапные синдромы обнаруживаются в виде уходов из дома, оппозиции к близкому окружению, употребления одурманивающих средств.

Информация о работе Коррекция агрессивности подростков